Основные характеристики техники, выделенные в различных исследованиях
и специфицирующие культурно-исторический подход, представленный в
проблемном поле философии техники, следующие. Техника представляет
собой артефакт. Латинское "artefactum" означает буквально "искусственно
сделанный". В этом смысле техника специально изготовляется, создается че-
ловеком (ремесленником, мастером, техником, инженером), представляет со-
бой так называемую "вторую" природу, хотя "живет" по законам "первой"
природы, и используется в практической деятельности людей. При этом в
технике воплощаются и реализуются определенные замыслы, идеи, знания,
опыт, навыки, без чего невозможно создание и приведение в действие "арте-
фактов". Пусть не покажется парадоксальным, но с этой точки зрения, даже
выращенная в пробирке биологическая культура является артефактом, то
есть техникой. Отсюда возникают и этические проблемы, связанные с генной
инженерией, клонированием (от греч. klōn - ветвь, отпрыск) - искусственным
созданием живых существ и т.д.
Техника образует составную часть производительных сил общества.
Функционируя в качестве производительных сил, современная техника раз-
деляется на следующие отрасли: производственная техника, техника транс-
порта и связи, техника научных исследований, военная техника, техника
процесса обучения, техника культуры и быта, медицинская техника, техника
управления. Производственная техника, техника транспорта и связи в свою
очередь подразделяется на активную и пассивную.
Пассивная техника включает: связующую систему производства (в пер-
вую очередь, в химической промышленности); производственные помеще-
ния; технические сооружения наземной связи, железные дороги, мосты, ка-
налы, гидромелиоративные сооружения; технические средства распростра-
нения информации (телефон, радио, телевидение и др.).
Активная часть состоит из орудий (инструментов), которые делятся на
орудия ручного труда, орудия умственного труда и орудия жизнедеятельно-
сти человека (очки, слуховые аппараты и т.п.); машин (производственных,
транспортных, военных); аппаратуры управления машинами, технологиче-
скими, производственными и социально-экономическими процессами.
Техника, в соответствии с историческими этапами ее развития, отлича-
ется различными технологическими способами соединения человека и техни-
ки. Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и
техники в технологическом процессе, при котором человек является матери-
альной основой технологического процесса; труд при этом носит ручной ха-
рактер; орудия (инструменты) ручного труда лишь удлиняют и усиливают
работающие органы человека.
На втором этапе основой технологического процесса становится маши-
на; труд при этом становится механизированным; человек лишь дополняет
работу машины (механизированного устройства) своими органами труда, яв-
ляясь лишь ее технологическим элементом.
Третий же этап технологического способа соединения человека и техни-
ки характеризуется свободным типом связи человека и техники; труд стано-
витcя автоматизированным; человек перестает быть непосредственным зве-
ном технологической цепи, получая условия для творческого использования
своих способностей.
Сейчас уже можно говорить о четвертом, информационном, этапе тех-
нологического способа взаимодействия человека и техники. Информатизация
связана с широчайшим внедрением компьютеров и компьютерных сетей в
соединении с совершенными средствами связи. Компьютер оказался уни-
кальным средством автоматизации интеллектуальной деятельности. Если
предшествующие средства автоматизации касались лишь сферы материаль-
ного производства (облегчали работу рук, но не умственную деятельность
мозга), то компьютерно-информационные технологии затронули непосред-
ственно интеллектуальную сферу, возможности которой несопоставимо воз-
росли по сравнению с докомпьютерным периодом.
Техника представляет собой также самостоятельный мир, реальность,
данную нам как ту, которую мы застаем от рождения и с которой живем и
умираем. Мир техники как самостоятельной реальности противопоставлен
природе, миру искусства, языковой реальности, всему живому и, наконец,
человеку. Но техника - это и определенный способ существования человека.
Техника нужна как средство, орудие, удовлетворяющее ту или иную челове-
ческую потребность (в силе, энергии, защите и т.д.). В этом плане техника
является " инструментом ", но это такой инструмент, от которого в наше вре-
мя зависит уже судьба цивилизации. Что такое современный человек без тех-
ники? Представим себе, что было бы с нами, если бы все технические дости-
жения разом исчезли. Именно в этом плане техника и приобретает самостоя-
тельное (иногда, правда, добавляют: относительно самостоятельное) сущест-
вование.
Осознание самостоятельной роли техники относится уже к античности,
где впервые было введено и обсуждалось понятие " технэ " (греч. téchnē - ис-
кусство, ремесло, мастерство, умение). В Новое время формируются пред-
ставления об инженерии. В конце XIX - начале XX в. создаются технические
науки и возникает философия техники как особая рефлексия (от позднелат.
reflexiо: обращение назад - размышление, осмысление, самопознание собст-
венных действий и законов) техники. Особое внимание философия техники
привлекает внимание мыслителей в середине XX в., когда ряд философов
стали связывать с техникой кризис нашей цивилизации и культуры. Так,
М. Хайдеггер считает, что современная техника поставила себе на службу
человека и природу, превратила их в "по-став", по выражению Хайдеггера,
сделала человека одним из видов сырья, подлежащего обработке.
Природа разрушается, а человек деградирует, поскольку они становятся
простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины
("поставляются производству"). Хайдеггер не верит в решение проблем, по-
рожденных техникой, он лишь призывает человека осознать, что он давно
уже и сам стал поставом техники и превратил в ее постав и природу. Уже
знакомый нам Х. Сколимовски пишет: "Техника превратилась для нас в фи-
зическую и ментальную опору в столь извращенной и всеобъемлющей сте-
пени, что если мы даже осознаем, как опустошает она нашу среду, природ-
ную и человеческую, то первой нашей реакцией является мысль о какой-то
другой технике, которая может исправить всё это". Как бы в ответ, но с оче-
редным вопросом, мы слышим от немецкого философа Карла Ясперса (1883-
1969): "Полагать, что задача преодоления техники с помощью техники вооб-
ще осуществима, означает прокладывать новый путь неблагополучию... Ос-
тается, однако, вопрос: как человек, подчиненный технике, в свою очередь,
станет господствовать над ней?"