Структура КВКР. Введение.
Текст КВКР должен содержать в следующем порядке:
ü титульный лист (образец оформления обычно прилагается);
ü содержание;
ü перечень условных обозначений и сокращений (при необходимости);
ü введение;
ü основную часть (разделы);
ü заключение;
ü список использованных источников (образец оформления прилагается).
ü приложения (при необходимости);
2.1. Титульный лист КВКР
2.2. Содержание включает наименование и номера начальных страниц всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют заголовок), в том числе введения, общих выводов, приложений (если есть), списка использованной литературы (см. образец № 4).
2.3. Перечень условных обозначений, символов, единиц, сокращений и терминов, которые многократно повторяются (более трёх раз), может быть представлен в виде отдельного списка перед введением. Перечень печатается двумя колонками: слева – алфавитный перечень сокращений, справа – детальное описание символа, сокращения и др.
Если в КВКР специальные термины, сокращения и т. п. повторяются меньше трех раз, перечень не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.
2.4. Введение раскрывает суть и состояние научной проблемы (задачи) и её значимость, обоснование необходимости проведения исследования.
Далее даётся общая характеристика исследования в рекомендованной ниже последовательности.
Актуальность темы
Путем критического анализа и сравнения с известными решениями проблемы (научной задачи) обусловливается актуальность и целесообразность работы для развития соответствующей отрасли науки или производства, особенно в интересах Украины.
|
Цель и задачи исследования
Формулируются цель работы и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Не следует формулировать цель как „Исследование … ”, „Изучение …”, потому что эти слова указывают на средства достижения цели, а не на саму цель. Указание задач даётся в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выяснить… и т. д.). Формулировку этих задач необходимо выполнять тщательно, поскольку описание их решения будет составлять содержание разделов КВКР и названия разделов должны быть соотнесены именно с формулированием задач исследования.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет исследования содержится в пределах объекта.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание пишущего, поскольку предмет исследования определяет тему КВКР, указанную на титульном листе в качестве её названия.
Методы исследования подаются в виде перечня использованных методов исследования для достижения поставленной в работе цели. Перечислять их следует не в отрыве от содержания работы, а кратко и содержательно очерчивать, что именно исследовалось тем или иным методом. Это даст возможность убедиться в логичности и целесообразности выбора соответствующих методов.
Научная новизна полученных результатов
Следует указать отличие полученных результатов от известных ранее, описать степень новизны (впервые получено…, усовершенствовано…, получило дальнейшее развитие…).
|
В этот пункт нельзя включать описание новых прикладных (практических) результатов, полученных в виде способов, методик, схем, алгоритмов и т. п. Следует всегда разграничивать полученные научные положения и новые прикладные результаты, которые вытекают из теоретических разработок.
Практическая значимость полученных результатов (кроме курсовых) представляется в виде сведений о практическом использовании полученных результатов или рекомендаций о возможности их использования. Определяя практическую ценность полученных результатов, необходимо представить информацию о степени их готовности к использованию, о сфере применения.
Апробация результатов КВКР
Указывается, на каких научных, научно-практических и др. конференциях представлены результаты исследования, изложенные в работе.
Публикации (если есть)
Указывается количество опубликованных статей, тезисов докладов, методических разработок, в которых опубликованы результаты исследования.
Выбор направления исследования, темы и обоснование актуальности проблемы исследования
В педагогической теории выделяются методологические характеристики, позволяющие оценить качество научного исследования.
К ним относятся проблема, тема, актуальность, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость.
Кроме этого в исследовании оговариваются такие разделы как этапы исследования, апробация результатов, публикации, методологические основы и используемые методы исследования и др. все вместе они составляют научный аппарат исследования.
|
Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: "Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?". При выборе темы для лингвистического исследования важно знать об основных направлениях лингвистики, которые особенно развились за последние 100 лет. К ним относятся:
- структурная лингвистика;
- структурная генеративная грамматика Н. Хомского (к концу 70-х годов несостоятельность ее чисто формального и не основанного на фактах языка подхода становится ясной даже самому Хомскому и наука возвращается к семантике и к учету влияния на язык экстралингвистических факторов).
- Семасиология;
- герменевтика
- семиотика, состоящая из трех частей: семантики, изучающей отношение знаков к обозначаемому, синтактики, рассматривающей отношения знаков между собой, и прагматики, исследующей отношения знаков и тех, кто ими пользуется.
- коммуникативная лингвистика
- этнолингвистика
- интертекстуальность.
Соответственно, основные филологические направления могут быть предметом исследования.
Кроме того, разрабатывая тему для исследования, можно обратиться к таким разделам науки как методика преподавания предмета, педагогика и психология. Важно, чтобы исследователь шёл, непосредственно или опосредованно, от запросов практики, и в конечном счете решение любой научной проблемы способствует улучшению практической деятельности. Но сам запрос практики не является еще научной проблемой. Он служит стимулом для поисков научных средств решения практической задачи и предполагает поэтому обращение к науке.
Можно также упомянуть соотношение процессов гуманизации и демократизации в образовании. Показательны проблемы, связанные с созданием системы непрерывного образования. Это, конечно, практическая задача. Но в процессе ее решения возникает множество вопросов, требующих исследования, например, о специфике дидактических принципов в каждом звене непрерывного образования: какие из них проходят насквозь через всю систему, и в чем состоит специфика их реализации в разных ее элементах, а также - какие являются единичными и специфическими для какого-либо звена.
Тема
Проблема должна найти отражение в теме исследования. Тема должна так или иначе отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым. Например, тема одной из диссертаций "Исследовательский и эвристический методы обучения как средство умственного воспитания учащихся" отображает установку на изучение воспитательной функции этих методов в обучении в отличие от их развивающей функции, для реализации которой они, собственно, и предназначены.
Актуальность
Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования, ответ на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
Следует различать актуальность научного направления в целом и актуальность самой темы внутри данного направления - с другой. Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Иное дело - обоснование актуальности темы. Необходимо достаточно убедительно показать, что именно она среди других, некоторые из которых уже исследовались, самая насущная. При этом в работах теоретико-прикладного характера, имеющих нормативную часть (к которым относятся педагогические исследования), важно различать практическую и научную актуальность темы. Какая-либо проблема может быть уже решена в науке, но не доведена до практики. В этом случае она актуальна для практики, но не актуальна для науки и, следовательно, нужно не предпринимать еще одно исследование, дублирующее предыдущее, а принять меры к внедрению того, что уже имеется в науке. Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.
В педагогике, в отличие от лингвистики исследование предпринимается не из "чистого" академического интереса, а ради преодоления каких-то недостатков, слабых мест в практической или, может быть, в исследовательской работе.