Управление государственным долгом




 

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяется Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом.

Согласно Ст.101 БК РФ «Управление государственным и муниципальным долгом»:

1. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

2. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

3. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

Законодательство разграничивает ответственность по долговым обязательствам РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Так, РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ. Равным же образом субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

Государственные и муниципальные заимствования имеют разную «специализацию», а также различаются по органам, имеющим право их осуществлять[3].

В процессе исполнения бюджета нередко возникает потребность реструктурировать долг. Реструктуризация долга — это прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных обязательств иными обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств. Реструктурирование основывается на соответствующем соглашении.

Важной составляющей управления государственным долгом является установление его предельного объема и предельного объема государственных заимствований РФ. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной год утверждаются законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Установлено, что предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.

Бюджетный кодекс предусматривает случаи, когда Правительство РФ вправе осуществлять заимствования свыше установленного предельного их объема:

· по внешним заимствованиям — если при этом Правительство РФ осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга;

· по внутренним (внешним) заимствованиям вместо внешних заимствований — если это снижает расходы на обслуживание долга в рамках установленного объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен.

Например, верхний предельный размер государственных внешних заимствований РФ в форме несвязанных финансовых кредитов на 2003 г. установлен в сумме 1,29 млрд. долл. США.

Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования с превышением предельного размера государственных внешних заимствований с целью реструктуризации государственного внешнего долга РФ и снижения совокупных затрат по его обслуживанию и погашению. Правительство РФ вправе определять объемы, формы, срок, методы и стоимостные условия государственных внешних заимствований.

К примеру, по состоянию на 1 января 2004 г.:

• верхний предел государственного внешнего долга РФ в сумме 123,7 млрд. долл. (или 103,1 млрд. евро) без учета неурегулированной задолженности РФ в клиринговых и замкнутых валютах, включая гарантии, выданные третьим лицам на привлечение внешних заимствований, и задолженности по кредитам, предоставленным Внешэкономбанком Минфину РФ в 1998–1999 гг. за счет средств ЦБ РФ в инвалюте для расчетов по государственному внешнему долгу РФ;

• верхний предел государственного внешнего долга иностранных государств (за исключением государств СНГ) перед РФ в размере 75,1 млрд. долл.;

• верхний предел государственного внешнего долга государств СНГ перед РФ в размере 3,3 млрд. долл.;

• предел предоставления гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований в размере 2,3 млрд. долл.

В 2003 г. на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства РФ, Правительство РФ вправе направлять:

• сальдо поступлений от операций на рынке с государственными ценными бумагами;

• доходы от приватизации государственного имущества;

• поступления от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, а также права на заключение договоров их аренды;

• сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней;

• кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм;

• средства финансового резерва.

Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавливается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга с указанием предельного объема обязательств по гарантиям. Предельный объем долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.

Государственные заимствования осуществляются в рамках соответствующих программ. Так, Программа государственных внешних заимствований РФ — это перечень внешних заимствований РФ на год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них:

1) для несвязанных (финансовых) заимствований:

• источника привлечения;

• суммы заимствования;

• срока погашения;

2) для целевых иностранных заимствований:

• конечного получателя;

• цели заимствования и направления использования;

• источника заимствования;

• суммы заимствования;

• срока погашения;

• гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;

• оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года;

• прогноза объема использования средств в очередном финансовом году.

Программа внешних заимствований РФ отдельно предусматривает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл., на весь срок займа. Они реализуются только при условии их утверждения в составе Программы Федеральным Собранием. В Программе объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85% общего объема внешних заимствований.

Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования, не включенные в Программу, если они осуществляются в процессе реструктуризации внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на обслуживание этого долга в рамках установленного предельного его объема. Данное право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) заимствования. В Программу обязательно включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если они не утратили силу.

Бюджетное законодательство предусматривает случаи, когда можно вносить изменения в предельные объемы внешних заимствований и Программу государственных внешних заимствований РФ. Договоры о заимствованиях РФ, исполнение которых требует увеличения утвержденных предельных объемов, заключаются только после внесения изменений в закон о бюджете.

Это требование не распространяется на договоры, заключенные Правительством РФ, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема внешнего долга.

Договоры о внешних заимствованиях РФ и предоставлении гарантий по внешним займам подлежат ратификации, если:

• эти займы (гарантии) не включены в Программу государственных внешних заимствований РФ и (или) привлекаемые договорами финансовые средства превышают 10 млн. долл., на весь срок займа;

• исполнение договоров требует увеличения утвержденных предельных объемов внешних заимствований.

Договоры о внешних заимствованиях РФ не подлежат ратификации, если они заключены Правительством РФ при осуществлении им реструктуризации внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема внешнего долга.

Кроме рассмотренной Программы разрабатывается и Программа государственных внутренних заимствований РФ[4], субъектов РФ, муниципальных образований, которая представляет собой:

• перечень внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на очередной год по видам заимствований;

• общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств.

В случае выпуска долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного имущества Программа внутренних заимствований должна содержать данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в рублях, а также перечень имущества, которое может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока заимствования.

Программа внутренних заимствований представляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ соответствующему законодательному органу в виде приложения к проекту закона о бюджете.

В Программу обязательно включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если соглашения не утратили силу.

Осуществление государственных или муниципальных заимствований, а также предоставление гарантий иным заемщикам допускаются только в случае утверждения следующих параметров:

• привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета, соответствующего установленным ограничениям;

• предельного размера государственного или муниципального долга;

• расходов на обслуживание соответствующего государственного или муниципального долга в году. При этом предельный объем названных расходов, утвержденный законом о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15% объема расходов бюджета.

Если при исполнении бюджета субъекта РФ нарушается хотя бы один из указанных параметров и при этом субъект РФ в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих обязательств, принятие им новых обязательств осуществляется только после приведения указанных бюджетных параметров в соответствие с названными требованиями, за исключением заимствований (принятия других обязательств), осуществляемых в целях реструктуризации и погашения долга субъекта РФ.

Если при исполнении бюджета субъекта РФ нарушается хотя бы один из приведенных параметров и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих обязательств, уполномоченный на то орган власти РФ может применить следующие меры:

• назначить проверку исполнения бюджета субъекта РФ;

• передать исполнение его бюджета под контроль Минфина РФ;

• принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством.

Аналогичные нормы относятся и к соответствующим нарушениям со стороны муниципальных образований.

Поступления в бюджет средств от заимствований и других долговых обязательств отражаются в нем как источники финансирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа)) по государственным или муниципальным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Доходы, полученные от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг, в сумме, превышающей номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем году.

Погашение основной суммы долга, возникшего из заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

При выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, исполнение обязательств по ним может осуществляться путем передачи в собственность владельцев этих бумаг соответствующего имущества.

Как было показано раньше, Программа государственных внутренних заимствований РФ предполагает получение значительных средств в бюджет за счет эмиссии ценных бумаг.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг принимается в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга, установленными в соответствии с настоящим Бюджетным кодексом, законом о бюджете, а также с программой внутренних заимствований. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ принимается также в соответствии с Программой государственных внешних заимствований РФ.

Условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Минфине РФ. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Бюджетное законодательство предусматривает, что заимствования могут осуществляться и в такой форме, как предоставление государственных и муниципальных гарантий. Гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование — гарант письменно обязуется отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами.

Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

Гарант несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.

Предусмотренное гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии, в полном объеме.

Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг РФ, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта.

Исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.

Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета.

Бюджетное законодательство регламентирует порядок предоставления государственных гарантий. При этом существуют некоторые особенности в зависимости от гаранта. Так, общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в рублях включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид долгового обязательства. Законом о федеральном бюджете утверждаются государственные гарантии РФ, выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1 млн. МРОТ.

Аналогично, общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего долга РФ как вид долгового обязательства. Кроме того, должны отдельно утверждаться государственные гарантии РФ на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн. долл. Предоставление таких гарантий утверждается в порядке, предусмотренном для внешних заимствований в составе соответствующей Программы.

Если получатель гарантии исполнил свои обязательства перед третьим лицом, на соответствующую сумму сокращается внешний либо внутренний долг РФ, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Минфин РФ либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных гарантиями РФ, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям.

Государственной Думе представляется отчет:

• о выданных гарантиях по всем получателям гарантий;

• об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями;

• об осуществлении государством платежей по выданным гарантиям.

Гарантии РФ предоставляются Правительством РФ. Минфин РФ либо иной уполномоченный орган представляет Правительство РФ на переговорах о предоставлении гарантий и заключает соответствующие соглашения от имени Правительства РФ. При этом обязательным условием является предварительная проверка финансового состояния получателя гарантии.

Государственные гарантии субъектов РФ и муниципальные гарантии предоставляются субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре о предоставлении гарантии указывается обеспечиваемое ею обязательство.

Законом (решением) о бюджете устанавливается перечень предоставляемых отдельным субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов соответствующего бюджета.

При исполнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается долг субъекта РФ, муниципальный долг, что отражается в отчете об исполнении бюджета.

Бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у банков и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Исключением являются случаи, если названным учреждениям задерживают финансирование из бюджета более чем на два месяца или финансируют не более чем на 75% объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал. В этих случаях бюджетные учреждения вправе самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия в обязательном порядке регистрируют свои заимствования у третьих лиц в финансовом органе. Орган, исполняющий бюджет, ведет реестр задолженности унитарных предприятий.

Законодательством предусмотрен следующий порядок обслуживания государственного внутреннего долга РФ, внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.

Расходы по размещению, выплате доходов и погашению обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета через ЦБ РФ и его учреждения, если иное не предусмотрено Правительством РФ. При этом ЦБ РФ, другие специализированные финансовые институты выполняют функции генерального агента Правительства РФ на основе специальных соглашений. ЦБ РФ осуществляет эти функции безвозмездно.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Минфине РФ, который ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (Государственная долговая книга РФ).

Государственная долговая книга РФ содержит следующие сведения:

• объем долговых обязательств (в том числе гарантий) РФ;

• дата возникновения обязательств;

• формы обеспечения обязательств;

• исполнение указанных обязательств полностью или частично;

• другая информация.

Бюджетное законодательство регулирует порядок выдачи кредитов Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. Указанные государственные кредиты формируют государственные внешние активы РФ. Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ.

Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед РФ по видам долговых обязательств и по заемщикам попадают в Государственную Думу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о бюджете.

Предоставление кредитов иностранным государствам нередко сопровождается реструктуризацией долга — погашение ими своих обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) задолженности.

Федеральным законом о бюджете утверждаются:

• суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

• предельный размер долга иностранных государств на конец года, за исключением государств — участников СНГ;

• предельный размер долга государств — участников СНГ;

• предельный объем кредитов, предоставляемых иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением кредитов, предоставляемых государствам — участникам СНГ;

• предельный объем кредитов, предоставляемых государствам - участникам СНГ;

• Программа предоставления кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Программа предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям за счет средств федерального бюджета — это перечень кредитов на очередной год с указанием:

1) цели предоставления кредитов;

2) наименования получателей кредитов;

3) общего объема кредитов;

4) объема кредитов, предоставленных в данном году.

Эта Программа утверждается при рассмотрении Государственной Думой проекта закона о бюджете в третьем чтении в качестве отдельного приложения к закону. Если Программа не утверждается, действие ранее утвержденной программы продлевается на очередной год до утверждения новой Программы.

Договор о предоставлении РФ кредитов на сумму более 10 млн. долл. может быть подписан российской стороной только в случае утверждения кредита в первый предполагаемый год в составе Программы.

Если после включения кредитов в Программу, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл., сумма, не расписанная по отдельным кредитам, превысит 15% общего объема предоставления кредитов на очередной год, указанная программа должна быть детализирована: в ней должны быть предусмотрены в порядке убывания суммы кредитов, величина которых ниже 10 млн. долл., до тех пор пока не расписанная по отдельным кредитам сумма не станет ниже 15% общего объема предоставления кредитов.

Договоры о предоставлении РФ кредитов, выполнение которых требует увеличения предельных объемов предоставления кредитов РФ, утвержденных законом о бюджете, могут быть заключены только после внесения соответствующих изменений в этот закон.

Договоры о предоставлении кредитов РФ утверждаются Федеральным Собранием федеральным законом, если:

• предусмотренные этими договорами кредиты не включены в Программу;

• предоставляемые по ним финансовые средства превышают 10 млн. долл. на весь срок кредита;

• их исполнение требует увеличения предельного объема предоставления кредитов, утвержденных законом о бюджете.

Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед РФ подлежат ратификации Государственной Думой, за исключением случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия РФ в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.

Уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед РФ может быть осуществлена в соответствии со специальным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в законе о бюджете.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется представительными и исполнительными органами государственной власти.

В соответствии с Законом “О государственном внутреннем долге РФ”. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.


Список литературы

 

1. Горбунова О.Н. Финансовое право, - М.; Юристъ,1996.

2. Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004.

3. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник: Краткий курс/ Под ред. д. э. н., проф. Н. Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М,2007.

4. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг. – М.: ИНФРА-М, 2006.

5. Миляков Н. В. Финансы. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004.

6. БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 19.12.2006)

7. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2005.


Приложения

 

(расположены в порядке упоминания в тексте)

 

Таблица 1.

  Госкредит Банковский кредит
Цель использования прежде всего покрытие бюджетного дефицита преодолевать негативные последствия, вызванные неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена
Получатели органы власти и управления физические и юридические лица
Юридические последствия нарушения сроков возврата как правило, к государству не предусматриваются экономические санкции срок возврата кредита строго определен и его нарушение приводит к возникновению соответствующих санкций
Назначение не имеет строго целевого назначения на конкретные цели
Согласованность экономических интересов участников отношений обособлены совпадают
Влияние на денежную массу в обращении всегда сокращает количество денег в обращении может служить причиной появления избыточной денежной массы

 

Таблица 2.

По натурально-вещественной форме Товарная
Денежная
По эмитенту Правительство РФ
правительства субъектов РФ
местные органы власти
государственные учреждения
По месту размещения Внутренние в рублях
в инвалюте
внешние
По субъектам-кредиторам физические лица
юридические лица
определенные категории юридических лиц
как физические, так и юридические лица
По методам размещения принудительные
добровольные
По форме юридического оформления облигационные (путем эмиссии ценных бумаг) казначейские обязательства
облигации в натуральной форме
в денежной форме
в форме записи на счетах
в бумажной форме (именные и на предъявителя)
безоблигационные (договоры, соглашения и т.п.)
По форме выплаты дохода процентные с твердой ставкой процента
с плавающей ставкой процента
с выплатой через определенные промежутки времени
с выплатой при погашении долга
выигрышные денежные
вещевые
лотерейные
беспроигрышные
процентно-выигрышные
беспроцентные (целевые)
дисконтные
с предоставлением льгот
По срокам размещения краткосрочные – до 1 года
среднесрочные – до 5 лет
долгосрочные – более 5 лет, но до 30 лет
бессрочные (рентные)
По условиям погашения единовременное погашение
погашение сериями
По обеспечению без обеспечения
обеспеченные недвижимостью, землей
высокодоходными и ликвидными активами
будущими доходами от реализации целевых проектов
гарантиями вышестоящих органов власти
драгоценными металлами
         

 

Таблица 3.

  Государственные внешние заимствования РФ Государственные и муниципальные внутренние заимствования
Назначение использования Для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения долговых обязательств Для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов бюджетов в пределах расходов на погашение долговых обязательств  
Кому принадлежит право осуществления заимствований и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий   Российской Федерации. От ее имени осуществлять заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти   Право осуществления заимствований и выдачи гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит: • от имени РФ – Правительству РФ либо уполномоченному им федеральному органу исполнительной власти; • от имени субъекта РФ – единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ; • от имени муниципального образования – уполномоченному органу местного самоуправления  

 

Программа государственных внутренних заимствований РФ на 2004 г.,

утверждена в следующем виде, тыс. руб.:

Внутренние заимствования (привлечение / погашение) 108371138,0

Государственные ценные бумаги 140648591,4

Привлечение средств 258919183,7

Погашение основной суммы задолженности 118270592,3

Иные долговые обязательства 32277453,4

Привлечение средств –

Погашение основной суммы задолженности, 32277453,4

в том числе:

предварительная компенсация сбережений 25000000,0

погашение государственных долговых товарных обязательств 1500000,0

погашение векселей Минфина РФ 3877453,4

прочее погашение 1900000,0

Кроме того:

Предоставление государственных гарантий РФ, 57774000,0

в том числе:

для развития ипотечного жилищного кредитования по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» 4500000,0

по страхованию военных и связанных с ними рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами 30000000,0

для поддержки экспорта промышленной продукции 12688000,0


[1] См. таблицу 1 в разделе ПРИЛОЖЕНИЯ

[2] См. таблицу 2 в разделе ПРИЛОЖЕНИЯ

[3] См. таблицу 3 в разделе ПРИЛОЖЕНИЯ

[4] В разделе ПРИЛОЖЕНИЯ есть (как образец) Программа на 2004 год



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: