Практическое занятие № 1. Применение методов диагностики для выявления уровня общительности.
Цель: Познакомиться с методами психологической диагностики и научиться применять их на практике.
Задание:
1. Какие методы диагностики можно применять для выявления уровня общительности? Опишите их.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Пройдите тесты «Коммуникабельность», «Socionix103b4», охарактеризуйте себя по результатам этих тестов.
Диагностическое заключение: _____________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Практическое занятие № 2. Построение схем общения с точки зрения трансактных позиций.
Цель: Научиться анализировать процесс общения с разных трансактных позиций.
Задание:
1. Что такое трансакция? Дайте определение.
Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие виды трансактных позиций Вы знаете?
1 Родительское (Родитель - Р), которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
2 Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
|
3 Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское Я.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
3. Приведите примеры на каждый вид трансакции (из своей жизни).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 3. Социальная перцепция
Цель: Выявить важность социального восприятия человека для акта общения.
Задание:
1. Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем: «Первое впечатление. Его роль в жизни человека», «Механизмы социальной перцепции и их применение в повседневной жизни».
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Ответьте на вопрос: Каково стереотипное представление о:
а). хорошем (плохом) ученике?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б). девушке (или юноше) подросткового возраста?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в). рок (поп) звезде?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 4. Технологии эффективной коммуникации
Цель: Научиться применять навыки эффективного общения.
Задание:
1. Какие навыки необходимы для эффективного общения?
- _Умение слушать;
- Способность понять смысл услышанного;
- способность конструктивно разрешать возникающие конфликты, или не допускать их
- желание получать новую информацию, знания;
- доброжелательность, приветливость
- способность аргументировать и спокойно отстаивать свою точку зрения;
- умение не навязывать свое мнение в негативной форме, подавляя личность другого человека.
2. Какие приемы можно использовать для развития навыков эффективного общения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем: «Коммуникативные навыки и будущий характер», «Средства выражения истинных чувств в процессе общения».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие барьеры могут возникнуть и помешать полноценной коммуникации:
a. Финн, средних лиц, бизнесмен, владелец сети ресторанов и студент 19 лет?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
b. Женщина, 70 лет, 2 детей, 3 внука и мужчина, 30 лет, разведен, детей нет, преподаватель колледжа.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 5. Средства процесса общения
Цель: Научиться использовать разные виды человеческого общения.
Задание:
1. Раскрытие сущности вербального и невербального общения. Понятия речь, язык, жесты, мимика, поза.
2.
Речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации._________________________________________________________
Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жесты – это движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире._________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды жестов: _Подразделяются на иллюстративные, обслуживающие какую-либо высказываемую мысль, и выразительные, свидетельствующие о эмоциях или намерениях человека. Ряд жестов приобрел ритуализированное значение.__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мимика – это совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.)._________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поза – это положение, принимаемое человеческим телом, положение тела, головы и конечностей по отношению друг к другу. В переносном значении — притворство, неискреннее поведение, рисовка. Поза характеризуется относительной неподвижностью....___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вербальное общение – это общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств.__________________________________________________
Невербальное общение - __это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека. _______________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Приведите примеры коммуникативных и модальных жестов.
Модальные жесты: выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неодобрения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.).______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коммуникативные жесты: _жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д. Они, как правило, понятны вне речевого контекста и имеют собственное значение;_______________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем: «Зачем человеку общение», «Умение общаться – это дар или приобретение?», «Можно ли отделить общение от совместной деятельности?»
· _Люди привыкли общаться с разными людьми с самого детства. Кто-то общается больше, кто-то меньше. Кто-то охотно идет на поддержание связи с людьми, кто-то наоборот, этого избегает. Но многие не задумываются о том, зачем они общаются и что они от этого могут получить. Для многих людей общение проходит практически впустую, хотя они могли бы получать от него намного больше.
В любом человеке можно найти массу интересного, просто мы, бывает, этого не замечаем. Каждый человек является кладезем ценной информации, которую нужно просто находить и правильно ей распоряжаться. Почему же это так важно, общаться с людьми?
Так уж получается, что опыт каждого отдельно взятого индивида сильно ограничен. Ограничен он продолжительностью жизни и нашими возможностями. Мы можем получить только какую-то ничтожную часть информации о мире, которую мир в себе содержит. Поэтому наши суждения о природе, о жизни и о себе несовершенны, так как основываются на неполной информации. Мы можем пользоваться опытом и знанием окружающих. Обмен знаниями между разными людьми представляет из себя информационное пространство, в котором опыт каждого отдельно взятого человека дополняет опыт другого человека и сам дополняется им.
Обмениваясь знаниями и опытом мы глубже проникаем в суть вещей, становимся умнее и сознательнее и обустраиваем свою жизнь лучшим образом.