Весела школьного психолога с родителями на тему «Если ваш ребенок - левша».




Тема: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАВЫКАХ ПИСЬМА.

ЛЕВОРУКОСТЬ У ДЕТЕЙ (практикум)

Ц е л и:

- познакомить родителей с особенностями формирования на­выка письма у младших школьников;

- раскрыть понятие «правильное положение при письме»;

- рассмотреть методы и приемы развития мелкой моторики и координации движений рук у младшего школьника;

- показать особенности леворуких детей;

- дать рекомендации родителям по формированию навыка письма и чтения у леворуких детей.

Участники: классный руководитель, родители первоклас­сников, школьный психолог.

Подготовительная работа:

1. Диагностические упражнения для определения уровня разви­тия мелкой моторики и координации движений рук учащихся (про­водит школьный психолог).

Возможно использование специальной литературы: методика «До­мик» (разработана Н. И. Гу т кипой); тест Куглера, методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру), рисование простых узоров (Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. - Ярославль, 1987).

2. Анализ результатов диагностики учащихся.

3. Наблюдение классного руководителя за положением, кото­рое принимают учащиеся при письме. Оформление отчета об ито­гах наблюдения: у кого неправильно сформирован навык письма, какие трудности испытывают при письме и чтении ученики и с чем они связаны.

Выработка на основе наблюдений рекомендаций для родителей.

4. Оформление приглашений родителям на собрание.

5. Подбор заданий и игровых упражнений по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей.

6. Подготовка рабочих мест для трех микрогрупп родителей.

Оформление, оборудование и инвентарь:

· памятки для родителей «Правильное положение при письме»;

· запись на доске темы собрания, эпиграфа:

Он встал, левой рукой перекрестился.

Они заметили, что он левой рукой крестится, и

спрашивают у курьера:

- - Что он - лютеранец или протестант?

- - Нет, он не лютеранец, а русской веры.

- - А зачем же он левой рукой крестится?

- - Он - левша и все левой рукой делает.

Н. С. Лесков

· Листок с описанием игровых упражнений и заданий для раз­вития мелкой моторики рук;

· таблица-плакат «Сиди правильно».

Ход собрания

Организационная часть.

Звучит музыка. Родители занимают места за зеленым, синим или красным столом, в результате чего образуются три рабочие группы участ­ников собрания.

Обсуждение темы.

1.Слово классного руководителя.

Письмо - сложный координационный, навык, требующий сла­женной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - дли­тельный и трудоемкий процесс, который не всем детям дастся легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается к шести - семи годам. В этом возрасте в основном заканчивается со­зревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к семи годам ребенок был под­готовлен к усвоению навыков письма, а не был вынужден исправ­лять неправильно сформированные старые.

Из каких же слагаемых складывается навык письма? Что такое «правильное положение при письме»?

2. Тренинг для родителей.

Родителям предлагается продолжить следующую фразу: «Правильное положение при письме - это...».

Родители дают ответы, используя таблицу-плакат «Сиди правильно».

Классный руководитель обобщает и дополняет ответы родителей, вручает им индивидуальные памятки «Правильное положение при пись­ме».

ПАМЯТКА «ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИ ПИСЬМЕ »

- Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обес­печивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного; опора - на мизинец; средний и бе­зымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола;

- расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указа­тельного пальца - примерно 1,5-2,5 см;

- верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки;

- кисть при письме, рисовании находится в движении, не фик­сирована, локоть не отрывается от стола;

- пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно;

- ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола;

- рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способству­ет возникновению нарушения осанки.

3.Рассмотрение видов и причин неправильно сформиро­ванного навыка письма.

Все частные случаи неправильного навыка письма можно ус­ловно разделить на несколько видов:

• неправильное положение пальцев относительно друг друга (ребенок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак; ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце; и др.);

• неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета (ребенок держит ручку слишком близко или слишком далеко к нижнему кончику);

• неправильное положение руки (кисть при письме или рисова­нии зависает над столом, зависает локоть и др.);

• неправильное движение руки (кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте и др.);

• слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при пись­ме или рисовании;

• неправильное положение тела (ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, припод­нимается со стула и др.);

• активное поворачивание листа бумаги при рисовании и за­крашивании.

Исправление неверно сформированного навыка письма вклю­чает в себя упражнения, которые направлены на развитие ручной моторики.

Работа в микрогруппах.

Каждая группа родителей получает лист с описанием заданий и игровых упражнений, направленных на развитие ловкости, точно­сти, координации, синхронности движений пальцев рук. В течение пяти-семи минут родители знакомятся с предложенными упражне­ниями. Затем представители каждой группы проводят эти упраж­нения с родителями всего класса.

ВИДЫЗАДАНИЙ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

1.Обведение контуров предметных изображений.

2.Работа с б у м а гой - «оригами».

3.3 а д а н и е «Игра на рояле».

Научите детей последовательно касаться кончиками пальцев стола:

- одним пальцем 1, 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3,2, 1;

- двумя пальцами - 1 и 5, 1 и 4, 1 и 3, 1 и 2, 1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5.

4.Стихотворные игры:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот крепко-крепко спит.

Тише-тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное пройдет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка.

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - наш малыш!

Пальцы согнуты в кулак, разгибаем пальцы, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел.

Дети держат перед собой руку ладонью к себе и загибают по­очередно пальцы.

5.Игра «Оса».

Поднять руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный па­лец и вращать им.

6.Игра «Пальцы в замок».

Попеременное сгибание и разгибание пальцев.

7.Задание на перекатывание в пальцах карандаша.

8.Игра «Гнездо».

Ладони соединяются около мизинцев. Пальцы обеих рук слегка со­гнуты.

9.И г р а «Улитка».

Правая рука лежит на столе ладонью вниз, указательный и средний пальцы вытягиваются вперед, остальные пальцы сгибаются.

10.И г р а «Цветок».

Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскрыты и слегка округлены.

Весела школьного психолога с родителями на тему «Если ваш ребенок - левша».

-Давайте выясним, каковы особенности леворуких детей.

Прежде всего надо помнить, что леворукость - это вовсе не от­клонение от нормы, а индивидуальная особенность развития. У левши доминирует правое полушарие мозга, у правшей все наобо­рот. И вот что интересно: по последним статистическим данным, левшей рождается на свет практически столько же, сколько прав­шей, где-то 40 процентов к 60. Но во взрослом возрасте их остается только около... 11 процентов. Уже в младших классах иногда при­ходится наблюдать случаи скрытого левшества, когда ребенка при­учили писать правой рукой взрослые. К сожалению, у таких «ис­кусственных правшей», как правило, возникают сложности в обу­чении. Например, появляется такая распространенная ошибка при письме, когда цифры и буквы изображаются «зеркально», наобо­рот; наблюдаются и трудности с чтением. Причем упорные трени­ровки лишь ухудшают ситуацию, приводя к логоневрозу (перво­классник, у которого все нормально с устной речью, при чтении вдруг начинает задыхаться, глотать слова). И если продолжать и дальше давить на малыша, невроз только углубится. У ребенка появится хронический комплекс неудачника.

- Как можно определить, какая рука у ребенка на самом деле является ведущей?

- Предложите ему несколько простейших тестов: закрутить пробку на бутылке, завязать шнурки, поднять упавшую вещь. На­блюдайте, какой рукой он открывает кран, берет телефонную труб­ку, режет ножницами. Думаю, результаты окажутся для вас доста­точно очевидными. Можно протестироваться и у детского психо­лога.

- Как правильно вести себя взрослым с леворуким ребенком?

- Родители, поняв, что их ребенок - левша, обычно пугаются. И напрасно. Левшество - один из вариантов нормы, чаще всего пере­дающийся по наследству. Гораздо реже встречается так называемое компенсаторное левшество (последствие травм головного мозга, например, родовых) или вынужденное (выбор левой руки связан с травмой правой, скажем, переломом).

Надо учитывать, что леворукий ребенок выполняет точную ра­боту (то же письмо) медленнее остальных. Когда маленький ученик пишет, то постоянно останавливается. В принципе такие микропау­зы физиологически необходимы для контроля движений, их кор­рекции и программирования как левшам, так и правшам. Однако у левшей этот механизм усложнен, отсюда заминки, графические искажения знаков.

Поэтому родителям рекомендуется любое упражнение или за­дание раскладывать на элементы, рассматривать пошагово. Напри­мер, пишем букву так: сначала овал, потом палочка, крючок. То есть идем от частного к общему. И надо быть готовыми к тому, что скорость письма у левши на начальном этапе освоения письма бу­дет не больше 4-6 символов в минуту. Постепенно, при автомати­зации навыков, скорость письма выравнивается.

При появлении проблем в чтении нельзя усиливать домашний прессинг, заставлять малыша сидеть над книжкой, вгоняя в состоя­ние неуспешности. Бывает, что от постоянного напряжения проис­ходит зажим мышц, дыхание сбивается, и ребенок еле-еле может дочитать фразу. Тогда надо на несколько дней прекратить читать совсем и обратиться к специалисту. Можно попробовать карточные тренажи: на квадратиках ватмана написать отдельные слог и и про­читывать их, каждый день сравнивая результаты с предыдущими. Постепенно увеличивайте количество букв в слогах, переходите на целые слова, а потом на тексты. Проблема очень часто связана с эмоциональным состоянием ребенка. Как только тревожность бу­дет снята, все функции быстро восстановятся.

Ни в коем случае нельзя переучивать леворукого ребенка на правую руку.

Есть примеры, когда в результате такого переучивания ребенок получал психическую травму. В крайнем выражении этот стресс представляет собой писчий спазм, так называемую «куриную ла­пу». Пальцы при этом сводит так сильно, что малыш даже не мо­жет удержать в них ручку, вообще теряя способность писать.

- Общий совет родителям ребенка-левши: ему полезна пальчико­вая гимнастика, упражнения по мелкой моторике для обеих рук одновременно. Пусть он перебирает рис, сортирует разноцветные

пуговицы. При этом обе руки должны быть в иоле зрения на рас­стоянии 45 сантиметров от глаз.

Кстати, многие специалисты считают леворуких людей более талантливыми, неординарными. Не случайно правое полушарие мозга «ведает» творческими, креативными процессами. Левши по- другому видят мир, ощущают его краски и запахи. Интересна и та­кая особенность: леворукий человек может без труда прочитать текст, перевернутый вверх ногами. Среди левшей немало выдаю­щихся артистов, художников, режиссеров. Как известно, левшой был Микеланджело. Да и про лесковского Левшу, который подко­вал блоху, думаю, тоже все помнят...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: