Ивлева Снежана Валерьевна




СТРУКТУРНО СЕМАНТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ ЖАНРА «ПИРОЖОК»

Ивлева Снежана Валерьевна

Кандидат филологических наук, ВГСПУ, г. Волгоград

Snezhana85@yandex.ru

незрячей спятившей старухе

вчера помог дойти домой

а там моими пирожками

исписан пол и зеркала

silaev-a, 14.12.2012

 

В XXI веке популярность и доступность Интернет технологий способствует появлению новых возможностей и способов коммуникации, в рамках которой происходит интенсивный процесс взаимодействия и модификации жанров. Сюжетные и стилистические признаки новых жанров отражают обобщенные наиболее значимые черты современной эпохи.

В настоящее время в российском интернет-сообществе активно развивается малый поэтический жанр, получивший название «пирожок».

Автором самого первого «пирожка» принято считать Владислава Кунгурова с сетевым псевдонимом al cogol. Первый пирожок был написан им в апреле 2003 г. [1]:

когда играют кастаньеты

когда звучит пожарный гонг

идут по улице солдаты

их ружья тёплые как соль…

al cogol 09.04.2003 [2]

К одной из известных работ Владислава Кунгурова относится сборник нескладных четверостиший «Каша из космонавта. Пирожки начала века» [3].

Поэт первой половины XX века Даниил Иванович Ювачев (1905 - 1942) может по праву считаться предком «пирожка» как жанра. К коллекции Даниила Хармса есть поэтические работы, написанные в манере современных «пирожков», наиболее известная из которых, это стихотворение «На берегу стояла сволочь» [4].

Термин «пирожок» (также верно «перашок», от англ. cookies) означает короткое четверостишие, четырехстопный ямб (количество слогов в строках строго 9-8-9-8), без заглавных букв или знаков препинания. Приведем пример «пирожка», который вполне можно назвать образцовым для рассмотрения данного жанра:

мой дядя самых честных правил (9 слогов)

когда не в шутку занемог (8 слогов)

четыре трупа возле танка (9 слогов)

дополнят утренний пейзаж (8 слогов) [5]

Как мы видим из приведенного примера, все буквы в «пирожке» написаны кириллицей, одинаковыми шрифтом, имеют одинаковый цвет и величину. В пирожках не используются цифры. Числа прописываются словами.

Для пирожков также характерны некоторые стилистические и сюжетные приёмы, один из которых заключается в том, что персонажей обычно называют по именам:

оксана заболела утром

к ней вызван лучший терапевт

а врач ушел мыть в кухню руки

и съел все мясо из борща [6]

В данном четверостишии встречается прижившийся и ставший традиционным персонаж Оксана. Наряду с Оксаной в пирожках часто упоминаются такие герои, как Аркадий, Олег, Илья, Зухра, Зульфия, а также ряд фамилий Шаинский, Куклачов, Станиславский, и пр. Данные полюбившиеся читателям персонажы могут появляться при описании самых неожиданных тем/ сюжетов.

Использование рифмы в стишках-пирожках допустимо, однако не приветствуется. Использование аббревиатур не допускается, все скрытые слоги прописываются полностью, как, например: октябырь, ихтиандыр и т.д.

Зачастую, читая «пирожки», мы имеем дело с авторским переиначиванием слов. Например:

семен задумался о жызни

грустит и пъёт десятый день

а николай веселый ходит

все время думает про смерть [7]

Наиболее яркими примерами подобного переиначивания служат: жызнь, патамушта, сватьба, пришол и т.д.

Одним из часто употребляемых технических приёмов при написании пирожков является синкопирование, особый ритмический элемент стихотворного метра:

а как понять что одиноко

что никому не нужен ты

в стране где не бывает снега

в какой нибудь бразилии [8]

Нецензурная лексика встречается лишь в том случае, если ее употребление оправдано с точки зрения смысла и художественной выразительности. Если мат употреблен в четверостишии неоправданно, подобное четверостишие обречено не проийти модерациюи не будет опубликовано на сайте.

Большинство пирожков содержат иронию и нередко чёрный юмор:

смотрите мёртвая старушка

и черви ползают по ней

но вы не на червей смотрите

а на спокойное лицо [9]

Стоит отметить, что не каждый четырехстопный ямб, который игнорирует правила орфографии и синтаксиса и является нескладным, может считаться «пирожком. «Пирожок» обязательно должен вызвать улыбку. Получение удовольствия у читателя или слушателя – это главная цель рассматриваемого сетевого жанра.

Желание автора поделиться с аудиторией своей шуткой посредством стишков-пирожков приравнивается к желанию хозяйки поделиться с гостями своим кулинарным мастерством и получить похвалу. Стишки-пирожки и пирожки реальные являются тригерным фактором начала и развития успешной коммуникации.

Пирожки имеют конкретных авторов, чаще всего подписывющихся сетевыми псевдонимами, и потому каждый пирожок, будучи литературным произведением, является объектом авторского права. Однако из-за высокой цитируемости на разных сайтах примеры подобных четверостиший могут терять своих авторов.

В Настоящее время существуют специальные сайты, где выкладываются и обсуждаются стишки-пирожки. Подобные площадки для чтения и публикации четверостиший получили название «перашковые». Создателем одной из самых крупных «пирожковых» сетей является Вадим Саханенко.

Тематика размещенных на подобных сайтах «пирожковой поэзии» достаточно разнообразна, от бытовой до политической:

вот вы заходите в квартиру

и понимаете что вам

никто не рад и вы стоите

в прихожей молча до утра

i-mel, 08.08.2012 [10]

В ней нашли отражение наиболее значимые сферы человеческой жизни. Современная обстановка в Украине вызвала появление массы четверостиший на политеческую тему, как, например:

сидит на танке миротворец

обычный русский человек

весна в крыму картина маслом

наш век [11]

Особенность «пирожковой поэзии» заключается в том, что она призвана взволновать читателя, вызвать его эмоциональный интерес и спровоцировать соучастие. «Пирожковая поэзия» полна абсурда:

мужик идёт с конем по полю

и конь внезапно говорит

не надо петь про это песню

пусть это будет наш секрет [12]

Показанная абсурдность данного пирожка призвана бороться с банальностью бытия и расширять границы человеческого сознания.

Стишки-пирожки возвращают нас к человеку примитивному. Для него не существовало культурных запретов и страха перед критикой. Человек полностью уподоблялся своим природным инстинктам и выражал поток мыслей в действии. Отсутствовала необходимость держать свои импульсы в узде, не существовало норм морали и культурной критики.

Современные сетевые четверостишия-пирожки это один из путей выражения запретного, призыв к бессознательному и получение удовольствия от выброса возможной скрытой агрессии.

Стоит отметить, что в русском фольклоре всегда существовали стихотворные формы, где соединялся юмор и запретные для открытого культурного обсуждения темы. В этом стишки-пирожки сродни частушкам, абсурдным лимерикам, детским четверостишиям с черным юмором. Развивающийся в настоящее время новый сетевой жанр «перашков» может быть отнесен к разряду творческого хулиганства, высмеющего современные проблемы общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: