Самостоятельная работа во внеурочное время.




Повторить:

1. Отличительные признаки высших и низших растений.

2. Способы размножения растений, многообразие типов жизненных циклов развития.

 

Изучить:

ü Общую характеристику отдела Хвощевидные Equisetophyta по плану:

1. среда обитания, распространение;

2. особенности морфологии, биологии, жизненного цикла;

3. значение в природе, хозяйственной деятельности человека (лек. препараты).

На примере хвоща полевого Equisetum arvense.

ü Общую характеристику отдела Плауновидные Lycopodiophyta на примере плауна булавовидного Lycopodium clavatum и селагинеллы Selaginella selaginelloides.

ü Общую характеристику отдела Папоротниковидные Polypodiophyta.

ü Происхождение, пути эволюции и классификацию изучаемых отделов.

На занятии:

ü Изучение особенностей биологии, морфологии и жизненного циклов представителей изучаемых отделов: хвоща полевого (Equisetum arvense), плауна булавовидного (Lycopodium clavatum), селагинеллы селагинелловой (Selaginella selaginelloides), папоротника мужского (Dryopteris filix mas).

ü Составление схем жизненных циклов растений.

ü Оформление протоколов, формулировка выводов.

Для этого рассмотреть:

Микропрепараты: сорус папоротника пост. м-п;. спороносный колосок плауна пост. м-п; спороносный колосок хвоща пост. м-п; спороносный колосок селагинеллы пост.м-п; споры плауна врем. м-п; споры хвоща врем. м-п. Гербарий: хвощ полевой; плаун булавовидный; папоротник мужской: др. представители этих отделов. Таблицы и схемы: особенности морфологии и жизненных циклов изучаемых представителей.

Литература:

 

1. Введение в систематику. Систематика низших растений: учебное пособие по ботанике для студентов 1-2 курсов фармацевтических вузов (факультетов)/В.А. Куркин, Л.В. Тарасенко, О.Е. Правдивцева, А.В. Куркина. – Самара: ООО «Офорт», 2006. -91 с.

2. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники, ч. II (Систематика растений). 1982, стр. 3-18, 32-81, 122-127.

3. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. «Ботаника: учебник для вузов». – СПб.: СпецЛит, 2001 г., стр. 285 - 307.

4. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. «Практикум по курсу общей ботаники: Учебное пособие». - М.: Высшая школа, 1978. Стр. 198-228.

Дополнительная литература (см. список на стенде):

5. Малый практикум по низшим растениям (Н.П. Горбунова и др.). Учебное пособие для студентов-биологов университетов. Изд. 2; М.: Высшая школа, 1976.

6. «Жизнь растений» в 6 томах, т. 2. М.: «Просвещение», 1976.

7. Б.М. Миркин и др. «Краткий курс систематики с основами науки о растительности».М.: «Логос», 2001.

8. Лекции по теме занятия.

Вопросы и задания для самоконтроля усвоенного материала:

1. Каково соотношение спорофита и гаметофита в жизненных циклах архегониат? 2. Охарактеризуйте особенности морфологии органов бесполого размножения плауна, хвоща, папоротника? 3. Понятие разноспоровости на примере жизненного цикла селагинеллы? 4. По каким признакам различают порядки Плауновые и Селагинелловые в отделе Lycopodiophyta? 5. В чем эволюционное значение появления разноспоровости? 6. Приведите морфологическую характеристику гаметофитов и спорофитов представителей изучаемых отделов. 7. Каково строение спороносного колоска, спорангия и спор у хвоща? 8. Каково строение гаметофита хвоща полевого? 9. В чем отличие папоротниковых от других современных высших споровых? 10. Каково строение гаметофита папоротника щитовника? 11. Каков жизненный цикл папоротника щитовника? 12. Каковы особенности строения спорофита и гаметофита у разноспоровых папоротников на примере сальвинии плавающей? 13. Назовите лекарственных представителей изучаемых отделов.

Задания:

1. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика высших растений» (см. приложение к методическому указанию)

2. Заучите латинские названия важнейших представителей и их классификацию.

Составлено: асс. Тарасенко. Л.В.

Стар. преп., к. фарм.н. Рыжов В.М.

 

январь 2013 года
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ СТУДЕНТОВ

I КУРСА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ:

 

Отдел Голосеменные. Класс хвойные. Семейства: Сосновые, Эфедровые, Кипарисовые. Происхождение, строение, размножение, значение, представители.

 

Формируемые компетенции и актуальность темы:

Изучение систематики растений, знакомство с особенностями морфологии, биологии и жизненного цикла представителей, изучаемых таксонов формирует профессиональные компетенции, способствует формированию у студентов биологического мышления, создавая основу для изучения специальных дисциплин.

Цель занятия:

1. Коррекция и углубление знаний по изучаемой теме.

2. Изучение особенностей морфологии, биологии и жизненного цикла растений отдела голосеменные (сосновые).

3. Изучение принципов классификации отдела и знакомство с лекарственными представителями.

Общее время занятия 3 академических часа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: