КРАТКИЕ ПОУЧЕНИЯ О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ СТАРЦЕВ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ




КАК НАУЧИТЬСЯ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ

 

Издание Свято-Введенской Оптиной пустыни

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Не будет лишним сказать, что духовное учение в ходе своего развития не нуждается в подчинении научным правилам, потому что этим придется сковывать его неограниченную свободу и стеснять тесными рамками литературного закона его духовную полноту жизни. Дух связывать нельзя. Подобное мнение об этом и Епископ Феофан Святитель высказывает: «Учение о молитве не должно подлежать никакой системе, потому что духовное дело, подчиняясь системе, необходимо должно терпеть усечение — стеснение, лишаться своей безграничной сво­боды, свойственной молитвенному духу, находящемуся под управлением Духа Божия, а не человеческого узаконения». Приступая к данному труду, с помощью Божией, мы преследовали следующую цель — прийти на помощь отцам и братьям и вообще желающим идти кратчайшим царским путем в царство небесное посредством смиренного и непрестанного сотворения «Иисусовой молитвы». Учение мы предлагаем не от своего худоумия, а ради братской любви собрали из творений св. отцов и современных подвижников благочестия. Хотя о молитве есть уже сборники, но в них говорится вообще о молитве, а мы собрали материал преимущественно о молитве Иисусовой, те наиважнейшие элементы учения св. отцов при помощи которых всякий, желающий идти путем самоутверждения, может научиться, как непрестанно правильно совершать устами, умом и сердцем Иисусову молитву. Подробное наставление есть в Добротолюбии, в сочинениях Еп. Игнатия Брянчанинова, Еп. Феофана и других многих, но ведь не у всякого найдутся достаточные средства, чтобы приобрести те драгоценные книги, в которых учение о молитве, как ароматные цветы, рассеяно по необъятному духовному полю, каковое мы и собрали в единое место, так что и получилось, как благоуханный букет, наша малая по содержанию письма брошюра.

Много в ней духа, жизни и света для тех, кто стремится научиться Иисусовой молитве. Хотя, строго говоря, одним книжным чтением нельзя научиться молитве, так как тут нужен практический многолетний труд и терпение, еще терпение и труд усердный, а во главе всего — помощь Божия, которая также испрашивается усердной, смиренной молитвой; однако книжное учение необходимо, во-первых, для проверки себя в упражнении молитвой Иисусовой, так как опытного наставника этому священному действию не так легко найти, как это бывало встарь, во-вторых, и для поддержания молитвенного духа.

Мы убеждены в том, что любезным читателям нашей книжицы не наскучит чтение, где многократно упоминается одна мысль о молитве, но в разных словесных формах, ибо мы описали молитву всесторонне. Поэтому и думаем, что для сердца, любящего имя Сладчайшего Иисуса, много­кратное повторение Его имени должно быть усладительнее «паче меда и сота». Если кто Боголюбив, то для того не скучно и не трудно будет повторять день и ночь, и всю жизнь имя Сладчайшего Искупителя нашего Господа Иисуса Христа в молитве, потому что это имя любезно христианскому сердцу и составляет его радость, покой и нетленную пищу.

 

I.M.

 

***
КАК НАУЧИТЬСЯ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ

Для удовлетворительного ответа привожу учение многих учителей: св. Отцев и современных подвижников молитвы, впереди же всех Вечнаго Учителя Сына Божия, Иисуса Христа.

 

Первый учитель «Иисусовой молитвы» есть сам Господь наш Иисус Христос; второй — наш собственный опыт; а также усердие, старание, прилежание, потом вопрошение опытных (или нужно иметь единодушного брата-советника); св. Григорий Синаит молитву именует Богом. Следовательно, сама молитва будет учить молящегося, как говорит об этом и св. Лествичник: «Молитва дается молящемуся неленостно». Св. Макарий Великий говорит: «Молиться как-нибудь (но часто) состоит в нашей воле, а молиться истинно — есть дар благодати». Преподобный Исихий говорит, что частота молитвы становится навыком и обращается в природу (привычку), и без частого призывания имени Иисуса Христа невозможно очистить сердце от страстей и греховных влечений. Свв. преподобные Каллист и Игнатий советуют: «Прежде всех подвигов и добродетелей начинать во имя Иисуса Христа часто, беспрерывно, ибо частость и нечистую молитву возводит к чистоте».

Блаженный Диадох утверждает, что если бы человек как можно чаще призывал имя Божие, то не впадал бы в грех. Как опыты эти мудры и как близки к сердцу практические эти наставления св. Отцов, особенно для начинающих идти путем молитвы!

Св. Лествичник пишет: «При омрачении души нечистыми помыслами, Иисусовым именем побеждай супостатов, часто повторяя Божественные глаголы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Крепче и успешнее этого оружия не найдешь ни на небе, ни на земле. Св. Григорий Синаит поучает: «Знай, что никто не может удержать ума своего сам, а потому при нечистоте мысли чаще и многократнее призывай имя Иисуса Христа, и помыслы сами собой утихнут».

Сообразив эти опытные наставления св. Отцов, приходим к такому истинному заключению, что главный, единственный и удобнейший способ к обретению дел спасения и духовного совершенства есть частота беспрерывной молитвы, как бы она ни была немощна в начале. Сам всесильный Бог благодатью Своей, немощь врачующий и оскудение восполняющий, исправит и утвердит в этом деле.

Частота молитвы непременно станет навыком и обратится в природу, приведет со временем ум и сердце в должное наставление. Вообрази при этом: если бы человек неукоснительно выполнил одну эту заповедь Божию о непрестанной молитве, то в ней одной он выполнил бы все заповеди. Ибо если бы ты непрестанно во всякое время, при всех делах и занятиях, совершал молитву, тайно призывал Божественное имя Иисуса Христа, хотя сначала и без душевной теплоты и усердия, только по принуждению, и тогда бы ты не имел уже времени на суетные беседы, на осуждения ближних (особенно начальников, что они строят все не по-нашему), на праздное времяпрепровождение в чувственных греховных удовольствиях: каждая преступная мысль и греховное дело не обдумывалось бы так плодовито, как в праздном, не занятом молитвою уме; каждый поступок немедленно очищался бы благодатной силой часто призываемого имени Иисуса Христа; частое упражнение в молитве отвлекало бы душу от греховных дел и привлекало бы ее к соединению с Богом. Теперь видишь ли, как важно и необходимо количество в молитве. Частота молитвы есть единственный способ к приобретению чистой и истинной непрестанной молитвы.

Для дальнейшего убеждения в необходимости и плодотворности частой молитвы насколько можно тверже — заметь:

1) что каждое возбуждение, каждая мысль о молитве есть действие Духа Святого и голос св. Ангела, твоего хранителя. Св. Лествичник говорит: «Кто стяжал Господа, тогда Дух Святой молится о нем, и в нем воздыхании неизглаголанными» (Рим.8:26). Поэтому надлежит нам усердно молиться Св. Духу о даровании нам искреннего желания — молиться, ибо сказано: «...даяй молитву, молящемуся и хотя бы и нечисто в начале, но лишь бы с утруждением, ибо, когда утрудится тело, тогда и душа смирится, и сердце придет в сокрушение и умиление».

2) Что имя Иисуса Христа, призываемое в молитве, содержит в себе самосущую и самодействующую благотворную силу, а потому не смущайся нечистотою или сухостью твоей молитвы и с терпением ожидай плода от частого призывания имени Божьего. Не слушай неопытного несмысленного внушения суетного мира, будто бы одно хотя и неотступное, но холодное взывание есть бесполезное многословие... Нет. Сила имени Божьего и частое призывание его явят плод свой во время свое...

Мнимодуховные — суемудрые философы составляют для себя какую-то науку моления на шатких основаниях естественного разума. Нужно ли многого учения, ума или знания, чтобы сказать чистосердечно: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»?...

Не такие ли частые молитвы восхвалял Сам Божественный наш учитель? Не этими ли немногословными, но частыми молитвами, испрашиваемы и производимы были чудотворения? Ах, христианская душа! Бодрствуй и не умолкай в беспрерывных взываниях твоей молитвы. Хотя бы этот вопль твой происходил от сердца еще рассеянного и наполненного в половину миром, нужды нет. Надобно только его (вопль этот) продолжать, не умолкать; и не беспокойся, оно само собою очистится от учащения молитвы. Итак, после этих убеждений, что частота молитвы, при всем слабосилии так мощна, безусловно доступна человеку и состоит в полной его воле — решись испытать, насколько возможно тебе хотя бы один день па первый раз, провести в наблюдении за собою и за частотою молитвы так, чтобы на молитвенное призывание имени Иисуса Христа употреблено было гораздо более времени в течение суток, чем на другие занятия, конечно, кто имеет время в своем распоряжении и это преимущество молитвы перед делами житейскими — во времени непременно докажет тебе, что этот день не потерян, а приобретен во спасение; что на весах правосудия Божия, частая молитва перетягивает весы слабостей твоих и проступков и заглаживает грехи этого дня в памятной книге твоей совести, ставит тебя на степень праведности и дарует надежду получить освящение и вечную жизнь. Уединение от людей и рассеивающих предметов составляет главное условие внимательной непрестанной молитвы; однако в случае невозможности воспользоваться этим, т. е. уедине­нием — безмолвием, не должно извинять тебя в редком обращении к молитве, ибо количество и частота доступна возможности каждого — и здорового и больного — и подчиняется его воле. Убедительные примеры представляют те, которые бывши обременены обязанностями, развлекающими должностями, заботами и работою и хлопотами, всегда призывали Божественное имя Иисуса Христа, и посредством этого научились и достигли непрестанной внутренней молитвы сердца. Св. Патриарх Фотий обучился этой священной молитве, будучи на Патриаршем престоле. Св. Каллист, проходя хлопотное поварское послушание, также научился непрестанной Иисусовой молитве. Простосердечный Лазарь, обремененный многими работами на братию, при всех занятиях творил Иисусову молитву и успокаивался.

Св. Иоанн Златоуст говорил о молитве: «Никто не должен представлять ответа, что невозможно всегда молиться занятому жизненными попечениями, или не могущему быть в храме или по болезни, или по дальности храма. Но везде, где бы ты ни находился, можешь поставить жертвенник Богу в уме твоем посредством молитвы. И так молиться можно и на торжищах, и в путешествиях, и сидящему за ремеслом; везде и во всяком месте молиться можно». Если решительнее возьмешься за чтение молитвы, тогда узнаешь, что частота молитвы — единственное скорейшее средство к спасению, от частой молитвы устной удобно восходить и к умной, а от той и к сердечной, открывающей царствие Божие внутри нас. Наружное, то есть устное упражнение, как опыт показывает и практические деятели непрестанной молитвы уверяют, бывает так: решившиеся непрестанно призывать сладчайшее имя Иисуса Христа, или, что то же, беспрерывно повторять Иисусову молитву, правда, в начале испытывают труд и борются с леностью, но чем дальше и более в этом упражняются, тем чувствительнее сродняются с этим занятием так, что впоследствии уста и язык его получают такую подвижность, что уже без помощи усилия сами собою неудержимо движутся и без голоса говорить молитву. Устный вначале, но частый молитвенный вопль, нечувствительно совершается истинным воплем сердца, углубляется внутрь, становится приятнейшим, услаждая именем Иисусовым и питаясь им, ведет своего последователя к соединению с Богом.

Коль сильна молитва! Молитва как бы перерождает человека: действие ее столь могущественно, что никакая сила страсти против нее устоять не может. Еп. Игнатий Брянч. говорит о молитве: «Молитва Иисусова разделяется на два вида: устную и умную. Подвижник переходит от устной молитвы к умной сам собою, при условии, когда устная молитва — внимательна. Сперва должно обучиться устной молитве Иисусовой».

При совершении молитвы Иисусовой необходимо внимание — заключение ума в слова молитвы, крайняя неспешность при произнесении ее и сокрушении духа.

Хотя эти условия необходимы при всякой молитве, но удобнее сохраняются и более требуются при совершении молитвы Иисусовой. Молитва Иисусова есть самое многоплодное из всех душевных действий. Сила и достоинство этой молитвы заключаются в святейшем имени Господа Иисуса Христа. Молитву Иисусову нужно произносить весьма неспешно. Делай после каждой молитвы краткий отдых и тем способствуй уму сосредоточиваться. Безостановочное произнесение молитвы рассеивает ум. Переводи дыхание с осторожностью, дыши тихо и медленно, это охраняет от рассеянности. Склоняясь ко сну, твори молитву Иисусову и засыпай с нею. Приучи себя так, чтобы проснувшись от сна, первою твоею мыслию, первым словом и делом была молитва. Постарайся столько приучиться к молитве Иисусовой, чтобы она сделалась твоею непрестанною молитвою, для чего она очень удобна по краткости своей. Св. отцы сказали: «Всякий христианин, тем паче инок, должен, употребляет ли пищу и питие, пребывает ли в келий, или находится на послушании, непрестанно должен вопиять: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Новоявленный угодник Божий, преподобный Серафим Саровский, говорит: «Монах, не имеющий Иисусовой молитвы, есть обожженная головешка». Стало быть, по его святому разуму, тот вовсе не монах, кто не занимается Иисусовой молитвой, которая действительно сияла, по словам старца Паисия, в древнем монашестве, как полуденное солнце в силе своей. Но теперь этого нет... Теперь, скажут, старцев нет! Да откуда им и взяться, когда ныне хороших послушников очень мало. Св. Симеон Новый Богослов говорит, что в монастыре занимающихся Иисусовой молитвой нужно сравнивать с драгоценными камнями и бисером. Афонские старцы сказали, что таковые привлекают на обители Божие благословение, и ради них они процветают славою, богатством, миром, любовью и единодушием. А прочих, чуждых сотворению молитвы, называют только грудою простых камней. Но и таковые не должны приходить в уныние, ибо и простые камни имеют свою ценность и нужны на своих местах: кто не может быть блаженной Марией, сидящей всегда при ногах Иисуса, тот будь благоразумной Марфой, которой хлопотливые труды и любовь Бог не презрел, как и вдовицы две лепты. Настоятели и настоятельницы, если вы заметите у себя в обители занимающихся Иисусовой молитвою, тогда вы этому радуйтесь и всеми мерами способствуйте в достижении ими св. цели — делания молитвы, определяя их по сожительству с более благоговейными и внимающими своему спасению иноками и инокинями. Аввы св. обителей обязаны внушать своей братии — непременно пребывать в делании Иисусовой молитвы, ибо на это имеем и заповедь Божию: «Бдите и молитесь, да не введите в напасть» и Св. Дух вещает через Апостола: «Непрестанно молитеся».

В книге св. Исихия Пресвитера, содержащей учение о чистоте сердца, ума и молитвы, показан весь путь внутреннего духовного самообразования. Это внимание, блюдение или хранение ума, чувство покаяния, смирение,— словом, чистота сердечная, в которой только и может водвориться Иисусова молитва, или что то же, Сам Господь Иисус Христос. Не каясь, мы никогда не сможем образовать своих душевных сил, и значит, не достигнем чистоты, и никогда не узрим в себе Господа Бога, ибо сказано: «...блажени чистим сердцем, яко тии Бога узрят (Матф.5:8); этого внутреннего самообразования сил нельзя заменить никаким другим делом: оно требует личного труда — именно: в показанном направлении. Может быть, некоторые скажут, что мы унижаем, и не даем никакого значения святому послушанию, которым спасается все монашество. Нет, не уничижаем, а только во внутрь его вводим силу Божию, самого Христа. Разве послушание потерпит какой-нибудь вред или умаление, когда при его производстве, особенно телесных трудах, будет читаться Иисусова молитва? Напротив, здесь сам человек воскреснет, получит бодрость и силу на дело свое, и благодать Божья, неотъемлемо присущая имени Христову, изливаясь ощутимо потоками небесного радования, покроет все общество людей, трудящихся в деле послушания. Почему бы, например, тем, на ком лежит величайшая ответственная обязанность управления человеческими душами, не вну­шать своим братиям или сестрам, когда они, по делу монастырского послушания, идут на дело свое, чтобы во время работ, какие бы они ни были, каждый из трудящихся читал тайно про себя Иисусову молитву?! Ведь всякому видно, что это легко, и возможно, и душеспасительно.

Говорят: ныне молитва невозможна, возможно это было в прежние времена, когда много было святых!... Потому-то тогда и были во множестве святые угодники Божий, что молитвенное упражнение было у них главным, существенным делом, как это можно видеть в творениях старца Паисия Величковского. Ныне заросло терном, негодною травой, т. е. суетою это священнейшее дело, а посему оскудели и святые отцы. Еп. Игнатий говорит: «Непрестанная молитва не может быть достоянием новоначального инока, но, чтобы сделаться способным в свое время к непрестанной молитве, он должен приучиться к частой молитве. Выпало ли тебе кратчайшее свободное время, не убей его в праздности, употреби его для упражнения в молитве. Кто не приучится к частой, умом вникая в каждое слово, молитве, тот никогда не получит непрестанной. Непрестанная молитва — дар Божий, даруемый Богом «испытанному в верности рабу и служителю Его». Желающему непогрешительно заняться молитвою Иисусовою, Еп. Игнатий советует проверять себя чтением святоотеческих писаний, учений, которые собраны в Добротолюбии, преимущественно в 5 томе русского издания Еп. Феофана. А что касается нашего взгляда, то будет достаточно ограничиться и этой малой нашей брошюрой, в которой, как мы сказали в предисловии, собрано из многих святоотеческих творений и современных подвижников все самое необходимое для того, чтобы научиться Иисусовой молитве. Есть хорошие сборники о молитве, но там сказано об общей молитве, а мы собрали преимущественно о молитве Иисусовой, которая смиренного делателя ведет самым кратчайшим путем в святые горные обители, которых много, много у Отца небесного.

О СИЛЕ МОЛИТВЫ

 

Из книги «Рассказы Странника»

 

1. Молитва сильна и могущественна; молись и делай, что ты хочешь, и молитва возведет тебя к правильному и праведному деланию. Молись, и мысли все, что хочешь, и мысль твоя очистится молитвою. Молитва даст тебе просветление ума, утешит и отгонит все неуместные помыслы. Это утверждает св. Григорий Синаит: «Если хочешь,— советует он, — прогнать помыслы и очистить ум, молитвою прогоняй их, ибо кроме молитвы ничем не можно удержать мысли». Об этом также говорит и св. Иоанн Лествичник: «Иисусовым именем побеждай мысленных врагов, кроме сего оружия не найдешь иного».

 

2. Молись и делай, что хочешь, и дела твои будут богоугодны и для тебя полезны и спасительны. Частая молитва, о чем бы она ни была, не останется без плода (говорит Марк Подвижн.), ибо в ней самой есть сила благодатная. «Свято имя Его, и всяк, иже призовет имя Господне, спасется».

 

3. Молись и не старайся только своей силой побеждать страсти. Молитва разрушит их в тебе. Св. Иоанн Карпафский учит: «Если ты не имеешь дара воздержания, то не печалься. Бог требует от тебя прилежания к молитве, и молитва спасет тебя».

 

4. Молись и не опасайся ничего, не бойся бед, не страшись напастей; молитва защитит, отвратит их. Вспомни утопавшего — маловерного Петра; Павла, молившегося в темнице; инока, избавленного молитвою от искушения, и т. п. случаи, это подтверждает силу, мощность и всеобъемлемость молитвы во имя Иисуса Христа.

 

5. Молись, хоть как-нибудь, только всегда, и не смущайся ничем, будь духовно весел и покоен; молитва устроит все и вразумит тебя,— помни, что о силе молитвы говорят святые — Иоанн Златоуст и Марк Подвижник; первый утверждает, что «молитва, хотя бы приносилась от нас, наполненных грехами, тотчас нас очищает!»..., а второй так об этом говорит: «...как-нибудь состоит в нашей силе, а молиться чисто — есть дар благодати». Но без первого невозможно достигнуть второго. Итак, что в твоей силе, тем пожертвуй Богу, это возможно для тебя, и Божия сила прольется в твое сердце, и молитва сухая и рассеянная, но чистая всегда, обретя навык и обратясь в природу, сделается молитвой чистой, светлой, пламенной и должной. «Для богоугождения ничего более не нужно, как любить, — люби и делай все, что хочешь»,— говорит блаженный Августин, а молитва есть излияние и действие любви, то поистине о ней можно сказать так, что для спасения ничего более не нужно, как всегдашняя молитва. Молись и делай что хочешь: святые трудились в различных монастырских послушаниях и достигли своей желанной цели — молитвы. Молись и делай, что хочешь, и ты достигнешь цели молитвы: если искренне хочешь понести иго Христово, то приобретешь и ты освящение... Теперь видишь ли, сколько глубоких мыслей сосредоточивается в этом мудром изречении: «Люби и делай, что хочешь. Молись и делай, что хочешь...». Как отрадно и утешительно все сказанное для грешника, отягченного слабостями, для стонущего под бременем воюющих страстей!... Молитва — ей все дано, как всеобъемлющее средство к спасению и усовершенствованию души... Так! Но с именем молитвы тесно связано здесь и ее условие: «...непрестанно молиться»,— заповедует слово Божие. Следовательно, молитва тогда явит вседей­ствующую силу и плод, когда будет производима часто — непрестанно — как прекрасно выразился об этом один соловецкий подвижник «Мельзи», т.е. «сбивай хорошенько млеко и будет масло»,— произноси подольше молитву хотя устами, тогда заговорит само сердце. Ибо частота молитвы, т. е. непрерывность говорить известное время, безусловно принадлежит нашей воле; тогда как чистота, усердие и совершенство молитвы есть дар благодати. Итак, друзья мои и сестры во Христе, будем молиться, как можно чаще, посвятим всю жизнь нашу молитве, хотя и полной развлеченной в начале. Частое упражнение молитвой научит внимательности, количество непременно приведет к качеству. Чтобы научиться что-либо хорошо делать, надобно делать это как можно чаще, сказал один опытный молящийся. Многие духовники предлагают различные средства для борьбы с леностью и для возбуждения прилежания к молитве. Например:

1) твердо убедить надо себя, что Бог безусловно требует от нас молитвы и Слово Его везде об этом говорит.

2) Постоянно должно помнить, что по лености и небрежению о молитве нельзя успевать в делах благочестия и приобрести покой и спасение; а потому и неминуемо должно будет подвергнуться за это как наказанию на земле, так и мучению в вечной жизни.

3) Должно воодушевлять решимость свою примерами угодников Божиих, которые все путем непрестанной молитвы достигали совершенства, освящения и спасения. И твердо помнить, что за леность к молитве понесем наказание, ибо все угодившие Богу усердно и непрестанно молились. Как научиться молитве? Трудись и молись: молитва сама родится, но только узнай ее необходимые принадлежности, без которых она неполезна, и может повредить порождением гибельной гордости; нужно прежде всего смиренное знание о себе и сокрушенное о грехах своих, сердце многострадальное, плачущее, чающее Христова утешения. Молитва должна исходить от покаянных чувств и глубокого сознания своей греховности и своей пред Богом постоянной виновности.

Это для молитвы ограда и почва, на которой она только и может произрастать, т. е. на смиренных чувствах самоуничижения и самоукорения в наше спасение; к высоким мерам не стремись: ибо стремление это бывает от гордости (Отец, Сын и Дух Святой Сами приидут, когда сердце твое будет чисто, посредством непрестанной, правильно — в смиренных и покаянных чувствах совершаемой молитвы).

«Молитва Иисусова составляет самую жизнь души нашей — истинную, существенную, утоляющую ее вечную жажду. Молитва водворяет своим благодатным присутствием в сердце нашем мир небесный; она дарует нам свет, радость, блаженство, собирает воедино наши мысли, освящает чувства, вливает бодрость в нашу душу и увлекает на путь Божественной жизни. Нужно показать еще и сам путь к приобретению этого высочайшего дара — молитвы. Само приобретение молитвы уже есть величайший дар, а, как известно, дары получать не всякий может, а им же уготовано: т. е. кто усердно поработает над очищением своего сердца, тот и достоин вместить в себя этот величайший дар, и, следовательно, приобретение зависит от нас самих. Потрудись без лености в чтении молитвы до конца, и будешь иметь свет и жизнь вечную. Но прежде всего и нужнее всего Божья помощь, без которой мы, как известно, не можем делать ничего хорошего. Но помощь Божья не придет, если не будем искать ее при делании надлежащих нам дел; и вот, чтобы приобрести то, что хотим иметь своим достоянием — св. молитву, нужно войти самим делом в труд этого дела. Нужно тебе читать устную Иисусову молитву при всяком деле, и на всяком месте, стараясь возбудить в себе глубокие покаянные чувства; видеть свою греховную вину перед Богом, а между людьми считать себя худшим, и ко всем сострадательным быть. Истинное достоинство человека состоит в том, чтобы и при великих делах своих иметь о себе смиренное мнение, всех покрывать любовью, а наиболее желанием бедных, нищих, угнетенных».

Обратимся к сердечной молитве. Она по согласному св. отцов учению, называется матерью всех добродетелей. Это потому, что рождает из себя всякую добродетель, вернее говоря: дает силу на ее исполнение. Ибо существо ее есть соединение с Господом, который, находясь у нас в сердце, подает нам Свою благодатную силу на совершение всякого добра.

 

Вопрос: В чем суть молитвы?

 

Ответ: Плоды Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:21).

Когда молитва, по благословению Божию, сделает водворение в нашем сердце благодати и этим соединит нас с Господом, то мы тотчас заметим, что она властно прекращает поток нечистых помышлений. И это, конечно, согласно с Евангельским сказанием, что когда жена, у которой было кровотечение, прикоснулась к Господу Иисусу, тотчас иссяк в ней источник крови. (Марк. 5, 29). Так и здесь: лишь только ум наш прикоснется к Господу Иисусу в пресвятом Его имени, тотчас останавливается брожение суетных мыслей и неудержимая стремительность ума, что, как всякому известно по опыту, всего более смущает подвижника молитвы. Молитва Иисусова водворяет в сердце несказанную любовь к Богу и ближним. Вернее, она и есть само существо любви, это ее сила, свойство и качество молитвы. Для вершителя молитвы самым большим несчастием в жизни этой служит то, что если придется ему волею или неволею нанести оскорбление ближнему, до тех пор он не найдет мира в душе своей, пока не умиротворит брата своего всеми зависящими от него средствами. Упражнение Иисусовою молитвою отторгает человека от всего земного, и этого требует само существо молитвы, которая, по учению св. отцов, есть отчуждение видимого мира, отвержение попечений и всякого помышления и приближение к Богу. Кроме этого, Иисусова молитва, проникнув в человека, отвергает его ум к глубокому обширному и точному разумению Священного Писания, и это действие происходит от соединения духа нашего с духом Христовым.

Все ревнители в своем спасении, кто бы ни был, могут приступать к занятию Иисусовою молитвою. Сначала Господь всякому дает вкусить ее духовную сладость, но потом бывает и так, что отступает духовное утешение; сердце делается жестоким, холодным и даже враждебным к занятию молитвой, а ум наполняется всевозможными помыслами. Состояние тяжелое и безотрадное. Здесь — пробный камень, и многие из начавших молитву Иисусову не выдерживают, а оставляют ее и по-прежнему начинают быть сынами века своего, преданному суете и земному попечению. Но это трудное состояние, духа необходимо пережить подвижнику. Чем крепче решишься перетерпеть этот искус, тем скорее можешь быть победителем враждебного духа. Временем, трудом и усердием добывается мало-помалу духовное сокровище молитвы, которая соединяет нас с Богом. А без молитвы, как пишут Божественные отцы, соединиться с Богом невозможно. Много приходилось слышать, говорят: «Разве молитва рассеянная, невнимательная и исполненная всевозможных помыслов угодна Богу?»... Но ведь надо же знать нам всем и крепко помнить, что сразу делать никакое дело невозможно.

Всякий знает по опыту — сколько времени, трудов и заботы стоило каждому из нас научиться своему делу, которым занимаемся в своей жизни. А тем более научиться молитве — высочайшей науке — небесной Божественной. Необходимо сначала пройти первые степени обучения и навыка молитве в состоянии крайне слабом, не соответствующем ее великому достоинству; но это не должно служить для нас причиною непринятия молитвы. Ибо везде необходимо постепенное развитие. И младенец ведь не может быть сразу взрослым, но требуется время, ожидание и терпение. Эту последовательность должен пройти и тот, кто крепко пожелал научиться Иисусовой молитве. Когда мы, при помощи Божией будем прилежны и старательны, насколько это возможно для нас, в ее первых степенях, то этим откроем себе путь в дальнейшие ее стези, которые хранятся на ее высочайших степенях. Но этих высоких мер желать и искать преждевременно не нужно, т. к. это будет посягательством на Божию святыню и незаконным вторжением в сокровищницу духовных благ, которые даются Богом по Его усмотрению и праведному вознаграждению за труды и очищение себя от страстей и за усердное упражнение в первых степенях молитвы. Великое зло происходит с теми, когда неопытные молитвенники, не утвердившие себя в чувствах покаяния, не осознав всецело своего растленного грехом состояния и слабости сил свершения добра, устремляются без опытного руководства, самочинно и самонадеянно в духовную область. Их постигает гнев Божий, и они впадают в так называемую на монашеском языке «бесовскую прелесть», которая есть самообольщение, т. е. почитается истиною то, что есть сущая ложь. Не нуждаться, а даже презирать советы старших... Что хуже этого? Такие за самомнение бывают отчуждены от жизни Божией. Необходимо всякому начинать дело молитвенное с самой первой и начальной степени, неизменно следуя закону постепенности, который, если необходим даже в делах века этого, то тем более, в духовном созревании человека. Здесь скачки невозможны, и какою-нибудь хитростью невозможно похитить у Бога ни единого дара, поэтому необходимо преклонить шею свою под иго послушания и смирения; идти тем путем, которым прошли прежде нас бывшие преподобные отцы, руководители и наши наставники, в назидание наше оставившие свои драгоценные писания. Итак, со всяким благоговением радостно и охотно произносите устами, при всяком занятии, во всякое время, днем и ночью эти священные слова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Имя Божие свято и даже источник святости, а потому от произношения Его освящается воздух, освящаются уста твои, язык и тело твое; демоны же от страшного для них имени Божьего не имеют даже подойти к тому месту, где ты находишься, возглашая имя Божие. В этом вся наука этого священного дела. Кроме помощи Божией, прежде всего, нужно усердное старание и прилежание. Не ленись, пребывай в этом упражнении, сколько от тебя зависит, даже если бы ты и всю жизнь до кончины своей провел в устном упражнении Иисусовой молитвой, только в таком случае приобретешь великое, потому что намерение твое свято и Богу любезно, занятие твое честно и досточтимо и труды многоплодны и спасительны. И блажен ты, и добро тебе будет. Бог даст вкусить тебе плоды трудов твоих или при смерти или после смерти, когда душа твоя освободится от плоти и будет восходить на небо посреди воздушных мытарств, то молитвенное действие, в котором мы пребываем, не ленясь, до конца исхода души, окружит ее и, как пламень огненный, недоступна она будет мытоимцам — демонам, ради всесильного имени Иисуса Христа.

На этой степени Иисусова молитва называется трудовая, делательная, телесная, устная, как произносимая телесными членами — устами и языком. Следующую степень мы назовем второю, т. к. на этой второй степени молитва Иисусова называется «умною» и по действию своему есть «душевная», потому что действуется с участием душевной силы — разума или ума. Способ молитвы тот же, т. е. производится устами же, но только ум заключается — вмещается или входит — в слово молитвы. Это заключение потому, что оно удерживает ум от скитания. Ум удержать от скитания другим способом нельзя, кроме как только всемогущим именем Иисуса Христа. Произнося священные слова Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», и заключая ум в эти слова, недостаточно одним этим ограничиваться и довольствоваться, хотя и это даже нельзя выразить словом; сколько полезно, радостно и спасительно: но на этой степени еще невозможно ощутить всей силы имени Иисуса Христа. Нужно, чтобы ум, погружаясь в имени Иисуса Христа, видел в нем Самого Христа. Но как видеть?... Во всех писаниях святых отцов строго-настрого запрещается составлять умом какой-либо образ или начертание — форму или фигуру.

Существо Иисуса Христа неизобразимо и нам отнюдь невидимо. Как бы ни вообразили, всецело и всеконечно погрешим, вместо истины будем держать ложное. Поэтому нужно, чтобы ум держался в словах молитвы, был совершенно голым, т. е. чуждым всякого образа и мысли. Само имя Божие и содержащаяся в нем бесконечная благодатная сила произведет свойственное ей действие. Она освятит ум, удержит его от парения, просвятит его разумение — особенно в Божественном писании, прогонит его естественную тьму и ослепление, проще сказать, ум озарится светом Христовым. Это две степени Иисусовой молитвы — словесная и умная, как производимые внешними силами души, повредить человеку не могут, если он только не будет гордиться и презирать других. Ибо гордость есть коренная причина всякой прелести, а смирение есть привлечение благодати и силы Божией. Конечно, молитва может быть трудна, особенно в начале своего производства и привыкания к ней. Но как бы то ни было, она совершенно необходима в деле нашего спасения, и заменить ее невозможно ничем. Мы почитаем подвигом молитву, которая собственно должна быть нашим отдохновением, покоем, наслаждением и радостью. Когда мы сидим за столом и вкушаем пищу, то ведь этого не называем подвигом, а молитва тоже есть пища нашей души, дыхание духа. Но пусть молитва — подвиг, тем не менее, она совершенно необходима в деле спасения, весь успех в этом деле зависит от молитвы, и без молитвы нет спасения души. Без нее духовная жизнь наша и алчет, жаждет и умирает, как рыба без воды. И как быть иначе?... Духовная жизнь наша питается и поддерживается единственно Духом Святым и чистотою души возвышается, а сами в себе начала этой жизни мы не имеем, как не имеем начала и телесной жизни, но через пищу заимствуем ее извне. Как привлекается жизнь духа от Духа Святого? Так же, как и телесная — от пищи: воздеянием рук, произнесением устами молитвы, «отверзох уста и привлекох духа», сердечным воздыханием «из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас моления моего». Если же человек по силам своим употребит возможные для этого труды и будет молить Господа о даровании ему этого бесценного дара, то действительно бывает обладателем небесного блага. А зачатки этого блаженства полагаются здесь именно в нашем молитвенном служении Богу, которое в начале своего к нему привыкания не обещает таких неизобразимо высоких плодов, но по мере внедрения молитвы в сердце, постепенно начинает разгораться в нем Божественный свет, претворяя его естественную полноту в духовное качество. Молитва есть восхождение к Богу в сердце нашем. Молитва есть ключ от сокровищ всех благ небесных. Нет такой вещи, которой молитвою нельзя было бы получить, только бы просимое было благо и спрашиваемо как должно; молящемуся с верою все возможно. История св. Церкви Ветхого и Нового завета представляет нам чудеса молитвы. Одно уже то можно назвать чудом, что маленькое тво<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: