Повторить:
1. Отличительные признаки высших и низших растений.
2. Способы размножения растений, многообразие типов жизненных циклов развития.
Изучить:
ü Общую характеристику отдела Хвощевидные Equisetophyta по плану:
1. среда обитания, распространение;
2. особенности морфологии, биологии, жизненного цикла;
3. значение в природе, хозяйственной деятельности человека (лек. препараты).
На примере хвоща полевого Equisetum arvense.
ü Общую характеристику отдела Плауновидные Lycopodiophyta на примере плауна булавовидного Lycopodium clavatum и селагинеллы Selaginella selaginelloides.
ü Общую характеристику отдела Папоротниковидные Polypodiophyta.
ü Происхождение, пути эволюции и классификацию изучаемых отделов.
На занятии:
ü Изучение особенностей биологии, морфологии и жизненного циклов представителей изучаемых отделов: хвоща полевого (Equisetum arvense), плауна булавовидного (Lycopodium clavatum), селагинеллы селагинелловой (Selaginella selaginelloides), папоротника мужского (Dryopteris filix mas).
ü Составление схем жизненных циклов растений.
ü Оформление протоколов, формулировка выводов.
Для этого рассмотреть:
Микропрепараты: сорус папоротника пост. м-п;. спороносный колосок плауна пост. м-п; спороносный колосок хвоща пост. м-п; спороносный колосок селагинеллы пост.м-п; споры плауна врем. м-п; споры хвоща врем. м-п. Гербарий: хвощ полевой; плаун булавовидный; папоротник мужской: др. представители этих отделов. Таблицы и схемы: особенности морфологии и жизненных циклов изучаемых представителей.
Литература:
1. Введение в систематику. Систематика низших растений: учебное пособие по ботанике для студентов 1-2 курсов фармацевтических вузов (факультетов)/В.А. Куркин, Л.В. Тарасенко, О.Е. Правдивцева, А.В. Куркина. – Самара: ООО «Офорт», 2006. -91 с.
|
2. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники, ч. II (Систематика растений). 1982, стр. 3-18, 32-81, 122-127.
3. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. «Ботаника: учебник для вузов». – СПб.: СпецЛит, 2001 г., стр. 285 - 307.
4. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. «Практикум по курсу общей ботаники: Учебное пособие». - М.: Высшая школа, 1978. Стр. 198-228.
Дополнительная литература (см. список на стенде):
5. Малый практикум по низшим растениям (Н.П. Горбунова и др.). Учебное пособие для студентов-биологов университетов. Изд. 2; М.: Высшая школа, 1976.
6. «Жизнь растений» в 6 томах, т. 2. М.: «Просвещение», 1976.
7. Б.М. Миркин и др. «Краткий курс систематики с основами науки о растительности».М.: «Логос», 2001.
8. Лекции по теме занятия.
Вопросы и задания для самоконтроля усвоенного материала:
1. Каково соотношение спорофита и гаметофита в жизненных циклах архегониат? 2. Охарактеризуйте особенности морфологии органов бесполого размножения плауна, хвоща, папоротника? 3. Понятие разноспоровости на примере жизненного цикла селагинеллы? 4. По каким признакам различают порядки Плауновые и Селагинелловые в отделе Lycopodiophyta? 5. В чем эволюционное значение появления разноспоровости? 6. Приведите морфологическую характеристику гаметофитов и спорофитов представителей изучаемых отделов. 7. Каково строение спороносного колоска, спорангия и спор у хвоща? 8. Каково строение гаметофита хвоща полевого? 9. В чем отличие папоротниковых от других современных высших споровых? 10. Каково строение гаметофита папоротника щитовника? 11. Каков жизненный цикл папоротника щитовника? 12. Каковы особенности строения спорофита и гаметофита у разноспоровых папоротников на примере сальвинии плавающей? 13. Назовите лекарственных представителей изучаемых отделов.
|
Задания:
1. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика высших растений» (см. приложение к методическому указанию)
2. Заучите латинские названия важнейших представителей и их классификацию.
Составлено: асс. Тарасенко. Л.В.
Стар. преп., к. фарм.н. Рыжов В.М.
январь 2013 года
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
I КУРСА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ:
Отдел Голосеменные. Класс хвойные. Семейства: Сосновые, Эфедровые, Кипарисовые. Происхождение, строение, размножение, значение, представители.
Формируемые компетенции и актуальность темы:
Изучение систематики растений, знакомство с особенностями морфологии, биологии и жизненного цикла представителей, изучаемых таксонов формирует профессиональные компетенции, способствует формированию у студентов биологического мышления, создавая основу для изучения специальных дисциплин.
Цель занятия:
1. Коррекция и углубление знаний по изучаемой теме.
2. Изучение особенностей морфологии, биологии и жизненного цикла растений отдела голосеменные (сосновые).
3. Изучение принципов классификации отдела и знакомство с лекарственными представителями.
Общее время занятия 3 академических часа