Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в России




 

Основным элементом механизма таможенного регулирования ВТД в России служит таможенный тариф, который представляет собой систематизи­рованный перечень ставок, определяющих размер платы по отношению к им­портным и экспортным товарам в виде таможенной пошлины. Как активный инструмент государственного регулирования таможенный тариф использует­ся во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота. Увеличивая цену импортного и / или экспортного товара, он тем самым оказывает влияние на объем и структуру внешней торговли. Клас­сическими функциями таможенного тарифа является протекционизм (защита отечественных товаров от иностранной конкуренции) и фиск (пополнение гос­бюджета). С помощью тарифов можно также воздействовать на формирова­ние активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока ва­люты, на развитие отдельных регионов страны, особенно если речь идет о создании в них зон свободного предпринимательства. Кроме того, функции таможенного регулирования реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системой, которая частично берет на себя функции тарифа и дополняет его.

Таким образом, таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический характер, предпочтение которому отдается, прежде всего, в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установ­ление соотношения внутренних и мировых цен, реального валютного кур­са. В условиях дефицитной экономики, исключающей названные условия, таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жест­кими методами нетарифного регулирования.

Таможенные тарифы в России в настоящее время являются просты­ми по принципу построения и автономными по характеру их формирова­ния. Импортные тарифы предусматривают наличие базовых ставок, кото­рые могут изменяться в рамках режима наибольшего благоприятствова­ния (РНБ) и общего режима преференций, действующих по отношению к товарам, поступающим из конкретных стран, которым Россия предостав­ляет данный режим.

Другой составной таможенно-тарифного регулирования являются пошлины. Они, как и тарифы, по своему экономическому содержанию и характеру воздействия также относятся к рыночным элементам регулиро­вания внешнеторговых процессов. Таможенная пошлина представляет со­бой денежный сбор или налог, взимаемый с товара или ценностей в процес­се пересечения ими таможенной границы. Как всякий налог она влечет за собой увеличение размера стоимости единицы товара и снижает его конку­рентоспособность на внутреннем рынке страны-ввоза. Стоимостные барь­еры, которые создаются с помощью таможенных пошлин, различаются не только в зависимости от страны его происхождения, но и от группы товара и степени его переработки:

В России таможенный механизм начал формироваться с момента появления (создания) таможенных границ и принятия таможенного законо­дательства - первого Таможенного кодекса и закона о таможенном тарифе в 1993 г. Однако экспортные таможенные тарифы были введены во внеш­неторговую практику еще в 1991 г. после отмены экспортных налогов, а импортные - в 1994г.

В числе видов таможенных пошлин следует назвать адвалорные, которые устанавливаются в процентах и начисляются по отношению к та­моженной стоимости товара, и специфические - устанавливаемые в ЕВРО к физическому показателю (весу, количеству или объему) груза. Также по усмотрению таможни предусматривается взимание комбинированных по­шлин (к стоимости и количеству), специальных, антидемпинговых и ком­пенсационных в тех случаях, когда при ввозе иностранных товаров возможно на­несение экономического и другого вида ущерба для внутреннего рынка России или отечественным производителям.

Процесс взимания экспортных и импортных пошлин связан с проце­дурой определения таможенной стоимости товара, подтверждения ТН ВЭД и страны происхождения товара при импорте. Эти элементы также являют­ся составной частью таможенно-тарифной системы.

Еще одной составляющей этой системы выступают таможенные режи­мы, также позволяющие менять базовую ставку импортной пошлины, снижая ее или отодвигая период уплаты. Часть таможенных режимов освобождает от экспортно-импортных пошлин при определенных видах операций и процедур перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу РФ.

Под нетарифными мерами ограничения внешнеторговых операций в России следует понимать меры административного воздействия путем при­нятия управленческих решений через нормативно-инструктивные акты. Они направлены на количественные ограничения вывоза отдельной номенклату­ры продукции, перечень и характер которой меняется в зависимости от эконо­мической и конъюнктурной ситуации на внутреннем рынке России и характе­ра ее торгово-экономических соглашений с отдельными государствами. Кро­ме того, нетарифные ограничения в России включает систему контроля за вывозом и ввозом отдельных товаров, систему таможенных формальностей, порядок помещения товаров в рамки определенных таможенных режимов и другие, которые могут иметь место в конкретный период рассмотрения соста­ва механизма государственного регулирования ВТД.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: