ОБРАЗЕЦ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ




1. Перечислите элементы семязачатка: 1. Микроспорофилл 2. Семенная чешуя 3. Интегументы 4. Нуцелус 5. Эндосперм
2. Спорофит сосны это - 1. Растение с развитыми вегетативными органами. 2. Редуцированный заросток 3. Отсутствует 4. Обоеполый 5. Раздельнополый  
3. Редукционное деление в жизни цикле сосны происходит:   1. Перед образованием спор. 2. Перед образованием гамет. 3. После оплодотворения при развитии зиготы.  
4. К семейству Pinaceae относятся роды:   1. Taxus 2. Pinus 3. Picea 4. Larix  
5. Зрелые пыльцевые зерна сосны это: 1. Споры. 2. Спорофит. 3. Гаметофит. 4. Редуцированный гаметофит в оболочках споры.  

 

Составлено: асс. Тарасенко. Л.В.

Стар. преп., к. фарм.н. Рыжов В.М.

 

январь 2013 года


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ I КУРСА К ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ:

«Систематика растений. Коллоквиум. Низшие и высшие архегониальные растения».

Актуальность темы:

Проверка знаний и навыков, полученных студентами при изучении данного раздела ботаники позволит студентам скорректировать и обобщить теоретические знания и закрепить практические навыки, полученные на лекциях и лабораторно-практических занятиях, сформирует фундамент для изучения специальных дисциплин.

Цель занятия:

1. Коррекция и закрепление знаний по теме.

2. Проверка умений и навыков работы на лабораторно-практических занятиях:

- техника микроскопирования,

- работы с гербарием, учебными пособиями,

- выполнения рисунков,

- анализа учебной, учебно-методической литературы, таблиц и т.д.

Этапы достижения цели:

1. Самостоятельная подготовка к занятию (см. вопросы для самоподготовки к коллоквиуму).

2. На занятии:

n Отчет по протоколам занятий.

n Подготовка к ответу на теоретические вопросы по теме коллоквиума.

n Выполнение работы, проверяющей практические навыки и умения.

n Собеседование с преподавателем (устный ответ, фронтальная беседа или письменный отчет).

n Обобщение материалов, подведение итогов.

 

Образец билета:

1. Отдел Грибы. Общая характеристика. Особенности строения клеток. Питание. Размножение. Понятие о низших и высших грибах. Классификация. Представители.

2. Плаун булавовидный. Систематическое положение, особенности строения, размножения. Жизненный цикл. Значение.

3. Препарат №6.

 

Занятие №7

Вопросы для самоподготовки к коллоквиуму

Теоретическая часть.

Студент должен знать:

1. Принципы классификации организмов.

2. Основные таксономические единицы.

3. Понятие о высших и низших растениях.

4. Отдел Сине-зеленые водоросли. Общая характеристика (строение клетки, пигменты, запасные питательные вещества, размножение, значение).

5. Отдел Зеленые водоросли. Общая характеристика (строение клетки, пигменты, запасные питательные вещества, размножение, значение).

6. Классификация Зеленых водорослей. Эволюции формы тела и полового процесса., представители: хламидомонада, вольвокс, хлорелла, спирогира. Систематическое положение, особенности строения, жизненного цикла, значение.

7. Отдел Бурые водоросли. Общая характеристика, строение клетки, таллома, пигменты, запасные питательные вещества, размножение, значение. Классификация

8. Ламинария. Ее систематическое положение. Строение таллома. Цикл развития.

9. Отдел Красные водоросли. Общая характеристика: строение таллома, клетки, пигменты, запасные питательные вещества, размножение, значение. Классификация и представители.

10. Значение водорослей в природе и хозяйственной деятельности человека.

11. Отдел Грибы. Общая характеристика, особенности строения клетки, мицелия, питания, размножения. Понятие о высших и низших грибах. Классификация представителей.

12. Мукор. Систематическое положение, особенности строения, питания, размножения. Цикл развития. Медицинское значение.

13. Спорынья. Систематическое положение, особенности строения, питания, размножения. Цикл развития. Медицинское значение.

14. Класс Базидиальные грибы. Строение мицелия. Особенности питания, размножения. Представители грибов с пластинчатым и трубчатым гименофором.

15. Класс Несовершенные грибы. Особенности строения, размножения. Значение.

16. Эволюция высших растений, ее основные направления.

17. Выход растений на сушу и появление высших растений, отличительные признаки высших растений. Псилофиты как древнейшие высшие растения.

18. Отдел Моховидные. Общая характеристика, классификация, представители.

19. Особенности строения и размножения, жизненный цикл Маршанции, мха Кукушкин лен, Сфагнума. Их систематическое положение.

20. Отдел Плауновидные. Общая характеристика, классификация, представители.

21. Плаун булавовидный, селагинелла. Систематическое положение, особенности строения, размножения, жизненного цикла. Значение.

22. Отдел Хвощевидные. Морфологические и биологические особенности. Цикл развития. Важнейшие представители. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

23. Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика. Цикл развития. Особенности строения и систематическое положение важнейших представителей. Значение в природе, хозяйственной деятельности человека, медицине.

24. Разноспоровые Плауновидные и Папоротниковидные как возможные предшественники семенных растений.

25. Семя - новый этап в эволюции растений.

26. Отдел Голосеменные. Общая характеристика, классификация.

27. Чередование поколений и смена ядерных фаз у Голосеменных.

28. Строение мужской шишки сосны, строение микроспорангия, микроспорогенез, развитие мужского гаметофита.

Занятие №7

29. Строение женской шишки сосны, семяпочки, мегаспорогенез, развитие женского гаметофита.

30. Развитие и строение семени голосеменных растений.

31. Основные семейства порядков Сосновые и Кипарисовые класса Хвойные, представители. Представители семейства Эфедровые класса Гнетовые, их значение, использование в хозяйственной деятельности человека, медицине.

 

Практическая часть

Студент должен уметь:

n определить объект;

n описать микропрепарат;

n охарактеризовать морфологию предложенного представителя;

n указать систематическое положение, краткую характеристику, особенности жизненного цикла изучаемого объекта, роль и значение.

Микропрепараты:

1. Вольвокс пост. м-п.

2. Спирогира пост. м-п.

3. Коньюгация спирогиры пост. м-п.

4. Мукор пост. м-п.

5. Дрожжи врем. м-п.

6. Архегоний маршанции (женская подставка) пост. м-п.

7. Антеридий маршанции (мужская подставка) пост. м-п.

8. Спорогоний маршанции пост. м-п.

9. Коробочка кукушкина льна пост. м-п.

10. Архегоний кукушкина льна пост. м-п.

11. Сорус папоротника мужского пост. м-п.

12. Спороносный колосок хвоща пост. м-п.

13. Спороносный колосок плауна пост. м-п.

14. Спороносный колосок селагинеллы пост. м-п.

15. Мужская шишка сосны пост. м-п.

Макропрепараты и гербарий.

1. Ламинария

2. Склероций спорыньи

3. Корневище папоротника

4. Женская шишка сосны

5. Семя сосны сибирской

6. Гербарные экземпляры изучаемых растений:

- Лишайники;

- Водоросли зеленые, бурые, красные;

- Кукушкин лен;

- Сфагнум;

- Папоротник мужской;

- Плаун булавовидный;

- Хвощ полевой;

- Сосна обыкновенная;

- Растения отдела Сосновые.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Окончательно скорректировать выводы в протоколах занятий и заполнить таблицу «Сравнительная характеристика высших растений».

2. Ответить на вопросы для самоконтроля по темам предыдущих занятий.

3. Повторить систематику и латынь по списку.

 

Занятие №7

Литература:

1. Введение в систематику. Систематика низших растений: учебное пособие по ботанике для студентов 1-2 курсов фармацевтических вузов (факультетов)/В.А. Куркин, Л.В. Тарасенко, О.Е. Правдивцева, А.В. Куркина. – Самара: ООО «Офорт», 2006. -91 с.

2. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники, ч. II (Систематика растений). 1982, стр. 3-18, 32-81, 122-127.

3. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. «Ботаника: учебник для вузов». – СПб.: СпецЛит, 2001 г., стр. 285 - 307.

4. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. «Практикум по курсу общей ботаники: Учебное пособие». - М.: Высшая школа, 1978. Стр. 198-228.

Дополнительная литература (см. список на стенде):

5. Малый практикум по низшим растениям (Н.П. Горбунова и др.). Учебное пособие для студентов-биологов университетов. Изд. 2; М.: Высшая школа, 1976.

6. «Жизнь растений» в 6 томах, т. 2. М.: «Просвещение», 1976.

7. Б.М. Миркин и др. «Краткий курс систематики с основами науки о растительности».М.: «Логос», 2001.

8. Лекции по теме занятия.

 

Составлено: асс. Тарасенко. Л.В.

Стар. преп., к. фарм.н. Рыжов В.М.

 

январь 2013 года



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: