Глава 2. Очерки истории философии. 11 глава





противоречиями. Обратим внимание на два обстоятельства.


1. Существует различие между формально-логическими (или просто "логиче-


скими") и диалектическими противоречиями. Логические противоречия рас-


сматриваются специальной наукой - формальной логикой, диалектические


подлежат изучению в философской науке - диалектической логике. При этом

 

 



 


формулируется требование: диалектические противоречия должны формулиро-


ваться (описываться) логически непротиворечиво.


2. Диалектические противоречия выступают первоначально в форме антино-


мий - проблем. Однако решение таких проблем (разрешение диалектических


противоречий) осуществляется не на пути устранения антиномии в результате


изменения смысла одного из противоположных высказываний, поскольку анти-


номия предполагает истинность и достаточную точность тезиса и антитезиса.


Путь разрешения диалектических противоречий - нахождение посредствующих


звеньев ("среднего термина"). Диалектическое противоречие с помощью


"среднего термина" связывает противоположные высказывания в логически


непротиворечивое понятие (целостность, единство).


Например, в XIX веке биологов озадачивала противоречивость наследствен-


ности и изменчивости, пока они не были объяснены как две стороны единства в


рамках эволюционной теории; физики противопоставляли волновые и корпус-


кулярные свойства материи, пока эти свойства не были объединены квантовой


механикой; биологическое и социальное в человеке рассматривалось как анти-


номия, но и сейчас еще не создана общепринятая социологическая теория, объе-


диняющая эти противоположности.


Таким образом, научные теории уже в середине XIX - начале XX века начи-


нают использовать диалектику как элемент научно-теоретического мышления. И


именно Гегель связал собственно теоретическое мышление с логической форму-


лой:


"А равно и в то же время не равно А"


(А = А) & (А = ~ А)


Эта формула означает, что конкретное тождество - это тождество с различи-


ем. Там, где необходимо понять вещь как изменяющуюся, развивающуюся,


себетождественность вещи сочетается с ее нетождественностью самой


себе. Таким образом, Гегель формализует структуру переходных состояний.


Предмет может изменяться лишь в том случае, если в любой отдельно взятый


момент он тождествен самому себе и в то же время не тождествен, т.е. в какой-


то степени стал другим. Формализация структуры переходных состояний позво-


ляет понимать и описывать реальные предметы и процессы, которые характери-


зуются изменчивостью, динамичностью, способностью к саморазвитию. Диа-


лектическое противоречие - это и есть структура переходного состояния не


статичных, но динамичных вещей; диалектическое противоречие как структура


представляет собой 1) тождество противоположностей, присущих вещам и 2)


способ уяснения и описания этого тождества теоретическим мышлением (разу-


мом).

 


Основные законы диалектической логики. Традиционно называют три


основных закона и ряд категорий диалектической логики. Отметим, что "основ-


ные законы" представляют собой связь и взаимодействие "категорий" диалекти-


ки, так что фактически закон - это развернутые, соотнесенные определенным


образом категории.

 

 



 

 


Закон противоречия. Важнейшее место в системе диалектики занимает ка-


тегория "противоречие", трактуемая именно как диалектическое противоречие,


в отличие от противоречия формально-логического. Противоречие - это взаи-


мосвязь и взаимодействие противоположностей в составе целого, в котором они


взаимополагают, взаимопроникают и одновременно взаимоисключают друг


друга. Диалектическое противоречие - это единство взаимополагающих и одно-


временно взаимоисключающих противоположностей (сторон, тенденций).


Противоположности - различные, противостоящие элементы, стороны, свой-


ства, тенденции единого, целостного материального или идеального образова-


ния. Противоположность, таким образом, - это один из двух моментов конкрет-


ного единства; это сторона, тенденция единства, которая, будучи полярной


(прямо противоположной) другой стороне, тенденции, не может существо-


вать отдельно от данного конкретного единства. Следовательно, диалекти-


ческое противоречие не есть логически непреодолимая антиномия, т.е. формаль-


ное противоречие тезиса и антитезиса. Оно есть состояние, способ бы-


тия целостного объекта, в структуре которого противоположности (1) взаи-


мополагают, (2) взаимоотрицают, (3) взаимопроникают, т.е. взаимодействуют


друг с другом. Как это понимать?


Противоречие не есть нечто застывшее, статичное. Противоречие - это про-


цесс, то есть оно возникает и функционирует. Между противоположностями


существует связь по происхождению (генетическое единство) и связь в про-


цессе сосуществования (функциональное единство). Существование этих свя-


зей - частный случай проявления принципа всеобщности отношений.


Принцип всеобщности связи - это принцип, согласно которому реальности,


вещам и процессам присуща внутренняя организованность, то есть существует


определенная соотнесенность как между частями некоторой целостности,


так и между целостностями разного рода. Смысл принципа связи заключается в


том, что любая целостность имеет внутреннюю структуру и, одновременно,


будучи частью более широкого целого, является элементом внешней структу-


ры. Исходное понятие здесь - это понятие "отношение".


Отношение - это наличие двух или более вещей, свойств, понятий и т.п.,


сопоставимых друг с другом. Поскольку все существующее так или иначе


сопоставимо друг с другом, то отношения всеобщи. Иначе говоря, можно всегда


сопоставить вещь, свойство или понятие с другой вещью, иным свойством или


понятием, т.е. установить некоторое отношение.


Связь - это такое отношение, которое выражает зависимость между пред-


метами или явлениями, их взаимообусловленность. Таким образом, связь все-


гда представляет собой отношение, но такое отношение, когда изменение од-


ного члена отношения влечет за собой изменение другого члена отношения.


Отношения многообразны, поскольку за ними кроются различные типы связей,


различные типы взаимозависимостей.

 



 


Генетической называется связь, при которой явления имеют общее происхо-


ждение, общее основание своего возникновения и существования. Функцио-


нальной называется связь, при которой явления взаимозависят таким образом,


что изменение одного из них влечет изменение другого.


Генетическая связь отражает ситуацию следования во времени "одно после


другого". Примером генетических связей могут быть семейно-родственные


связи "родители-дети", "брат-сестра". Брачная связь "муж-жена" - это уже функ-


циональная связь. Примером функциональной связи будет также математическая


функция - переменная, принимающая определенные числовые значения в зави-


симости от значений другой переменной (аргумента), и выражаемая формулой:


y = f (x).


Поскольку противоречие является процессом, разворачивающимся во време-


ни, генетическое и функциональные связи между противоположностями не ста-


тичны, не заданы раз и навсегда. Поэтому можно выделить этапы возникнове-


ния и развития (функционирования) противоречия.


Этапы возникновения противоречия описал Гегель, причем в его понима-


нии эти этапы соответствуют формированию понятия о противоречии в мышле-


нии человека. Этапы описания противоречия совпадают с этапами формирова-


ния этого противоречия в самобытии рассматриваемого объекта. Развернутое


описание противоречия (знание о данном противоречии) является не только


указанием на конкретное единство противоположностей, но должно включать


описание противоречия как процесса с помощью категорий "тождество", "разли-


чие", "противоположность", "противоречие" (Рис. 4).


1 этап. Тождество. Первоначально возникающий предмет в онтологическом


аспекте представляет собой нерасчлененное, бесструктурное единство. Однако


это единство (тождество) содержит в себе в зародыше (потенциально) различия.


Первое, исходное знание о предмете также является нерасчлененным, бес-


структурным представлением, "целостным образом". Такое знание позволяет


опознавать предмет, отличать этот предмет от всех прочих, но такое знание


себетождественно, т.е. содержит лишь потенциальную возможность высказать


какие-либо подробности о предмете.


2 этап. Различие. При общей основе в объекте формируются существенные


части, стороны, тенденции, не соответствующие друг другу и оформляющиеся


как различия. В гносеологическом плане знание о предмете начинает обога-


щаться различными "подробностями" - свойствами, характеристиками, призна-


ками данного объекта.


В онтологическом плане с различия начинается наличное бытие “вещи”. “Вся-


кое наличное бытие есть поэтому некоторое внутри себя разделенное бытие. С


одной стороны, оно существует само по себе, с другой стороны, обладает отно-


шением к другому. Наличное бытие, мыслимое с этими двумя определениями,


есть реальность ”, - писал Гегель.


3 этап. Противоположность. Различия в самобытии предмета достига-


ют стадии конкретных, противоположных сторон, тенденций, которые оформ-


ляются как противоположности. На этом этапе наше знание начинает фикси-

 

 



 


ровать противоположные характеристики, черты предмета, которые противо-


речат друг другу, порождают "странности", антиномии.


4 этап. Противоречие. Противоположности начинают попарно взаимодейст-


вовать, взаимоисключая и взаимодополняя друг друга, оформляясь как единое


противоречивое целое (Рис. 4).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: