Роль информации в разработке УР




Информационное обеспечение РУР - это совокупность процессов сбора, обработки, хранения, анализа и выдачи информации, необходимой для обеспечения управленческой деятельности и технологических процессов.

 

ВАРИАНТ ОТВЕТА № 1.

Информация в вероятностно-статистическом (или энтропийном) подходе = это уменьшение степени неопределенности знания о каком-либо объекте, системе, процессе или явлении, или изменение неопределенности состояния самого объекта, системы, явления, процесса.

Особенности современных условий формирования решений:

усилился динамизм окружающей среды и уменьшился период времени, отведенного на подготовку решений;

увеличилась сложность обработки информации при подготовке решений;

возросла цена возможных отрицательных последствий от решений.

 

В законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (от 20.02.95 № 24-ФЗ) дается следующее определение термина «информация» — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах независимо от способа их представления.

 

При рассмотрении понятия информационного обеспечения в контексте обработки информации важное значение имеет понятие данных.

От информации данные отличаются конкретной формой, представляют собой определенное состояние некоторой предметной области в конкретной форме представления и содержащую лишь наиболее существенные с точки зрения целей и задач сбора и обработки информации элементы образа отражаемого фрагмента действительности.

Основные требования к качеству информации:

своевременность;

достоверность;

достаточность;

надежность;

адресность;

правовая корректность;

многократность использования;

высокая скорость сбора, обработки и передачи;

возможность кодирования;

актуальность.

 

Виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

– на входящую и исходящую;

– обрабатываемую и необрабатываемую;

– текстовую и графическую;

– постоянную и переменную;

– нормативную, аналитическую, статистическую;

– первичную и вторичную;

– директивную, распределительную, отчетную.

 

Кроме того, информация классифицируется по следующим признакам:

По объекту - показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.

По принадлежности к подсистеме системы менеджмента – информация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике менеджмента, функциональной и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме.

По форме передачи - вербальная (словесная) информация и невербальная.

По способу передачи - спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.

По режиму передачи - в не регламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки.

По назначению - экономическая, техническая, социальная, организационная и др.

 

В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация. Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников.

 

Основными функциями коммуникаций в организации являются:

координация действий;

распространение информации;

выражение чувств и эмоций, нередко сопутствующих процессу разработки решения.

 

В системе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию

и передающее ее.

Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов.

Канал — средство передачи информации.

Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

 

Информация на стадии данных характеризуется определенной формой представления и дополнительной характеристикой, выражаемой термином структура.

 

В качестве примера неструктурированной формы можно привести:

связный текст (т. е. документ на естественном языке — на литературном, официально-деловом и т.д.);

графические данные в виде фотографий, картинок и прочих неструктурированных изображений.

 

Способы сбора, анализа и обработки структурированных и неструктурированных данных существенно различаются. Наиболее развитыми в настоящее время, с точки зрения задач обработки и анализа информации, являются программные средства обработки структурированных данных, т. к. структуризацию можно считать первичной и наиболее трудно формализуемой и алгоритмизируемой обработкой.

 

Современные предприятия и фирмы представляют собой сложные организационные системы, отдельные составляющие которых — основные и оборотные фонды, трудовые и материальные ресурсы и другие — постоянно изменяются и находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Функционирование предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи по совершенствованию управленческой деятельности на основе комплексной автоматизации управления всеми производственными и технологическими процессами, а также трудовыми ресурсами.

 

Информационная система управлениясовокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

 

Информационные системы управления позволяют:

повышать степень обоснованности принимаемых решений;

счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;

обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;

добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда;

согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;

за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии экономического объекта обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь и т. д36.

 

Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.

 

Основными классификационными признаками автоматизированных информационных систем являются:

уровень в системе государственного управления;

область функционирования экономического объекта;

виды процессов управления;

степень автоматизации информационных процессов.

 

В соответствии с признаком классификации по уровню государственного управления автоматизированные информационные системы делятся на федеральные, территориальные (региональные) и муниципальные информационные системы, которые являются информационными системами высокого уровня иерархии в управлении37.

 

Информационные системы федерального значения решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют во всех регионах страны.

 

Территориальные (региональные) информационные системы предназначены для решения информационных задач управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории.

 

Муниципальные информационные системы функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечения обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньев социально-экономических областей города, административного района и т. д.

 

Процесс принятия управленческих решений рассматривается как основной вид управленческой деятельности, т. е. как совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

 

Информация решает четыре круга задач.

Первый круг задач ориентирован на предоставление экономической информации внешним по отношению к фирме пользователям — инвесторам, налоговым службам и т. д. В данном случае для анализа используются показатели, получаемые на основе данных стандартной бухгалтерской и статистической отчетности, а также других источников информации.

Второй круг связан с задачами анализа, предназначенными для выработки стратегических управленческих решений развития бизнеса. В этом случае информационная база должна быть шире, но в рамках достаточно высоко агрегированных показателей, характеризующих основные тенденции развития отдельной фирмы или корпорации.

Третий круг задач анализа ориентирован на выработку тактических решений. Его информационная база чрезвычайно широка и требует охвата большого количества частных высоко детализированных показателей, характеризующих различные стороны функционирования объекта управления.

Четвертый круг задач связан с задачами оперативного управления экономическим объектом в соответствии с функциональными подсистемами экономического объекта. Для решения этих задач используется текущая оперативная информация о состоянии экономического объекта и внешней среды.

 

Процессы обработки человеком информации имеют свои характерные особенности, и возможности человека в этом весьма ограничены. К основным ограничениям в работе руководителя относят:

проблема определения важности критериев. Руководитель легко определяет важность одного критерия перед другим, но оказывается в затруднении, если эту важность необходимо выразить в количественном виде;

задача количественного определения вероятности событий: при ее решении часто совершаются систематические ошибки, так как игнорируется

предварительная информация, переоцениваются второстепенные детали;

проблема оценки альтернативы по какому-либо критерию. Если единицы измерения привычны (вес или стоимость объекта), то проблем не возникает. Но если необходимо в баллах оценивать такие критерии, как «квалификация», «научный потенциал», то сразу возникает проблема. То есть если только от количественных критериев переходят к качественным, то надежность получаемой информации снижается;

особые и постоянные затруднения вызывает необходимость одновременного учета оценок по многим критериям. Однако отсюда не следует, что люди оказываются беспомощными перед сложными проблемами определения оценок и предпочтений. Преобразования и упрощение задач помогают делу (использование методов индукции, дедукции, анализа и т. д.);

необходимо учитывать, что в деятельности субъекта управления всегда присутствует кроме логики рациональной еще и логика эмоциональная, которая очень серьезно корректирует принимаемые решения, привнося при этом как положительные, так и отрицательные моменты.

 

ВАРИАНТ ОТВЕТА № 2.

Информационное обеспечение процесса разработки решений

Информационное обеспечение - одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы менеджмента. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие «коммуникация». Поэтому сначала рассмотрим данное понятие.

Коммуникация. Это обмен информацией, на основе которого руководство получает данные, необходимые для принятия эффективных решений, и доводит принятие решения до работников фирмы. Коммуникация это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг - это пункт, в котором, если допустить небрежность, смысл может быть утрачен. Руководитель тратит на коммуникацию 50-90% всего времени. Он занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет собой одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

1) отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию
и передающее ее;

2) сообщение - собственно информация, закодированная с помощью
символов;

3) канал - средство передачи информации;

4) получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Выделяют следующие взаимосвязанные этапы:

а) зарождение идеи;

б) копирование и выбор канала;

в) передача;

г) декодирование.

Классификация информации. Предлагается следующая классификация информации:

- по объекту - показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;

- по принадлежности к подсистеме системы менеджмента - информация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике менеджмента, функциональной и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме;

- по форме передачи - вербальная (словесная) информация и невербальная;

- по изменчивости во времени - условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);

- по способу передачи - спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;

- по режиму передачи - в нерегламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;

по назначению - экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;

- по стадии жизненного цикла товара - стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства и другим стадиям до списания товара;

- по отношению объекта управления к субъекту - между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.

Идея классификации информации используется при ее кодировании. Основные требования к качеству информации:

- своевременность;

- достоверность (с определенной вероятностью);

- достаточность;

- надежность (с определенной степенью риска);

- комплексность системы информации (по качеству и ресурсоемкости товара, по стадиям жизненного цикла товаров фирмы и конкурентов и т. д.);

- адресность;

- правовая корректность информации;

- возможность многократного использования;

- высокая скорость сбора, обработки и передачи;

- возможность кодирования;

- актуальность информации.

Организация массива информации. Информационный массив это упорядоченная по определенным признакам совокупность всех видов информации, используемой органами управления для выработки управляющего воздействия. Цель создания массива информации - повысить эффективность управления за счет рациональной систематизации информации, правильного ее распределения по уровням управления в соответствии с характером решаемых задач. Информационный массив должен обеспечивать:

- упрямое обращение потребителей к хранимой информации и возможность многократного ее использования;

- наиболее полное удовлетворение информационных потребностей органов

управления на всех уровнях;

- оперативный поиск и выдачу информации по запросу;

предохранение информации от искажения; защиту от несанкционированного доступа к информации.

Организация потоков информации. Под потоком информации по­нимается целенаправленное движение информации от источников до потребителей. Рационализация потоков информации имеет целью исключить дублирование информации, минимизировать" маршруты ее прохождения и обеспечить рациональный обмен информацией между органами управления. Информационный поток характеризуется:

- адресностью (наличием источника и потребителя информации)

- режимом (регламентом) передачи от источника до потребителя

- объемом передаваемой информации.

По режиму передачи информация может подразделяться на поступающую потребителю принудительно, в нерегламентируемые сроки и по запросу, а также ежедневную, декадную, месячную, квартальную, годовую.

Объем информации - количественная характеристика, измеряемая с помощью условных единиц информации (биты, слова, сообщения, знаки, буквы, листы и др.). Объем информации используется для определения информационной загруженности органов управления, принятия решений по автоматизации управленческих процедур.

Организация переработки информации. Важнейшим этапом формирования информационного обеспечения является организация технологического процесса переработки информации с помощью новых информационных технологий (НИТ). Новые информационные технологии включают:

новые технологии коммуникаций на основе локальных и распределительных сетей ЭВМ;

- новые технологии обработки информации на основе персональных компьютеров (ПЭВМ) и специализированных рабочих мест;

- технологии, исключающие бумагу как основной носитель информации;

- новые технологии принятия решений на основе средств искусственного интеллекта (баз знаний, экспертных систем, систем моделирования с различными формами представления моделируемых ситуаций и т. п.).

Внедрение новых информационных технологий в управленческую деятельность преследует цели не только автоматизации рутинных методов обработки информации, но и организации информационно-коммуникативного процесса на качественно новом уровне.

 

 

Вариант №3 на «три - четыре»

 

Информация нужна в ходе принятия решения:

ПРОБЛЕМА, которая обусловливает необходимость принятия решения (формируется на основании информации от начальника, подчиненных, поставщиков, потребителей, конкурентов и т.д);

Уяснение проблемы (на основании той же информации):

Определение альтернативы (направления разрешения проблемы) – на основании той же информации;

Оценка обстановки (оценка себя, соседей, друзей, врагов, природных условий – всё это информация);

 

Информация позволяет произвести определение цели и направления деятельности (задачи) по достижению данной цели, кто, где, с помощью каких сил и средств, какими методами и способами, в какие сроки должен добиться реализации поставленных задач и обеспечить достижение конечной цели;

Информация руководителя подчиненным о необходимости выполнения поставленных задач (постановка задач кто, где, с помощью каких сил и средств, какими методами и способами, в какие сроки должен добиться реализации поставленных задач и обеспечить достижение конечной цели),

организации контроля за ходом выполнения принятого решения – это информация о ходе выполнения поставленных задач, кто, где, с помощью каких сил и средств, какими методами и способами, в какие сроки реализует поставленные задачи, какие новые эффективные технологии применяет или кто отстает);

информация подчиненных о новых эффективных технологиях и их внедрение;

информация о достижении поставленной конечной цели, о поощрении передовиков и наказании отстающих;

информация о новых целях и задачах.

 

Основные требования к качеству информации:

своевременность;

достоверность;

достаточность;

надежность;

адресность;

правовая корректность;

многократность использования;

высокая скорость сбора, обработки и передачи;

возможность кодирования;

актуальность.

 

Виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

– на входящую и исходящую;

– обрабатываемую и необрабатываемую;

– текстовую и графическую;

– постоянную и переменную;

– нормативную, аналитическую, статистическую;

– первичную и вторичную;

– директивную, распределительную, отчетную.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: