Философия существует уже три тысячи лет. В европейской культуре она воз-
никла в конце УП века до нашей эры в Древней Греции. За двадцать шесть
веков развития философского мировоззрения были созданы многие десятки
философских школ, учений, теорий; сотни выдающихся и великих мыслите-
лей внесли свой оригинальный и неповторимый вклад в копилку философ-
ского знания. Как разобраться в многообразии философских построений,
различных мировоззренческих идей, альтернативных и нередко противопо-
ложных по смыслу и конкурирующих друг с другом философских теорий?
Критерий оценки тех или иных философских позиций предложил в своих
«Лекциях по истории философии» великий немецкий философ Х1Х века Ге-
орг Гегель: определить место той или иной теории можно в соответствии с
тем, как она решает проблему отношения мышления к бытию. Другой не-
мецкий мыслитель того же века, классик марксистской философии Фридрих
Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой фило-
софии» назвал эту проблему основным вопросом философии и сформулиро-
вал её следующим образом: «Великий основной вопрос всей, и в особенности
новейшей философии, есть вопрос о том, что первично: материя или созна-
ние, бытие или мышление, природа или дух?» Ещё одна постановка вопроса
звучит так: «Создан ли мир Богом, или он существует от века?» Иначе гово-
ря, первичность не сводится к ответу “раньше – позже”, а означает начало и
причину, основание и сущность.
В соответствии с тем, как философы отвечают на основной вопрос фило-
софии, они могут быть отнесены к одному из направлений философской
мысли.
Те, кто считал, что первична материя, природное начало, составили лагерь
материализма в таких сменявших одна другую формах, как натуралистиче-
ский материализм античности; метафизический материализм средневековья,
механистический материализм Нового времени и диалектический материа-
лизм Х1Х – ХХ веков. По имени крупнейшего материалиста Древней Греции
материализм называют линией Демокрита в философии.
Те, кто решал основной вопрос философии в пользу сознания, идеального
начала, духовной сущности мира, составили лагерь идеализма в таких его
формах, как объективный идеализм, утверждавший существование духовной
сущности вне человека и природы в виде мирового разума, космической ду-
ши, абсолютной идеи и тому подобного; и субъективный идеализм, полагав-
ший первичным и в смысле существования, и в смысле познания сознание
самого человека. По имени крупнейшего идеалиста Древней Греции идеа-
лизм называют линией Платона в философии, а субъективный идеализм свя-
зывают с именем его первого представителя – английского философа ХУП
века Джорджа Беркли.
Основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя,
и сознание представляют собой изначальные сущности и не могут быть све-
дены друг к другу. Каждая из них независима и в действительности они за-
нимают равное место. Такая позиция получила наименование дуализма и
встречалась в истории философии гораздо реже, чем материализм и идеа-
лизм, которые, утверждая принцип единства мира, могут быть охарактеризо-
ваны как монизм, монистическая философия от mono – один. Ярким предста-
вителем дуализма был французский философ ХУП века Рене Декарт.
Возможен также и такой вариант ответа на основной вопрос философии, в
котором утверждается наличие множества первоначал, в предельном случае
множества неограниченного. Такое решение получило название плюрализма
от латинского pluralis – множественный и было предложено один лишь раз за
всю историю философии великим немецким мыслителем ХУП века Готтф-
ридом Лейбницем.
Ещё одна проблема, а именно: “ познаваем ли мир? способен ли человек
правильно и со всей возможной глубиной постигнуть сущность окружающей
его действительности?” - эта проблема получила в упомянутой работе Эн-
гельса наименование второй стороны основного вопроса философии, по-
скольку речь идёт о взаимосвязи и единстве бытия и мышления. Этот вопрос
допускает два ответа: “мир познаваем”, и такое решение называют гносеоло-
гическим оптимизмом от греческого gnoseo – знаю; и “мир непознаваем” –
гносеологический пессимизм или агностицизм, яркими представителями ко-
торого были шотландский философ ХУП века Давид Юм и родоначальник
немецкой классической философии Х1Х века Иммануил Кант.
Варианты решения как первой, так и второй стороны основного вопроса
философии представляют собой основные типы философских построений, а
частные решения в рамках каждого из типов ре-шений составляют дальней-
шую классификацию философских теорий.
Эволюция философского знания. Предмет философии изменялся со
временем в силу того, что философское знание имеет рефлексивный харак-
тер. Оно сосредоточивается на тех идеях, понятиях и переживаниях, которые
составляют центр духовной культуры общества в ту или иную историческую
эпоху, к которым обращён пристальный интерес людей в определённый пе-
риод их исторического развития, которые заполняют как сознание отдельных
людей, так и общества в целом.
Так, в Aнтичную эпоху, с VI века до нашей эры по IV век нашей эры
предметом осмысления была природа, поскольку люди в то время ещё не от-
деляли себя от природы, не противопоставляли себя ей и более того – упо-
добляли себя природе, полагая, что человек есть микрокосм, то есть малень-
кое подобие большого космоса. Природные силы и стихии, устройство земли
и неба, события и явления в окружающей ойкумену – обжитой и освоенный
людьми мир - естественной среде: вот что занимает умы древних мыслите-
лей. В натуралистическом мировоззрении Античности человек вписан в со-
став космоса как один из его элементов и понимание космического порядка
имеет первостепенное значение. В силу этого обстоятельства философия ан-
тичной эпохи может быть охарактеризована как космоцентризм.
В Средние века, с V по XIV, ориентация философии меняется радикаль-
ным образом, поскольку центральное место в духовной культуре общества
занимает религия и философия рефлексирует над содержанием религиозных
мировоззренческих доктрин. Теперь её занимают проблемы сотворения мира,
божественного откровения, гармонии веры и разума, цели существования и
конца света. Видное место занимает проблема теодицеи – оправдания Бога и
поиска источника зла.
Понятно, что центральной фигурой религиозного мировоззрения являет-
ся сам Творец, сущность которого стремятся постигнуть как силой ума, так и
путём сверхчувственной интуиции, когда обладающему глубокой и искрен-
ней верой человеку божественное Провидение приоткроет завесу тайны бы-
тия. В связи с ориентацией на постижение Бога и Его сакральной воли сред-
невековая философия предстаёт перед нами как теоцентризм (от греческого
theos – Бог).
Следующая эпоха – Возрождение, XV - XVI века – выдвигает на веду-
щую роль в общественной жизни другую форму духовной культуры, а имен-
но: искусство. Ренессанс, эпоха Возрождения стала временем гениального
творчества великих мастеров живописи и музыки, поэзии и прозы, ваяния и
зодчества. По всем странам Европы прошло движение гуманистов (от латин-
ского humanum – человек), внушая всеми средствами искусства уважение к
достоинству человека, провозглашая самоценность человеческой жизни.
Человек-художник, человек-мастер, человек-творец – он чуть ли не рав-
няется с самим господом Богом и уж во всяком случае как образ и подобие
Божие на земле человек обладает свободой воли и поэтому сам является хо-
зяином своей судьбы и несёт ответственность за свои прошлые деяния и гря-
дущие последствия. Такое направление мировоззренческой мысли называет-
ся антропоцентризм (от греческого anthropos – человек).
Эпоха Просвещения охватывает XVII - XVIII века и характерна бурным
развитием науки, которая после философских манифестов Френсиса Бэкона
приобретает опытный, экспериментальный характер и превращается из умо-
зрительной и спекулятивной схоластики, университетского школярства, в
науку в современном понимании этого слова, то есть в профессиональную
познавательную деятельность.
Академические учёные сообщества, книгопечатание и появление массо-
вой прессы, распространение грамотности от светских салонов до городских
и даже сельских низов – вот приметы времени. Выдающиеся учёные, фунда-
ментальные теории в естествознании, поразительные открытия в исследова-
нии живой и неживой природы – вот достижения эпохи. Само слово “про-
свещение” означает борьбу света разума против тьмы невежества, света нау-
ки против религиозного мракобесия. Рефлексия над наукой приводит фило-
софию к тому, что она выступает как гносеоцентризм (от греческого gnosis –
знание).
В XIX веке наступает эпоха классицизма. Классические, то есть образ-
цовые, служащие примером и предметом изучения и подражания, закончен-
ные и совершенные творения – это идеал позапрошлого века. В этот период
создаются классические теории в науке, появляются классические литерату-
ра, живопись, музыка. В России, к примеру, это Лобачевский и Менделеев,
поэты и прозаики пушкинской словесности, художники-передвижники, “мо-
гучая кучка” композиторов.
Век девятнадцатый – это время наполеоновских войн, бурных и крова-
вых революций от декабристов до Парижской Коммуны, глубоких социаль-
ных реформ. Исторический процесс стал не просто заметным – он обрёл ха-
рактер бурной публичной жизни и состояние общества, юридические и соци-
альные проблемы выводят на первые роли в науке, публицистике и даже ис-
кусстве обществоведение на смену естествознанию. Философия отображает
новый фокус общественного внимания и выступает как социоцентризм (от
греческого socium – общество).
Наконец современная эпоха, XX век – это время крупнейших социаль-
ных революций, имевших мировое значение; время мировых войн, вовлек-
ших в трагедию самоистребления большую часть человечества; время все-
мирных организаций, таких как Лига Наций и ООН; время создания круп-
нейших региональных союзов наднационального характера в Европе, Север-
ной Америке, Азиатско-тихоокеанском регионе.
Двадцатый век – это век глобализации общественной жизни, когда мно-
гие процессы от сфер экологии и демографии до областей экономики и поли-
тики приобретают общепланетный масштаб. Оружие массового уничтоже-
ния, спутниковые системы связи, транснациональные корпорации, информа-
ционная сеть Internet составили первые несущие конструкции единого чело-
вечества. В этих условиях исключительную роль начинает играть политика,
управленческие технологии, формирование общественного мнения, культи-
вирование массовой психологии и идеологии.
Философия реагирует на духовные новации эпохи выделением из своего
предмета специальной дисциплины – политологии, обострённым вниманием
к социальной проблематике, и в силу этого сама выступает на этом этапе раз-
вития своего предмета как политоцентризм (от греческого polis – город, го-
сударство).
Какой будет философия в XXI веке? Обратится ли она вновь к идеям гу-
манизма? Скатится ли к мистицизму или религиозному обскурантизму? Уй-
дёт ли в сухой и педантичный сциентизм? Вновь заразится скепсисом и ир-
рационализмом? Ответ на эти вопросы даст время, а направление эволюции
философского знания определит вектор развития духовной культуры обще-
ства, потому что философия есть лишь зеркало этой культуры и эхо её ос-
новного мотива.