Тема: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАВЫКАХ ПИСЬМА.
ЛЕВОРУКОСТЬ У ДЕТЕЙ (практикум)
Ц е л и:
- познакомить родителей с особенностями формирования навыка письма у младших школьников;
- раскрыть понятие «правильное положение при письме»;
- рассмотреть методы и приемы развития мелкой моторики и координации движений рук у младшего школьника;
- показать особенности леворуких детей;
- дать рекомендации родителям по формированию навыка письма и чтения у леворуких детей.
Участники: классный руководитель, родители первоклассников, школьный психолог.
Подготовительная работа:
1. Диагностические упражнения для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук учащихся (проводит школьный психолог).
Возможно использование специальной литературы: методика «Домик» (разработана Н. И. Гу т кипой); тест Куглера, методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру), рисование простых узоров (Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. - Ярославль, 1987).
2. Анализ результатов диагностики учащихся.
3. Наблюдение классного руководителя за положением, которое принимают учащиеся при письме. Оформление отчета об итогах наблюдения: у кого неправильно сформирован навык письма, какие трудности испытывают при письме и чтении ученики и с чем они связаны.
Выработка на основе наблюдений рекомендаций для родителей.
4. Оформление приглашений родителям на собрание.
5. Подбор заданий и игровых упражнений по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей.
6. Подготовка рабочих мест для трех микрогрупп родителей.
Оформление, оборудование и инвентарь:
· памятки для родителей «Правильное положение при письме»;
|
· запись на доске темы собрания, эпиграфа:
Он встал, левой рукой перекрестился.
Они заметили, что он левой рукой крестится, и
спрашивают у курьера:
- - Что он - лютеранец или протестант?
- - Нет, он не лютеранец, а русской веры.
- - А зачем же он левой рукой крестится?
- - Он - левша и все левой рукой делает.
Н. С. Лесков
· Листок с описанием игровых упражнений и заданий для развития мелкой моторики рук;
· таблица-плакат «Сиди правильно».
Ход собрания
Организационная часть.
Звучит музыка. Родители занимают места за зеленым, синим или красным столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.
Обсуждение темы.
1.Слово классного руководителя.
Письмо - сложный координационный, навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дастся легко.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается к шести - семи годам. В этом возрасте в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к семи годам ребенок был подготовлен к усвоению навыков письма, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Из каких же слагаемых складывается навык письма? Что такое «правильное положение при письме»?
2. Тренинг для родителей.
Родителям предлагается продолжить следующую фразу: «Правильное положение при письме - это...».
Родители дают ответы, используя таблицу-плакат «Сиди правильно».
|
Классный руководитель обобщает и дополняет ответы родителей, вручает им индивидуальные памятки «Правильное положение при письме».
ПАМЯТКА «ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИ ПИСЬМЕ »
- Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного; опора - на мизинец; средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола;
- расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см;
- верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки;
- кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола;
- пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно;
- ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола;
- рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
3.Рассмотрение видов и причин неправильно сформированного навыка письма.
Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:
• неправильное положение пальцев относительно друг друга (ребенок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак; ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце; и др.);
|
• неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета (ребенок держит ручку слишком близко или слишком далеко к нижнему кончику);
• неправильное положение руки (кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть и др.);
• неправильное движение руки (кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте и др.);
• слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;
• неправильное положение тела (ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.);
• активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании.
Исправление неверно сформированного навыка письма включает в себя упражнения, которые направлены на развитие ручной моторики.
Работа в микрогруппах.
Каждая группа родителей получает лист с описанием заданий и игровых упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. В течение пяти-семи минут родители знакомятся с предложенными упражнениями. Затем представители каждой группы проводят эти упражнения с родителями всего класса.
ВИДЫЗАДАНИЙ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
1.Обведение контуров предметных изображений.
2.Работа с б у м а гой - «оригами».
3.3 а д а н и е «Игра на рояле».
Научите детей последовательно касаться кончиками пальцев стола:
- одним пальцем 1, 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3,2, 1;
- двумя пальцами - 1 и 5, 1 и 4, 1 и 3, 1 и 2, 1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5.
4.Стихотворные игры:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот крепко-крепко спит.
Тише-тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное пройдет,
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка.
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш!
Пальцы согнуты в кулак, разгибаем пальцы, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот лишь глядел.
Дети держат перед собой руку ладонью к себе и загибают поочередно пальцы.
5.Игра «Оса».
Поднять руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им.
6.Игра «Пальцы в замок».
Попеременное сгибание и разгибание пальцев.
7.Задание на перекатывание в пальцах карандаша.
8.Игра «Гнездо».
Ладони соединяются около мизинцев. Пальцы обеих рук слегка согнуты.
9.И г р а «Улитка».
Правая рука лежит на столе ладонью вниз, указательный и средний пальцы вытягиваются вперед, остальные пальцы сгибаются.
10.И г р а «Цветок».
Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскрыты и слегка округлены.
Весела школьного психолога с родителями на тему «Если ваш ребенок - левша».
-Давайте выясним, каковы особенности леворуких детей.
Прежде всего надо помнить, что леворукость - это вовсе не отклонение от нормы, а индивидуальная особенность развития. У левши доминирует правое полушарие мозга, у правшей все наоборот. И вот что интересно: по последним статистическим данным, левшей рождается на свет практически столько же, сколько правшей, где-то 40 процентов к 60. Но во взрослом возрасте их остается только около... 11 процентов. Уже в младших классах иногда приходится наблюдать случаи скрытого левшества, когда ребенка приучили писать правой рукой взрослые. К сожалению, у таких «искусственных правшей», как правило, возникают сложности в обучении. Например, появляется такая распространенная ошибка при письме, когда цифры и буквы изображаются «зеркально», наоборот; наблюдаются и трудности с чтением. Причем упорные тренировки лишь ухудшают ситуацию, приводя к логоневрозу (первоклассник, у которого все нормально с устной речью, при чтении вдруг начинает задыхаться, глотать слова). И если продолжать и дальше давить на малыша, невроз только углубится. У ребенка появится хронический комплекс неудачника.
- Как можно определить, какая рука у ребенка на самом деле является ведущей?
- Предложите ему несколько простейших тестов: закрутить пробку на бутылке, завязать шнурки, поднять упавшую вещь. Наблюдайте, какой рукой он открывает кран, берет телефонную трубку, режет ножницами. Думаю, результаты окажутся для вас достаточно очевидными. Можно протестироваться и у детского психолога.
- Как правильно вести себя взрослым с леворуким ребенком?
- Родители, поняв, что их ребенок - левша, обычно пугаются. И напрасно. Левшество - один из вариантов нормы, чаще всего передающийся по наследству. Гораздо реже встречается так называемое компенсаторное левшество (последствие травм головного мозга, например, родовых) или вынужденное (выбор левой руки связан с травмой правой, скажем, переломом).
Надо учитывать, что леворукий ребенок выполняет точную работу (то же письмо) медленнее остальных. Когда маленький ученик пишет, то постоянно останавливается. В принципе такие микропаузы физиологически необходимы для контроля движений, их коррекции и программирования как левшам, так и правшам. Однако у левшей этот механизм усложнен, отсюда заминки, графические искажения знаков.
Поэтому родителям рекомендуется любое упражнение или задание раскладывать на элементы, рассматривать пошагово. Например, пишем букву так: сначала овал, потом палочка, крючок. То есть идем от частного к общему. И надо быть готовыми к тому, что скорость письма у левши на начальном этапе освоения письма будет не больше 4-6 символов в минуту. Постепенно, при автоматизации навыков, скорость письма выравнивается.
При появлении проблем в чтении нельзя усиливать домашний прессинг, заставлять малыша сидеть над книжкой, вгоняя в состояние неуспешности. Бывает, что от постоянного напряжения происходит зажим мышц, дыхание сбивается, и ребенок еле-еле может дочитать фразу. Тогда надо на несколько дней прекратить читать совсем и обратиться к специалисту. Можно попробовать карточные тренажи: на квадратиках ватмана написать отдельные слог и и прочитывать их, каждый день сравнивая результаты с предыдущими. Постепенно увеличивайте количество букв в слогах, переходите на целые слова, а потом на тексты. Проблема очень часто связана с эмоциональным состоянием ребенка. Как только тревожность будет снята, все функции быстро восстановятся.
Ни в коем случае нельзя переучивать леворукого ребенка на правую руку.
Есть примеры, когда в результате такого переучивания ребенок получал психическую травму. В крайнем выражении этот стресс представляет собой писчий спазм, так называемую «куриную лапу». Пальцы при этом сводит так сильно, что малыш даже не может удержать в них ручку, вообще теряя способность писать.
- Общий совет родителям ребенка-левши: ему полезна пальчиковая гимнастика, упражнения по мелкой моторике для обеих рук одновременно. Пусть он перебирает рис, сортирует разноцветные
пуговицы. При этом обе руки должны быть в иоле зрения на расстоянии 45 сантиметров от глаз.
Кстати, многие специалисты считают леворуких людей более талантливыми, неординарными. Не случайно правое полушарие мозга «ведает» творческими, креативными процессами. Левши по- другому видят мир, ощущают его краски и запахи. Интересна и такая особенность: леворукий человек может без труда прочитать текст, перевернутый вверх ногами. Среди левшей немало выдающихся артистов, художников, режиссеров. Как известно, левшой был Микеланджело. Да и про лесковского Левшу, который подковал блоху, думаю, тоже все помнят...