СТРУКТУРНО СЕМАНТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ ЖАНРА «ПИРОЖОК»
Ивлева Снежана Валерьевна
Кандидат филологических наук, ВГСПУ, г. Волгоград
Snezhana85@yandex.ru
незрячей спятившей старухе
вчера помог дойти домой
а там моими пирожками
исписан пол и зеркала
silaev-a, 14.12.2012
В XXI веке популярность и доступность Интернет технологий способствует появлению новых возможностей и способов коммуникации, в рамках которой происходит интенсивный процесс взаимодействия и модификации жанров. Сюжетные и стилистические признаки новых жанров отражают обобщенные наиболее значимые черты современной эпохи.
В настоящее время в российском интернет-сообществе активно развивается малый поэтический жанр, получивший название «пирожок».
Автором самого первого «пирожка» принято считать Владислава Кунгурова с сетевым псевдонимом al cogol. Первый пирожок был написан им в апреле 2003 г. [1]:
когда играют кастаньеты
когда звучит пожарный гонг
идут по улице солдаты
их ружья тёплые как соль…
al cogol 09.04.2003 [2]
К одной из известных работ Владислава Кунгурова относится сборник нескладных четверостиший «Каша из космонавта. Пирожки начала века» [3].
Поэт первой половины XX века Даниил Иванович Ювачев (1905 - 1942) может по праву считаться предком «пирожка» как жанра. К коллекции Даниила Хармса есть поэтические работы, написанные в манере современных «пирожков», наиболее известная из которых, это стихотворение «На берегу стояла сволочь» [4].
Термин «пирожок» (также верно «перашок», от англ. cookies) означает короткое четверостишие, четырехстопный ямб (количество слогов в строках строго 9-8-9-8), без заглавных букв или знаков препинания. Приведем пример «пирожка», который вполне можно назвать образцовым для рассмотрения данного жанра:
мой дядя самых честных правил (9 слогов)
когда не в шутку занемог (8 слогов)
четыре трупа возле танка (9 слогов)
дополнят утренний пейзаж (8 слогов) [5]
Как мы видим из приведенного примера, все буквы в «пирожке» написаны кириллицей, одинаковыми шрифтом, имеют одинаковый цвет и величину. В пирожках не используются цифры. Числа прописываются словами.
Для пирожков также характерны некоторые стилистические и сюжетные приёмы, один из которых заключается в том, что персонажей обычно называют по именам:
оксана заболела утром
к ней вызван лучший терапевт
а врач ушел мыть в кухню руки
и съел все мясо из борща [6]
В данном четверостишии встречается прижившийся и ставший традиционным персонаж Оксана. Наряду с Оксаной в пирожках часто упоминаются такие герои, как Аркадий, Олег, Илья, Зухра, Зульфия, а также ряд фамилий Шаинский, Куклачов, Станиславский, и пр. Данные полюбившиеся читателям персонажы могут появляться при описании самых неожиданных тем/ сюжетов.
Использование рифмы в стишках-пирожках допустимо, однако не приветствуется. Использование аббревиатур не допускается, все скрытые слоги прописываются полностью, как, например: октябырь, ихтиандыр и т.д.
Зачастую, читая «пирожки», мы имеем дело с авторским переиначиванием слов. Например:
семен задумался о жызни
грустит и пъёт десятый день
а николай веселый ходит
все время думает про смерть [7]
Наиболее яркими примерами подобного переиначивания служат: жызнь, патамушта, сватьба, пришол и т.д.
Одним из часто употребляемых технических приёмов при написании пирожков является синкопирование, особый ритмический элемент стихотворного метра:
а как понять что одиноко
что никому не нужен ты
в стране где не бывает снега
в какой нибудь бразилии [8]
Нецензурная лексика встречается лишь в том случае, если ее употребление оправдано с точки зрения смысла и художественной выразительности. Если мат употреблен в четверостишии неоправданно, подобное четверостишие обречено не проийти модерациюи не будет опубликовано на сайте.
Большинство пирожков содержат иронию и нередко чёрный юмор:
смотрите мёртвая старушка
и черви ползают по ней
но вы не на червей смотрите
а на спокойное лицо [9]
Стоит отметить, что не каждый четырехстопный ямб, который игнорирует правила орфографии и синтаксиса и является нескладным, может считаться «пирожком. «Пирожок» обязательно должен вызвать улыбку. Получение удовольствия у читателя или слушателя – это главная цель рассматриваемого сетевого жанра.
Желание автора поделиться с аудиторией своей шуткой посредством стишков-пирожков приравнивается к желанию хозяйки поделиться с гостями своим кулинарным мастерством и получить похвалу. Стишки-пирожки и пирожки реальные являются тригерным фактором начала и развития успешной коммуникации.
Пирожки имеют конкретных авторов, чаще всего подписывющихся сетевыми псевдонимами, и потому каждый пирожок, будучи литературным произведением, является объектом авторского права. Однако из-за высокой цитируемости на разных сайтах примеры подобных четверостиший могут терять своих авторов.
В Настоящее время существуют специальные сайты, где выкладываются и обсуждаются стишки-пирожки. Подобные площадки для чтения и публикации четверостиший получили название «перашковые». Создателем одной из самых крупных «пирожковых» сетей является Вадим Саханенко.
Тематика размещенных на подобных сайтах «пирожковой поэзии» достаточно разнообразна, от бытовой до политической:
вот вы заходите в квартиру
и понимаете что вам
никто не рад и вы стоите
в прихожей молча до утра
i-mel, 08.08.2012 [10]
В ней нашли отражение наиболее значимые сферы человеческой жизни. Современная обстановка в Украине вызвала появление массы четверостиший на политеческую тему, как, например:
сидит на танке миротворец
обычный русский человек
весна в крыму картина маслом
наш век [11]
Особенность «пирожковой поэзии» заключается в том, что она призвана взволновать читателя, вызвать его эмоциональный интерес и спровоцировать соучастие. «Пирожковая поэзия» полна абсурда:
мужик идёт с конем по полю
и конь внезапно говорит
не надо петь про это песню
пусть это будет наш секрет [12]
Показанная абсурдность данного пирожка призвана бороться с банальностью бытия и расширять границы человеческого сознания.
Стишки-пирожки возвращают нас к человеку примитивному. Для него не существовало культурных запретов и страха перед критикой. Человек полностью уподоблялся своим природным инстинктам и выражал поток мыслей в действии. Отсутствовала необходимость держать свои импульсы в узде, не существовало норм морали и культурной критики.
Современные сетевые четверостишия-пирожки это один из путей выражения запретного, призыв к бессознательному и получение удовольствия от выброса возможной скрытой агрессии.
Стоит отметить, что в русском фольклоре всегда существовали стихотворные формы, где соединялся юмор и запретные для открытого культурного обсуждения темы. В этом стишки-пирожки сродни частушкам, абсурдным лимерикам, детским четверостишиям с черным юмором. Развивающийся в настоящее время новый сетевой жанр «перашков» может быть отнесен к разряду творческого хулиганства, высмеющего современные проблемы общества.