для густых насаждений:
деревьев 500×89 = 44 500 шт.;
кустарников (1:8) = 356 000 шт.
для изреженных насаждений:
деревьев 100×118 = 11 800 шт.;
кустарников (1:8) = 94 400 шт.
для одиночных насаждений:
деревьев 30×89 = 2670 шт.;
кустарников (1:8) = 21360 шт.
Для ремонтных работ по новым объектам с густыми, изреженным и одиночным посадками до сдачи в эксплуатацию необходимо:
деревьев — (44 500 + 11 800 + 2 670)×0,03 = 1769 шт.
кустарников — (356 000 + 94 400 + 21 360)×0,07 = 33 023 шт.
Для ремонта существующих насаждений необходимо:
деревьев — (500×174 + 100×116 + 30×290)×0,0З = 3219 шт.;
кустарников — (4500×174+900×116+270×290)×0,07 = 67 599 шт.
Общая потребность на перспективный период составит:
1. Для работ по строительству новых объектов озеленения:
деревьев — 60 739 (44 500 + 11 800 + 2670 +1769)
кустарников — 504 783 (356000 + 94 400 + 21360 +33 023)
2. Для ремонта существующих насаждений:
деревьев — 3219;
кустарников — 67 599.
Всего требуется на перспективный период:
деревьев — 63 958;
кустарников — 572 392.
Ежегодная потребность на десятилетний период при условии равных объемов работ составит:
деревьев 63 958/10 = 6 396 шт.;
кустарников 572 392/10 = 57 239 шт.
Лабораторная работа № 2
Расчет количественного состава деревьев и кустарников
(2 часа)
Из разработанного ассортимента для сокращения последующего объема расчетных работ преподавателем рекомендуются к размножению и выращиванию породы с учетом их быстроты роста, целевого назначения и способов размножения.
Из общего списка выделяют:
· 2 вида лиственных быстрорастущих деревьев;
· 2 вида лиственных медленнорастущих деревьев;
· 3 вида растений, относящихся к декоративным древесным формам, размножаемым прививкой;
· 3 вида деревьев для выращивания в школе длительного выращивания (ШДВ);
|
· по 2 вида быстро- и медленнорастущих хвойных деревьев;
· по 6 видов кустарников лиственно-декоративных и красивоцветущих;
· 3 вида кустарников, хорошо переносящих стрижку для выращивания архитектурных форм;
· 2 вида хвойных кустарников;
· 4 сорта привитых кустарников.
Эти породы в количественном отношении становятся представителями всего разработанного ассортимента.
По проектируемому ассортименту устанавливаются:
1. целевое назначение видов проектируемого ассортимента и
2. соответствие стандартам на декоративные древесные и кустарниковые растения (см. приложение 7).
В зависимости от целевого назначения выпускаемый из питомника посадочный материал должен соответствовать стандартным показателям групп крупности.
Ухудшение экологической ситуации городов, постоянное возрастание автомобильного транспорта, применение противогололедных препаратов, отсутствие послеосадочного ухода, с одной стороны, и необходимость реализации городских озеленительных программ, с другой, требуют применения в городе только здорового, высоко качественного посадочного материала, отвечающего современным нормативно-методическим условиям.
Далее следует распределить общее количество деревьев и кустарников соответственно группам растений, выращиваемым в проектируемом питомнике. Такое распределение проводится в соответствии с климатической зоной, в которой расположен проектируемый питомник (табл.4).
Таблица 4.
Группы растений и их соотношение
в питомниках различных зон России, %
|
Группы растений | Доля группы по нормативам АКХ РСФСР, 1982 (только европейская часть) | ||
нечерноземье | лесостепь | степная зона | |
Деревья лиственные | |||
Быстрорастущие | |||
Медленнорастущие | |||
Привитые декоративные формы | |||
ШДВ | |||
Деревья хвойные | |||
Быстрорастущие | |||
Медленнорастущие | |||
Кустарники | |||
Лиственно-декоративные | |||
красивоцветущие | |||
Розы привитые | |||
Сирень привитая | |||
Архитектурные формы | 2,8 | ||
Хвойные | 0,2 |
(По лианам соотношение берется условно в количестве 10% от деревьев).
В зависимости от категорий и видов объектов озеленения в городе рекомендуется использовать следующий посадочный материал.
Для создания аллей, солитеров и небольших групп посадок на улицах и площадях необходимо использовать крупномерный посадочный материал - саженцы из школ длительного выращивания возрастом 12-16-20 лет, высота которых достигает соответственно 3- 4 м и более. Саженцы лиственных и хвойных пород должны относиться к IV и V группам, а кустарники по нормативам - «для специальных посадок ».
Группы и массивы скверов, бульваров, парков общегородского назначения создаются из более взрослого посадочного материала - саженцев 8-12 лет высотой 2,5-3,5 м, выращиваемых второй школой питомника. В этом случае саженцы хвойных и лиственных пород деревьев должны относиться к III группе, саженцы кустарников - к категории «для массовых и специальных посадок».
|
Для массовых посадок на территориях лесопарков, ветро- и лесозащитных полос необходимо использовать стандартные саженцы в возрасте 6-10 лет, получаемые при доращивании сеянцев и черенков в отделе формирования или в посевном отделении. Согласно технических условий саженцы лиственных и хвойных пород деревьев должны относиться ко II группе, а саженцы лиственных и хвойных кустарников - к категории «для массовых посадок ».
Для ремонта, реконструкции, реставрации, а также создания внекатегорийных объектов, насаждений могут использоваться растения и большего возраста.
Проектируемые к выпуску породы с учетом указанного соотношения заносятся в форму 2.
Форма 2
Количественное соотношение проектируемых к выпуску пород
№ п/п | Группа роста, название породы | Целевое назначение | Соответ-ствие ГОСТ | Соотноше-ние (%) | Выпуск (шт.) | |
русское | латинское | |||||
Всего деревьев | 6 395 | |||||
В том числе: | ||||||
Деревья лиственные | 6 095 | |||||
Быстрорастущие | 3 047 | |||||
Тополь белый | Populus alba | |||||
……………………………… | ||||||
Медленнорастущие | 2 447 | |||||
Дуб черешчатый | Quercus robur | |||||
……………………………… | ||||||
Привитые декоративные формы | ||||||
Клён остролистный ф. шаровидная | Acer platanoides | |||||
……………………………. | ||||||
ШДВ | ||||||
Клён зеленокорый | Acer tegmentosum | |||||
……………………………. | ||||||
Деревья хвойные | ||||||
Быстрорастущие | ||||||
Лиственница европейская | Larix europaea | |||||
……………………………. | ||||||
Медленнорастущие | ||||||
Сосна кедровая сибирская | Pinus sibirica | |||||
Кустарники | 57 239 | |||||
Лиственно-декоративные | ||||||
Дерен белый | Cornus alba | 5 724 | ||||
……………………………………. | ||||||
Красивоцветущие | 8 030 | |||||
Рододендрон катэвбинский | Rhododendron catawbiense | |||||
………………………………. | ||||||
Привитые декоративные формы | 6 868 | |||||
Розы привитые | ||||||
Шиповник желтый | Rosa lutea | |||||
……………………………… | ||||||
Архитектурные формы | 2,8 | 1 694 | ||||
Кизильник блестящий | Cotoneaster lucida | |||||
………………………………. | ||||||
Хвойные | 0,2 | |||||
Можжевельник казацкий | Juniperus sabina | 0,2 | ||||
………………………………….. |
Лабораторная работа № 3
Определение сроков выращивания деревьев и кустарников
(2 часа)
Определяют способы размножения и сроки выращивания видов проектируемого ассортимента в разных отделах питомника.
Сроки выращивания пород по отделам питомника определяют, исходя из условий выращивания и быстроты роста этих пород, придерживаясь рекомендаций, приведенных в таблице 4.
Таблица 4
Примерные сроки выращивания пород по отделам питомника
Группы растений | Количество лет выращивания | |||||
Отдел размножения | школа I | школа II | школа III | |||
посевной | черенков | |||||
Деревья лиственные | ||||||
Быстрорастущие | 1-2 | 4-6 | 4-5 | 5-6 | ||
Медленнорастущие | 2-4 | 4-6 | 4-5 | 5-6 | ||
Привитые декоративные формы | 1-4 | 4-6 | 4-6 | 4-5 | ||
Деревья хвойные | ||||||
Быстрорастущие | 2-3 | 3-4 | 3-4 | 3-4 | ||
Медленнорастущие | 2-3 | 2-3 | 4+4 | |||
Кустарники | ||||||
Лиственно-декоративные | 1-2 | 2-3 | 3-4 | |||
красивоцветущие | 1-2 | 2-3 | 3-4 | |||
Розы привитые | 3-4 | 3-4 | ||||
Сирень привитая | 3-4 | |||||
Архитектурные формы | 2-3 | 3-4 | ||||
Хвойные | 2-4 |
В зависимости от экологических условий территории всегда сохраняется относительный характер роста по группам декоративных растений: быстро, умеренно и медленно растущие.
При этом для достижения необходимых размеров меняются сроки пребывания в питомнике по группам. В южных районах они уменьшаются, а в северных - увеличиваются. Время пребывания в школах декоративных саженцев определяется также используемыми машинами и механизмами в процессе выращивания и размером кома при выкопке.
На основании знаний, полученных в лекционном курсе, в учебнике, специальной литературе и данных таблицы 4 определяют способы размножения и календарные сроки выращивания посадочного материала. Полученные данные сводят в таблицу, в которой для каждого вида указывают способ размножения, количество лет выращивания в отделе размножения и в школах (форма 3).
Форма3
Календарные сроки выращивания посадочного материала
№ п/п | Название породы | Целевое назначение | Группа по ГОСТ | Способ размножения | Сроки выращивания | выпускной возраст, лет | |||
Отдел размножения | Отдел формирования по школам | ||||||||
I | II | III | |||||||
1. | Тополь белый | один., группы, | IV | древ. чер. | - | ||||
…………….. | …. | …. | …. | …. | … | …. | … | …. | |
Можжевельник казацкий | один. группы. | спец. | чер. | - | - |
1. В отделе размножения производят посев семян и укоренение черенков. Здесь также может быть пикировочный участок в открытом грунте. К отделу размножения относятся и отводковые плантации. Выращивают растения 1–3 года, что зависит от биологических особенностей растения и от способа размножения. Из отдела размножения растения пересаживают в отдел формирования.
При выращивании декоративных древесных пород применяется семенной и вегетативный способы размножения.
Семенное размножение большинства декоративных деревьев и кустарников остается основным способом из-за технологической простоты, возможности механизации и общей экономичности.
Одревесневшими черенками размножают тополя и ивы.
Способом зеленого черенкования - виды и сорта секции белых тополей, большинство сортовых кустарников и т.д.
Прививкой – декоративные формы деревьев, сортовые сирени и розы. При этом следует помнить, что подвойный материал для прививок размножают семенным способом.
2. Основная задача в отделе формирования — получение растений с определенными размерами и формами кроны, штамба и корневой системы в соответствии ГОСТ 24909-81, 25769-83, 26869-86. В этом отделе растения периодически пересаживают, увеличивая каждый раз площади питания. Процесс пересадок называется перешколиванием, а участки, на которые пересаживают деревья и кустарники, — школами. В отдел формирования поступают растения из отдела размножения в возрасте 1 — 3 года.
В отделе формирования обычно имеются три школы (I, II, III), но иногда бывает и четвертая (IV).
В зависимости от особенностей роста пород и связанной с этим агротехники выращивания школы подразделяют на: школы быстро-, умеренно- и медленнорастущих лиственных деревьев; школы быстро- и медленнорастущих хвойных деревьев; школы быстро- и медленнорастущих лиственно-декоративных кустарников; школы красивоцветущих медленно- и быстрорастущих кустарников; школы привитых роз; привитых сиреней; привитых форм других видов; школа хвойных кустарников; школа архитектурных форм (стриженых) кустарников. Могут быть выделены и другие школы. Главный показатель для отнесения растений в ту или иную школу — продолжительность их выращивания и относительно одинаковая технология выращивания.
В I школе проводят посадку сеянцев с посевных гряд и укорененных зеленых черенков с пикировочного участка. В ней имеется отделение деревьев, где быстрорастущие породы выращивают в течение 5–6 лет до семилетнего возраста, а медленнорастущие породы — 4–5 лет; у быстрорастущих пород здесь формируют штамб и крону, у медленнорастущих — только штамб; за это время быстрорастущие породы достигают размеров, при которых растения могут использоваться на объектах озеленения, и питомники их реализуют. Медленнорастущие породы из этой школы пересаживают во II школу; в отделении кустарников их выращивают 2–3 года до пятилетнего возраста; за это время у них формируется надземная часть. В I школе кустарников быстрорастущие породы также достигают стандартных размеров и реализуются. Медленнорастущие кустарники и виды, предназначенные для получения крупномерных (например, для реставрации) или архитектурно сформированных растений, пересаживают во II школу кустарников; отделение привитых форм, куда высаживают сеянцы подвоев и проводят их окулировку, а также высаживают растения, привитые зимой в оранжереях и хранившиеся до вегетации в специальных хранилищах; здесь также формируют привитые саженцы.
Во II школу, кроме деревьев и кустарников из I школы, поступают укорененные черенки быстрорастущих деревьев и укорененные отводки с отводочных плантаций. В ней проводится дальнейшее формирование штамба и кроны.
Во II школе обычно бывает: отделение деревьев, где медленнорастущие деревья выращивают 4–5 лет до 9–14-летнего возраста. У них продолжают и заканчивают формировать штамб, формируют первый ярус кроны. Из этой школы медленнорастущие деревья реализуют, или переводят в III школу для выращивания крупномерного материала, аллейных деревьев; отделение кустарников, где их выращивают 3–4 года до 7–8-летнего возраста и откуда выпускают крупномерный материал для реконструкции зеленых насаждений. У кустарников формируют надземную часть, причем из пластичных пород можно получать кустарники с определенным профилем кроны.
В III школу, или школу длительного выращивания, пересаживают быстрорастущие деревья из I школы, медленнорастущие деревья и кустарники из II школы для получения специальных архитектурных форм (кроны в форме шара, конуса), привитые штамбовые и полуштамбовые растения.
В III школе выращивают материал для озеленения улиц, скверов, бульваров, аллей, для одиночных посадок, ремонтных и реставрационных работ, для использования в озеленении микрорайонов. Здесь же выращивают деревья с искусственной формой кроны. В ней существуют такие отделения:
1) крупномерных деревьев, где деревья выращивают 6–10 лет, формируют хорошо развитые кроны и содержат в чистоте штамб. В течение того же срока здесь могут доращивать и деревья, взятые из леса;
2) архитектурных форм деревьев и кустарников, где выращивают привитые и непривитые декоративные формы, создают архитектурные формы крон. Все растения этого отделения предназначены для солитерных и аллейных посадок.
Основные агротехнические мероприятия по срокам выращивания производятся по форме 4. В ней дается наименование повидам работ их кратность с указанием времени проведения.
Форма 4
Пример: Основные агротехнические мероприятия по выращиванию кустарников в первой школе (без обрезки на пень)
№ п/п | Наименование работ | Сроки проведения работ по годам выращивания | ||
первый | второй | третий | ||
1. | Погрузка органических удобрений | IV | IV | IV |
2. | Подвозка удобрений | IV | IV | IV |
3. | Разбрасывание удобрений по участку | IV | IV | IV |
4. | Вспашка почвы на глубину 25 см | IV | ||
5. | Боронование почвы в двух направлениях | IV | ||
6. | Подготовка сеянцев к посадке | IV | ||
7. | Механизированная посадка | IV | ||
8. | Оправка растений после посадки | IV | ||
9. | Полив (300 м3 на 1 га) | IV,V,VI,VII | V,VI,VII | V,VI,VII |
Культивация междурядий | V,VI,VII | V,VI,VII | V,VI,VII | |
11. | Рыхление и прополка в рядах | V,VI,VII | V,VI,VII | V,VI,VII |
12. | Приготовление растворов ядохимикатов | V,VI | V,VI | V,VI |
13. | Подвозка растворов ядохимикатов | V,VI | V,VI | V,VI |
14. | Обработка ядохимикатами | V,VI | V,VI | V,VI |
15. | Обрезка побегов на 2/3 длины | VI | VI | |
16. | Сбор срезанных ветвей, вынос с участка и складирование в кучи | VI | VI | |
17. | Дробление и просеивание слежавшихся удобрений | IV | IV | |
18. | Приготовление смеси минеральных удобрений | IV | IV | |
19. | Закладка удобрений в почву | IV | IV | |
20. | Выпахивание саженцев | IX | ||
21. | Выборка с временной прикопкой | IX |
Лабораторная работа № 4
Расчет закладки деревьев и кустарников в отделах размножения и формирования
(2 часа)
Расчет закладки по отделам производится на основании установленных сроков выращивания и запланированного выпуска посадочного материала по форме 6.1 и 6.2. Нормы отпада по школам устанавливаются нормативами для отдельных регионов. Студент при расчетах условно принимает нормативный отпад (приложение 2).
Исходные данные по выпуску и целевому назначению берутся из форм 2 и 3.
Количественный выпуск по школам в зависимости от целевого назначения принимается условно применительно к следующим требованиям:
- на особенно ответственных объектах, для ремонта посадок, на магистралях используются крупномерные саженцы деревьев (IV и V группы крупности) и кустарников;
- для массового озеленения — средние (III группа крупности);
- для групповых посадок, живых изгородей, для массивов в парках, садах и защитных зон — маломерные (I и II группы крупности).
В отделе размножения производят посев семян и укоренение черенков. Здесь также может быть пикировочный участок в открытом грунте. К отделу размножения относятся и отводковые плантации. Выращивают растения 1–3 года, что зависит от биологических особенностей растений и от способа размножения.
Форма 6.1.
Расчет закладки саженцев по отделу размножения (шт.).
№ п/п | Ассортимент выращиваемых растений | закладка | посевное отд. | отводковое отд. | черенковое отд. | |||||||
выпуск | отпад (%) | закладка | выпуск | отпад (%) | закладка | выпуск | отпад (%) | закладка | ||||
Деревья лиственные | ||||||||||||
Тополь белый | - | - | - | - | - | |||||||
Дуб черешчатый | ||||||||||||
Клён остролистный ф. шаровидная | ||||||||||||
Клён зеленокорый | ||||||||||||
Деревья хвойные | ||||||||||||
Лиственница европейская | ||||||||||||
Сосна кедровая сибирская | ||||||||||||
Кустарники | ||||||||||||
Дерен белый | ||||||||||||
Рододендрон катэвбинский | ||||||||||||
Шиповник желтый | ||||||||||||
Кизильник блестящий | ||||||||||||
Можжевельник казацкий | ||||||||||||
В III школу, или школу длительного выращивания, пересаживают быстрорастущие деревья из первой школы, медленнорастущие деревья и кустарники из II школы для получения специальных архитектурных форм (кроны в форме шара, конуса), привитые штамбовые и полуштамбовые растения.
Форма 6.2.
Расчет закладки и выпуска по школам отдела формирования
№ п/п | Ассортимент выращиваемых растений | выпуск | III школа | II школа | I школа | |||||||||||||||
% от всего количества | шт. | выпуск | отпад (%) | закладка | выпуск | отпад (%) | закладка | выпуск | отпад (%) | закладка | ||||||||||
Деревья лиственные | ||||||||||||||||||||
Тополь белый | ||||||||||||||||||||
Дуб черешчатый | ||||||||||||||||||||
Клён остролистный ф. шаровидная | ||||||||||||||||||||
Клён зеленокорый | ||||||||||||||||||||
Деревья хвойные | ||||||||||||||||||||
Лиственница европейская | ||||||||||||||||||||
Сосна кедровая сибирская | ||||||||||||||||||||
Кустарники | ||||||||||||||||||||
Дерен белый | 57244 724 | |||||||||||||||||||
Рододендрон катэвбинский | ||||||||||||||||||||
Шиповник желтый | ||||||||||||||||||||
Кизильник блестящий | ||||||||||||||||||||
Можжевельник казацкий | 0,2 | |||||||||||||||||||
На основании установленных объемов выпуска, закладки растений, способов размножения и сроков выращивания разрабатывается схема структуры декоративного питомника. В зависимости от объемов работы студент проектирует количество школ, отделений и участков. В схеме указывается движение сеянцев и саженцев до момента реализации.
При ведении хозяйства по полному циклу — от размножения до выпуска осадочного материала разного характера в структуре питомника должны быть отделы размножения и формирования (рис.1.). Эти отделы являются главными, определяющими всю производственную деятельность и систему организации территории питомника.
Лабораторная работа № 5
Расчет производственных площадей и севооборотов
(2 часа)
В открытом грунте для выращивания сеянцев древесных декоративных пород устраиваются гряды или проводится безгрядковый рядовой посев (ленточные посевы с различным размещением строк).
Рядовой посев обычно применяют для большинства семян с использованием машин и механизмов. Семена высевают строчками, образующими ленты, которые чередуются с более широкими междурядьями, что дает возможность механизировать уход за посевами. Ширина лент определяется расстоянием между колесами используемого для ухода транспорта, чаще всего — 1,5 м.
Хвойные светолюбивые (сосна, лиственница) и лиственные порода с мелкими семенами (спирея, жимолость, смородина золотистая) высевают по 5-строчной схеме с шириной посевных срок 2–5 см и расстоянием между ними 20–25 см (25–25–25–25–50см). По этой схеме на 1 га приходится 33, 3 тыс. пог. м посевных строчек.
Теневыносливые хвойные можно высевать и по 6-ти строчной схеме сближенными узкими строчками (10–30–10–30–10–60см).
По этой схеме на 1 га приходится 40 тыс. пог. м посевных строк.
Лиственные породы, а также сосну кедровую, высевают, как правило, по 3-строчной схеме с шириной строк 3–15 см и расстоянием между ними 40-50см. Березу и тополь высевают только в широкую 10–15 см строчку. По этой схеме на 1 га приходится 20 тыс. пог. м посевных строк.
Устройство гряд должно обосновываться экологическими условиями района: увлажнением, климатом, а также применением механизмов. Гряды могут устраиваться плюсовые, нулевые или углубленные.
Схема посадки саженцев в школах устанавливается с учетом перемещения их по школам и биологических особенностей растений. Светолюбивые, быстрорастущие растения высаживаются реже, теневыносливые, медленнорастущие — чаще.
Формирование декоративных древесных растений начинается в питомниках с момента пересадки их из отдела размножения в отдел формирования, состоящий из так называемых древесных школ. По классической схеме в отделе формирования деревьев создаются три школы — I, II и III (называемая еще школой длительного выращивания, ШДВ), в отделе формирования кустарников — две школы.
Необходимость последовательных пересадок растений в питомнике из одной школы в последующую возникает вследствие того, что на первых этапах выращивания маленькие растения требуют небольших площадей питания, а в конце выращивания им нужны уже большие площади питания — от 1 до 9 м2 на одно растение. Увеличение площадей питания одновременно обеспечивает и улучшение светового режима, от чего зависит качество получаемых растений — при густой посадке вырастают деревья с тонким штамбом и слабо развитой кроной, не отвечающие ГОСТам. При густом стоянии у саженцев развивается нежный тонкий эпидермис коры, и при пересадке их в городские насаждения на коре часто наблюдаются ожоги и морозобоины. Выращивание деревьев без пересадок при разреженных посевах или посадках в принципе возможно, но практически это неосуществимо, так как, во-первых, неэффективно будет использоваться земля — основное средство производства в питомнике; во-вторых, затраты на уходы будут недопустимо высоки (борьба с сорняками, полив и др.); в-третьих, получение стандартного посадочного материала с компактной корневой системой очень затруднено, поэтому приживаемость растений на объектах озеленения будет низкой.
Именно поэтому перешколивание, т.е. двух- трехкратная пересадка растений с последовательным увеличением площади питания, принципиально необходимо для получения растений установленных размеров в кратчайшие сроки.
Сроки выращивания в школах различны для декоративных растений разных групп, что связано с особенностями их роста и в значительной степени с последовательностью формирования растений. По срокам выращивания в школах растения группируются следующим образом.
Кустарники выращивают в I школе два (быстрорастущие — жимолость татарская, акация желтая, бузина красная и черная, дзельква граболистная, диервилла розовая, жимолость обыкновенная, ирга обыкновенная, калина обыкновенная, лапчатка кустарниковая, лох узколистный, ракитник «Золотой дождь», рододендрон даурский, спирея дубравколистная, спирея средняя, тамарикс Палласа, экзохорда Альберта и др.) или три года (умеренно - и медленнорастущие барбарис обыкновенный, бересклет бородавчатый, бирючина обыкновенная, бобовник, боярышник обыкновенный, бузина канадская, дейция изящная и шероховатая, дерен белый и красный, жасмин многоцветковый, калина гордовина, кизил, кизильник блестящий и обыкновенный, лох серебристый, олеандр, сирень обыкновенная, смородина черная и золотая, снежноягодник кистистый, шиповник морщинистый, туя, можжевельник) до общего пятилетнего возраста.
Те же растения, которые предназначены для ремонта или получения архитектурных форм, выращивают еще два-три года во II школе кустарников до семи - восьмилетнего возраста.
В I школе у всех кустарников формируют скелетные ветви надземной части, во II школе у архитектурных форм создают плотную поверхность кроны определенного профиля, а у растений со свободным очертанием кроны наращивают побеги 2-го и 3-го порядков. Для этого применяют разные приемы, или способы, обрезки.
Быстрорастущие деревья (клен ясенелистный, береза, ясень американский, тополя, ивы и др.) выращивают в I школе пять - шесть лет. За это время с помощью особых приемов обрезки у них формируют ствол и крону с ветвями 1-го и 2-го порядков. Такие деревья готовы к высадке на объекты озеленения как растения I–II стандартных групп. Если надо получить растения IV–V стандартных групп, деревья пересаживают в школу длительного выращивания (ШДВ), где и доращивают еще около шести лет.
У медленно- и умереннорастущих деревьев (клен остролистный, липа, дуб, ель, пихта, вяз, ясень обыкновенный, яблони)
в I школе за четыре–пять лет выращивания формируют ствол (штамб), во II (также за четыре–пять лет) заканчивают формировать ствол и формируют двулетнюю крону, т. е. получают материал I–III стандартных групп, пригодный для озеленения. Для выращивания растений IV–V стандартных групп деревья из II школы пересаживают в школу длительного выращивания, где доращивают, как и быстрорастущие деревья.
При формировании деревьев используют другие способы обрезки, чем для кустарников.
Привитые растения составляют, как известно, особую группу растений, в технологию выращивания которой включаются прививки. Деревья и кустарники, прививаемые в корневую шейку, в возрасте двух - трех лет выращивают отдельно уже в составе I школы, где и проводится прививка. А растения старше трехлетнего возраста, прививаемые в штамб на высоте 120 — 200 см от уровня земли, выделяют в отделение архитектурных и привитых форм только во II или III школе.
В отделе привитых форм имеется своя система обрезок. В I школе площадь питания для кустарников составляет 0,20–0,25 м2, для медленнорастущих деревьев — 0,3 м2, для быстрорастущих — 0,5 м2. Во II школе площадь питания для кустарников со свободной кроной составляет уже 0,5 м2, для архитектурных форм кустарников 1,0–1,25 м2, для деревьев — 1,0 м2.
Площадь питания растений в III школе зависит от характера развития крон и может быть от 2,25 м2 (схема посадки 1,5×1,5 м) до 9 м2 (3×3 м).
Общепринятые нормы площадей питания для каждой технологической группы растений приведены в таблице 5.
Таблица 5
Площади питания по отделам, м2