ТЕМА: Наблюдатель в литературном и кинематографическом произведении




I. Прочтите новеллу Э.Т.А. Гофмана «Угловое окно» (1822) и подумайте над вопросами:

1. Что в новелле по-особому удивило?

2. Как бы вы определили логику изменения позиций наблюдателей – рассказчика и его кузена? Попробуйте при ответе на этот и последующие вопросы использовать инструментарий Б.А. Успенского из его работы «Поэтика композиции».

3. С какой целью автор «драматургизирует» текст новеллы, создавая у читателя иллюзию непосредственного диалога наблюдателей, обменивающихся своими визуальными впечатлениями?

4. Какие преимущества для художественного исследования психологии человека предоставляет позиция подглядывающего субъекта в новелле?

5. Как в рассказе соотносятся наблюдение за внешней жизнью рынка и истолкование героями социально-ролевого и психологического характера покупателей и продавцов? Как связаны в сознании и речи наблюдателей портреты конкретных людей и их характеристики? Зачем автор соотносит отчетливость визуальных образов людей на рынке с фантазмами наблюдателей?

6. Есть ли какая-то художественная логика в последовательности наблюдения за людьми на рынке? Если есть, то какая?

7. Какое значение с точки зрения визуальности имеет хронотоп рынка, граничащий с хронотопом театра?

8. Почему в рассказе обращается особое внимание на род профессиональной деятельности кузена?

9. Какое значение имеет для визуальной составляющей новеллы ее педагогический аспект (взаимоотношения учителя и ученика)?

10. В чем отличие способа наблюдения рассказчика от способа наблюдения его кузена?

11. Как бы вы сформулировали визуальную концепцию новеллы?

 

II. Рассмотрите первую фотографию в историю фотоискусства «Вид из окна моего кабинета» (1826). Посмотрите фильм режиссера Виктора Косаковского «Тише» (2002) и подумайте над вопросами:

1. Что в фильме по-особому удивило?

2. Как бы вы определили логику изменения позиции зрителя? Во всем ли эта позиция совпадает с позицией наблюдателя в самом фильме?

3. Какие параллели вы заметили с рассказом Гофмана? В чем принципиальное различие позиций литературного и кино- наблюдателя?

4. Как в фильме соотносится наблюдение за внешней жизнью улицы и наблюдение ее «изнанки» (например, жизни за чужим окном).

5. Какую роль в прояснении позиции наблюдателя играет монтаж?

6. Как бы вы сформулировали визуальную концепцию фильма? С какой художественной целью он снят?

 

«Вид из окна в Ле Гра» и «Тише»

«Вид из окна в Ле Гра» (фр. Point de vue du Gras) — самая первая из дошедших до наших дней гелиогравюр, которая считается первой в мире фотографией, снятой с натуры. Создана французским изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826 (по другим данным в 1827) году на пластинке, покрытой слоем битума[1]. Технология гелиографии разработана Ньепсом уже в начале 1820-х годов, однако в начале использовалась только для тиражирования рисунков контактным способом, а более ранние изображения, снятые при помощи камеры-обскуры, не сохранились.

Ньепс получил этот снимок, проэкспонировав в камере-обскуре пластинку из пьютера размером 16,2×20,2 сантиметров, покрытую сирийским асфальтом (битумом). Из-за низкой светочувствительности экспозиция длилась не менее 8 часов при ярком солнечном свете. Об этом свидетельствует освещение противоположных стен зданий, возможное только при суточном перемещении Солнца в течение этого времени. Согласно более современным исследованиям экспозиция могла продолжаться несколько суток. Из всех гелиогравюр, созданных Ньепсом, эта единственная, полученная с помощью камеры-обскуры. Все остальные, демонстрировавшиеся им для иллюстрации своего изобретения, представляли собой контактные копии рисунков.

Технология Ньепса мало похожа на современную аналоговую фотографию, и более близка к типографским фотомеханическим процессам. Слой битума, частично полимеризованный под действием света, становится малорастворимым в смеси лавандового масла и уайт-спирита, которой пластинка обрабатывалась после экспозиции. Напротив, битум неэкспонированных участков смывается этой смесью, обнажая поверхность пластинки, которая затем протравливается кислотой. Обработка заканчивалась снятием остатков битума при помощи спирта и промывкой[7]. Протравленные неэкспонированные участки поверхности меняли свою структуру, приобретая способность удерживать типографскую краску, которой и делались оттиски на бумаге. Поверхность полученного таким способом клише выглядит почти однородной, лишь незначительно меняя степень отражения света на протравленных участках. В настоящее время оригинал снимка находится в Исследовательском центре Гарри Рэнсома в городе Остин, штат Техас. Он заключён в специальный кейс, наполненный бескислородной газовой смесью, замедляющей старение.

Широко известная фотография представляет собой типографский оттиск с клише и изображает вид из окна мастерской Ньепса в поместье Гра, расположенном в городке Сен-Лу-де-Варенн (фр. Saint-Loup-de-Varennes) французской провинции Бургундия. Низкое качество мешает рассмотреть детали, тем не менее, можно увидеть две стены и покатую крышу какого-то здания. На дальнем плане заметны дерево и ещё один дом с отчётливо видимыми окнами. В 2003 году журнал «Life» внёс этот снимок в список «100 фотографий, изменивших мир».

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B4_%D0%B8%D0%B7_%D0%BE%D0%BA%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%9B%D0%B5_%D0%93%D1%80%D0%B0

ФИЛЬМ "ТИШЕ" (2002).

Режиссер, оператор, монтажер - Виктор Косаковский.

Самая первая фотография в истории «Вид из окна моего кабинета» (1826) и рассказ Гофмана «Угловое окно» вдохновили снять «Тише!». Фильм снят из окна питерской квартиры в год подготовки к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга.

Смешная, занятная жизнь открывается из окна петербургской квартиры. Точно такой она могла бы предстать из любого другого неевропейского окна, да и европейского тоже. Режиссёр-оператор Косаковский где-то в течение года простоял у своего окна, фиксируя из него жизнь российскую. Вид из окна - тончайшая материя, состоящая не из одних лишь бытовых зарисовок, но из парения выхлопных газов, отравляющих атмосферу, даже запашок нет-нет да уловишь, хотя экран не пахнет. Мокрый асфальт тоже живой, пульсирующий каждой своей клеткой, словно кожа, или человеческий орган, живущий в определённом ритме, или лава затухшего вулкана. Кружится снег в свете тусклого фонаря. Ребёнок показался в окне. Что там за окном, какая такая неведомая жизнь - малышу интересно, он еще ничего о ней не знает. Собаки, люди, кошки, коловращение разных жизней... Подъехала милицейская машина, скрутили каких-то парней. Руки за спину. И как обрамление происходящего - бесконечная асфальтовая заплатка под окном, живущая своей неповторимой жизнью, находящаяся в постоянной трансформации. Спасибо коммунальщикам за это проявление жизни. Призы и премии: 2003 - Гран-при XIV открытого фестиваля документального кино «Россия» (Екатеринбург); 2003 - Гран-при Санкт-Петербургского международного кинофестиваля «Послание к человеку»; 2003 - Приз за лучший документальный фильм XI кинофестиваля «Окно в Европу» (Выборг); 2003 - Гран-при Мюнхенского кинофестиваля; 2003 - Приз зрителей Лионского кинофестиваля; 2003 - Приз за лучший полнометражный фильм на видео IV Национального Конкурса в области неигрового кино и телевидения ЛАВР; 2003 - Номинант Национальной кинематографической премии «Ника» (2003); Режиссёр – лауреат премии «ТРИУМФ» (2003). «Тише!» прошёл в кинотеатрах Европы, Америки, в том числе и Латинской. Картина была приглашена более чем на сто фестивалей. Косаковского в мире известный и признанный документалист. У нас же фильм нигде не шёл, кроме премьерного показа в к/т «Аврора» (в Петербурге), нескольких фестивальных показов, так что насладимся ТВ-рипом с какого-то зарубежного телевидения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: