Историческая география Древней Руси с 8 по 11 век.




1. Вопрос Восточные славяне их соседи с 8-11 век:

А) Размещение основных племён на территории восточной Европы:

Наиболее достоверную картину расселения славянских и других племен Восточной Европы дает Повесть Временных лет. И хотя возникла она в начале XII в., хронологически описание относится к более раннему времени — ко второй половине первого тысячелетия нашей эры. Если древнейшие сведения о народах основаны на библейских легендах, которые нужны были летописцу для обоснования принадлежности славян к группе европейских народов, установления исторических связей между народами и выяснения ряда других вопросов, то описание племен восточных славян отличается конкретностью и точностью. Подтверждение этому мы находим при сопоставлении Повести Временных лет с другими письменными источниками как русского, так и иноземного происхождения, а также с археологическими, этнографическими и другими данными. Наложение на карту этих материалов дает нам следующую картину.

Район лесостепной области Поднепровья, между устьями рек Десны и Роси, занимало племя полян. Летописец объясняет их название местоположением: «зане в поли седяху».

К западу от полян. Правобережную Украину, Полесье, течения рек Тетерев, Уж, Уборть, Случь, Горынь, Стырь, т. е. район к югу от р. Припяти, населяли древляне. Летописец подчеркивает географическое отличие этого района, отмечая, что древляне «седоша в лесех».

К северу от древлян, «межю Ирипетью и Двиною» лежала область расселения дреговичей, которые по Западной Двине соприкасались с племенем полочан. О последних летописец говорит, что они «седоша на Двине и нарекошася полочане речьки ради яже втечеть в Двину,— именем Полота.

Значительный район занимали словене (ильменские). Область их расселения на севере доходила до р. Невы, озера Нево (Ладожское), линии рек Сясь, Чагода, Чагодоща. Западные границы расселения проходили несколько отступая от побережья Финского залива, по р. Нарове и Чудскому озеру.

Поречье Десны, Сейма и Суды занимала группа восточнославянских племен, объединенных общим названием север (северяне), соседствовавших на западе с древлянами и полянами.

К западу от полян и древлян летописец называет бужан «зане седоша по Бугу», «после же велыняне» (волыняне). Возможно, что бужане и волыняне своими предшественниками имели племенное объединение восточных славян, известных летописцу под именем дулебов. Видимо, этот союз в Х в. распался, и племена вошли в состав Древнерусского государства под именем волынян и бужан. Область, заселенная волынянами и бужанами, охватывает оба берега Западного Буга и верховья рек Южный Буг и Припять.

К числу племен восточных славян относят уличей и тиверцев. Первые населяли междуречье Прута и Днестра, вторые — территорию между Днестром и Южным Бугом. Впрочем, этническая принадлежность тиверцев и уличей очень неясна. Существует мнение, что это были тюркоязычные племена, подвластные славянам. Обширную полосу по верхнему течению Днепра, Волги и Западной Двине, а также южной части бассейна Чудского озера занимали кривичи, а бассейн Верхней Оки — вятичи.

В левобережье Днепра, по р. Сож и ее притокам была область расселения радимичей, ограниченная с востока землями северян, с запада — дреговичей, а с севера — кривичей.

К восточным славянам относились племена белых хорватов, занимавших, в основном, северную часть западных склонов Карпатских гор.

Перечисленные племена представляли собой большие союзы племен, которые имели внутренние подразделения. Однако письменные источники не дают о них сведений, поэтому выделение их возможно, прежде всего, на основе археологических данных.

Таким образом, территория расселения восточных славян представляется весьма обширной. Граница ее на западе проходила от впадения Невы в Финский залив вдоль прибрежья к р. Нарове; тянулась по Чудскому и Псковскому озерам; пересекала Западную Двину в среднем течении; от среднего течения Немана, через верховья рек Нарев, Вепрь граница почти достигала верховьев р. Вислы, охватывала северную часть Карпатских гор и, западнее р. Серет, опускалась на Дунай в его низовья. Северная граница восточнославянских племен от р. Невы проходила по южной оконечности оз. Нево (Ладожское), рекам Сяси, Чагоде, Чагодоще, Шексне и выходила на Волгу в районе р. Которосль. На востоке граница шла примерно по рекам Нерль и Клязьма, на Москва-реку в среднем ее течении, Москвою-рекою до ее впадения в Оку и, охватывая верховья Дона, Оки, Сейма, спускалась по Псёлу на Днепр На юге, от устья Псёла, граница шла вверх по Днепру и, не доходя р. Рось, уходила на запад к Бугу, а затем по Бугу на юг к Черному (Русскому) морю.

Эти границы восточнославянского населения сложились к концу IX — началу X вв. Вполне естественно, что они весьма условны. Соприкосновение с соседними народами в приграничных районах приводило к значительным смещениям. Это нашло отражение в том, что в ряде случаев наблюдается выход восточнославянского населения на соседние территории. Повесть Временных лет, четко разграничивающая славян и неславянское население («а се суть инии языцы»), свидетельствует о проникновении славян в земли финно-угорских племен веси, мери, муромы, мещеры.

Уже к концу IX — началу X вв. славянское население достигает Онежского озера, оседает по р. Свири, Белоозеру, Щексне, т. е. по территории племени весь. Аналогичный процесс наблюдается в Окско-Клязьмпнском междуречье, где на земли муромы, мери и мещеры пришли славяне с вятичской и кривичской земель.

Указанные области расселения восточнославянских племен следует дополнить двумя районами. По крайней мере в VII — X вв. славянские поселения располагаются не только в верховьях, но и по среднему течению Дона. Возможно, что по Дону осуществлялось передвижение славян к Азовскому морю.

Источники, в том числе и русские летописи, позволяют нанести на карту основные племенные группы, соседствовавшие с восточными славянами и населявшие различные области Восточной Европы. На западе, от Дуная до Вислы и Буга жили племена словаков, моравов, вислян. мазовшан, относившихся к западным славянам. На северо-западе соседями восточных славян были балтийские летто-литовские и финно-угорские племена. Среди летто-литовских племен выделялись пруссы, населявшие побережье Балтийского моря между нижними течениями Вислы и Немана. Правобережье Западной Двины и земли до Псковского озера занимала летьгола (латгалы), к югу и юго-западу от них жили зимиголы (земгалы), а по побережью Балтийского моря корсь (курши). Эти племена принадлежали к группе летто-литовских племен, так же как и литва, населявшая область среднего и нижнего течения р. Вилия и среднего Немана, и жившее между Западной Двиной и Неманом племя жмудь. Северную Прибалтику населяли финно-угорские племена — чудь и ливы. Область расселения чуди (эстов) охватывала территории к западу от Чудского озера до Финского и Рижского заливов. Несколько южнее — по побережью Рижского залива, ближе к правому берегу Западной Двины и по нижнему течению р. Гауя жили ливы (либь).

Территории, примыкавшие к восточнославянским племенам с севера и северо-востока, занимали финно-угорские племена.

По побережью Финского залива, между реками Нева и Нарова, жило племя водь, которое уже в IX в. испытывало сильное влияние соседних ильменских славян, а к XIV в. окончательно растворилось среди славянского населения. С землями води соседствовало племя ижоры, населявшее побережье Невы и юго-запад Приладожья.

К западу, северу и востоку от озера Нево (Ладожское) жили племена корел. На территории между Ладожским, Онежским и Белым озерами, ограниченной с севера Свирью, а с востока Шексной, жило племя весь. Славянское продвижение рано затронуло территорию этого племени, процесс смешения населения шел здесь интенсивно.

К северо-востоку от Белоозера, в бассейнах Онеги, Северной Двины, Пинеги жили племена, получившие в русских источниках название чуди заволжской (или заволочской).

Волго-Окское междуречье занимало племя меря. Их соседями в междуречье Волги и Ветлуги, а также частично в правобережных районах по Волге были черемисы (мари).

Окско-Клязьминское междуречье населяла мурома и мещера. Эти племена были родственны мордве, населявшей правобережье Средней Волги. Мордовское население довольно далеко заходило на запад по низовью Оки, Цне и Хопру.

Далее на юг, вдоль Волги, жило родственное мордве племя буртасов. Обособленную группу составляли волжско-камские болгары, принадлежавшие к группе тюркоязычных племен. Область их расселения на востоке начиналась от впадения р. Белой в Каму, а на запад тянулась до Средней Волги. На юге волжско-камские болгары заселяли земли до р. Самары.

На восток от волжских болгар лежали земли, населенные башкирами. Их относят к группе тюркоязычных племен. В целом вопрос об этническом происхождении башкир не решен, хотя несомненно, что на их складывание оказали влияние печенеги и половцы-куманы (кипчаки). Южными соседями башкир в Приуралье до VIII в. были мадьяры — финно-угорские племена кочевников-скотоводов.

Громадная территория, лежащая полосой от бассейна р. Яик (Урал) через Нижнюю Волгу до Нижнего Днепра, представляла собой область расселения кочевых племен.

Здесь в VIII — IX вв. между Доном и Днепром расселились мадьяры, а затем южнорусские степи заняли печенеги. Однако к середине XI в. печенежские племена сменяются половцами, которые соседствуют с восточными славянами до татаро-монгольского нашествия XIII в.

На Нижней Волге и по западному побережью Каспийского моря жили тюркоязычные племена хазар, входившие в свое время в Тюркский каганат, а с VII в. образовавшие самостоятельное политическое объединение — Хазарский каганат. Хотя противоречивые источники не дают возможности установить границы каганата, можно считать, что в него входили степные пространства между Каспийским и Азовским морями, часть Северного Причерноморья, возможно, земли Северного Кавказа. В период наивысшего расцвета Хазарии в середине IX в. ей платили дань буртасы, мордва, черемисы, а также славянские племена — вятичи, радимичи, северяне, поляне.

Приведенные сведения о расселении по территории Восточной Европы племен, с которыми в той или иной степени сталкивались восточные славяне, позволяют говорить об основных областях, занимавшихся балтийским (летто-литовским), финно-угорским и тюркским населением.

Область балтийских племен (корсь, летьгола. земигола, литва, жмудь) примыкала к северо-западным границам восточных славян и охватывала, в основном, современные Латвию и Литву. Затем следует значительная область финно-угорских племен. Она тянется от Прибалтики на северо-восток до Печоры, Камы, Волги. И, наконец, проходит обширная область тюркоязычных племен юга и юго-востока Восточной Европы.

Б) Складывание территорий Древнерусского государства (поэтапное):

2.1. На первом этапе образования Древнерусского государства (VIII – середина IX в.) происходило вызревание предпосылок, в том числе – складывание межплеменных союзов и их центров, которые упоминаются у восточных авторов. В некоторых племенных союзах, скорее всего у полян, дреговичей, кривичей и ильменских словен, формировались свои предгосударственные образования – княжения. Между ними разворачивается борьба за торговые пути, промысловые угодья и земли. К IX в. восходит появление системы полюдья, т. е. сбора с общинников в пользу князя дани (налога), которая в ту эпоху носила еще добровольный характер, нерегламенти-рованный объем и воспринималась как возмещение за защиту, военные и управленческие услуги.

2.2. На втором этапе (вторая половина IX – середина X в.) процесс складывания государства ускорился во многом благодаря активному вмешательству внешних сил – хазар и норманнов (варягов). ПВЛ сообщает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На юге хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Легенда из «Повести временных лет» о возникновении государства у восточных славян. Летописец отмечает (под 862 г.), что в результате борьбы славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, «и пошел род на род и воевати почаша сами на ся». (Скорее всего, в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и угро-финны со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет, да пойдете княжить и володети нами», – решили обратиться к соседям-варягам, называвшимся русъю, и их князю Рюрику с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям, в Старой Ладоге), Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично.

• Возникновение ядра восточнославянского государства. По данным ПВЛ в 882 г. преемник Рюрика князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира – норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образование Русского государства.

• Норманнская теория происхождения Древнерусского государства и ее критика. Летописные данные легли в основу так называемой норманнской теории, разработанной в XVIII в. немецкими учеными (Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером и А. Л. Шлёцером) на русской службе. Они приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя «Русь». Крайние норманнисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству.

Антинорманнизм. Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с разных методологических позиций, оспаривали эту теорию. Так, академик Б. А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (существовавшее якобы с VI в., что не подтверждается археологическими источниками) уже возникло, и норманны использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном «призвании варягов» он считал поздней вставкой, дописанной под влиянием политической конъюнктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха. «Русь» же, по его мнению, – производное от названия реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).

Современные исследователи, преодолевая крайности норманнизма и антинорманнизма, пришли к следующим выводам:

– Норманны сами в то время еще не имели государственности.

– Процесс складывания государства начался до прихода Рюрика, сам факт его приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам (в то время как у самих скандинавов еще не было государственности).

– Вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой образования Древнерусского государства. В любом случае варяжский князь, приглашенный в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «заморских варягов» (свеев), или насильственно захвативший княжеский стол, подавив восстание под руководством Вадима (скорее всего, местного племенного князя), завладел властью в той форме, в какой она существовала у ильменских словен.

– Норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использовала методы насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов. Это в определенной степени ускорило процесс укрепления местной княжеско-дружинной верхушки и ее интеграцию с варяжскими дружинами.

– Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и установив единый контроль над двумя важнейшими отрезками пути «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство.

– Этноним «русь» имеет северное происхождение. Хотя летопись относит его к одному из норманнских племен, скорее всего, это собирательное имя (от финского «руотси» – гребцы), под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоявшая из представителей различных народов, занимавшихся морским разбоем и торговлей и представлявших собой ядро дружины князя. Тогда становится объяснимым быстрое распространение этого понятия, уже не связанного с каким-либо неславянским этносом, среди восточных славян. Их племенная верхушка сливалась с пришлым элементом, а сами варяги быстро ассимилировались и, отказавшись от своих богов, приняли восточнославянские языческие культы.

• Объединение восточнославянских племен. В эпоху правления Олега (879–912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входивших в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнcких дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников), совершил в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивавший ей право беспошлинной торговли на территории империи. Новые уступки от Византии Русь получила по соглашению 911 г.

Игорь (912–945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников – печенегов. В 40-х гг. он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор с империей. В 945 г. во время сбора полюдья в древлянской земле Игорь был убит за требование дани, превышавшей обычную норму.

2.3. Третий этап – завершение объединения восточных славян и оформление государства – начался с реформ княгини Ольги (945–964).

• Отомстив древлянам за смерть своего мужа, Ольга установила фиксированную норму дани, а для ее сбора устроила «погосты», где «сидел» боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах. Сын Ольги Святослав (964–972) стал князем в трехлетнем возрасте в 945 г., но фактически начал править в 964 г. Он добился победы над Хазарией и предпринял закончившиеся поражением походы на Дунай (970–971), куда он собирался перенести столицу Руси. Это потребовало мобилизации значительных сил и несколько задержало внутреннее устроение Русской земли.

• Окончательная ликвидация племенных княжений произошла во время правления Владимира Святого (980—1015), сына Святослава и Малуши.

Малуша в большинстве учебников названа рабыней или наложницей. Фактически же она являлась одной из жен Святослава. (У восточных славян дохристианского периода было распространено многоженство).

– Владимир хитростью победил своего брата Ярополка (972–980) в борьбе за киевский стол. В 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединил к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

– Он пытался реорганизовать языческую веру, а вместе с ней – укрепить княжескую власть. С этой целью был создан пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но эта мера мало что изменила – племенные Полянские боги не были приняты другими восточными славянами. Тогда Владимир произвел своеобразную «духовную революцию» сверху – ввел в 988 г. христианство, установив обязательное отчисление десятой части полюдья в пользу православной церкви. Единобожная (монотеистическая) религия, имевшая разработанное учение и систему обрядов, мощные традиции и тесно связанная со светской властью, начала вытеснять местные языческие культы и заложила духовную основу для складывавшейся единой русской народности и Древнерусского государства.

– Следующим решительным шагом, завершившим создание государства, стала замена Владимиром местных племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укреплять власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность мобилизовать население страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют былины, начал восприниматься народным сознанием уже не как воин-защитник, а как глава государства, обеспечивавший охрану его рубежей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: