Глава 2. Очерки истории философии. 10 глава





согласятся, что односторонняя позиция является недостаточной, и, кроме


того, 2) указываем на другую, более совершенную точку зрения. В этом смысле


логико-диалектическое мышление является предметно-ориентированным, то


есть руководствуется предметом, а не правилами формальной логики. Поэтому


для диалектического мышления недостаточно владеть формальными логически-


ми правилами, необходимо еще и выявлять противоречия в конкретных предме-


тах. Только так возникает “диалектическое понятие”, устанавливающее связь


между формально-логическими понятиями.


Приведем пример. “Если мы подумаем о понятии “видеть”, то заметим, что


видение есть всегда видение чего-то, - неважно, материального или нет. То, что


мы видим, появляется на определенном фоне. Когда мы видим нечто на опреде-


ленном фоне, мы смотрим на это с определенной позиции. Другими словами,


оказывается, что понятие “ видеть ” так или иначе указывает вне себя на другие


понятия, с которыми оно необходимо связано. Только тогда, когда мы начинаем


осознавать все эти взаимосвязанные понятия, мы впервые понимаем, чем дейст-


вительно является наш феномен - видение” 1. Так понимается логическое мыш-


ление в диалектической логике.

 


Диалектическое понятие.


Выход за пределы эмпирического сознания (рассудка) осуществляется разум-


но-диалектическим (теоретическим) мышлением, раскрывающим конкретность


предмета как единство различных абстрактных определений, которые призна-


ются рассудком лишь в их раздельности. Диалектическое мышление рефлек-


тивно, то есть исследует природу и взаимосвязь самих понятий. Рефлективное


мышление возможно только для человека, достигшего относительно высокой


ступени культуры. Историческое возникновение рефлективного (теоретическо-


го) мышления отмечается в античной греческой философии (Гераклит, Платон)


и, примерно в то же время, в индийской религиозно-философской мысли (Будда)


и древнекитайской философии (даосизм). Однако свое полное выражение оно


получает, вероятно, лишь в европейской культуре XIX - XX веков.


Теоретическое мышление, оперирующее понятиями, связано со следующими


действиями:


1) предмет познания мысленно перемещается в такие условия, в которых его


сущность может быть раскрыта;

 

 


1. См.: Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М., 2000. - С. 506, 507.

 



 


2) эти условия - мысленно формируемая среда, то есть система связей, в ко-


торую помещается данный предмет;


3) предмет, рассматриваемый в системе внешних связей, становится объек-


том последующих мысленных трансформаций.


4) понятие (диалектическое понятие) - такая форма мышления (вид существо-


вания мысли о предмете), посредством которой воспроизводится идеализиро-


ванный предмет в системе его связей.


Диалектическое понятие одновременно выступает как 1) форма отражения


материального предмета и 2) средство мысленного построения идеального


объекта, то есть особое творческое мысленное действие.


Иметь понятие о каком-либо предмете - значит владеть общим способом его


мысленного построения. Способ построения понятия - это особое мыслитель-


ное действие субъекта, осуществляемое по законам мышления, которые изучает


и описывает логика. За каждым теоретическим понятием скрывается особое


мыследействие (или система таких действий), с помощью которого это понятие


“сконструировано”, теоретически порождено. Без выявления общих способов


такого “конструирования” (общих способов порождения теоретических понятий)


и овладения ими невозможно понять ни возникновение, ни смысл понятия.


Обратим внимание на некоторые основные различия эмпирических и теорети-


ческих понятий.


1. Эмпирическое понятие, опирающееся на наблюдение (чувственное воспри-


ятие), отражает в представлениях внешние свойства предметов. Теоретическое


понятие, возникающее на основе мысленного преобразования предметов, отра-


жает их внутренние структурно-функциональные отношения и тем самым “вы-


водит” мышление за пределы чувственно воспринимающего рассудка.


2. Эмпирическое понятие строится в процессе сравнения предметов, что по-


зволяет выделить в них общие свойства и дать дефиницию понятия по правилам


формальной логики. Теоретическое понятие строится в процессе “конструирова-


ния” и исследования внутренних структурно-функциональных связей системы,


которые служат инвариантом (неизменной основой) множества вариантов


проявления системного объекта.


3. Эмпирическое понятие фиксируется прежде всего в слове-термине. Теоре-


тическое понятие для фиксации предполагает наличие более сложных средств -


методологических (процедуры мыследеятельности) и знаково-символических


(естественные и искусственные языки).


Теоретическое мышление, опирающееся на диалектическую логику, исходит


из двух идей (принципов), содержащихся в философии Гегеля. Это - идея сис-


темности и идея причины саморазвития.


Идея системности, сформулированная в общем виде, вытекает из различения


Гегелем двух аспектов, в которых должно рассматривать предмет в сфере бытия:


1) предмете, взятый сам по себе, т.е. изолировано от других предметов; 2) пред-


мет, взятый в системе, то есть в соотношении с другими предметами. Возникает


вопрос о “базовой” точке зрения на предмет (т.е. философско-


методологической позиции), позволяющей выявить его сущностные качества.

 

 



 


В первом случае принципом правильного описания становится принцип,


сформулированный основоположником “логического позитивизма” Людвигом


Витгенштейном (1889 - 1951): любая вещь должна быть описана так, чтобы это


описание осталось правильным и в том случае, если бы все остальные вещи в


мироздании вовсе не существовали.


Во втором случае принципом правильного описания выступает диалектиче-


ский (системный) принцип Гегеля: вещь только тогда может быть правильно


понята и описана, когда она рассматривается в системе внешних и внутренних


связей, причем во внутренней структуре вещи (и в словесных определениях


вещи) выявляется внутреннее сущностное противоречие. Это внутренне проти-


воречие, присущее предмету, Гегель рассматривает как причину самоизменения,


саморазвития предмета. Идея причины саморазвития, следовательно, состоит


в признании внутреннего противоречия как имманентной причины изменчиво-


сти вещи.


Принцип диалектического противоречия как внутренней причины саморазви-


тия “конечных вещей” в “Логике” Гегеля прокомментировал М.М.Розенталь:


“Реальный смысл его диалектики конечного означал, что каждая конечная вещь


имеет не только свою определенность, т.е. качество, делающее ее данной вещью,


но и содержит в себе свою отрицательность, которая “гонит” ее к своему кон-


цу, к переходу в нечто иное. Уже то обстоятельство, что предмет имеет опреде-


ленность, означает существование границы, отделяющей его от других вещей,


иными словами, означает отрицание его другим. Но отрицательность как свойст-


во вещей имеет более глубокий смысл: другое, противоположное данному пред-


мету, есть не внешнее другое, а его собственное другое, другое его самого ” 2.


Гегель считал, что противоречие является источником всех изменений: и в че-


ловеческом мышлении, то есть в субъективном мире “понятий”, и в чувственно


воспринимаемом мире “вещей”. Это положение диалектики чрезвычайно акту-


ально в современном теоретическом познании. Многое из того, что традиционно


называлось "целостным", сейчас принято называть "системным". Статические


целостности, или системы, достаточно эффективно описываются в рамках фило-


софско-методологического подхода, называемого "структурным функциона-


лизмом". Однако структурный функционализм испытывает затруднения, когда


сталкивается с необходимостью описания динамических целостностей, или


саморазвивающихся систем. Язык, принципы, общие категории и законы описа-


ния динамических систем и предлагает диалектическая логика.

 


Диалектика субъекта и объекта. Российский философ А.Ф.Лосев (1893


- 1988) писал о необходимости придерживаться определенной позиции, когда


речь идет о познании реального мира: “В первую очередь вы должны критически


относиться ко всем предрассудкам, которые еще встречаются в научной и нена-


учной литературе. Вы будете читать, что существует только объект, а всё субъ-

 

 


2. Розенталь М.М. Учение Гегеля о диалектических противоречиях и марксизм// Вопросы


философии. - 1974. - № 8. - С. 49 - 50.

 


93


 


ективное ничтожно и как бы вовсе не существует. Вам будут твердить, что на


первом плане должен стоять субъект, а всё объективное всегда сомнительно,


всегда условно, всегда на последнем месте. Все подобного рода утверждения,


все подобного рода предрассудки идут вразрез с самыми простыми жизненными


ощущениями человека. Если вы не хотите расстаться с реальной жизнью, то


жизнь требует от вас признать и реальность объекта, и реальность субъекта, и


реальность их жизненных соотношений” 3.


Итак, диалектика субъекта и объекта раскрывается в четырех следующих по-


ложениях:


1. Существует объективный предметный мир, бытие “вещей”, который дан


субъекту как объект.


2. Существует также субъективный мир “идей”, сознание, то есть существует


субъект. Субъект - нечто специфическое, отличное от объекта. Субъект (созна-


ние и мышление) нельзя отождествлять с объектом, нельзя не видеть очевидное


их различие.


3. Объект и субъект находятся в определенном отношении друг к другу,


взаимосвязаны. Нет никакого объекта, если о нем ничего нельзя ни помыслить,


ни сказать, то есть нет такого объекта, для которого в принципе нет никакого


субъекта. Точно так же бессмысленно говорить что-либо о субъекте, для которо-


го не существует никакого объекта.


4. Характер связи между объектом и субъектом можно обозначить как про-


цесс “отражения”.


Объяснение познания как процесса отражения предметного мира человеком в


виде истинного знания означает признание процессуального характера истины.


Истина есть процесс. Гегель утверждал, что никто не обладает истиной как


отчеканенной монетой, “которая может быть дана в готовом виде и в таком же


виде спрятана в карман” или передана другому человеку. Рассмотрим, к а к


совершается процесс познания и ч т о является решающим в процессе дости-


жения истины: объект, субъект или их единство?


Речь идет о трех гносеологических позициях, т.е. трех подходах к познанию


предметной действительности.


ПЕРВЫЙ ПОДХОД к решению этого вопроса, называемый “созерцатель-


ным” (“натуралистическим”), заключается в том, что познание представляется


как пассивное отражение, копирование, созерцание объекта (единичных предме-


тов), который независим от субъекта и существует как не связанный со специ-


фической практикой субъекта. Следствием этого подхода является догматиче-


ское, “застывшее” понимание истины как прочного, непосредственного и одина-


кового для всех знания. Игнорирование субъекта, специфики его “созерцатель-


ной” позиции не позволяет при этом убедительно обосновать возможность ис-


тинного знания, поскольку одинакового “видения” у разных субъектов не суще-


ствует.

 

 


3. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988. - С. 94 - 95.

 



 


Существующую в действительности зависимость результата познания от по-


зиции субъекта можно проиллюстрировать на следующем примере: один и тот


же предмет, спроецированный из своего измерения в низшее по отношению к


нему измерение, отображается в этих проекциях так, что различные проекции


могут противоречить друг другу (Рис 2). Стакан, геометрической формой кото-


рого является цилиндр, проецируется из трехмерного пространства на двумер-


ные плоскости так, что в одном случае получается круг, а в другом - прямо-


угольник.

 

 


S 1

 


Р и с 2.
S 2

 


Следовательно, субъект активно влияет на результат познания хотя бы в том


отношении, что отражает предмет неполно и искаженно, причем особенности


“неполноты и искажения” определяются особенностями “позиции” субъекта.


ВТОРОЙ ПОДХОД, называемый “идеалистическим”, правомерно исходит


из принципа активности субъекта, который не ждет, когда предмет “отразиться”


в его сознании, а сам создает образ и понятие предмета, конструирует истину.


Однако соотнесение знания только со сферой мышления, логикой построения


идеализированных объектов без их соотнесения с предметным миром ведет к


отрыву от предметной реальности.


ТРЕТИЙ ПОДХОД исходит из единства субъекта и объекта, которое пред-


ставляет собой предметную деятельность, практическое отношение человека к


предметному миру. Согласно этому подходу, один и тот же предмет предста-


ет в виде разных объектов для разных субъектов (Рис. 2, 3). Объект - это


предмет, на который направлена активность субъекта. Поскольку субъекты, их


активное отношение к предмету различны между собой, постольку предмет как


бы “дан” им в виде разных объектов, то есть “дан” им субъективно. Простей-


ший пример - два разных “истинных” изображения гипсовой головы Со-


крата, сделанных двумя разными людьми с двух различных позиций. Кроме


того, что два человека владеют искусством рисования в различной степени (и это


выразится в изображенных ими объектах, придавая рисункам “субъективность”),


изображение “анфас” будет существенно отличаться от изображения “в про-


филь”.

 


S1

 

Субъект 1


O1

 

Объект 1 ПРЕДМЕТ

 

 


O2

 

Объект 2 Субъект 2


S2


 


Р и с. 3.


Предметно-практическое отношение человека к миру выражается не только в


определенной “пространственной” позиции воспринимающего субъекта. Или,


если пользоваться аналогией “пространственной” позиции восприятия, то следу-


ет понимать позицию субъекта как определенную позицию в “пространстве


культуры”. (“Пространство культуры”- понятие, указывающее на не физическое


измерение, а культурное измерение бытия человека; это измерение, в отличие,


например, от “математического пространства”, задается не осями измерения “ x ”,


y ”, “ z ”..., а сферами (мирами) “символов”, “смыслов”, “ценностей”, “норм”...).


При этом “позиция” субъекта в “пространстве культуры” определяется сущно-


стью той предметной деятельности, которой субъект владеет и которую он


“практикует”.


Например, в глыбе мрамора, лежащей в поле, скульптор (субъект 1) видит


материал для статуи (объект 1); геолог (субъект 2) - образец, по которому мож-


но судить о геологическом строении местности (объект 2) и т.д. “Материал для


статуи” и “геологический образец” - существенно разные объекты, хотя перцеп-


тивным источником их формирования является один и тот же предмет - глыба


мрамора. Активность субъекта, таким образом, заключается в том, что он конст-


руирует знание о предмете исходя из собственных свойств. Эти свойства опре-


деляются практической деятельностью субъекта, находящей свое проявление в


специфических субъективных потребностях и установках, определяемых средой,


воспитанием и самовоспитанием.


Субъект активно формирует объект, конструирует знание, но содержание


этого знания задается свойствами существующего вне субъекта предмета. В


этом смысл утверждений, что “ знание содержательно ”, “ знание предметно ”. В


этом смысл утверждения, что “ из субъекта невозможно вывести содержатель-


ное (предметное) знание ”.


Но если содержательное знание “нагружено” субъективностью, то как быть с


оценкой истинности знания? Можно ли сказать, согласившись с Протагором, что


сколько людей - столько и истин? Нет, если мы будем учитывать процессуаль-


ный характер истины.


Истина “процессуальна” в том смысле, что представляет собой конструи-


рование объекта как ц е л о г о (нельзя же всерьез утверждать, что у гипсо-


вой головы Сократа нет затылка, если рисуешь голову “анфас”). “Целостность”


знания возникает в процессе расширения и углубления знания посредством со-


отнесения “мысленных конструкций” как между собой, так и с предметной ре-


альностью. Причем, как полагает К.Маркс, это соотнесение, расширение и уг-


лубление знания, то есть продвижение к истине, происходит естественным, не


вполне контролируемым образом в практике субъекта. В этом смысл утвержде-


ния “ истинность идей проверяется практикой ”.


Культурно-историческую и предметно-практическую сущность познаватель-


ной активности субъекта хорошо иллюстрирует философ и логик А.Уайтхед в


следующем фрагменте: “С момента рождения мы погружены в деятельность и

 

 



 


можем лишь время от времени напрявлять ее, руководствуясь разумом. Следо-


вательно, мы должны приспосабливать к разным сферам опыта те идеи, которые


представляются нам работающими в этих сферах. Абсолютно необходимо дове-


рять тем идеям, которые в общем верны, хотя мы знаем, что могут существовать


тонкости и дистинкции, выходящие за рамки нашего знания....Мы не способны


думать в терминах неограниченного разнообразия деталей; очевидность приоб-


ретает присущее ей значение лишь в том случае, если она предстает перед нами,


приведенная в порядок при помощи общих идей. Эти идеи мы наследуем от


предшествующих поколений, они входят в традицию нашей цивилизации. Тра-


диционные идеи никогда не бывают статичными. Они либо превращаются в


бессмысленные формулы, либо приобретают новую силу в процессе более пол-


ного постижения действительности. Они трансформируются под действием


критического разума, ясных свидетельств чувственного опыта и холодной стро-


гости научного восприятия. Несомненным является то, что их нельзя остановить


в развитии. Ни одно поколение не может слепо повторять своих предшественни-


ков. Вы можете сохранить жизнь только в движении формы, сохраняя же форму,


вы будете способствовать деградации жизни. Но вы все равно не сумеете заклю-


чить жизнь в одну и ту же форму” 4.

 


Логическое и диалектическое противоречие. Формальная логика - наука


о законах и операциях правильного мышления. Главное, чему учит формаль-


ная логика - это схемы (структуры) правильного мышления, правильного


рассуждения, ведущего к получению истины. Правильным, например, является


рассуждение по следующей схеме: "Если есть первое, то есть и второе; есть


первое, следовательно, есть и второе". По этой схеме из высказываний "Если


есть день, то светло" и "Сейчас день" следует высказывание "Сейчас светло".


Конкретные высказывания, подставляемые в данную схему, обязательно должны


быть истинными; тогда следствие, вытекающее из наличия первого, всегда будет


истинным высказыванием-утверждением. Любая схема правильного логического


рассуждения является логическим законом.


Центральный закон формальной логики - это закон непротиворечия. Закон


непротиворечия сформулирован Аристотелем, основоположником классической


логики. Этот закон представляет собой запрет на противоречивое представле-


ние о предмете: "Нельзя приписывать предмету одновременно два прямо проти-


воположенных (противоречащих друг другу) признака". Закон непротиворечия -


логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут


быть одновременно истинными, поскольку образуют формально-логическое


противоречие.


Логическое противоречие - это два высказывания, из которых одно является


отрицанием другого. Поскольку в одном высказывании что-то утверждается о


предмете, а в другом высказывании это же самое отрицается, наше представле-


ние об этом предмете становится неотчетливым, запутанным, ошибочным. На-

 

 


4. Уайтхед А. Избранные работы по философии. - М., 1990. - С. 249.

 



 


пример, высказывания "Железо является химическим элементом" и "Железо не


является химическим элементом" образуют логическое противоречие, так что


истинным может быть только одно из этих высказываний. В логических симво-


лах закон непротиворечия имеет вид следующей формулы:


“Неверно, что p и не-p”


~(p& ~p),


где: p - некоторое высказывание;


& - конъюнкция (“и”);


~ - отрицание (читается как “не”, или “неверно, что”).


Итак, истинное высказывание соответствует действительности, ложное вы-


сказывание - не соответствует действительности. Закон непротиворечия позво-


ляет избавиться от непоследовательного, путаного представления о реальных


предметах. Поэтому формальная логика утверждает: "Отсутствие противоречия


в нашем знании о предмете - критерий истинности знания".


В "Науке логики" Гегеля понятие "противоречие" по-прежнему остается в


центре логики, но Гегель формулирует странную на первый взгляд мысль:


"Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий


заблуждения". Как это понимать?


И в повседневной практической деятельности, и в научном познании человек


сталкивается с противоположностями, исключающими друг друга. Это не


вызывает затруднений, пока не обнаруживается связь противоположностей.


Понимание мира как сложного и изменяющегося порождает вопрос: "Изменчив


или устойчив мир?" На такой вопрос можно дать противоположные ответы. "Да,


изменчив, поскольку в мире со временем все утрачивает прежние черты, ничто


не существует вечно". "Нет, устойчив, поскольку при всех изменениях нетруд-


но заметить за внешней подвижностью явлений устойчивые, сохраняющиеся


структуры, процессы, черты". Ни один из противоположных ответов нельзя ни


принять, ни отбросить. Для понимания сложноорганизованных саморазви-


вающихся объектов оказываются одинаково необходимыми обе характеристики:


для арифметики - положительные и отрицательные числа, для физики - положи-


тельные и отрицательные заряды, для химии - ассоциация и диссоциация, для


биологии - наследственность и изменчивость и т.д. Но первоначально все эти


противоположности рассматривались как антиномии, т.е. как непреодолимые


противоречия между двумя определениями, поскольку каждое из этих определе-


ний может быть убедительно обосновано.


Диалектическая логика предлагает способ формализации, в рамках которого


возможен синтез - объединение синтеза и антитезиса. В основе такого способа


формализации лежит диалектическое противоречие. В связи с этим и встает


вопрос о понимании различия между диалектическим и формально-логическим



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: