Теологическая концепция естественных прав.




Согласно данной теории право создано Богом для регулирования жизни людей. При этом общественное регулирование осуществляется правителями государства. Так, в Законах Хаммурапи отмечается, что Хаммурапи, вавилонский царь, утвердил правду и справедливость по всей стране. Это произошло после того, как бог Мардук раскрыл ему суть справедливости и достойного управления людьми. Как уже отмечалось ранее, в христианской религии наиболее ярким представителем теологической теории являлся Ф. Аквинский. Согласно его учению, мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. Духовный мир возглавляется папой как наместником Бога на земле. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям. Соответствующее подчинение есть и в системе законов:

§ вечный закон — сам божественный разум, управляющий миром;

§ божественный закон — это Библия. Из нее человек черпает представление об истине;

§ естественный закон — отражение вечного закона человеческим разумом. Он исходит из природы человека и не зависит от усмотрения государственных законодательных органов. По сути, это закон, отражающий естественные права человека;

§ человеческий закон — это позитивное право, т. е право, издаваемое государством. Но поскольку государство- это творение Бога, то и позитивное право также является отражением его воли.

Не следует думать, что теологические взгляды на право — это далекая история. Это и наша современность. Так, современные христианские воззрения на право выражены, например, в папских энцикликах (посланиях) к верующим христианам, в которых право рассматривается как право естественное и божественное.

Итак, согласно теологической теории право — это система норм поведения, исходящая от Бога. При этом позитивное право (т.е. право, издаваемое государством) исходит от Бога через посредника (правителя, пророка, государство).

В теологической теории есть моменты, с которыми трудно согласиться:

§ ее сторонники апеллируют не к знаниям, а к вере. Данная теория ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права рамками веры;

§ теория позволяет субъектам, которые издают и применяют законы, избежать ответственности за законотворчество, правоприменение. Ведь согласно теологической теории и законотворчество, и правоприменение производно от воли Бога.

Положительное в теории. Авторы теории связывают понятия «право» (пусть и как выражение божественной юли) и «справедливость».

 

50. Классические доктрины естественных прав.----- Характеристика либеральной концепции прав человека.

Либеральная концепция прав человека сформировалась в процессе подготовки и проведения буржуазных революций XVII - XV11I вв. Наиболее значимый вклад в ее создание внесли труды Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др. Главными принципами этой концепции были свобода и равенство, из которых проистекали другое права человека, которые рассматривались как прирожденные и неотъемлемые и которые государство должно было признавать и защищать13.

Все авторы классических естественно-правовых теорий считали, что появлению государства предшествовало естественное состояние, в котором человек обладал естественными правами. Однако они не сходились в том, какова была природа этих прав. Так, Т. Гоббс полагал, что в естественном состоянии «каждый человек имеет право на все, даже на жизнь другого человека»14. Это означает, что описанные им права были неисключительными, то есть они не исключали возможности других людей вмешаться в их осуществление. Например, два человека могли иметь неисключительное право владеть одним и тем же предметом. Ни один из них не нарушает прав другого, если он первый возьмет этот предмет или силой отнимет его у другого. Исключительные же права предполагают, что их осуществление одним человеком несовместимо с их осуществлением другим. Т. Гоббс считал, что исключительные права могут появиться только при возникновении государства, в связи с чем, подданные утрачивают многие неисключительные права, которыми они обладали в естественном состоянии. Иначе говоря, тс права, когорыс сохраняются после установления государства, становятся исключительными в результате отмены естественного права других людей вмешиваться в их осуществление15.

В отличие от Т. Гоббса, Дж. Локк считал, что естественные права, существовавшие до возникновения 1ражданского общества, были исключительными. Он полагал, что поскольку в естественном состоянии все люди равны и независимы, «постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого»16. Тем не менее, по мнению Дж.Локка, пользование этими правами в естественном состоянии было весьма ненадежным, поскольку постоянно сохранялась угроза посягательства на них со стороны других людей. Люди, по его мнению, объединяются в гражданское общество лишь с намерением как можно лучше сохранить себя, свою свободу и собственность, ибо нельзя предполагать, что какое-либо разумное существо сознательно изменило бы свое положение на худшее. Источником государственной власти является согласие людей, объединившихся в гражданское общество, поэтому она не может простираться далее, чем это необходимо для общего блага17.

Таким образом, несмотря на различия между авторами естественно- правовых теорий, все они разделяли точку зрения, согласно которой в догосударственный период люди находились в естественном состоянии, в котором они были автономными и располагали присущими им от рождения правами.

С установлением гражданского и политического общества, возникшего в результате общественного договора индивидов, человек утратил некоторые из этих прав, однако сохранил другие как неотчуждаемые. По словам Г.Ф. Шершснсвича, «в характеристике естественного состояния Локк старается противопоставить свою точку зрения Гоббсовой, но в результате, при объяснении перехода в государственный быт, он рисует это состояние почти теми же красками, что и Гоббс»18. «Естественное право в представлении XVIII в. — замечает Г.Ф. Шершспсвич — это то, которым некогда пользовались люди и к чему надо возвратиться. Это — и историческая действительность, и идеал. Его основные начала были сформулированы как свобода, равенство и братство. Между тем, нетрудно заметить, что элементы этого идеала являлись лишь противопоставлением окружавшей действительности: свобода противопоставлялась абсолютизму, равенство — социальному феодализму. Первая составляет основную идею наказов представителям 1789 г., второе вырвалось наружу в знаменитую ночь 4 августа. Братство не было вообще юридическим принципом»19. Следует также иметь ввиду, что естественно-правовая доктрина наиболее важную роль сыграла в период формирования либеральной концепции прав человека, однако впоследствии либеральная концепция была представлена в позитивном праве20.

Рассматривая соотношение естественно-правовой и позитивистской доктрин применительно к либеральной концепции прав человека, можно заметить, что естественно-правовые теории наибольшее значение имели именно в период ее формирования. Однако уже сразу после буржуазных революций эти права стали закрепляться в позитивном праве государств. Несмотря на то, что в большинстве этих документов указывалось на естественный характер этих прав, с практической точки зрения позитивное закрепление прав человека имело гораздо большее значение, чем их естественно-правовое обоснование. Естественно-правовая доктрина, как правило, не имеет прямого применения (или оно весьма ограничено) даже в тех странах, право которых основывается на либеральной концепции прав человека. Усиление влияния концепции естественного права всегда происходило в периоды потрясений и коренных преобразований.

Как бы то ни было, либеральная концепция прав человека, признавшая человека в качестве автономного индивида, обладающего индивидуальными правами, означала разрыв с прошлыми теориями, созданными как более ранними философами, так и религиозной доктриной. Следует также отмстить, что либеральная политическая теория рассматривала человека как потребителя, чьи чувства и страсти мотивировали его приобретать имущество, вступая в конкуренцию и конфликты с другими индивидами. Таким образом, частная собственность стала краеугольным камнем свободной, основанной на инициативе и конкуренции экономической системы и, соответственно, фундаментальных и неотчуждаемых прав человека.

 

51. Теория естественного права с изменяющимся (обновляющимся) содержанием.

Штаммлер дает абстрактное, формальное определение права: "Право есть такое принудительное регулирование совместной жизни людей, которое по самому смыслу своему имеет не допускающее нарушения значение". Это определение не содержало для того времени ничего принципиально оригинального. Но Штаммлеру принадлежит заслуга обоснования нового понятия — "естественное право с меняющимся содержанием", понятия, органически связанного с его представлениями об историческом процессе, определяемом развитием права.

Штаммлер, в отличие от теоретиков XVII—XVIII вв., утверждал, что естественное право имеет "изменчивое содержание". Временами возникают социальные конфликты (столкновения между хозяйством и правом, однородные массовые явления, противоречащие конечной цели ответственного за них права). Эти социальные конфликты и явления порождают идеи изменения права (так, размышления о рабстве негров в США вызвали его отмену). "Естественным правом с изменчивым содержанием" являются принимающие массовый характер идеи изменения содержания права, которые должны осуществляться применительно к конечной цели. "Естественным правом" называются, отмечал Штаммлер, исторически складывающиеся и меняющиеся идеи, содержащиеся в общественном правосознании, требующие реформы права с точки зрения общественного идеала ("конечная цель"),

Теория Штаммлера неоднократно критиковалась за методологические просчеты, за абстрактность идеала, за чрезмерную полемичность. Однако именно абстрактность неокантианского идеала создавала возможность соединить его с идеей свободной личности ("человек не средство, а цель") как общего ориентира исторического процесса и прогресса; кроме того, правоведение XX в. восприняло идею "естественного права с меняющимся содержанием", давшую возможность конкретизировать общечеловеческий идеал в связи с историческими условиями его реализации. Эта идея нашла широкое развитие и обоснование в трудах известного русского правоведа П. И. Новгородцева (см. гл. 24).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: