Задание 11. КакИЕ из высказываний соответствуют содержанию текста?




Экзаменационная работа по русскому языку и литературе

Прочитайте отрывок из произведения Ф.А.Абрамова и выполните задания.

Встреча Михаила Пряслина с семьёй.

(«Две зимы и три лета»)

1)Войдя в избу, Михаил поставил на пол плетен.ую из бересты корзину, к которой сверху были привязан.ы продымлен.ый чайник и котелок, бросил к кровати мешок с валенками, потом расстегнул ремень с большим охотничьим ножом в кожан.ых ножнах, снял старую фуфайку, снял шапку из рыжей мохнатой собачины, вышел из-под полатей, разогнулся. 2)Вот он и дома…

3)Не много ему приходится жить дома. 4)С осени до весны на лесозаготовках, потом сплав, потом страда. 5)По неделям преешь на дальних сенокосах, потом снова лес. 6)И так из года в год.

7)Пол был вымыт – приятно, когда тебя ждут.8) Стены в избе еще (……), нечем оклеить, газету с трудом на курево раздобудешь. 9)Только под карточкой отца, убранной полотенцем с петухами, висел ярко-красный плакат «Все для фронта, все для Победы!».

10)Михаил заглянул в девочешник. 11)Так называли маленький закуток с одним окошком за задосками.12) Мать отговаривала его, когда он затеял делать отдельный угол для сестер. 13)Но он настоял на своем..

14)Анна, все время не сводившая глаз с сына, облегченно вздохнула: ну, слава богу, хоть избой остался доволен. 15)Михаил сел на прилавок к печи, снял кирзовые сапоги, сунул ноги в теплые валенки, которые подала ему мать с печи. 16)Вот теперь совсем хорошо.17) Сын поинтересовался, не собираются ли пахать, Анна ответила, что ждут его возвращения с лесозаготовок.

18)Закурив, Михаил спросил про празднование победы.19) Мать рассказала про гуляния, а потом упомянула про новый налог.

20) — Ничего. Как-нибудь выкрутимся. – сказал он.

21) Тут на крыльце часто-часто затопали ноги, дверь распахнулась, и в избу вихрем влетела Лизка, а в следующую секунду она уже обнимала брата за шею. 22) Петька и Гришка вбежали вслед за ней. 23)Лизка хмуро посмотрела на братьев, затем отчитала за брошенную на улице сестру.24) Вот за эту распорядительность да за хозяйскую сноровку Михаил любил сестру. 25) Не на матери — на Лизке держится семья, когда его нет дома.

Задание 1. Укажите номерА предложенИЙ, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений

1) Не много Михаилу приходится жить дома

2)Мать отговаривала его, когда он затеял делать отдельный угол для сестер

3)Не на матери — на Лизке держится семья, когда его нет дома.

Задание 2. Самостоятельно подберите прилагательное, которое должно стоять (или может стоять) на месте пропуска в восьмом (8) предложении текста.

 

Задание 3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово и поставьте ударение правильно.

позвОнишь. пломбировАть красИвее принялА

Задание 4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите новое подобранное вами слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка

. В годы войны Лиза становится главной прислужницей матери по дому, присматривает за младшими детьми

Задание 5. Из предложений 9-10 выпишите диалектизм. (слово, употребляемое жителями той или иной местности)

Задание 6.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) часовые ПОЯСА 2)с СЕМЬЮСТАМИ метрами

3)РАССТАЛИСЯ надолго 4) несколько ГРАММОВ

Задание 7.Укажите ряд слов, в котором во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номер ответа.

1. бер..сты, вал..нки, отч…тала

2. ра…сказала, ра…пахнулась, ра…добудешь

3. докури.., сноро..ку, (на) лесозагото..ках

Задание 8 Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Войдя в избу, Михаил поставил на пол плетен(1)ую из бересты корзину, к которой сверху были привязан(2)ы продымлен(3)ый чайник и котелок, бросил к кровати мешок с валенками, потом расстегнул ремень с большим охотничьим ножом в кожан(4)ых ножнах, снял старую фуфайку,

Задание 9. Запишите предложение, расставьте в нём все знаки препинания:

Михаил сел на прилавок к печи снял кирзовые сапоги сунул ноги в теплые валенки которые подала ему мать с печи.

Задание 10. Укажите номера предложений, в которых есть однородные сказуемые

21) Тут на крыльце часто-часто затопали ноги, дверь распахнулась, и в избу вихрем влетела Лизка, а в следующую секунду она уже обнимала брата за шею. 22) Петька и Гришка вбежали вслед за ней. 23)Лизка хмуро посмотрела на братьев, затем отчитала за брошенную на улице сестру.

Задание 11. КакИЕ из высказываний соответствуют содержанию текста?

1) Анна считает старшего сына Михаила главным тружеником в семье.

2) Лизе не приходится вести домашнее хозяйство, она только нянчится с младшими братьями и сёстрами.

3) Михаил Пряслин трудится и в колхозе, но отношение старших к нему не серьёзное

4) Первые послевоенные годы семье Пряслиных живётся очень тяжело.

Задание 12.

Прочитайте фрагмент критической статьи. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков соответствующий термин из списка.

А. Рисуя портрет Лизки Пряслиной, автор использует ……… «белая, льняная голова», «худенькие, костлявые плечики».
Б. Интересно …, которое встречаем в описании повзрослевшего Михаила: «Залюбуешься: дерево ходячее!».

В. Представить, как работал Михаил помогают.…: «С ревом, с рыком врубается в дерево Михаил Пряслин»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-08-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: