Существуют три способа задания движения точки: векторный, координатный и естественный
1. Векторный способ. Положение точки М, движущейся по отношению к системе отсчета Oxyz, можно определить, задав ее радиус-вектор , проведенный из начала координат О в точку М, т.е.
(рис. 3.1).
При движении точки М вектор ![]() ![]() ![]() | ![]() |
данной системы отсчета, называется траекторией точки. Если траекторией точки является прямая линия, движение точки называется прямолинейным, а если кривая – криволинейным.
При векторном способе задания движения траектория точки представляет собой годограф радиуса-вектора .
Введением радиуса-вектора, определяющего положение точки, мы не связываем себя с конкретной системой координат, что позволяет широко использовать задание радиуса-вектора как функции времени для получения основных кинематических характеристик движения. Для решения же конкретных задач обычно переходят от векторного способа к координатному и естественному способам задания движения.
2. Координатный способ задания движения заключается в представлении координат точки в виде известных, непрерывных, дважды дифференцируемых функций времени. Выбор конкретной системы координат определяется содержанием решаемой задачи. Предпочтительнее та система координат, использование которой наиболее целесообразно для данной задачи.
В прямоугольной декартовой системе координаты точки М (рис. 3.1) задаются как известные функции времени, т.е.
,
,
. (3.2)
Уравнения (3.2) движения точки представляют одновременно и уравнения траектории в параметрической форме, где роль параметра играет время . Если требуется определить уравнение траектории в координатной форме, то нужно исключить каким-либо образом из этих уравнений время
.
Во многих случаях бывает предпочтительнее использовать цилиндрические или сферические координаты.
В цилиндрических координатах (рис. 3.2 а)положение точки определяется радиусом , углом
(азимут) и аппликатой
. Следовательно, движение будет задано, если
,
, и zбудут известными функциями времени
,
,
. (3.3)
![]() |
В сферических координатах (рис. 3.2 б)положение точки определяется полярным радиусом , углом
и углом
(полюсный угол). Движение будет задано, если
,
,
(3.4)
– известные функции времени.
Формулы, связывающие цилиндрические и сферические координаты с декартовыми, соответственно будут
,
,
;
,
,
.
При движении точки в плоскости иногда целесообразно использовать полярные координаты. В этом случае нужно задать в виде функций времени координаты ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() |
Связь этих координат с декартовыми дается формулами
,
.
3. Естественный способ. При естественном способе задания движения указываются (рис. 3.4):
· траектория точки;
· закон движения точки по траектории
; (3.5)
· начало отсчета (точка М0 на рис. 3.4);
· направление положительного отсчета дуги по траектории.
![]() | Если движение происходит в сторону возрастания дуги ![]() ![]() ![]() |
Путь s, проходимый точкой, всегда будет возрастать и, следовательно, положителен, т. е.
.
Естественным способом задания движения удобно пользоваться, когда траектория точки заранее известна.
Все рассмотренные способы задания движения взаимосвязаны.
![]() | Пусть, например, движение задано координатным способом в виде (3.2). Очевидно, что при этом проекции радиуса-вектора ![]() ![]() ![]() |
, (3.7)
а направление определится направляющими косинусами
,
,
. (3.8)
![]() | От задания движения в декартовых координатах можно перейти к его заданию естественным способом. Закон движения точки по траектории в дифференциальной форме выражается через декартовы координаты в виде (рис. 3.6)
![]() |
Интегрируя это выражение в промежутке от (начало движения) до какого-либо момента времени
,получим закон движения
.
Знак «плюс» или «минус» перед интегралом ставится в зависимости от выбора направления положительного отсчета дуги; если движение точки начинается в сторону выбранного положительного отсчета дуги, то следует брать знак «плюс», в противном случае – знак «минус».