ЭКСЦЕНТРИЧНОСТЬ И ЧУДАЧЕСТВА




Харизматический лидер берёт на себя максимум ответственности. Его подчинённые, коллеги, партнёры получают отдачу, пропорциональную взятой на себя ответственности. Остальное достаётся лидеру. В обмен на взятую ответственность он получает власть и право диктовать свою волю. И этой властью лидер распоряжается в своих интересах. Опираясь на неё, он приближается к достижению своих личных целей.

ХАРИЗМАТИК И ЕГО БОРЬБА

Не бывает миссии без борьбы. Любая миссия – завоевание, ожесточенное противостояние. Практически каждый харизматик ощущает свою миссию как священную войну за всё хорошее против всего плохого. Склонностью к борьбе харизматические лидеры напоминают личностей героического склада. Но если последние готовы сражаться и погибнуть, то харизматики намерены бороться, победить и жить дальше.

Миссию достаточно транслировать окружающим периодически, борьбу же нудно демонстрировать постоянно. А с чем вообще борется харизматический лидер? Он всегда в напряжении, всё время сталкивается с сопротивлением окружающей среды. Самый эффективный противник – внешние противоборствующие силы, общественные традиции и устои, наследие прошлого или же социум в целом. Бойцовская позиция, борьба с реальными врагами, обстоятельствами, режимом усиливают харизму личности, претендующей на особое влияние.

Харизматик, в отличие от героя, не проигрывает. А если проигрывает, то утрачивает лидерство: поражения губительны для харизмы. Если шанс проиграть слишком велик, он предпочтёт вовсе избежать боя. Или, скажем, умереть до того, как проиграет сражение. Так сделал Гитлер, который умер ещё непобеждённым. Германия окончательно пала уже без него.

Но Гитлер совершил ошибку, выбрав себе не тех врагов. Мудрые харизматики внимательно оценивают потенциального соперника, прежде чем вступить с ним конфликт. Они обдумывают, смогут ли с ним бороться и выиграть или же героически умрут. В то же время они понимают, что нельзя выбирать слабого соперника. Враг, с которым ты сражаешься, задаёт масштаб твоей харизмы.

В основе борьбы харизматика лежит стремление к власти. Лидер, разумеется, преследует свои личные интересы. Но сражается он не за них – а за власть, за установление своего режима, за победу своей группы. Для большинства харизматиков борьба – естественное состояние, а для некоторых – смысл жизни. Они готовы перегрызть глотку тому, кто покушается на интересы их компании, их народа, их группы.

Борьба проистекает из того, что для харизматика очень важно поделить мир на своих и чужих, врагов. Свои – те, кто проникся миссией и демонстрирует ей приверженность. Враги – все остальные, но особенно те, кто посягает на цель группы, на будущее, которое пообещал лидер.

Харизматическая личность всегда востребована там, где произошла беда, где нужно поднимать кого-то на борьбу. В начале 90-х России очень хотелось воинствующего президента. И страна получила Ельцина, давно заработавшего имидж борца и бунтаря, радикала, отменившего советскую идеологию. Харизма Ельцина – это харизма революционера, харизма военного времени. Михаил Горбачёв пришёл к власти и инициировал перестройку. Это был кризис, большой перелом, во время такого перелома народ нуждается в лидере, который способен лихо провести страну через сложные времена, увлечь людей за собой. Горбачёв пошёл по другому пути. Это была попытка достичь компрмисса. Консенсуса. Не искать врагов, а искать друзей. Страну трясёт, а лидер пытается строить гармонизирующую модель. Этот диссонанс и подорвал его позиции как президента, вывел из числа серьёзных политических игроков.

Более расчётливый лидер поступит наоборот. Вместо того, чтобы успокаивать, он будет повышать напряжение. Он расскажет людям, что всё хуже некуда, впереди маячит катастрофа. Но: к счастью, есть человек, который знает, как со всем этим справиться.

Харизматикам атмосфера войны очень нравится. Они в эту войну играют с упоением. Люди, наделённые харизмой, чувствуют, что эффективны в кризисные периоды. Но все кризисы когда-нибудь кончаются. Стабилизация власти подкладывает мину под харизму, и харизматики этого опасаются. Чтобы сохранить харизму, вождь вынужден продолжать борьбу и даже стремиться к её обострению. Что происходит после революции? Правильно. Поиск и уничтожение противников революции. На арену выходят тайные враги, жаждущие реванша. Появляются внешние враги, заинтересованные в возвращении прежних вождей или же замене революционных лидеров на их ставленников. В крайнем случае врагами становятся силы природы, мор, голод или другие враждебные явления, требующие преодоления и борьбы.

Стремясь сохранить своё влияние, харизматик переводит корпоративные структуры чуть ли не военное положение. Сбор урожая превращается в «битву за урожай», выполнение плана продаж – в войну продавцов с конкурентами и друг с другом. Вводится принцип единоначалия: каждый знай своё место. Сотрудники маршируют и поют гимны. Если харизматие не встретится со своей противоположностью в лице более взвешенного, осторожного лидера, он начнёт выискивать врагов повсюду, высасывать их из пальца. Харизматик способен заразить манией преследования своих подчинённых. Харизматики, неспособные управлять своим влиянием, опасны для организации, они попросту разрушают её, так как постоянно ввергают людей в кризисные ситуации, устраивают авралы, ставят малодостижимые цели. Не все такое давление выдерживают. Люди выгорают, уходят. А с разрушением коллектива может прийти конец и харизме лидера.

ЭНЕРГЕТИКА И ЦЕЛЬ

Откуда у харизматиков берутся силы для вечной борьбы? Цель – главный источник биоэнергетики человека, его работоспособности. Человек, поставивший себе большую цель, рвётся к ней и никогда не останавливается на достигнутом. Он черпает из своей миссии практически бесконечную энергию. За счёт чего? За счёт того, что ставит себе всё новые и новые, всё более масштабные и значимые цели. Харизматик устремлён в будущее. Разница потенциалов между действительным и желаемым создаёт колоссальное напряжение. Его харизматик поддерживает в себе и может делиться им с другими.

Харизматики – люди с «профицитной» энергетикой: энергии у них больше, чем нужно им самим для повседневных нужд. И это производит на окружающих сильный эффект, даже побуждает их говорить об особом ореоле, сиянии, энергетических потоках, исходящих от лидера.

Материальные цели не дают такой энергии, какую приносит миссия по изменению мира или изменению себя. Масштаб притязаний человека обусловливает силу его энергетики, силу его харизмы. И если он ставит перед собой большие, но не фантастические цели, его психика сможет аккумулировать достаточно сил, чтобы этих целей достичь.

Харизматические лидеры уходят в отрыв от большинства остальных членов общества уже тогда, когда формируется и формулируется их миссия. Способность иметь миссию – это своего рода фильтр, экзамен на звание харизматика. Большинство людей этот экзамен не проходят. Не хватает ресурсов для того, чтобы сформулировать, развить и сохранить миссию, чтобы жить ею.

ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ

Имидж – устойчивое впечатление, которое лидер производит на окружающих, с помощью которого подчёркивает свою индивидуальность. Оглядываясь на этот образ, люди понимают: человек чему-то предназначен, за ним можно пойти и доверить свою судьбу.

У образа харизматического лидера множество составляющих. Это нестандартное поведение и особые формы коммуникации. Это странности, причуды, увлечения, включая даже физические и душевные болезни. Начинается же имидж, естественно, с узнаваемой и запоминающейся внешности человека.

Облик некоторых известных людей воспроизвести нетрудно: Гитлер, Ленин, Че Гевара, Горбачёв Подумайте, за счёт чего эти люди оказываются такими узнаваемыми? Харизматические лидеры и звёзды становятся узнаваемыми за счёт особых, ярких, необычных внешних признаков. Благодаря этим признакам их легко заметить в толпе. На языке христианской религиозной традиции эти особые приметы принято называть «стигматами». Что такое стигматы? В переводе с греческого - это знаки, меты.

К стигматам относятся две группы: врождённые и приобретённые. К первой относятся родимые пятна, очень большой (Пётр I) или очень низкий (Наполеон Бонапарт) рост, необычная худоба (Александр Суворов) или полнота (Уинстон Черчилль), а также всевозможные уродства.

Ко второй группе относятся элементы одежды и аксессуары (Че Гевара, Иосиф Сталин), растительность на лице и прическа (Адольф Гитлер), а также увечья (есть даже понятие «харизма ущербности») – шрамы и другие поражения кожи, отсутствие каких-либо частей тела (Михаил Кутузов, Борис Ельцин). Сильнее эффект, когда мы видим сочетание этих элементов.

К «стигматам» могут относиться и головной убор (цилиндр Черчилль), трубка (Сталин) или сигары (Черчилль), украшения, чётки. Особый род «стигматов» обозначает целую категорию лидеров. Как правило, это униформа, знаки отличия и знаки власти: корона, скипетр, жезл, крест, посох, тиара, мантия, церемониальные кинжалы.

Как правило, харизматическая внешность складывется сразу из нескольких примечательных особенностей. «Стигматы», взятые по отдельности друг от друга, работают слабее. И наоборот, когда их действие соединяется, харизма усиливается. Появляется дополнительный эффект – цельный образ, который потом рисуют себе последователи и потомки.

Черчилля, помимо неизменной сигары во рту, отличали полнота и склонность носить цилиндры. Сталина – трубка, усы и френч. Че Гевару – борода и берет с красной звездой, а ещё шейный платок. Горбачёва больше всего вспоминают по родимому пятну на лбу и очкам, заметной, узнаваемой формы.

«Стигматы» - вещь упрямая. У них есть неудобная оборотная сторона. Харизматик становится в каком-то смысле заложником своего внешнего облика. Появляясь перед своими потенциальными последователями, он непременно должен демонстрировать знакомые всем «стигматы». Без привычных всем «стигматов» лидер утрачивает часть своего влияния, харизма его страдает.

Должен ли харизматический лидер быть привлекательным? Это необязательная черта лидера. Привлекательность оказывается производной, следствием харизматического мифа. Не образцовая внешность делает человека харизматичным. Наоборот, влияние, увлечённость властью, своей миссией делают его привлекательным.

Часто бывает так, что «стигматы» харизматичной личности входят в моду. Другие люди, не имеющие никакого отношения ни к власти, ни к лидеру, копируют его внешние признаки и демонстрируют их, чтобы повысить собственную привлекательность. Однако подобные имитации или не работают вообще, или работают очень слабо и недолго. Почему? А потому, что имидж – это не просто картинка. Это многолетнее произведение, над которым трудится и сам лидер, и его поклонники, и история, одним из действующих лиц которой харизматик стремиться стать.

Внешние черты лидера, его «стигматы», внешняя привлекательность или ущербность – лишь стартовая точка для формирования имиджа. Образ харизматика – это то, каким он себя предъявляет публике. Этот образ складывается ещё и благодаря его поведению и методам коммуникации. Имидж, бренд лидера складываются, когда все эти элементы складываются вместе. Тогда в сознании публики появляентся цельная картинка лидера.

Харизма требует уникальной картинки. Но в то же время образ лидера не может не соответствовать определённому архетипу властной фигуры, закрепившейся в массовом сознании ещё с древности. Следовательно, имидж харизматика непременно опирается на несколько типичных черт, базовых составляющих мифа.

АСКЕТИЗМ ЛИДЕРА

Одна из главных угроз образу лидера – дисбаланс между его личными интересами и всеобщей выгодой. Если обнаружится, что харизматик занят удовлетворением своих мелких личных нужд и даже не скрывает этого, образ всемогущего лидера тает на глазах. Поэтому в арсенале многих лидеров – показной аскетизм, демонстрация скромного образа жизни. Порой харизматический лидер транслирует окружающим прямо-таки пренебрежительное отношение к своим личным потребностям. Он как бы заявляет: «Мне нужно немного. Я человек простой».

В организациях, где чаще всего встречаются лидеры-харизматики, царит аскеза, пренебрежение к себе возводится в один из главных принципов. В церкви, в монашеских орденах нищета – идеологическая основа жизни духовенства. В криминальном мире «понятия» предписывают вору в законе жизнь без собственности. В армии командиры носят простую одежду, обязаны довольствоваться малым, особенно во время боевых действий.

Харизматики демонстративно отказываются от излишеств, предметов роскоши. Ленин, Генри Форд и Джон Рокфеллер славились тем, что одевались скромно, даже бедно. Харизматики любят показать, что в повседневной жизни они обходятся малым, любят подчеркнуть, насколько просто они питаются. На сотрудников вообще производит впечатление, когда руководитель обедает тем же, что и они сами.

Харизматическое влияние подкрепляет отказ и от других привилегий, которые полагаются лидеру по должности и статусу. Ленин несёт бревно вместе с рядовыми участниками первого коммунистического субботника. Командир идёт под пули в первых рядах. Ещё одно из проявлений аскетизма – подчёркнутая религиозность.

Харизматикам не стоит демонстрировать своё богатство, привилегии, мелочность. Последователей вождя смущает любой намёк на то, что главное для него – не миссия, а решение личных проблем. Супружеские измены, судебные тяжбы – всё это низводит харизматическую личность до уровня толпы, а значит, противопоказано ей.

Чтобы не упасть в глазах подчинённых, харизматики обычно выстраивают свои коммуникации таким образом, чтобы у работников не было возможности увидеть их личную жизнь, дом, семью. Чего глаза не видят, то сердце не тревожит.

Если лидеру не удается скрыть уровень своего потребления, если чаша «брать» в глазах окружающих перевешивает, харизматический миф рушится. Именно поэтому при смене политического курса о прежних лидерах начинают говорить лишь в одном контексте – как они пользовались своим положением, как получали удовольствие от жизни.

Мы допускаем, что эти люди богаты. Но они, на наш взгляд, не имеют права нам это откровенно демонстрировать. Это негласный пакт: мы даём вам власть, а вы взамен делаете вид, что живёте не намного лучше нас.

С другой стороны, для харизматика важно не зацикливаться на том, как люди относятся к нему и его достижениям.

ЭКСЦЕНТРИЧНОСТЬ И ЧУДАЧЕСТВА

В копилку харизмы немало добавляют увлечения лидера. Ног только если это необычные увлечения, которые мало кому могут прийти в голову. Среди харизматических хобби может быть увлечение необычным, уникальным видом спорта или фанатичное увлечение темой здоровья. К необычным увлечениям относится и умение играть на редком музыкальном инструменте. Причём харизматики интересуются такими инструментами, о которых простые люди вообще не знают. Харизматик может играть на распространённых инструментах, но играть виртуозно, так, как простым смертным недоступно.

Короче говоря, увлечения харизматика демонстрируют его уникальность, его особые таланты. Иначе они не работают на его имидж и харизматическое влияние. Если он коллекционер, то должен собирать что-то необычное: ретро-автомобили или каминные решётки, спортивные тюнингованные авто или экспериментальные модели гаджетов.

К отличительным чертам лидера мы отнесём и его необычные, загадочные для многих убеждения: не берёт (никогда!) кредитов, не пьёт ни капли спиртного, верит в случай или в судьбу.

ХАРИЗМАТИК-СУПЕРМЕН

Люди иду за лидером в зону дискомфорта. Но они пойдут только за тем, кто может обеспечить им безопасность в ситуациях экстремальной опасности. Образ харизматического лидера предполагает наличие уникальных способностей. Харизматический лидер сам должен чувствовать свою уникальность, свои особые навыки и возможности, свою способность что-то делать лучше других.

К суперспособностям относятся: необычайная интуиция лидера, особые физические возможности (выдержка и устойчивость, способность подолгу не спать), способность совершать невозможное, сверхинтеллект, умение делать несколько дел одновременно, особая энергия – способность работать в дико сложном, невыносимом, нечеловеческом режиме, когда уже никто не выдерживает. Огромному числу людей не хватает сил жить, их постоянно что-то угнетает. Руководители-харизматики излучают мощный поток энергии. Они болеют реже подчинённых.

ХАРИЗМА УЩЕРБНОСТИ И УЯЗВИМОСТИ

Нам свойственно полагать, что харизматик – это непременно положительный герой. Безупречный, успешный, всеми любимый. Так ли это? Вовсе не обязательно харизматиков любят все. Им достаточно, чтобы им были преданы их последователи, адепты их миссии. Успех – тоже спорная категория. То, что для одного успех, для другого – поражение. А уж безупречными харизматиков называть и вовсе нельзя.

Харизматика можно считать избранным не только исходя из его позитивных достижений, но и на основе его особых, поразительных недостатков. Ему не так важно, чем именно выделяться среди других. Главное – выделяться. А ущербность в сочетании с другими аспектами харизматического мифа даёт довольно сильный эффект. В чём может выражаться ущербность харизматика? Физические увечья, небольшой рост, генетические заболевания. Порой харизматическое влияние только укрепляется противоречивочтью поступков и суждений лидера. Противоречивость привлекает к фигуре лидера внимание, побуждает людей анализировать его слова, поступки. И самим додумывать миф, наводить несуществующие мосты между противоречивыми доводами и решениями.

Харизматические лидеры опираются на противоположные эмоции. Чем сильнее эти эмоции выражены, чем больше между ними разрыв – тем выше потенциал харизмы. Образ лидера всегда внушает некоторый страх, трепет, благоговение. Страх – это способ ввести последователей в своего рода транс, изменить их сознание. Мы можем очень сильно любить лишь то, чего сильно боимся. То, что вызывает напряжение, тревогу. Эмоции любви и страха тесно связаны. Этим объясняется и стокгольмский синдром, когда заложники так сживаются со своими похитителями-террористами, что закрывают их собой от спецназа и оправдывают впоследствии. Добряк-жизнелюб может нравиться коллегам, но его фигура одномерна. Он не притягивает людей, не зовёт за собой.

Если харизматическое влияние опирается на любовь последователей к лидеру, то и здесь противоречивость становится плюсом. Двусмысленного, непредсказуемого бояться. Но у такого человека и больше шансов вызвать к себе особую любовь. Какая женщина сильнее притягивает мужчин – предсказуемая, правильная, понимающая? Или стерва, вертихвостка, у которой семь пятниц на неделе? Конечно, вторая. Такую же любовь пробуждают к себе и харизматические лидеры, личность которых многомерна, не поддаётся простому линейному описанию.

Харизматическое влияние может опираться и на слабость его обладателя. Харизматический лидер – это человек, который не стесняется своего несовершенства и от этого, как ни странно, выигрывает. Стив Джобс порой откровенно демонстрировал более слабое понимание технических вопросов, чем его разработчики. И, опираясь на это, позволял себе капризничать, требовать невозможного.

Генри Форду хотелось, чтобы двигатель занимал в автомобиле меньше места, чтобы капот был короче. Инженеры возражали, что это невозможно по законам физики. Форд демонстрировал непонимание и просил сделать хоть что-нибудь. Так и появился V-образный двигатель: сотрудники поняли, что упорство и невежество шефа не преодолеть, легче справиться с естественными законами.

А вот ещё один парадокс харизматического лидерства: уязвимость, гонимость лидера иногда могут усиливать его влияние. Харизма растёт, когда последователи лидера узнают, что их кумиру грозит опасность, что его срочно необходимо защитить от врагов.

Покушения играли на руку и Гитлеру, и Муссолини, и Ленину и другим вождям. Слухи о провалившихся покушениях раздувались, а близость лидера к гибели неизменно преувеличивалась. Ведь такие истории имеют двойной смысл. С одной стороны, они свидетельствуют, что харизматик успешно прошёл через смерть. С другой – подчёркивают, что жизнь его по-прежнему под угрозой.

Бывает, что приходится создавать видимость опасности, рассказывать о врагах, ждущих возможности нанести удар в спину. Обычно это те же самые враги, что жаждут сорвать выполнение лидером своей миссии. Объявление о врагах, угрожающих жизни харизматика, объединяет его последователей. Они находят в себе новые силы бороться с теми, кто собирается отнять у них будущее. Иногда харизматикам просто везёт с врагами и бедствиями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: