Образ Манилова. II глава





1. Почему эта глава долго не получалась у писателя? (Во-первых, характер Манилова был труден для изображения, во-вторых, эта глава задавала тон всему повествованию, определяла стиль поэмы.

Перед писателем стоял вопрос: как выявить характер Манилова в его явной бесхарактерности?

Если сопоставить различные варианты этой главы, можно увидеть, как вызревала ее идейная и художественная концепция.

В первоначальной редакции Манилов говорил Чичикову: «...если бы соседство было хорошее, если бы… такой человек, с которым бы можно красноречиво поговорить о любезности... о какой-нибудь науке, чтобы расшевелить этак душу...» Из окончательной редакции выделенное слово исчезло, но появились новые: «в некотором роде, какую-нибудь этакую», то есть слова-паразиты, которыми он заполняет пустоты в мыслях, умственное косноязычие.

Неопределенные местоимения, наречия (какой-нибудь, какое- то...) придают оттенок неопределенности речи героя, создается ощущение смысловой бесплодности речи.

Еще пример: место, где говорится о том, что у Манилова не было не только никакой страсти, но вообще ничего не было.

1 редакция: «У всякого человека есть какой-нибудь конек...»

2 редакция: «У всякого есть какое-нибудь влечение...»

3 редакция: «У всякого есть свой задор...» — из всех слов Гоголь выбирает последнее как самое выразительное слово. (Фрагмент следует прочитать.)

Страсть, влечение, конек — эти слова для Манилова слишком высокие, а в слове «задор» есть сатирическая насмешка, ибо «задор» «обращается» у одного на борзых собак, другой мастер лихо пообедать, а у кого-то этот задор распространяется на игру в карты и так далее.

Мы видим, что гоголевская ирония направлена не только на героя; писатель высмеивает ничтожность страстей и стремлений, присущих обществу. Гоголь описал 7 разновидностей «задора», каждая из которых создает ощущение пародии на настоящее человеческое чувство, ощущение пошлости того общества, которое представляет Манилов.

Таким двойным зрением Гоголь обозревает своих героев. Отсюда и источник комизма писателя.)

2. Почему Гоголь открывает галерею помещиков Маниловым?[1]

(Во-первых, Чичиков решил начать объезд помещиков с Манилова, потому что тот еще в городе очаровал его своей обходительностью и любезностью. Чичиков решил, что мертвые души у него будут приобретены без труда.

Во-вторых, необычное предприятие Чичикова дано по контрасту с мечтательной идеальностью Манилова. Если бы Чичиков вначале столкнулся с Собакевичем, Коробочкой или с Плюшкиным, для которых покупка Чичикова — забота в какой-то мере реальная, то контрастность пропала бы. Собакевич, выслушав странную просьбу Чичикова, не дрогнул ни одной жилкой. Иной была реакция Манилова: он «выронил тут же чубук с трубкою на пол, и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом...» Это прямое закрепление мотива, возникшего в конце предыдущей главы («совершенное недоумение...»), которому затем предстояло сыграть такую большую роль.)

3. Какое впечатление можно составить о Манилове до встречи с ним? (Бесхозяйственность Манилова открывается до знакомства с героем: Гоголь дает пейзаж Маниловки, иронически обыгрывает название деревни («Маниловка не многих могла заманить своим местоположением»). Серость, скудость, неопрятность всего, что окружает Манилова, как тень ложится на него самого, характеризует героя. Этот прием Гоголь далее будет использовать постоянно.

Чтение фрагмента: «Дом господский одиночкой стоял на юру...»)

4. Рассказывает ли Гоголь о прошлом Манилова? Почему? (Подготовьте ответ на этот вопрос самостоятельно.)

5. Как описание обстановки дома помогает понять характер Манилова? (Чтение фрагментов: «В доме его чего-нибудь вечно недоставало...» и «Комната была, точно, не без приятности...» Эти описания подчеркивают, с одной стороны, неопределенность образа — Манилову сопутствуют светлые серые тона, с другой — его бесхозяйственность, и наконец — мечтательность (горки золы повсюду). Однако мечты Манилова пустые, не ведущие ни к какой деятельности.)

6. Что подчеркивают имена детей Манилова? (Сыновей Манилова зовут Фемистоклюс и Алкид. Гоголь посмеивается над стремлением отца, сентиментального мечтателя, возвысить себя и детей давая им имена героев древней Греции: Фемистоклюс — государственный деятель Афин, живший в VI—V вв. до нашей эры, Алкид — одно из имен героя греческой мифологии Геракла. Особого комического эффекта Гоголь добивается описанием детей Манилова (один сопливый, другой плачущий).

7. Какие черты составляют «ядро» характера Манилова? Обратить внимание на материал I, II и VII глав. (Характер Манилова неопределен, неуловим. В нем нет живых человеческих желаний, силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать поступки.

О нем автор говорит: «Ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Никаких духовных запросов, никакой деятельности — вот почему он мертвая душа.

Манилов не только мягок и любезен, каким мы видим его в общении с Чичиковым. Эти черты совмещаются у него с откровенной жестокостью и безразличием к людям — он не интересуется тем, сколько крестьян у него умерло и спрашивает приказчика, а потом беззаботно говорит: «...я тоже предполагал, большая смертность; совсем неизвестно, сколько умерло». Умерших так много, что и не упомнить всех. Он такой же крепостник, как и все другие душевладельцы.)

8. Как реагирует Манилов на предложение Чичикова о продаже мертвых душ? Комментированное чтение сцены от слов: «А для каких причин вам это нужно? — спросил по уходе приказчика Манилов». (Во время разговора о продаже мертвых душ наивный и благодушный Манилов озадачен, он «сконфузился и смешался«, подумав, что Чичиков шутит, потом заподозрил, что Чичиков спятил.

Манилов не привык думать, он не понимает, что благодаря Чичикову впутался в темное и преступное дело. Таким образом, он может стать жертвой в руках любого мошенника.

Когда Чичиков убедил Манилова в законности сделки и заговорил о цене, тот опять удивился: «...брать деньги за души, которые в некотором роде окончили свое существование?..» — и Манилов предлагает подарить их Чичикову, а купчую взять на себя, что он и делает, передавая список своих крестьян, свернутый в трубочку и связанный розовой ленточкой (VII глава.)

 

Карточка 47





Читайте также:
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.