Практическое занятие № 8. Этикет и культура поведения делового человека.




Цель: Познакомиться с правилами этикета делового человека.

 

Задание: написать сообщение по одной из тем:

1. Деловое общение.

2. Замысел сообщения.

3. Имидж делового человека.

4. Каналы передачи информации.

5. Кодекс делового общения.

6. Коммуникативные барьеры в общении.

7. Культура невербального общения и деловой этикет.

8. Культура речи и речевой этикет.

9. Тактика общения.

10. Типы социального взаимодействия.

11. Формально-ролевое общение.

12. Формы делового общения.

13. Этика делового общения.

14. Этикет служебного телефонного разговора.

 

__ Тактика общения.

Для имиджа делового человека очень важна тактика общения. Тактика поведения – это варианты поведения в конкретной ситуации, включающие умения оперативно пользоваться механизмами психологического взаимодействия. Если мы проанализируем свой прошедший день, то наверняка обнаружим, что в процессе общения были допущены какие-то просчеты или что-то получилось не так, как хотелось бы, хотя в стратегическом плане все было предварительно продумано.

Почему же не удалось реализовать свою стратегию общения? Верная стратегия — еще не абсолютная гарантия успеха живого общения. В общении огромное значение имеет правильный выбор тактики его осуществления.

Многие на собственном опыте неоднократно убеждались, насколько велико значение вариативности и маневренности в деловом общении. Не все, конечно, можно заранее просчитать, но отработанные варианты желательны. В полезности этого совета нетрудно удостовериться при анализе практики проведения деловых переговоров и бесед. Максимальный успех сопутствует тем, кто, даже имея большой опыт участия в переговорах, каждый раз тщательно к ним готовится.

Какие же требования предъявляются к тактике общения?

1. Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и уметь ими оперативно пользоваться.

2. В любом общении, прежде всего в деловом, не следует допускать какой-либо конфронтации, а тем более — конфликта. При конфронтации общение никогда не будет успешным. С ней неизбежны психологические потери. Конечно, возможны жаркие споры и расхождения оппонентов по принципиальным позициям. Главное, чтобы противостояние не переросло в личную неприязнь.

3. Следует умело использовать механизмы психологического взаимодействия.

К механизмам воздействия относятся:

Привязанность, которая является результатом привыкания людей друг к другу. За годы совместной учебы или работы складываются добрые взаимоотношения. Обрывание привычных связей нередко бывает болезненным.

Симпатия — это эмоциональная расположенность, направленное влечение к кому-либо. В коллективе, в котором ярко проявляются симпатии, создается необычайно теплый психологический фон, а потому комфортность отношений. В такой атмосфере общения не вспыхивают разрушительные конфликты.

Доверие. Если привязанность и симпатия являются неосознанной (эмоциональной) ориентацией на кого-то, то доверие выступает как вера в конкретного человека или в какие-то его качества. Весьма сложно зафикси­ровать, какой психологический компонент — подсознательный или сознатель­ный — сыграл решающую роль при возникновении доверия. Бесспорно лишь то, что без симпатии оно не образуется. Доверие — это сгусток чувств и оценочного отношения. Надежность отношений решающим образом зависит от баланса доверия, которое сложилось между людьми.

Уважение - это добровольное признание личности, занимаемого ею статуса. Претензия на уважение должна быть подкреплена наличием незаурядных данных у того, кто его добивается.

У каждого делового человека свой личный образ, свой стиль. Что же является основополагающим? Это манеры, внешний облик, походка, одежда, взгляд и улыбка, макияж и прическа.

Имидж - это внешнее отражение человеческого образа, наглядно-выразительный “срез” его личностных характеристик. Создание имиджа связано с созданием привлекательного образа. Делать самого себя - наиболее сложная работа, но, безусловно, она представляет интерес для каждого человека. Это обусловлено тем, что имидж - своего рода фирменный знак (чем лучше он представлен, тем выше репутация человека).

Следует иметь в виду, что именно репутация является ключом к решению многих деловых и жизненных проблем.

 


Практическое занятие № 9. Итоговая контрольная работа по дисциплине.

Цель: Проверить усвоение знаний курса.

 

Задание: выполнить оба варианта, в каждом вопросе только один правильный ответ.

 

вариант № 1

1. Общение – это:

а). процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов;

б). процесс установления и развития контактов между людьми;

в). производство индивидами их общего;

г). все ответы верны.

 

2. Особая форма взаимодействия лю­дей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела, называется:

а). коллегиальное общение;

б). деловое общение;

в). Инструментальное общение;

г). организационное общение.

 

3. Цель делового общения – это:

а). организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности;

б). стремление к личной безопасности в процессе социаль­ной деятельности;

в). стремление к повышению своего жизненного уровня;

г). стремление повысить свой престиж.

 

4. Свойства делового общения:

а). определенная интонация;

б). нормы и правила поведенческого сопровождения;

в). способы передачи и обмена профессиональ­ной информацией, способствующие повышению продуктивно­сти делового взаимодействия, развитию межличностной ком­муникации в конкретной области;

г). все ответы верны.

 

5. В содержание делового общениявходят:

а). профессиональные знания, умения и навыки;

б). цели и интересы;

в). предметы профессиональной совместной деятельности, опо­средованные средствами передачи;

г). все ответы верны.

 

6. Достижение практических результатов в виде решений каких-либо проблем служебного или личного характера, получений деловой информации – это цель…

а). деловой беседы;

б). деловых переговоров;

в). деловых совещаний и собраний;

г). публичных выступлений.

 

7. Процесс эффективной коммуника­ции в социальной иерархии, называется:

а). деловая беседа;

б). деловые переговоры;

в). деловые совещания и собрания;

г). прием подчиненных.

 

8. Форма делового общения, предусматривающая подписание до­кументов, определяющих взаимные обязательства партнеров, называется:

а). телефонный разговор;

б). деловые переговоры;

в). деловые совещания и собрания;

г). прием подчиненных.

 

9. Форма группового обсуждения служебных вопросов – это…

а). деловая беседа;

б). деловые переговоры;

в). деловые совещания и собрания;

г). прием подчиненных.

 

10. Данный вид делового общения служит для уточнения и получения ин­формации, обзора состояния дел, достижения предварительной договоренности о предстоящей встрече – это…

а). телефонный разговор;

б). деловые переговоры;

в). деловые совещания и собрания;

г). прием подчиненных.

 

11. Вид общения, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), а позднее письменности, телевидения, ра­дио, телефона и т.д. – это…

а). непосредственное общение;

б). опосредованное общение;

в). прямое общение;

г). косвенное общение.

 

12. Опосредованное общение:

а). обеспечивается при помощи различных средств (телефон, письмо и т.д.);

б). характеризуется неполным психологическим контактом;

в). происходит в ситуации, когда субъекты отделены друг от друга временем или расстоянием;

г). все ответы верны.

 

13. Вид общения, предполагающий участие «посредника», через которого передается информация:

а). прямое;

б). косвенное;

в). межличностное;

г). массовое.

 

14. Основной целью этого вида общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намере­ний осуществляется скрытно.

а). императивное общение;

б). манипулятивное общение;

в). диалогическое общение;

г). все ответы верны.

 

15. Взаимодействие, предусматривающее со­вместное достижение целей – это…

а). конкуренция;

б). приспособление;

в). коопера­ция;

г). избегание.

 

16. Коммуникативные барьеры могут возникнуть…

а). в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения;

б). вследствие разного уровня развития и владения речью;

в). при наличии различных дефектов речи у партнера по общению;

г). все ответы верны.

 

17. Коммуникативные барьеры отношений возникают:

а). если в процессе контакта возникают негативные чувства;

б). взаимодействующие стороны испытывают симпатию друг к другу;

в). если участники общения являются носителями разных субкультур;

г). все ответы верны.

 

18. Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, называют:

а). сотрудничество;

б). соперничество;

в). приспособление;

г). компромисс.

 

19. Стремление идти на взаимные уступки, называют:

а). сотрудничество;

б). соперничество;

в). приспособление;

г). компромисс.

 

20. Конструктивные функции конфликта заключаются в том, что он:

а). снижает эффективность совместной деятельности;

б). повышает психологическую напряженность;

в). обнаруживает существенные противоречия;

г). все ответы верны.

 

21. Назовите вербальные средства общения:

а). мимика;

б). жесты;

в). поза;

г). речь.

 

22. Что относится к сфере профессиональной этики:

а). нравственные нормы, регулирующие отношение че­ловека к своим профессиональным обязанностям;

б). контроль за исполнением людьми своих профессио­нальных обязанностей;

в). взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности.

 

23. Что выступает в качестве источника санкции при на­рушении требований профессиональной этики:

а). закон, право;

б). общественное мнение.

 

 

Вариант № 2

1. Что выступает в качестве источника санкции при на­рушении требований профессиональной этики:

а). закон, право;

б). общественное мнение.

2. Что относится к сфере профессиональной этики:

а). контроль за исполнением людьми своих профессио­нальных обязанностей;

б). нравственные нормы, регулирующие отношение че­ловека к своим профессиональным обязанностям;

в). взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности.

 

3. Взаимодействие, предусматривающее со­вместное достижение целей – это…

а). конкуренция;

б). коопера­ция;

в). приспособление;

г). избегание.

 

4. Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, называют:

а). сотрудничество;

б). приспособление;

в). соперничество;

г). компромисс.

 

5. Стремление идти на взаимные уступки, называют:

а). компромисс.

б). сотрудничество;

в). соперничество;

г). приспособление;

 

6. Конструктивные функции конфликта заключаются в том, что он:

а). снижает эффективность совместной деятельности;

б). повышает психологическую напряженность;

в). обнаруживает существенные противоречия;

г). все ответы верны.

 

7. Общение – это:

а). процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов;

б). процесс установления и развития контактов между людьми;

в). производство индивидами их общего;

г). все ответы верны.

 

8. Особая форма взаимодействия лю­дей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела, называется:

а). деловое общение;

б). коллегиальное общение;

в). инструментальное общение;

г). организационное общение.

 

9. Свойства делового общения:

а). определенная интонация;

б). нормы и правила поведенческого сопровождения;

в). способы передачи и обмена профессиональ­ной информацией, способствующие повышению продуктивно­сти делового взаимодействия, развитию межличностной ком­муникации в конкретной области;

г). все ответы верны.

 

10. Цель делового общения – это:

а). стремление к личной безопасности в процессе социаль­ной деятельности;

б). стремление к повышению своего жизненного уровня;

в). организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности;

г). стремление повысить свой престиж.

 

11. В содержание делового общения входят:

а). профессиональные знания, умения и навыки;

б). цели и интересы;

в). предметы профессиональной совместной деятельности, опо­средованные средствами передачи;

г). все ответы верны.

 

12. Форма делового общения, предусматривающая подписание до­кументов, определяющих взаимные обязательства партнеров, называется:

а). телефонный разговор;

б). деловые переговоры;

в). деловые совещания и собрания;

г). прием подчиненных.

 

13. Данный вид делового общения служит для уточнения и получения ин­формации, обзора состояния дел, достижения предварительной договоренности о предстоящей встрече – это…

а). деловые переговоры;

б). деловые совещания и собрания;

в). телефонный разговор;

г). прием подчиненных.

 

14. Достижение практических результатов в виде решений каких-либо проблем служебного или личного характера, получений деловой информации – это цель…

а). деловой беседы;

б). деловых переговоров;

в). деловых совещаний и собраний;

г). публичных выступлений.

 

15. Процесс эффективной коммуника­ции в социальной иерархии, называется:

а). деловая беседа;

б). деловые переговоры;

в). деловые совещания и собрания;

г). прием подчиненных.

 

16. Форма группового обсуждения служебных вопросов – это…

а). деловые совещания и собрания;

б). деловая беседа;

в). деловые переговоры;

г). прием подчиненных.

 

17. Вид общения, предполагающий участие «посредника», через которого передается информация:

а). межличностное;

б). массовое;

в). прямое;

г). косвенное.

 

18. Опосредованное общение:

а). обеспечивается при помощи различных средств (телефон, письмо и т.д.);

б). характеризуется неполным психологическим контактом;

в). происходит в ситуации, когда субъекты отделены друг от друга временем или расстоянием;

г). все ответы верны.

 

19. Основной целью этого вида общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намере­ний осуществляется скрытно.

а). императивное общение;

б). диалогическое общение;

в). манипулятивное общение;

г). все ответы верны.

 

20. Вид общения, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), а позднее письменности, телевидения, ра­дио, телефона и т.д. – это…

а). опосредованное общение;

б). непосредственное общение;

в). прямое общение;

г). косвенное общение.

 

21. Назовите вербальные средства общения:

а). мимика;

б). жесты;

в). поза;

г). речь.

 

22. Коммуникативные барьеры отношений возникают:

а). если в процессе контакта возникают негативные чувства;

б). взаимодействующие стороны испытывают симпатию друг к другу;

в). если участники общения являются носителями разных субкультур;

г). все ответы верны.

 

23. Коммуникативные барьеры могут возникнуть…

а). в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения;

б). вследствие разного уровня развития и владения речью;

в). при наличии различных дефектов речи у партнера по общению;

г). все ответы верны.

 


 

Рекомендуемая литература

Основные источники

Для преподавателей

  1. Асадов А.Н., Покровская Н.Н., Косалимова О.А. Культура делового общения: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУЭФ, 2010. – 159 с.
  2. Дмитриев А.В.Конфликтология: учебник – Изд. 3-е, перераб. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. – 336 с.
  3. Дроздков А.В. Деловой этикет. - Омск: СибАДИ, 2012. – 249 с.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

  1. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М.: Академия, 2009. – 160 с.

Для студентов

  1. Асадов А.Н., Покровская Н.Н., Косалимова О.А. Культура делового общения: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУЭФ, 2010. – 159 с.

2. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Академия, 2008. – 368 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: