УКАЗАНИЯ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ




СТУПЕНИ ЙОГИ

Правильные средства столь же важны, как и конечная цель. Патанджали перечисляет эти средства, называя их восемью членами или ступенями йоги на пути духовного поиска. Они таковы:

1.Яма (общие нравственные требования);
2. Нияма (самоочищение посредством дисциплины);
3. Асана (поза);
4. Пранаяма (ритмический контроль дыхания);
5. Пратьяхара (отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних объектов);
6. Дхарана (концентрация);
7. Дхьяна (медитация);
8. Самадхи (состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной медитации, когда индивидуальный адепт (садхака) сливается с объектом медитации - Параматмой или Вселенским Духом).

Яма и нияма контролируют страсти и эмоции йога, помогают жить в согласии с ближними. Асаны сохраняют тело здоровым и сильным, в согласии с природой. В конце концов йог освобождается от телесного сознания. Он подчиняет себе тело, превращая его в подобающее вместилище для души. Первые три ступени являются внешним поиском (бахиранга садхана).

Две следующие, пранаяма и пратьяхара, учат адепта регулировать дыхание и тем самым контролировать ум. Это помогает освободить чувства от порабощения объектами желаний. Эти две ступени йоги считаются внутренним поиском (антаранга садхана).

Дхарана, Дхьяна и Самадхи вводят йога в глубины его души. Йог не ищет Бога в небесах, зная, что Он внутри, что Он - Антаратма (Внутреннее Я). Три последние ступени помогают ему поддерживать гармонию с самим собой и своим Творцом. Эти ступени называются духовным Поиском (антаратма садхана).

Глубокая медитация приводит к единству познающего, познания и познаваемого. Созерцающий, созерцание и созерцаемое не существуют отдельно друг от друга. Так великий музыкант сливается со своим инструментом и с музыкой, льющейся из него. Тогда йог пребывает в своем естестве и осознает свое Я (Атман) - часть Верховной Души внутри себя.

Человек идет к своему Творцу разными дорогами (марга). Деятельный обретает реализацию посредством Карма Марги, в труде и долге постигая свою божественную сущность. Эмоциональный человек - обретает ее посредством Бхакти Марги - преданности и любви к личному Богу. Интеллектуальный человек следует Джняна Марге, к нему реализация приходит через познание. Созерцающий и размышляющий следует Йога Марге и осознает свою божественную сущность посредством контроля над умом.

Счастлив человек, умеющий благодаря своей проницательности и мудрости отличать действительное от нереального, вечное от преходящего и благое от приятного. Дважды благословен тот, кто знает истинную любовь и способен любить все Божьи создания. Трижды благословен тот, кто трудится бескорыстно для блага других с любовью в сердце. Тот же, кто сочетает в своем смертном теле познание, любовь и самоотверженное служение, -свят, и к нему идут паломники, как к месту слияния рек Ганга,Сарасвати и Джамуны. Увидевшие его обретут душевный покой и очистятся.

Ум - царь чувств. Победивший свой ум, чувства, страсти, мысли и рассудок - царь над людьми. Он достоин Раджа Йоги, царственного союза со Вселенским Духом. Он обрел Внутренний Свет.

Подчинивший свой ум - это Раджа-йог. Слово раджа значит царь. Выражение Раджа Йога подразумевает полное владение своим Я. Хотя Патанджали объясняет методы контроля над умом, он нигде в своих афоризмах не утверждает, что эта наука - Раджа Йога, а называет ее Аштанга Йога, или восемь ступеней (членов) йоги. Но поскольку подразумевается полное владение собой, можно называть это наукой Раджа Йоги.

Сватмарама, автор Хатха Йога Прадипики (хатха - значит сила, устремленное усилие), называет тот же путь Хатха Йогой, так как он требует строгой дисциплины.

Принято считать, что Раджа Йога и Хатха Йога совершенно несходны, различны и противоположны одна другой, что Йога Сутры Патанджали касаются дисциплины духа, а Хатха Йога Прадипика Сватмарамы занимается лишь дисциплиной тела. Но это не так: Хатха Йога и Раджа Йога дополняют друг друга, образуя единый путь к освобождению. Как альпинисту, чтобы взбираться на ледяные вершины Гималаев, нужны не только лестницы, веревки и обувь с шипами, но и физическая подготовка и дисциплина, так и адепту йоги необходимы знания и дисциплина Хатха Йоги Сватмарамы, чтобы достичь вершин Раджа Йоги, о которой говорит Патанджали.

Путь йоги - исток трех остальных путей. Он приносит спокойствие и умиротворенность и подготавливает ум к абсолютному неограниченному подчинению Богу, в котором все четыре пути сливаются вместе.

мудры (жесты рук), асаны (положения тела), бандхи (защитные упражнения, предотвращающие повреждения организма и ограничивающие приток энергии), практика пранаямы (дыхательные упражнения).

Через позвоночный столб человека проходит главная ось всего тела – сушумна, в различных местах которой находятся центры психической энергии, чакры. С санскрита их можно перевести как «колеса», «круги». О них в традиции говорят как о лотосах, у каждого из которых свой лепесток. Чакра – исходная точка для множества энергетических каналов, по которым проходит энергия. Их необходимо себе представлять, чтобы контролировать прохождение энергии по телу и не нанести себе вред.

Шесть первых чакр таковы: 1. Муладхара. Она находится в нижней части позвоночного столба, между анальным отверстием и детородными органами (это копчиковое сплетение). Муладхара – красный лотос с четырьмя лепестками. Отсюда начинается подъем энергии. Этой чакре соответствует материя, стихия земли. Она связана с инерцией и обонянием. В физическом плане – это задний проход, носовые отверстия. 2. Свадхистхана. Расположена в центре половых органов и брюшной полости. Это алый лотос с шестью лепестками. Чакра связана с водой, вкусом. В физическом отношении с чакрой соотносятся вкусовые ощущения, а также кровь и иные жидкости. Данный центр управляет нижними уровнями. 3. Манипура. В переводе с санскрита слово означает «город драгоценных камней». Чакра расположена в области поясницы на уровне пупка. Это голубой лотос с десятью лепестками. Чакра связана с огнем (следовательно, со зрением) и солнцем. Она в физическом плане затрагивает цвет, форму, тепло. Данная чакра управляет волей. 4. Анахата. Слово значит «звук, не извлекаемый, но слышимый». Находится в области сердца. Это лотос с двенадцатью золотыми лепестками. Чакра связана с воздухом, а значит – осязанием. На уровне органического тела ей соответствует кожа. Регулирует эмоции человека. 5. Вишуддха. С санкрита – это «чистота», «очищение». Находится чакра в районе горла. Это лотос с шестнадцатью дымчато-пурпурными лепестками. Ее стихия – эфир. Как следует из проявленности первоэлементов в плотном теле, с этой чакрой связан слух, звуки. Чакра соотносится с творящим духом. 6. Аджня. Слово означает « приказ», «руководство». Она расположена между глазами, на месте так называемого «третьего глаза». Это белый лотос с двумя лепестками. Данный центр – вместилище познавательных способностей, средоточие внутреннего видения, прозрения. С нее начинается выход к вышнему, за пределы первоэлементов. Седьмой центр – Сахасрара-чакра. Находится он в верхней части головы – на темени. Это лотос с тысячью лепестков. Данная чакра уже не имеет никакого отношения к телесному плану. Это выход к трансцендентному (за нашими пределами), к высшей духовной сфере – по ту сторону ограниченной индивидуальности и реальности. Йогой трудно овладеть по-настоящему, если не знать и не понимать, как развертывается энергия в человеке. Согласно древним представлениям, между нижней и высшей чакрами – отрицательным и положительным полюсом соответственно – существует напряжение. На отрицательном полюсе и замерла кундалини, в переводе с санскрита это слово означает «свернувшаяся в кольцо». Она ждет мгновения, чтобы начать развертывание, поднимаясь по чакрам вверх – к космическому началу. Когда эта энергия достигает чакру за чакрой, происходит пробуждение не только физического, но и тонкого тела, а вслед за этим сменяются этапы самопознания человека и наступает выход за пределы личного «я». Йог обретает способность проникать в суть явлений, предвидеть события, «считывать» мысли людей. Высшее состояние – просветление, конечная цель йоги, ее духовная цель. В идеальном случае пробуждение кундалини, как я уже сказал, вызывает прилив тепла. Это действительно огненная сущность. Поэтому, упражняясь йогой, следите за реакцией вашего организма – за потоками энергии. Отметив духовные основания йоги, без которых данная практика будет бессмысленной, опустошенной, остановимся на составляющих хатхи-йоги. Как мы уже сказали, это прежде всего асаны – специальные позы, которые принимает человек. С них и начинайте. Прежде всего их следует отрепетировать, словно вы артист, которому надо довести до автоматизма некоторые движения. Так, К. Ривз, исполнитель главной роли в фильме «Матрица», рассказывал, что он должен был заучить два десятка последовательных положений рук, чтобы воспроизвести в фильме эпизод борьбы Нео с силами Матрицы. Когда актер это говорил, то невольно его мозг послал сигнал показать движения – и в том темпе, какой требовался режиссеру. Единственное, что отличит вас в этом случае, – вы не мим, не подражатель. Вы на пути оздоровления, выздоровления, просветления. Для вас это не сиюминутная практика, какую нужно благополучно забыть спустя определенный промежуток времени. Это станет мостом к ежедневному способу существования. Практика асан не равна гимнастике или акробатике, хотя некоторые из них не всегда просто выполнить. Преобладающая часть поз в хатха-йоге статична, и хотя они не преследуют целью развитие мускулатуры, все равно оказывается силовое мускульное действие. Это сочетается с практикой задержки дыхания, что должно усилить эффект жара от прохождения кундалини. Помимо силового действия, велика роль растягивания мышц, обретения максимальной их эластичности. При этом йог достигает совершенства, не стремясь преодолевать боль или невыносимую тяжесть. Успех обретается благодаря повторению и последовательности действий, которые выполняются медленно и спокойно.

Особое место уделяется в системах йоги, какими бы они ни были, асанам. Эти с древности известные положения тел (в переводе с санскрита слово означает «поза»)

Сознание перестает рассеиваться, оно концентрируется на одной точке, как бы фокусируясь. Это настоящий отказ – от движения физического и мыслительного – для того, чтобы достичь примиряющего и всесоединяющего покоя.

Асаны вызывают напряжение мышц, воздействуют на работу внутренних органов, скелет и позвоночник. Благодаря им можно контролировать деятельность нервной системы.

 

Мы почти отвыкли от тишины и покоя.

Поза Лотоса в практике йоги – самая важная. То симметричное положение, что принимает человек, позволяет ему правильно распределить прану, соблюсти гармонию начал в себе. Это поза для подлинного созерцания.

Нужно сесть на пол. Ноги вытянуты. Туловище держите прямо. Позвоночник – вертикальная ось, от земли к небу. Руки на коленях. Затем согните левую ногу в колене и поверните ее ступню подошвой вверх и положите на бедро правой ноги у паха. Касаться нужно тыльной стороной ступни. Далее согните правую ногу в колене, правой ступней положите ее на бедро левой ноги в районе паха (тыльной стороной подъема). Оба колена прижаты к полу.

Здесь важно не совершать насилия над собой. Добивайтесь совпадения с лотосом постепенно. Только когда вы примите желаемое положение с легкостью, вы окажетесь у цели. Тогда значительно повысится эффект и дыхательных упражнений, ритмичного дыхания. Это позволит запастись созидательной энергией, ее прилив вы почувствуете в своем теле. Если ваше сознание будет направлено на просветление, то вы сможете сдержать переполняющую вас энергию, и она будет потрачена во благо вас самих (преграда недугам, дурным помыслам и делам) и всех окружающих.

Судьба свела меня с Андреем Петровичем. Сначала он удивил меня невероятным высокомерием и раздражительностью. От этого страдали и его подчиненные, и близкие. Жена уговорила пойти его заняться йогой. Через некоторое время он стал другим человеком. Андрей Петрович сказал тогда: «Я думал, быть выше – это подавлять, но теперь знаю: высота – в сердце».

«Алмаз»

Мистический камень, в котором сосредоточена космическая сила, остается у разных народов символом твердости, прочности и вечности. Положение тела, при котором имитируется кристалл, позволяет занять оптимальное положение в пространстве перед медитацией. В этой позе чаще всего практикуются и дыхательные упражнения.

Подобное положение предполагает, что тело становится подобным алмазу по своей прочности. Но алмаз связан в Индии с молнией, а потому это еще и сила небесного огня, которой подвластно земное. Как из графита образуется чудесный камень, словно бы содержащий саму эссенцию света, так и плотное тело человека помогает энергии распределиться и выйти за пределы физической оболочки, достигнув слияния с космической силой. При такой позе вы поддерживаете правильную осанку, что также способствует общему улучшению вашего самочувствия.

Рис. 2. Поза алмаза

Прежде всего станьте на колени, соединив ноги, ступни параллельны. Затем садитесь на пол, так чтобы пальцы ног оказались за ягодицами. Подошвы обращены вверх, при этом вес тела приходится на пятки, а большие пальцы ног касаются друг друга. Руки выпрямлены, ладони лежат на коленях. При медитации глаза слегка прикрыты. Если вы таким образом собираетесь посвятить время концентрации вашего сознания, то позу можно занимать до получаса.

В этом положении, помимо указанного эффекта, достигается улучшение при усталости ног.

«Совершенство»

Она помогает настроиться на восприятие мистического, мудрого знания. Само слово сиддха, как называется асана на санскрите, означает «мудрец», «посвященный». Таков человек, который приближается к идеалу и научился властвовать над собой. Обретение высшего духовного начала, постижение совершенного мира немыслимо, если ваше тело будет отвлекать от этого. Поза помогает настроиться на подобное восприятие.

По опыту знаю, все мои ученики, если они постигают суть позы «Совершенство», отмечают изменение в своем настроении. Хотя бы на какие-то минуты они перестают плавать в «темных» водах суеты, погружаются в созерцательность (некоторые приготавливаются к созерцанию). Они чувствуют вибрации космической энергии, которая пронизывает их тело, и покой – тот отдых, к какому стремится душа. Занимая эту позу, нужно думать о тишине, любви, красоте, добре. Ум проясняется, словно его омыл чистый дождь. Это ваше зеркало, в которое заглянуть не страшно.

Рис. 3. Поза совершенства

Сядьте на пол, ноги вытяните. Туловище держите прямо. Ладони положите на колени. Затем нужно слегка отвести ноги друг от друга и сгибать левую в коленном суставе. Подведите ее подошвой вверх к внутренней стороне бедра правой ноги, пятка тогда окажется у паха. Колено расположено на полу.

После этого также согните правую ногу, подведите ее осторожно пяткой к бедру левой. Пальцы правой ноги должны располагаться в пространстве между бедром и икрой левой ноги. Спину держите прямо. Руки либо лежат на коленях, свободны, пальцы обращены вниз, либо же большой и указательный пальцы рук смыкаются в кольцо. Смотрите по направлению луча, исходящего из вашего «третьего» глаза (духовного ока). Это точка располагается между бровями.

Возвращаясь в исходное положение, осторожно приподнимите правую ногу и выпрямите ее, затем – левую. Повторите асану, изменив положение ног. Оставайтесь в позе «Совершенство» 1 минуту.

«Крест» (благоприятная)

Она связана с солнцем и его исключительной ролью в жизни. Также это воспроизведение мирового целого, каким выступает и колесо. В этой позе важно ощутить прохождение седьмого луча, разрушающего ограниченность всего физического, материального, и уводящего к сфере абсолютного покоя.

Нужно сесть на пол, вытянув ноги. Затем осторожно согните правую ногу в колене, подведите ее к бедру левой, чтобы подошва коснулась его. Пальцы правой ноги следует приподнять. Положите левую ногу на бедро правой, причем ступня первой должна находиться в пространстве между бедром и икрой правой ноги. Большой палец остается свободным. Ноги в результате как бы перекрещиваются. Удерживайте прямую спину. Ладони располагайте на коленях.

Как и поза «Совершенство», данное положение служит медитации и созерцанию. Асана помогает вам «влиться» в поток солнечной энергии, стать ее частью. Разум ваш остается свободным от досужих помыслов, настроен на постижение чистоты и ритма космоса. Лечебный эффект достигается тем, что кровь обильно подступает к тазовой области, благотворное воздействие оказывается и на позвоночник.

«Поклон»

Это положение воспроизводит земной поклон. Многие люди знают, как кланяются в Китае. Я был удивлен, когда мне рассказали, что и в России существовала традиция поясного поклона. До сих пор это происходит в церкви, на молитве. Поклон означает не только признание высшей силы над собой и почтение, это еще и отказ от своих земных слабостей во имя очищающего соединения с сотворившим нас.

Вам нужно сначала принять положение «Лотоса», руки согните за спиной. Запястье правой руки держите левой. Теперь наклоняйтесь вперед, пока не коснетесь пола лбом. Постарайтесь задержать ненадолго дыхание. Затем вернитесь в исходное положение. Завершите положение медленным выдохом.

Фиксируйте положение «Поклон» в течение 5 секунд. Постепенно, неделя за неделей, добавляйте секунды, чтобы довести этот период до 2 минут. Но только в том случае, если вы выполняете упражнение само по себе. В комплексе с другими время пребывания в данном положении ограничивается 10 секундами.

Некогда «жизнь» и «живот» были словами одного корня. Меня это навело на мысль, что представления русского народа, китайцев, индийцев в чем-то сходны. В древние времена люди знали нечто такое о мире, о чем сейчас мы только догадываемся, что с удивлением открываем. Вот подумайте, например, о предлагаемом положении «Поклон». Оно наполнено мистическим смыслом, однако действует оздоровляющим образом как раз на органы брюшной полости. Действительно, где «живот», там и физическая «жизнь».

 

Классификация

Существует множество вариантов деления практик на отдельные виды, но в связи с большой популярностью появляются все новые и новые школы и течения. Указать точно, какие виды йоги существуют на данный момент, очень сложно, поэтому сначала надо перечислить те, которые уже известны давно.

Классические виды:

· Бхакти

· Карма

· Джняна

· Раджа

· Хатха

Каждый вид йоги, считающийся классическим, имеет очень древнюю историю и прошёл большой путь развития и совершенствования. Чтобы выбрать нужный вам вариант, нужно тщательно изучить, чем именно занимается конкретная йога.

Бхакти-йога — это служение божеству с любовью и преданностью. В индуизме считается одним из самых эффективных и доступных способов практиковать йогу. Не требует значительных физических усилий, поэтому выбрать для себя этот вид йоги могут и люди с физическими ограничениями, а также просто не желающие изнурять свое тело.

Карма-йога — уходит корнями в «Бхагавад-Гиту», Священное Писание индуистов. В этом виде йоги действие — дхарма направлено на обретение освобождения-мокши или божественной любви-бхакти. Практика кармы-йоги в выполнении своих обязанностей без получения личной выгоды, исключительно для блага веры и божества.

Джняна-йога — путь самосознания, в котором индивид (атман) определяет иллюзорность существования и окружающего мира и соединяется с абсолютной истиной (Брахманом). В широком понимании джняна-йога — это путь знания.

Раджа-йога, или царская — занимается контролированием ума путём медитации. Целью раджа-йоги является установление отличия реальности от иллюзий, а результатом — достижение освобождения, или мокши. Этот классический вид носит ещё название аштанга-йога, или йога восьми ступеней.

Уровни (ступени) аштанги

· Яма — самоограничение.

· Нияма — абсолютное погружение в духовные практики.

· Асана — союз ума и тела путём физических упражнений.

· Пранаяма — контроль дыхания, также направленный на объединение тела и ума.

· Пратьяхара — абстрагирование чувств от объекта их приложения.

· Дхарана — глубокая направленность ума.

· Дхьяна — медитация.

· Самадхи — погружение в глубины собственного сознания и понимание себя как части всего сущего.

Хатха — вид йоги, который позиционируется как путь к раджа-йоге. Он представляет собой физическую подготовку тела к медитациям. Это синтез физических и психических воздействий на организм, которые призваны закалить и тело, и дух.

Физическое воздействие состоит из:

1. Правильного питания, или диеты.

2. Дыхания.

3. Асан.

4. Бандхи (замков).

5. Мудр (особых жестов).

Психические воздействия это:

1. Медитация.

2. Пранаямы (управление праной при помощи дыхательных упражнений).

Другие виды

Перечисляя виды йоги, нельзя не упомянуть и следующие:

· Крийя.

· Кундалини.

· Сахаджа.

· Айенгар.

· Аштанга-виньяса.

· Дживамукти.

· Бикрам.

· Сурат-шабд.

· Интегральная.

· Бихарская школа.

· Фитнес-йога.

Так как учение не статично, а постоянно находится в движении и развитии, этот список нельзя считать ни полным, ни окончательным.

Крийя-йога базируется на техниках пранайям и открытия чакр. Практика крийя-йоги составляется из тала — очищающих упражнений, свадхьяна — глубокого изучения и ишвара-пранидхана — глубочайшего и верного почитания верховного существа, проникающего и составляющего все сущее вокруг.

Кундалини-йога, она же лайя-йога — направление в современных течениях йоги, направленная на подъём энергии кундалини из нижней чакры вверх по позвоночнику при помощи медитации, асан, пранайям и исполнения определённых мантр. Постепенно поднимающаяся энергия кундалини последовательно проходит все чакры до самой верхней, где сознание практикующего йогина растворяется и сливается с верховной сущностью.

Сахаджа-йога представляет собой современное учение, базирующееся на древних йогических знаниях и практиках. Этот вариант также направлен на поднятие кундалини, как следствие этого к самореализации и определения собственного места в жизни. Сахаджа-йога прежде всего это духовность в высшем смысле понимания этого слова.

Айенгар-йога, или йога Айенгара, названа так по имени своего создателя и представляет собой разновидность или подвид хатха-йоги. В центре внимания айенгар-йоги находится идеальному человеческому телу. В этом виде йоги практикуются статичные асаны для формирования гармоничного и выносливого тела. Обучающий айенгаре обязательно объясняет практикующему асаны каждое движение, его назначение и правильность выполнения.

Аштанга-виньяса-йога, в отличие от йоги айенгара, представляет собой динамичную разновидность практики, при которой асаны выполняются особыми своеобразными блоками — виньясами. Выполнения виньяс сопровождается пранаямами (дыхательными упражнениями), бандхами (мышечными замками) и дришти (фиксацией взгляда на выбранной части тела).

Дживамукти-йога — современное течение, созданное не индийцами, а адаптированное западными поклонниками древнего учения. В нём сочетается использование виньяс, штудирование древних документов, практика бхата и нада йоги (звуковой йоги), а также медитации и исполнение особых мантр. У этого направления множество поклонников, в том числе и таких знаменитостей, как музыкант Стинг, супермодель Кристи Терлингтон и актриса Гвинет Пэлтроу.

Бикрам-йога, или горячая йога, одно из новых направлений в йоге, ставшее особенно популярным в последнее время. Сейчас бикрам-йога всё больше удаляется от духовной практики и становится больше особым видом гимнастики. Она состоит из особой последовательности выполнения группы асан, заимствованных из хатха-йоги и дыхательных упражений. Особенностью этого подвида является проведение занятий в горячем и влажном помещении. В настоящее время горячая йога особенно широко используется как быстрое средство приведения тела в норму, в том числе и для эффективного похудения.

Сурат-шабд-йога, или йога света и звука, позиционируется как средство от избавления от колеса сансары и ослабления влияния кармы. Практикуется только с живым гуру, который во время исполнения мантр и других действий является поддержкой и внутренним руководителем йогина на пути самосовершенствования.

Интегральная йога может быть определена как способ объединения сознания практикующего с духовной основой всего сущего без отказа от обычной жизни и быта.

Бихарская школа — также современное течение, основанное в 1964 году и объединяющее в себе традиции и практики карма, раджа, джняна, хатха, крийя и кундалини-йоги. Это синтез многих ведических и тантрических учений с практиками йоги разных направлений.

Фитнес-йога практически полностью утратила духовное начало максимально приблизилась к физическим упражнениям или спорту. Тем не менее сами асаны приносят огромную пользу физическому телу, следовательно, и душе.

Какой бы вид йоги вы не решили для себя выбрать, сосредоточьтесь на причине, которая побудила вас остановиться именно на этой форме. Внутренняя тяга отражает скрытые потребности вашей души, даже если это будет занятие йогой в фитнес-центре, оно принесёт вам огромную пользу.

Сегодня насчитывается более 20 видов йоги, а самыми распространенными являются следующие:

1. Хатха-йога – составная часть раджа-йоги, являвшаяся ее начальной ступенью, была самой доступной для непосвященных, а потому раньше других получившая известность в Америке и Европе. Хатха-йога сочетает в себе разные виды дыхания и специальные упражнения – асаны. Целью занятий является достижение физического совершенства.

2. Тантра-йога – направлена на осознание дуальности мира, имеющего мужское и женское начало. Эта практика учит использовать основные инстинкты человека для достижения гармонии между телом и духом.

3. Лая-йога – имеет своей целью познание биоритмов как своих собственных, так и Вселенной. Это знание позволяет достигать гармонии и предупреждать болезни, многие из которых вызваны нарушением биоритмов.

4. Кундалини-йога – также является составной частью раджа-йоги. Ее целью является открытие всех основных чакр человека для обеспечения свободного тока энергии по телу. Но для достижения такого результата требуются серьезные усилия, тренировки подразумевают длительное удержание каждой асаны.

5. Аштанга-йога – это скорее аэробика с использованием поз классической йоги. Ее особенность заключается в быстрой и ритмичной смене положений тела, что требует хорошей физической подготовки.

6. Айенгар-йога – система физических упражнений, созданная для применения людьми с разным уровнем физической подготовки. Переход от одной асаны к другой осуществляется плавно, также допускается использование опор – стульев, поясов, блоков.

7. Бикрам-йога – упражнения этой системы имеют своей целью укрепление мышц и борьбу с лишним весом. Проводятся занятия при температуре 40,5 оС в течение 90 минут, что подходит не всем, поэтому, прежде чем приступать к тренировкам, нужно убедиться, что состояние вашего здоровья позволяет выдерживать такие нагрузки.

8. Силовая йога (пауэр йога) – использует упражнения аштанга-йоги, но в отличие от нее асаны выполняются не в строгой последовательности, но с не меньшей эффективностью. Идеально подойдет тем, кто хочет выровнять мышечный дисбаланс.

9. Виний-йога – приспособлена для оказания терапевтического эффекта, здесь важна не правильность выполнения асаны, а ощущения от занятий. Если вам нужно избавиться от последствий физической травмы, и вы не знаете, как выбрать из видов йоги, то виний-йога отлично подойдет для ваших целей.

10. Шивананда-йога – одна из разновидностей хатха-йоги, которая подразумевает не только правильное дыхание и выполнение асан, но еще и методы расслабления, медитацию и соблюдение вегетарианской диеты.

11. Крипалу-йога – еще одна разновидность хатха-йоги, состоящая из 3 ступеней. Акцент здесь делается на любви, как к окружающим, так и к самому себе.

12. Янтра-йога – заключается в фокусировке сознания на геометрическом изображении Космоса, чакр или иных энергетических процессов.

Существует еще немало разновидностей этой гимнастики, среди которых особой популярностью пользуется фитнес-йога, которая с настоящей йогой не имеет ничего общего, так как она направлена на совершенствование тела. Постепенно популярность набирает и так называемая «голая йога», при которой все асаны выполняются в обнаженном виде. Чаще этим направлением увлекаются мужчины, а прекрасная половина человечества смущается подобной открытости. Но какой бы вид йоги вы ни решили выбрать, вам предстоит серьезная работа над собой, и к этому надо быть готовой.

Виды йоги и их отличия

Опубликовано 18 июня 2013 от Сергей Чернов Опубликовано в Знания 2 комментария

В «Бхагавад-Гите» — одной из священных книг йоги и величайшем памятнике древнеиндийской литературы описано большое количество видов йоги: Джняна-йога (йога познания), Карма-йога (йога действия), Саньяса-йога (йога самоотречения), Абхьяса-йога (йога постоянных усилий), Дхьяна-йога (йога медитации),

Бхакти-йога (йога любви и преданности), Буддхи-йога (йога мудрости), Атман-йога (йога собственного «Я», истинной сущности).

Все данные виды йоги и их отличия различаются только лишь на первый взгляд, многогранно переплетаясь друг с другом. По сути, невозможно практиковать какой-то один вид йоги без использования элементов другого вида. Ведущие виды йоги – это йога действия (Карма-йога), йога познания (Джняна-йога) и йога преданности (Бхакти-йога). Они вбирают в себя особенности всех вышеперечисленных.

 

Карма-йога

Карма-йога представляет собой путь труда, лишенного корысти. Для практикующего данный вид йоги главным является польза для другого, а не личные эгоистичные желания. Все внимание концентрируется на выполняемых действиях. Целью является максимально качественный и эффективный труд, а ответственность – мерило этого труда. Карма-йога – это медитация в действии.

Такой вид йоги подходит практически каждому и приводит практикующего к гарантированному результату. Спокойное и уравновешенное отношение к труду, высокая степень концентрации на нем, медитативное состояние в процессе выполнения ежедневных дел являются не только гарантом эффективности данного пути, но и постепенно приводят практикующего к гармоничному состоянию психики.

 

Джняна-йога

Джняна-йога является путем познания и совершенствования в себе высшего разума. Данный вид йоги является самостоятельной практикой, хотя и не исключает использования других подходов.

Первым этапом Джняна-йоги является очищение и совершенствование логического ума. Целью является развитие четкости при построении логических рассуждений и крепкой памяти.

Следующим этапом является развитие интуиции. Основная задача на этой ступени – это овладение состоянием вдохновения и творчества, превращая его в привычный инструмент осознания мира. Интуитивный ум способен решать те задачи, перед которыми логика бессильна.

Данный вид йоги широко используется учеными, изобретателями, политиками, одним словом, всеми, кому необходим ясный, гибкий и быстрый ум.

 

Бхакти-йога

Бхакти-йога является путем любви, преданности и религиозного поклонения. Он требует открытости сердца и постоянного проявления любви к избранному божеству. Путь Бхакти естественным образом переплетен с путем Карма-йоги, т.к. практикующий данный подход каждое свое действие посвящает единому Богу (через выбранный аспект любимого божества) и создает предпосылки для развития благой кармы. Вся жизнь человека, идущего путем бхакти, становится ритуалом поклонения: «Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, чем бы ты ни жертвовал, делай это ради Меня, и я дарую тебе благополучие» /Бхагавад-Гита/

 

Янтра и Мантра-йога

Янтра и Мантра-йога являются видами йоги, базирующихся на сенсорных возможностях человека.

Активным началом данных подходов являются не только концентрация, которая уже естественным образом осуществляет воздействие на сознание, но также еще и форма, цвет, звук.

Янтра-йога использует графические изображения, мантра-йога – звуки.

Рисунок для созерцания (янтра), выполненный с использованием чистых цветов, привлекает внимание практикующего. Составной геометрический узор захватывает его и направляет вглубь. Янтра также может использоваться и для других целей, например, для вхождения в определенное эмоциональное состояние, освобождения сознания от суеты ума или для создания необходимых образов.

Мантра – это основной инструмент Мантра-йоги. Она представляет собой совокупность характерных вибраций, выраженных в слове или фразе. Чаще всего мантры обращены к тому или иному божеству и включают в себя его имя и специфические характеристики. Считается, что при длительном многочасовом повторении мантры происходит сонастройка индивидуального сознания практикующего с сознанием того объекта, на который направлена мантра, что дает возможность преодолеть ограниченность сознания и расширить его.

 

Лайя-йога

Лайя-йога базируется на тантрической традиции чакр и подъеме кундалини. Каждому энергетическому центру соответствует свое графическое изображение и определенный набор звуков. Способ их воздействия созвучен Янтра и Мантра-йоге. Отличием является «оживление» янтры и мантры и их наполнение характерным эмоциональным и смысловым содержанием.

В ходе регулярной практики концентрации на символах и их содержании практикующий получает возможность закреплять характерные психоэмоциональные состояния, которые резонируют с чакрами. Дальнейшая концентрация только лишь на образах запускает пусковой механизм активизации конкретного энергетического центра.

 

Аштанга-йога

Аштанга-йога представляет собой не столько отдельный вид, сколько принцип построения йогической системы. Аштанга переводится с санскрита как «восемь». Именно такое количество ступеней выделил Патанджали в своих «Йога сутрах» на пути достиженияСамадхи.

Первые две ступени йоги – это Яма и Нияма – комплекс нравственно-этических принципов, создающих благоприятные условия для полноценной эволюции сознания. Совместно с шаткармами (очистительными упражнениями) данные две ступени составляют фундамент Крийя-йоги. Она является достигнутой, когда сознание лишает проблем тела (болезней, недомоганий) и трудностей коммуникации с внешней средой (стресса, непонимания и конфликтов).

Последующие две ступени – Асана и Пранаяма, их принято объединять в рамки Хатха-йоги. Благодаря упражнению в них, садхака развивает свое тело и внимание, освобождаясь от всех возможных недугов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: