Основным элементом механизма таможенного регулирования ВТД в России служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по отношению к импортным и экспортным товарам в виде таможенной пошлины. Как активный инструмент государственного регулирования таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота. Увеличивая цену импортного и / или экспортного товара, он тем самым оказывает влияние на объем и структуру внешней торговли. Классическими функциями таможенного тарифа является протекционизм (защита отечественных товаров от иностранной конкуренции) и фиск (пополнение госбюджета). С помощью тарифов можно также воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, на развитие отдельных регионов страны, особенно если речь идет о создании в них зон свободного предпринимательства. Кроме того, функции таможенного регулирования реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системой, которая частично берет на себя функции тарифа и дополняет его.
Таким образом, таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический характер, предпочтение которому отдается, прежде всего, в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних и мировых цен, реального валютного курса. В условиях дефицитной экономики, исключающей названные условия, таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жесткими методами нетарифного регулирования.
Таможенные тарифы в России в настоящее время являются простыми по принципу построения и автономными по характеру их формирования. Импортные тарифы предусматривают наличие базовых ставок, которые могут изменяться в рамках режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и общего режима преференций, действующих по отношению к товарам, поступающим из конкретных стран, которым Россия предоставляет данный режим.
Другой составной таможенно-тарифного регулирования являются пошлины. Они, как и тарифы, по своему экономическому содержанию и характеру воздействия также относятся к рыночным элементам регулирования внешнеторговых процессов. Таможенная пошлина представляет собой денежный сбор или налог, взимаемый с товара или ценностей в процессе пересечения ими таможенной границы. Как всякий налог она влечет за собой увеличение размера стоимости единицы товара и снижает его конкурентоспособность на внутреннем рынке страны-ввоза. Стоимостные барьеры, которые создаются с помощью таможенных пошлин, различаются не только в зависимости от страны его происхождения, но и от группы товара и степени его переработки:
В России таможенный механизм начал формироваться с момента появления (создания) таможенных границ и принятия таможенного законодательства - первого Таможенного кодекса и закона о таможенном тарифе в 1993 г. Однако экспортные таможенные тарифы были введены во внешнеторговую практику еще в 1991 г. после отмены экспортных налогов, а импортные - в 1994г.
В числе видов таможенных пошлин следует назвать адвалорные, которые устанавливаются в процентах и начисляются по отношению к таможенной стоимости товара, и специфические - устанавливаемые в ЕВРО к физическому показателю (весу, количеству или объему) груза. Также по усмотрению таможни предусматривается взимание комбинированных пошлин (к стоимости и количеству), специальных, антидемпинговых и компенсационных в тех случаях, когда при ввозе иностранных товаров возможно нанесение экономического и другого вида ущерба для внутреннего рынка России или отечественным производителям.
Процесс взимания экспортных и импортных пошлин связан с процедурой определения таможенной стоимости товара, подтверждения ТН ВЭД и страны происхождения товара при импорте. Эти элементы также являются составной частью таможенно-тарифной системы.
Еще одной составляющей этой системы выступают таможенные режимы, также позволяющие менять базовую ставку импортной пошлины, снижая ее или отодвигая период уплаты. Часть таможенных режимов освобождает от экспортно-импортных пошлин при определенных видах операций и процедур перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу РФ.
Под нетарифными мерами ограничения внешнеторговых операций в России следует понимать меры административного воздействия путем принятия управленческих решений через нормативно-инструктивные акты. Они направлены на количественные ограничения вывоза отдельной номенклатуры продукции, перечень и характер которой меняется в зависимости от экономической и конъюнктурной ситуации на внутреннем рынке России и характера ее торгово-экономических соглашений с отдельными государствами. Кроме того, нетарифные ограничения в России включает систему контроля за вывозом и ввозом отдельных товаров, систему таможенных формальностей, порядок помещения товаров в рамки определенных таможенных режимов и другие, которые могут иметь место в конкретный период рассмотрения состава механизма государственного регулирования ВТД.