НЕОБЫЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ МОЗГА




Нормальным состоянием нашего сознания является бодрствующее сознание. Другие состояния сознания, которые отклоняются от этого стандарта или происходят от него, называются ксенофреническими, что означает: «странный», «незнакомый» и т.п.

Американские исследователи за последние годы изучали такие состояния, которые они сгруппировали под одним названием «видоизменённые состояния сознания».

В контексте применения этого термина встречаются определённые явления этого порядка, более ограниченные в своих проявлениях, чем ксенофренические или неизученные состояния сознания.

Ксенофренические состояния сознания характеризуются смещением нормального сознания и вторжением сознания другого рода. Электроэнцефалограммы, которые регистрировали «мозговые волны», показали, что во время определённых ксенофренических состояний, мозг получает и реагирует на определённые стимулы, но нервные механизмы не передают их в сознание. Память о том, что было сказано или сделано, ускользает и пропадает.

Хотя отсутствие сознания сопровождает определённые ксенофреничётаие состояния, такие как сомнамбулизм, сон, транс, потеря сознания, эпилепсия и кома, изменение сознания может произойти, когда человек является бодрствующим. Это происходит при дремоте, в состоянии опьянения, при серьёзных физических или умственных заболеваниях, и это является естественным спутником раннего детства или старости. Во всех подобных случаях физическое и астральное тело слегка не совпадают.

Изменённые состояния могут быть естественными, как во сне, или искусственными, как гипноз, или получены путём применения лекарств. Внезапный переход к ксенофреническому состоянию может произойти в результате дорожной катастрофы, которая характеризуется появлением внутренних звуков и ярких вспышек света, а затем отсутствием сознания. Получив удар по голове, человек на мгновение «видит звёзды» — это результат мгновенного перемещения астрального тела.

Ксенофренические состояния могут возникать в результате различной деятельности, особенно повторяющегося действия, которое приводит к усталости. К этому приводят и некоторые оккультные упражнения, которые вызывают потерю сознания, бессознательное состояние и транс. Эти упражнения нельзя проводить без опытного руководителя, так как они могут привести к серьёзным последствиям и даже оказаться фатальными.

Танцы, особенно быстрые и с кручением, применяемые в определённых культах и в ритуалах, тоже приводят к выходу астрального двойника. Головокружение— это характерный симптом многих ксенофренических состояний. Внезапно разбуженные, мы чувствуем головокружение, от удара кулака в челюсть — состояние опьянения, от алкоголя — мы шатаемся, а после того, как некоторое время покружимся — идём, шатаемся и падаем.

Издавна существует определённое количество ритуальных поз, которые, как полагают, создают благоприятные условия для выхода двойника. Одна из них заключается в том, что наклоняют голову в положение между коленей или на их уровне. Нума Помпилиус (ум. в 672 г. до н.э.) — один из первых королей Рима, при котором существовала уникальная традиция магии и оккультизма, обнаружил, что когда его тело принимает подобную округлённую форму, то его ум становится более восприимчивым к созерцанию. Китайские шаманы, вызывая духи предков, обычно сидели на низком сиденье и наклонялись вперёд так, что их голова покоилась на коленях.

Эта практика наклона головы с целью вызвать ксенофрению постепенно достигла своей кульминации и вскоре стала регулярным упражнением в оккультных дисциплинах Востока и Запада. Целью такого положения головы в оккультных действиях является направить скрытые притоки тела в тайники мозга.

Здоровье физического тела часто определяет состояние астрального двойника. Если жизненные ресурсы тела находятся в состоянии отлива, то создаются условия, способствующие выходу двойника. Чрезвычайный холод или усталость, несчастный случай, особенно связанный с травмой головы, большая потеря крови, определённые состояния физического или умственного шока, болезнь, когда она достигает кризисной точки — всё это нарушает целостность человека и его двойника. Физически ослабленный человек легче подвержен разъединению тел.

Г-н Гедрес (впоследствии лорд Гедрес) — врач и профессор анатомии — рассказал о своём опыте выхода из тела перед собранием Королевского медицинского общества в Эдинбурге 24 февраля 1937 г. Он страдал от гастроэнтерита, у него были все симптомы отравления. Он был уверен, что умирает, но взял себя в руки, чтобы сообщить подробно о том, что с ним происходит. Во время кризиса болезни он осознал, что его сознание, личность, или это, выходило из тела, отделяясь от другого сознания, которое также было присуще ему. Одно сознание принадлежало телу, и, казалось, находилось в подчинённом состоянии, принадлежавшем голове, внутренним и другим телесным органам, и это сознание тела медленно растворялось в своих компонентах. Второе сознание, или личность, которое было отделено от первого и совершенно свободно от боли, имело способность проследить с интересом разъединение тел, когда болезнь усиливалась. Он увидел своё тело и кровать, в которой оно лежало, няню, которая ухаживала за ним, доктора и других пациентов. Когда его видение расширилось, он увидел дом, затем сад за домом и всё, что было объектом внимания. Он также сознавал, что видит предметы не только в обычном трёхмерном измерении, но и в четвёртом, и в более реальном мире. «Ментор» внутри него объяснял, что он «свободен от времени и пространства».

Весь опыт сопровождался полной ясностью сознания, чувством радости и способностью видеть цветное сгущение аур вокруг людей и читать мысли других. Вернувшись в физическое тело, он испытывал чувство острого раздражения, когда обнаружил, что обладает тусклым сознанием и опять страдает от боли. Нахождение за пределами физического тела он назвал «естественным планом». В заключение лорд Гедрес сказал: «Что мы можем из этого вывести? Одно совершенно несомненно — это не было обманом. Без этого чувства определённости я не стал бы доводить это до вашего сведения».

Одна из пациенток физиолога Янга во время тяжёлой болезни испытала опыт, когда она внезапно обнаружила себя за пределами тела и будто бы с потолка смотрела вниз на саму себя, лежащую в постели, на врача, няню и родственников, окружавших её. В то же время она осознавала, что позади неё был сияющий красочный пейзаж, лучащийся при солнечном свете, и она знала инстинктивно, что он является границей другого измерения. Если бы она повернулась в направлении этой идиллической сцены, она могла бы войти туда и, таким образом, «уйти из жизни», но она понимала, что должна вернуться в своё тело и продолжать земное существование. В Одно мгновение она оказалась вновь в своём теле, пришла в сознание и увидела няню, наклонившуюся над ней. Кома её продолжалась полчаса.

Платон говорил, что болезнь способствует появлению сверхъестественных сил. «Насколько мне известно, — утверждал Вильям Джеймс, — 103 или 104 градуса по Фаренгейту может быть более благодатной температурой для тела, чтобы дала ростки истина, чем обычная температура в 97 или 98 градусов».

Боль — это важный фактор для активизации потусторонних экспериментов. Мадам Ф.Джулия ди Бизорб (1948) во время долгого тюремного заключения в тюрьме Лубянки была в состоянии выходить из физического тела, когда она была не в силах выносить страдания. О таких случаях рассказывают многие заключённые, а одна из них даже обучила других заключённых делать то же самое, когда им становилось невмоготу. Один учёный рассказал писателю — своему другу — о том, что когда он был школьником и однажды был подвергнут публичному наказанию, то он «без труда сбежал в дальний угол потолка, откуда с забавной жалостью следил за маленьким бедным мальчиком, лежащим внизу на скамье» (Хейвуд). Во времена великих национальных или личных потрясений, финансовых кризисов или других опасностей неверующие листали старые молитвенники и семейные Библии; во время войны церкви были переполнены, люди носили талисманы и имели необъяснимые предчувствия.

Аскетизм, или половое воздержание и подавление других физических желаний, был широко распространён у монахов и отшельников всего мира. Целью его было достижение экстатических состояний. Самый распространённый метод — это пост. Такое воздержание переносить не очень трудно, так как после нескольких дней голодания становится легче. Организм быстро приспосабливается к новым условиям. Но в крови и в мозгу начинают происходить химические изменения. Недостаток сахара и минеральных веществ, усвоение мозгом продуктов выделенного адреналина приводит к разным явлениям — от лёгкого головокружения до потери сознания, до галлюцинаций и видений. Но для религиозных энтузиастов то, что происходит, когда подавляются физические желания, является основой для более эффективного проявления жизни души, когда ей не препятствуют порывы плоти.

Бессонница или насильственное бодрствование приводит к несколько иным состояниям ума. У нормального человека, привыкшего к 7-8 часам сна каждую ночь, появятся симптомы физиологического расстройства, если 2-3 ночи подряд он не будет спать. Он станет раздражительным, почувствует давящие головные боли, его глаза покраснеют и будут подёргиваться, он потеряет чувство ориентации и времени. Если держать его без сна дольше, то у него будет рябить в глазах, а также он увидит ореолы и туманные образы вокруг предметов, которые будут двигаться — то расширяться, то сжиматься — как будто они живые. Всё это будет сопровождаться хаосом мыслей, слуховыми и зрительными галлюцинациями. Будет казаться, что по коже ползут насекомые, что они даже проникают через поры под кожу. Могут появиться гномики, которые будут угрожать. Если это продлится, человек может сойти с ума.

Существует большое сходство между психическими фантазиями отшельников в пустыне, давшими обет безбрачия, снами измученных до отчаяния заключённых в одиночных камерах тюрем, моральным состоянием арктических исследователей и галлюцинациями тех, кто был подвергнут насильственному бодрствованию. Под напряжением сознательных или насильственных сексуальных лишений их нормальное сознание смещается или изменяется на разные сроки, и они видят, слышат и испытывают другое, незнакомое измерение.

Как мы видим, некоторые культовые ритуалы предназначены для повышения восприимчивости ума, для достижения экстатического состояния и особого видения. Ещё в самых ранних тайных обществах член его верил в то, что во время тайных церемоний его душа проходила через разные психические планы и сталкивала его с обитателями этих планов. Он возвращался оттуда совершенно другой личностью, как если бы он имел видение иной — трансцендентной сферы, и был допущен к космическим тайнам, касающимся цели жизни на земле и назначении души после смерти.

Наиболее известными и, возможно, древнейшими из греческих обрядов посвящения были Элевзинские таинства, названные так по названию местечка близ Афин — они использовались в религиозных ритуалах от 15 в. до н.э. Поэт Пиндар (ум. в 443 г. до н.э.) сказал: «Благословен тот, кто видел мистерии до того, как он был погребён в земле, так как он знает конец жизни и знает её начало». Софокл (ум. в 405 г. до н.э.) вторит его мнению: «Трижды блаженны те смертные, которые избежали жилища Гадеса (ада) после того, как они увидели таинства: они одни будут жить там». Сократ, Платон, Плутарх и другие выдающиеся сыны Эллады внесли и свой вклад в Элевзинские таинства посвящения, хотя они и относились скептически ко многим другим явлениям.

Апулей (125-70 до н.э.) — уроженец Нумибии в Северной Африке, который писал на латинском языке, заканчивает свою классическую книгу сказок «Метаморфозы или Золотой осёл» в духе мистического восторга. Там есть описание его собственного посвящения (после должной подготовки, включающей посты) в мистерии, а которой он проходит в трансе через границу смерти и предстаёт перед богами подземного и надземного миров.

Эдвард Коллинз придерживался мнения, что кульминационная точка посвящения в таинства — это выход астрального тела в полном сознании с тем, чтобы пережить опыт, который произойдёт с человеком после смерти.

Ритуалы посвящения имеют место во многих тайных обществах в настоящее время, хотя вся эта операция в большинстве случаев значительно сокращена. Приверженцам одной оккультной школы запрещается использовать методы другой школы. Так называемые «правые» школы настаивают на религиозном или полурелигиозном ритуале, включающем обычные религиозные символы, и делают большой акцент на высокоморальном поведении. Чёрные маги, или те, которые следуют «левым» путём, прибегают к наркотикам и сексу в такой мере, что эти сильнодействующие средства ведут в конёчном счёте к затуманиванию сознания вместо высшего озарения.

Применение сексуальных обрядов для достижения сверхъестественного опыта старо, как и сам оккультизм. Согласно эзотерической, особенно левой традиции, секс может быть могущественной силой в церемониальной магии, — возможно, самой могущественной силой в естественном плане. Различные виды секса (групповой секс, онанизм, гомосексуализм) вызывают форму вибрационной энергии, и эта форма порождает свои специфические заряды силы. Во время напряжения, вызванного сексуальным возбуждением, создаётся психический вихрь в эфирных планах, и эта энергия используется колдунами для собственных магических целей. Это астральный феномен и одна из наиболее нездоровых черт левого оккультизма, который особенно превалирует в определённых тантрических и таоистских школах.

Религиозные ритуалы и другие факторы приводят к изменениям состояния сознания. Их торжественность может экзальтировать ум и способствует резкому смещению ориентира от светского плана к духовному. Священные места поклонения, аскетическое великолепие большинства храмов и соборов, изумительные декорации и приглушённое освещение их интерьеров, ризы священников и прислужников, монотонное пение псалмов и молитв — всё это способствует благоговейному экстазу присутствующих и настраивает их на восприятие всеобщей атмосферы духовности. Эти чувства — вне разума, вне объяснения.

Длительное и монотонное пение псалмов, которые практиковались в некоторых примитивных культах, вызывали исчезновение контроля разума, место которого занимал вторичный слой сознания. Бесконечные поклоны, пение и завывание имеют целью вызвать физическое изнеможение, снизить содержание кислорода в крови, вызвать состояние лёгкого или тяжёлого транса. Вибрации, которые появляются в клетках мозга в результате этих церемоний, прямо приводят к ксенофрении.

По этим причинам религия принята повсюду как универсальное средство, открывающее дорогу к другим измерениям.

Профессор С.Д.Броуд в 1953 г. авторитетно заявил: «Я полагаю, что ничто не приводит человека более верно, чем религиозный и мистический опыт, к контакту с некоей Реальностью, или с её аспектом, которого невозможно достичь никаким иным путём». Ксенофреническое состояние обычно сопровождается религиозным озарением, мистическим просветлением и внезапным изменением акцентов, когда человеку открывается духовное «значение».

Те, которые посвятили свои жизни Богу, сначала почувствовали «зов» через настойчивое внутреннее побуждение. Люди, избранные для церковных служб, отличаются от обычных людей. Мистики особого рода, такие как пифии (в древн. Греции — жрица-прорицательница), греческие оракулы, известные пророки древности, провидцы, дающие советы в отношении племенных вождей и прочие избирались благодаря их естественной способности подключиться к другому каналу и сообщать неведомое. Шаманы Сибири избирались из тех юношей, чьи эмоциональная и умственная, стабильность легко нарушалась. Они легко входили в транс, путешествовали над морями и в небесах, слышали духовные голоса, встречались с предками и возвращались с сообщениями о другом мире, в котором были, находясь в состоянии астрала.

Подобными же качествами обладает медиум — спиритуалист, который должен иметь дар оставить обычное сознание, чтобы дать место другому. Этот дар часто проявляется в детстве. Известно, что хорошие медиумы обладают высокой чувствительностью, впечатлительностью, но иногда они неврастеники и склонны к истерии. Это не всегда означает какую-либо неполноценность по сравнению с обычными людьми, обладающими стабильными качествами, а лишь большее напряжение психических струн, что делает их более восприимчивыми к легчайшим бризам из других планов.

Находясь за пределами тела, человек испытывает состояние экстаза, чувство неописуемого блаженства.

Поэтам знакомо это чувство экстатического состояния, когда вдохновение охватывает душу и управляет их творчеством. И так силён этот импульс, что часто полагают, что он является внушением сверхъестественной силы и проявляется через господство духа. Сократ говорил: «Авторы тех великих поэм, которыми мы восхищаемся, создают свои прекрасные стихи под властью определённой силы, возникающей из их существа, и при участии вдохновения, которое является как бы следствием восхождения в них духа, а не их собственным источником сил в состоянии божественного умопомрачения».

Нет, очевидно, ни одного гения, который был бы способен осуществлять полный контроль над собой, так как когда он занят творческой работой, его вскоре захватывает некая сила, подчиняющая его себе, и он становится её послушным инструментом. Он никак не может управлять этим откровением, а лишь улучшив момент, пытается наилучшим образом ввести его в привычное русло и — выразить в словах, музыке, краске, камне, формуле или философии. Мистики, музыканты, писатели и прочие часто описывают эту силу, которая, овладевала ими и диктовала им то, что они должны написать. Во время этих не поддающихся контролю вдохновений на них обрушиваются настоящие каскады идей, иногда даже точные слова и фразы, целые поэмы, длинные обрывки прозы, замыслы романов. Придя в себя, они обнаруживают, что не в состоянии объяснить, что они написали. Даже учёные, живущие в более холодном и рациональном мире, не свободны от влияния внешнего воздействия вдохновения. Говоря о своём собственном деле, астроном Иоган Кеплер сказал: «Дороги, которыми люди приходят в своей интуиции к возвышенному, кажется, почти так же полны чудес, как само возвышенное».

Мистик Якоб Беме заявил: «Клянусь Богом, не знаю, как что-то может возникнуть во мне без участия моей воли. Я даже не знаю, что я должен писать и как это оказалось написанным». Мистик г-жа Гуйон (ум. в 1717 г.) сказала: «Прежде чем начать писать, я увидела, что пишу то, чего я не знала». Вильям Блейк (ум. в 1827 г.) сказал об одной из своих работ: «Авторы находятся в вечности». Жорж Санд (ум. в 1876 г.) писала о том, что: «перо пишет как ему хочется, будто ветер играет на моей старой арфе как ему хочется; я же ничего не делаю, совсем ничего». Её соотечественник — Альфред де Мюссе (ум. в 1857 г.) сообщая о своих поэтических творениях, утверждал: «Это не работа, это подслушивание».

Эмилия Бронте (ум. в 1848 г.) сказала, что «каждый творческий писатель владеет чем-то, в чём он не всегда мастер и что временами непостижимо работает само по себе». Вильям Теккерей (ум. в 1863 г.) признался, что иногда ему казалось, «как будто оккультная сила водила моим пером». Чарльз Диккенс (ум. в 1870 г.) сказал, что когда он садился писать, «некая благотворная сила всё мне подсказывала». Русский композитор П.И. Чайковский (ум. в 1893 г.) тоже признавал сверхъестественную силу вдохновения. Индийский мудрец и поэт Р.Тагор (ум. в 1941 г.), ссылаясь на одну из своих работ, заявил: «Я не автор этой книги, я просто держал в руке перо, пока некто бестелесный писал то, что он пожелал, используя мои перо и ум».

Ксенофрения драматически выражается в различных формах безумия. Многие умственные расстройства остаются тайной, и психиатрии приходится ещё многое в ней изучать. Типичным примером является шизофрения. Подобно истерии и эпилепсии, пока не существует абсолютно точного определения шизофрении. Широко известный психиатр д-р Томас С. Заш утверждал, что «шизофрения — это псевдопроблема».

Существует много разновидностей шизофрении и большинство из них — это сосредоточенность на самом себе и потеря контакта с внешним миром. Пациент может страдать от паранойи и при этом иметь иллюзии величия и преследования. С оккультной точки зрения шизофрения, подобно многим другим видам безумия, представляет собой патологическое условие второго тела. Астральный мир начинает своё вторжение в бодрствующее состояние. Пациент слышит голоса, чувствует невидимые влияния и поступает в соответствии с настойчивыми внутренними командами. Его тело принимает странные позы, которые он сохраняет без движения в течение нескольких часов. Некоторые из этих статических поз имеют свои прототипы: они встречаются у индийских аскетов и йогов.

Техника медитации также способствует появлению транса и переходу сознания в астральные сферы. Эта техника слегка отличается в зависимости от страны, от религиозной и социальной среды участника. Общий принцип заключается в том, что ученику нежелательно уходить от традиционных установок в медитации, так как иные влияния могут быть противоречивыми и привести к нежелательному результату.

В большинстве медитативных привычек человек сначала приобретает расслабленную позу, хотя люди с исключительным запасом жизненных сил могут медитировать в любой позе. Сократ, человек не только огромных духовных дарований, но и гениальной физической выносливости, мог медитировать стоя. Платон рассказывает о том, что этот мудрец во время одной экспедиции погрузился в медитацию и оставался глух для всего мира, отказываясь есть и пить в течение 24 часов. Он начинал свои медитации утром, стоял весь день и всю ночь и начинал шевелиться только с появлением зари, когда он произносил молитву солнцу.

Но лишь немногие занимаются такой формой медитации. Большинство же должны принять удобную позу сидя или лёжа, а восточные люди находятся в позе со скрещенными ногами, что видимо, является наиболее удобной позой. Учителя йогов закрывать глаза не рекомендуют, чтобы избежать отвлечения внимания, так как закрытие глаз приводит к дремоте и ложному трансу, а не к бодрствующему созерцанию.

Далее следует процесс глубокого дыхания с целью стабилизировать ритм своего внутреннего тела. Здесь методы также различны. Йога концентрирует дыхание в зоне носа, горла и макушки головы. Затем ум освобождается от всех практических, домашних и прочих проблем, что обычно не так уж трудно, как это кажется. Если заниматься медитациями регулярно в одно и то же время, в одном и том же месте и режиме, то вскоре оказывается, что достаточно войти в комнату для медитации в назначенное время, как все проблемы автоматически исчезнут. Настойчивость очень важна и не надо разочаровываться при первоначальных неудачах.

Когда ум опустошён, а человек физически и умственно расслаблен, то следующей задачей является найти о чём думать. Выбирается умственная схема или какой-либо образ, и выбор образа является делом исключительной важности. Образ служит разновидностью психокосмограммы, то есть это символическая картина, или карта космоса, или центральная точка космоса, и он внутренне связан узором соответствия. Созерцание этой диаграммы пробуждает соответствующий отклик в психике ученика. Произвольный образ здесь не подходит, так как древняя система символических образов, используемых в медитации, имеет свои корни в далёком прошлом, и они обладают самобытной силой, которая вдохновляла их и поддерживала веками. Воспримите вибрацию, концентрирующуюся вокруг любого такого символа, — и вы обнаружите, что вы настроены в одной тональности с традиционным направлением мысли, связанной с ним, а если это приведёт к конфликту с собственными предпосылками, то в результате появится психическая дисгармония.

Индусы и буддисты используют кольцевую схему, известную под названием матедала, чтобы выйти из центра физического окружения и установить связь с оккультными сферами. Каббалисты медитирует на дереве. По их учению, определённое дерево представляет эманацию Бога, и связано с особой астральной сферой, имеет своё правило, ангела, образ, число, животное и другие символы.

Изо всех видов ксенофренических состояний, пожалуй, необычным является сон. Все мы спим каждую ночь на протяжении всей жизни, но почему мы спим, никто не может объяснить. Простейшее, что приходит в голову психологам для объяснения, — это предположение, что мы спим для того, чтобы видеть сны. Но почему мы видим сны или что такое сон, — никто не может сказать. Как сказал д-р Густав Экштейн в книге «Тело имеет голову» (Лондон), «80 теорий сна появились и исчезли»...

Первая фаза сна характеризуется лёгкой дремотой, когда предметы вокруг нас становятся расплывчатыми и ускользают из нашего сознания. Следующая фаза сна отличается лёгким подрагиванием тела. Это вызывается некоторым приливом энергии в мозг, длящимся всего долю секунды и связанным с минутными эпилептическими приступами. Когда это случайно, всё тело на мгновение конвульсируется и спящий издаёт приглушённое мычание.

В течение нормального ночного сна человек видит несколько снов. Первый сон начинается приблизительно через час после того, как он заснул. В результате исследований, проводимых в разных странах, выявлено, что сны продолжаются примерно 15 минут, и проходят примерно каждые 90 минут. О том, что человек видит сны, известно по тому признаку, что во время сна — так называемого периода «РЕМ», наблюдается довольно быстрое подёргивание глаз под закрытыми веками. Если спящего разбудить в середине периода «РЕМ», он может вспомнить сон без труда. Если же его разбудить в интервалах внутри «РЕМ», он не помнит, что видел сон.

В философии индусов различают 4 уровня общего осознания: 1) полное бодрствование, во время которого человек больше всего вовлечён в МАЙЮ, или иллюзию, созданную его пятью чувствами; 2) сон со сновидениями, когда реальность сливается с майей и может рассматриваться не только символически; 3) сон без сновидений, в котором реальность может быть достигнута без образов и символов; 4) состояние чисто абстрактного сознания — такого, какое достигается в самадхи, когда душа находится за пределами тела.

С этой точки зрения сон представляет только один уровень осознания, но возможно достигнуть более глубокого осознания третьего и четвёртого уровней. Эти уровни не могут быть обнаружены посредством лабораторной техники, а лишь через большой интуитивный опыт.

Мы ещё далеки от глубокого понимания этого вопроса, но было бы ошибкой трактовать сон как любопытный вымысел, сотканный воображением из фрагментов нашей повседневной жизни и предстающий перед нами каждую ночь для нашего развлечения. Сон имеет значение, если научиться расшифровать его смысл. Это осознавалось египтянами, греками, китайцами и другими цивилизациями в прошлом. Евреи воспринимали сны очень серьёзно, как видно из библейских историй снов Иакова, Иосифа и др.

Дети, подобно людям примитивных обществ, свято верят в истинность своих снов. Некоторые известные мыслители размышляли о реальности, присущей снам. Греческий философ Гераклит (ум. в 475 г. до н.э.) утверждал, что во время сна каждый спящий возвращается на «свою истинную родину», как будто жизнь в бодрствующем состоянии была нереальной, а реальность переживалась в снах. Д-р Томас Бран (1605-82) сказал: «Во сне мы нечто большее, чем элементы жалкой суеты иллюзорного и преходящего мира вещей. Во сне мы видим подлинную реальность мира нашей души».

Некоторые люди сомневаются в том, что можно разграничить сон и действительность. История, которую часто цитируют, рассказывает о китайском философе Чуанг Тэу (369-286 г. до н.э.), которому снилось, что он бабочка и, проснувшись, он не мог понять — есть ли он, Чуанг Тэу, которому приснилось, что он бабочка, или он действительно бабочка, которая теперь воображает, что это Чуанг Тэу. Один из современных западных философов — Рене Дескартес как-то признался: «Я чётко осознаю, что не существует примет, по которым бодрствующее состояние можно отличить от сна». Исследователь Блёз Паскаль (1623-62) один из величайших умов века и математик высочайшего класса, говорил: «Я могу утверждать, что когда мы думаем, что разбужены, то мы, возможно спим. От какого сна мы пробуждаемся, когда собираемся спать?».

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1779-1860) подобно Паскалю не мог быть уверен, что существует какой-либо определённый критерий, по которому сон и реальность могут быть дифференцированы.

Многие испытывали рано или поздно чувство полной реальности снов, а образность и даже сообщения, которые они дают, прямо связаны с реальностью. Кажется, что приподнимается завеса между двумя разными мирами. «У меня были такие сны, — говорит Пристли, — что бодрствующая жизнь приобретала неясные очертания».

Видение снов, подобно другим ксенофреническим состояниям, похоже, вводит в действие часть нашего существа, которая отлична от того, что можно было бы объяснить функционированием коры головного мозга. Джон Лоске в своём очерке «Относительно человеческого понимания» (1690), рассуждая о спящей душе, начал с утверждения, что человек не может спать без того чтобы сознавать ЭГО. Он пошёл дальше, предположив, что когда тело спит, для души очень возможно иметь «собственное мышление, развлечения и забавы, свои удовольствия или боль» отдельно от тела, о чём человек не знает. Бодрствующая душа составляет личность, отличную от бодрствующего человека. Представив эту гипотезу, Лоске отклонил её, как невозможную, так как она не вписывалась в структуру его философии.

Эта отвергнутая гипотеза была тем не менее принята многими мыслителями как до, так и после Лоске. Она покоилась на элементарной вере, что существует двойной принцип внутри единой целостности. Человек живёт иной жизнью во время так называемых «бессознательных часов», пока спит, в трансе или в наркотическом состоянии, из которых исключён его сознательный ум самим характером бодрствующего сознания. В делом наша сущность многогранна, и то, что мы называем сознанием, не покрывает весь диапазон нашего опыта. Психолог понимает, что бодрствующее сознание — это только верхушка айсберга, и что даже в самом лучшем случае мы обнажаем только часть наших умственных способностей.

Наше бодрствующее сознание — это функция головного мозга. Сон же отнюдь не является продуктом головного мозга или симпатической нервной системы, а является продуктом нефизической, асоматической нервной системы, которая вовсе не расположена в мозгу.

Таким образом, сны приводят нас в контакт с совершенно другим измерением. В снах мы обладаем сверхпознавательными способностями, можем ясно видеть прошлое и будущее, знать, что происходит на расстоянии, хотя память искажает эти сведения, когда проходит через механизм мозга при пробуждении. Греки верили, что во всех снах происходят пророчества, и если перед засыпанием были правильно выполнены ритуальные обряды, то сны сбываются.

Другие утверждают, что сны могут служить средством телепатических коммуникаций. Один из таких телепатических снов приводится писателем-романистом Г.Р. Хаггардом (1856-1925), и он может служить иллюстрацией факта передачи сообщения и чувства нахождения в коммуникации, но в данном случае не с человеком, а с умирающим животным. Он рассказывает, как однажды ему приснился ужасный сон, в котором он увидел свою чёрную охотничью собаку, лежащую на боку среди кустарника около потока воды. В этом видении собака отчаянно пыталась войти с ним в контакт. Она пыталась в неопределённой манере передать ему то, что она умирает. Он проснулся от этого кошмара с чувством ужасной подавленности и жуткой борьбы за жизнь, какая происходила бы, если бы кто-то в этот момент тонул. Он описал этот сон жене, а позже узнал что, во время этой самой ночи собака была сбита проходящим поездом на открытом мосту, и животное, упав в реку, утонуло.

Современные исследователи снов говорят, что сон длится столько, сколько нужно для того, чтобы разыгрались события сна, которые могут продолжаться 30 минут. Приверженцы другой теории верят, что сны не развиваются во времени и что ум обладает поразительным талантом мгновенно приспосабливать сон к ситуации, которая происходит с телом в это время. Если наша нога вылезла в какое-то мгновение из-под одеяла холодной ночью, мы разрабатываем тщательный сценарий, посвящённый нашему долгому переходу через Антарктиду.

В конце прошлого века французский исследователь Альфред Мори сообщил о длинном сне, где он участвовал в событиях французской революции. Он был свидетелем многих ужасов, которые происходили в ней, беседовал с главными вождями и был сам вовлечён в конспирацию, осуждён, приговорён и приведён к месту казни. Как только лезвие гильотины со свистом полетело вниз, он проснулся и обнаружил, что шест от балдахина над кроватью упал ему на шею. Он сделал заключение, что сон длился только долю секунды, и что целая панорама событий революции была постигнута и мгновенно высветилась в уме, чтобы дать его сознанию основание для такой резкой боли, которую он ощутил на задней стороне шеи («Человек, миф и магия»).

В связи с тем, что материальный план не является естественным ощущением астрального двойника, он должен периодически искать возможность черпать силы в своём собственном элементе, и это происходит, когда он выходит из совпадения с телом, во время сна и живёт в своём собственном, по-видимому, нерациональном мире. В снах, как мы знаем, нет времени, нет логики или последовательности. Сны также не существуют в измеримом пространстве. Они имеют собственное измерение, и, как сказал проф. Прайс (1968), «нет смысла спрашивать, расположен ли образ, увиденный во сне, в 2,5 дюймах от левого уха спящего на северо-запад». Сон принадлежит другому плану жизни личности.

Св. Фома Аквинский сказал, что силлогизмы логики искажаются в снах, а Фрейд заметил, что спящий не может заниматься арифметикой, поскольку сновидение далеко от практических сторон нашего мира. Если сон открывает дверь в реальный мир, то тот мир не является рациональным. Вильгельм Вундт (1832-1920) — немецкий психолог, называет видение снов состоянием «нормального временного сумасшествия».

Похоже, что рациональные формы, в которых мы вынуждены находиться в бодрствующем состоянии, нуждаются в разрушении на регулярные короткие интервалы, чтобы мы могли периодически освобождаться от жёстких, тягостных ограничений ритуала и здравого смысла. Возможно, для того, чтобы сократить наше здравомыслие каждый день, нам необходимо сходить с ума каждую ночь...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: