В башкирских семьях, как и в русских, глава семьи - это мужчина. В своем доме башкир считал себя хозяином, ответственным за жизнь в семье. На нем были заботы о самой тяжелой работе, о родственниках.
У башкира могло быть несколько жен, и ко всем он должен был относиться внимательно, заботливо, с любовью. Женщины в семье выполняли следующую работу: готовили пищу, стирали, убирали в доме, седлали мужу лошадь, помогали ему умываться, ходили за водой, топили печь. Женщины-башкирки в семье умели хорошо портняжничать, сапожничать, валять войлок.
Дети в башкирских семьях воспитывались женщинами. Но с подросткового возраста (10-11 лет) мальчиков обучали мужским работам их отцы, дяди, дедушки. Им прививали уважение к физической силе, вырабатывали у них смелость, терпение, немногословие, верность долгу и дружбе, любовь к родной земле. Девочек воспитывали матери, тщательно оберегали их от плохого влияния, воспитывали скромность, совестливость, верность семье, домашнему очагу, уважение и почитание старших, воспитывали в них будущих матерей.
Башкиры-мужчины занимались скотоводством, охотой, рыболовством, пчеловодством, земледелием, мостили дороги, строили дома.
Традиции гостеприимства башкирской семьи
Если в башкирский дом приезжал кто-то из гостей, то его выбегала встречать младшая замужняя женщина. Она принимала лошадей гостей, привязывала их к кибиткам, отстегивала седло, обивала пот. Хозяин или хозяйка провожали гостей на самое почетное, гостевое место, наливали чашки кумыса (кобыльего молока). При этом полагалось выпить предложенный кумыс (две чашки и больше), иначе хозяин почел бы это за обиду.
Традиции уважительного отношения к старшим, родному дому, интереса к родословной, родне и предкам, воспитания и почитания, будущих хороших хозяев, любви к матери отражены в словесном и игровом фольклоре: «Всякий дом хозяином хорош», «Не та хозяйка, которая говорит, а которая щи варит, «Не дом хозяина красит, а хозяин дом», «Дом вести - не лапти плести».
Народные игры отражали семейные отношения.
Старший дошкольный возраст:
- русские народные хороводные игры: «Дед Сысой», «У дедушки Трифона»;
- татарская народная хороводная игра «Темербай»;
- башкирская народная хороводная игра «Юрта»;
- изготовление кукол, изображающих членов семьи, кукол из соломы, тряпочек, платков.
Воспитательные задачи: закрепить знание, что традиционное жилье башкир и других кочевых народов - юрта; что раньше были большие семьи (несколько детей, бабушки, дедушки, все жили вместе); уточнить значение слов «батюшка», «матушка», «апа», «ага» и др.
Консультация для педагогов на тему:
«Значение беседы в воспитательно-образовательном процессе детского сада»
Подготовила педагог
Высшей категории
Кульпина Н.В.
Одной из наиболее существенных проблем дошкольного образования является проблема разработки использования активных методов обучения. С этой точки зрения словесные методы в сочетании с наблюдениями и другими видами
детской деятельности имеют большое значение в работе с детьми. Одним из самых эффективных словесных методов является беседа - целенаправленное обсуждение вместе с детьми каких-либо явлений, событий, проблем. Беседу целесообразно использовать при взаимодействии с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Как показывает практика, этот метод обучения сравнительно мало задействован в дошкольных учреждениях.
Воспитателей обычно затрудняют следующие аспекты ведения беседы, какой программный материал целесообразно давать путем беседы; как удержать до конца беседы внимание детей и не дать им уклониться от обсуждаемых вопросов; как вовлечь всех в активное участие в беседе. В результате беседы проводятся эпизодически, носят, как правило, формальный характер и протекают при недостаточной активности детей.
Вопросы, связанные с методикой организации беседы, в разное время и с разных позиций неоднократно освещались в педагогической литературе.
Разработанный еще в глубокой древности Сократом и Платоном метод беседы применялся при обучении юношей риторике и логике. Позднее он стал использоваться в школьном обучении, а со времен Я.-А. Каменского и И.-Г. Песталоцци встал вопрос и о применении бесед в дошкольном воспитании.
Большое значение беседе придавал; Е.И. Тихеева. Она считала ее одним из ценнейших приемов развития речи, подразумевая под беседой организованное, планово проводимое занятие, цель которого - углубить, уточнить и систематизировав представления и знания детей. «Бесед, выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует и интересам и психике», - пишет она в своей книге «Развитие речи детей».
Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных в процессе повседневной жизни, в результате наблюдений, общения и деятельности. Вовлекая ребенка в беседу, воспитатель помогает ему полнее и глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что недостаточно осознается им; в итоге знания становятся четче, осмысленнее.
В беседе взрослый, своими вопросами направляя мысль детей в определенное русло, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума это крайне важно. Ценность беседы именно в том и состоит, что взрослый учит ребенка логически мыслить, рассуждать, поднимает сознание ребенка с конкретного способа мышления на бол» высокую ступень - ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки к школьному обучению. Но в этом же и большая трудность беседы, как для ребенка, так и для воспитателя: научить самостоятельно, мыслить гораздо сложнее, чем сообщать готовые знания (по этому многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ни ми). С развитием мышления тесно связано и развитие речи. В беседе воспитатель учи ребенка ясно выражать свои мысли в слове развивает умение слушать собеседника Следовательно, беседа имеет важное значение не только для углубления знаний, но и для развития связной речи, для выработки навыков вести речь в коллективе.
В беседе воспитатель объединяет детей общим интересом, пробуждает их интерес друг к другу. В беседе опыт одного ребенка делается общим достоянием. Так вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями. С одной стороны, в беседе развивается активность ребенка, с другой - способность к сдержанности. Таким образом, беседа является ценным методом не только умственного (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и социально-нравственного воспитания.
Прежде чем организовывать беседы, педагогу надо решить весьма важный вопрос: какое программное содержание целесообразно давать детям методом беседы? Неудачи воспитателей часто объясняются тем, что они путем беседы стараются сообщить детям новый и к тому же сложный материал. А ведь высказывать свои суждения о сложных, мало знакомых явлениях трудно даже взрослому человеку, имеющему богатый жизненный опыт. Поэтому новый материал разумнее давать детям в повествовательной форме, используя при этом прием дробления информации. Суть приема состоит в следующем: новая информация дается небольшими частями - сегментами: воспитатель сначала на занятии дает только одну порцию нового, а затем в процессе беседы, опираясь на субъективный опыт детей, обогащает их новыми знаниями такой прием носит название «сегментация и»). Чем успешнее применяется этот прием или на занятии, или в процессе беседы, тем точнее и легче детям понять и усвоить новый материал.
Беседы лишь тогда протекают живо и непринужденно, будят мысль, удерживают внимание и оставляют глубокий след в сознании, когда материал, ради усвоения которого проводится беседа, близок и доступен ребенку. При этом педагог должен понимать: понятие близкого и доступного по отношению к детям в последние годы претерпело существенные изменения. Педагоги прошлого считали возможным обращать внимание детей на такие вещи и, следовательно, беседовать с ними лишь о таких вещах, которые их непосредственно окружают. Так, Песталоцци рекомендовал начинать беседы с детьми с анализа их собственного тела (именно этому посвящены десять упражнений, данных им в «Книге для матерей»). В сборнике под редакцией Л.К. Шлегер и СТ. Шацкого представлен материал для бесед, касающийся исключительно природной тематики (растения, животные, сезонные явления); при этом авторы исходили из того, что говорить можно лишь о том, что «дети видели, видят, могут увидеть каждый момент», «говорить же о том, что они не могут видеть, нельзя». Е.И. Тихеева тоже рекомендовала отправляться от предметов, непосредственно воздействующих на внешние чувства детей. «Материалом для таких упражнений могут служить предметы, находящиеся в комнате, части человеческого тела, предметы питания, одежды, все, что находится в поле, в саду, животные, растения, поскольку они знакомы детям». Таким образом, основной принцип отбора тем для бесед с ребенком - это то, что непосредственно окружает его в жизни.
Несомненно, с ребенком надо прежде всего говорить о знакомом и близком ему, потому что чувственный опыт ребенка и сопровождающее этот опыт поясняющее слово взрослого формируют конкретное познание действительности. Но не надо забывать, что современные дети живут в информационно насыщенном мире. Телевидение, радио, компьютер, детская познавательная литература, газеты, журналы, богатая общественная жизнь, которую современный ребенок наблюдает непосредственно на улице, - все это достаточно рано раздвигает умственные горизонты нынешнего дошкольника, расширяет круг его представлений и понятий, будит новые интересы. Поэтому в наших условиях с детьми старшего дошкольного возраста, возможно, беседовать о таком содержании, с которым он в своем ближайшем окружении не сталкивался, в том числе о незнакомом и далеком (конечно, знания, полученные в этих беседах, будут самыми элементарными, но бесполезными они не окажутся).
Итак, чем младше ребенок, тем больше беседы должны быть связаны с его непосредственными наблюдениями. С детьми до 5 лет тематика бесед должна быть очень конкретной и касаться самых близких им явлений и предметов. А вот беседа со старшими дошкольниками, например, о стуле заранее обречена на неудачу: дети 5-7 лет не раз видели стул, его спинку, ножки, сиденье, и беседа, расчленяющая этот хорошо знакомый им предмет на части, ничего в сознание ребенка не прибавит. Незачем делать предметом обсуждения то, что и так уже освоено!
Важно, чтобы воспитатель, опираясь в беседе на субъективный опыт детей и на ранее усвоенные ими знания, сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к обсуждаемым явлениям.
Часто беседа превращается в стержень, вокруг которого объединяется вся работа с детьми: предварительно проводятся наблюдения и экскурсии, рассматриваются иллюстрации, чтобы дать пищу для беседы; после нее полученная информация обязательно закрепляется в рисовании, лепке, изготовлении макетов, заучивании стихов, песен, чтении рассказов. Даже игры порой подчиняются общей теме, которая не теряет своей актуальности несколько дней или даже недель.
Многие детские сады осуществляют тематический подход к организации педагогического процесса, что, с нашей точки зрения, сужает возможности педагогической работы, заслоняет живую действительность, ведет к отрывочности впечатлений. Отработав «тему», воспитатели редко к ней возвращаются, а в результате впечатления детей о том или ином явлении не закрепляются, не повторяются в последующем. В процессе проработки той или иной темы внимание детей на занятиях, в играх и других видах совместной деятельности фиксируется на определенном, ограниченном круге явлений и отрывается от других, иногда очень ярких и важных впечатлений.
Такая «лоскутность» впечатлений не обеспечивает твердого усвоения знаний и навыков, открытого общения.
Познавательный материал лишь тогда оставляет глубокий след, когда он повторяется систематически, когда впечатления наслаиваются одно на другое и не отрываются от жизни. Поэтому настоящая роль беседы в деле уточнения, углубления, систематизации понятий может быть реализована лишь тогда, когда беседа опирается на другие методы знакомства детей с окружающим, а также на их субъективный опыт.
Беседы важны и в процессе накопления детьми знаний - во время экскурсий, наблюдений, а также перед ними. Однако такие беседы не очень эффективны. Как пока зала практика, до наблюдений детям труд» высказывать свои суждения, а во время наблюдений они поглощены новыми впечатлениями и высказываются лаконично. Боль шей частью это возгласы удивления, восторга или вопросы, адресуемые педагогу. Наиболее успешно беседы протекают после тоге как дети в процессе экскурсий, наблюдений или рассказов получили новые впечатление. Беседа, связанная с повседневной жизни ребенка в детском саду и в семье, не может и не должна! - превратиться в отработанную тему. Материал беседы должен оставить глубокий след в сознании ребенка, но, чтоб это произошло, необходимо поставить его активную позицию, когда он не столько наблюдает, слушает, иногда отвечает, сколько действует, а значит, активно общается.
Беседа также требует от ребенка интенсивной умственной деятельности: надо активно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем беседа в коллективе, как было сказано выше, связана со способностью к известной сдержанности, т.е. с умением внимательно слушать других, воздерживаться от высказывание пока говорят другие, удерживать в памяти то, что хотел сказать. Все это, несомненно, нелегко для старшего дошкольника.
Для некоторых детей участие в коллективной беседе требует и волевого усилия, чтобы преодолеть робость, застенчивость высказаться в присутствии других. Следовательно, вопросы умелого руководства беседой в значительной мере предопределяю успех дела. Поэтому педагогу, прежде всего, необходимо продумать логику последовательного расположения материала, преподносимого детям, подготовить вопросы и объяснения. Большое значение в руководстве беседой имеют наглядные материалы, уточняющие отдельные ее положения и позволяющие «собрать» внимание детей. Взрос лому также необходимо знать индивидуальные особенности детей, чтобы дифференцированно руководить ими в процессе беседы. Содержание конкретного материала беседы требует особого подхода, но все же можно установить некоторые общие принципы рас положения материала.
В начале беседы в сознании детей должен; предстать живой образ, поэтому ее можно начинать с рассматривания предметов, кар тин или с воспоминаний о виденном, о близких жизненному опыту ребенка явлениях. Затем следует анализ этих явлений, выделение наиболее существенных частностей, на основе которых педагог получает возможность подвести детей к необходимым ему выводам, и, наконец, обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке должного отношения к обсуждаемым явлениям и по возможности наталкивающее детей на соответствующее поведение. В дальнейшем педагог стремится к закреплению полученных детьми знаний в их повседневных делах (в детском саду и в семье), а также в играх. Так, например, беседу о зиме можно провести, основываясь на детских впечатлениях о ней. Начав с очень близкого детям - их собственных зимних забав - и развернув картину зимней природы (после разговора о снеге и его свойствах естественно перейдя к вопросу о животных, птицах, об их жизни зимой), дошкольников подводят к теме труда взрослых зимой.
На педагогическую эффективность беседы влияет умелый, продуманный подбор и постановка вопросов. Если они не доходят до сознания ребенка, не будят его мысль, значит, беседа проходит формально. Для успеха важна не только разумная последовательность вопросов, но и их формулировка. «Умение спрашивать - дело нелегкое», -пишет в книге «Развитие речи дошкольника» Е.И. Тихеева. Нельзя дать готовых рецептов постановки вопросов в беседе на все случаи. Педагогу часто приходится самостоятельно разрабатывать тему беседы, а по ее ходу нередко приходится менять готовые формулировки вопросов. Индивидуальные особенности детей заставляют по-разному ставить один и тот же (по содержанию) вопрос: одному ребенку можно задать вопрос в формулировке, вызывающей раздумье, требующей умозаключений; другому этот же вопрос лучше задавать в подсказывающей форме. Тем не менее педагогу необходимо знать некоторые принципиальные положения о требованиях к вопросам и указаниям, адресуемым детям.
Анализ практического материала выявил различный характер постановки вопросов. Самая значительная группа - это вопросы, которые требуют простого называния или описания знакомых явлений, предметов, фактов. Другая группа вопросов требует от детей простейших умозаключений, обобщений. Все эти вопросы оказываются доступными для детей, активизируют их мысль, влияют на качество суждений и ответов. Но обучающее действие вопросов в беседе различно.
Наибольшее количество вопросов ставит своей задачей выявить имеющиеся у детей представления и научить выражать их словесно. В данном случае от ребенка требуется простая констатация - название, описание известного ему материала. Вопросы «что?», «какой?», «как?» обычно задаются, когда обсуждаемый предмет воспринимается, как говорят, «живьем» или в виде наглядного пособия (картинка, игрушка и т.п.). Эти вопросы могут задаваться и при условии, если обсуждаемые предметы отсутствуют. Тогда педагог своим вопросом должен пробудить воспоминания детей о ранее виденном, слышанном, пережитом, а от них требуется установить и описать факт, однако их психологическое состояние в этом случае гораздо сложнее: своим вопросом взрослый заставляет ребенка о чем-то вспоминать, мысленно воспроизводить образ и давать его описание.
Еще большую трудность представляют вопросы, требующие установления причинной связи, умозаключений, обобщений («зачем?», «почему?» и т.п.). Не на всякий вопрос ребенок может дать четкий ответ. Например, после прослушивания музыкального произведения педагог задает вопрос: «Какая это музыка?». Большинство детей молчат, но часть делает попытку ответить: «Такая музыка на празднике бывает», «Мы танцуем, когда весело», «Хорошая музыка, мне нравится». Вопрос поставлен неопределенно и не дает направления детской мысли. В продолжение беседы педагог меняет формулировку вопроса: «Какая это музыка - веселая или грустная?». «Веселая», - отвечают дети. Когда педагог задает конкретный вопрос: «Эта музыка громкая или тихая?», дети отвечают точно: «Громкая».
На практике часто ставят слишком общие вопросы, и это мешает детям отвечать правильно, хотя у них имеются соответствующие представления. Стоит изменить формулировку вопроса, вычленить основную мысль, и ребенок справляется с поставленной перед ним задачей.
Понимание вопроса не такое уж легкое дело для маленьких детей. Они не всегда сразу улавливают его смысл. Иногда понять вопрос бывает непросто из-за наличия в нем непонятных слов. Например, старшие дошкольники не смогли ответить на вопрос: «Как называется должность Екатерины Ивановны?». И быстро дали ответ на вопрос: «Кем у нас в детском саду работает Екатерина Ивановна?». («Она повариха».)
В случае затруднений с ответом полезными оказываются наводящие вопросы, которые помогают ребенку уловить смысл спрашиваемого, наталкивают на правильный ответ и дают возможность самостоятельно с ним справиться. В процессе беседы педагог спрашивает детей: «Что делают из фруктов?». «Компот», - отвечают они. «А что еще?». «Фруктовый салат», - радостно вспоминает Настя. Но большинство детей молчат. Педагог уточняет: «А еще из фруктов делают такое вкусное, сладкое, что можно намазывать на хлеб, пить с ним чай зимой. Что это?». «Варенье», «Мама делает из яблок повидло», «Вкусный абрикосовый джем мы купили в магазине», - сразу вспоминают дети. Важнейшая задача вопроса -пробудить самостоятельную мысль детей, развивать способность к логическим суждениям. Если нелегко задавать вопросы, требующие просто называния и описания, то тем более сложны вопросы, которые требуют от детей установления связей, обобщений, выводов. Мышление дошкольника конкретно, и всякое абстрагирование представляет для него трудность. Поэтому вопросы, рассчитанные на логические суждения, требуют не только хорошо продуманной формулировки, но и достаточного запаса конкретных представлений. Как показывает практика, только при таких условиях дети способны сделать самостоятельный вывод. Педагогу необходимо помнить: беседа, в которой есть место детским умозаключениям, пройдет успешно, если ее структура рассчитана на подведение детей к соответствующим выводам.
Вопросы - это основное средство, направляющее беседу. На ее качество большое влияние оказывают также объяснения и ответы самого воспитателя. В дошкольном возрасте дети часто не сразу улавливают смысл вопроса, и тогда воспитателю приходится самому отвечать на свои вопросы или давать пояснения к ответам детей. Чем систематичнее проводятся беседы, тем самостоятельнее справляются с ответами дети. Поэтому, готовясь к беседе, продумывая ее содержание, вопросы, иллюстративный материал, педагогу необходимо предусмотреть и свои объяснения, обобщения, рассказы. Это важно не только для стройного хода беседы, но и для усвоения ребенком тех или иных понятий.
Особого внимания в беседе заслуживают вопросы, задаваемые самими детьми, и споры между ними. Е.И. Тихеева справедливо считала, что самое важное - побуждать детей к вопросам, будить мысль. К сожалению, взрослые не всегда достаточно внимательно относятся к вопросам детей, и это! тормозит развитие любознательности. Еще большее значение имеет правильное отношение к обсуждению детьми вопросов, к обмену мнениями между ними. Возбудить мысль, вызвать живой обмен мнениями и в результате подвести детей к правильному1 выводу - это очень важный прием их активизации в беседе, который, однако, мало используется в педагогической практике.
Итак, активность детей в беседе зависит от наличия у них опыта и представлений, накопленных до беседы. В процессе беседы происходит уточнение представлений, выработка известных суждений, отношений. Но усвоение материала на этом не кончается. Детям необходимы дальнейшие наблюдения, обдумывание вопросов, закрепление полученных знаний в действиях и поступках. С этой целью педагог, заканчивая беседу, прибегает к указаниям, которые призывают детей к дальнейшим наблюдениям и действиям. «Когда пойдем гулять, еще раз хорошо посмотрите, как ведут себя воробьи у кормушки, которую мы смастерили для птиц».
В построении бесед с детьми дошкольного возраста большую роль играют наглядные пособия. Иллюстрации оживляют воспоминания детей, дают возможность уточнить свои представления, расслабиться. Наглядные пособия помогают педагогу сконцентрировать внимание детей. Желателен, как мы уже говорили, показ иллюстраций в начале беседы: зрительный образ сразу привлекает внимание детей, а на его основе легче дать направление их мысли. В середине беседы, когда внимание детей начинает рассеиваться, также желателен показ наглядных пособий. Нельзя дать единого рецепта использования наглядных пособий: это зависит от конкретного содержания беседы.
Вместе с тем необходимо предостеречь педагогов от чрезмерного использования наглядных материалов. Следует иметь в виду, что пособие должно кратко иллюстрировать отдельные места беседы. На практике некоторые педагоги, показывая
Детям картинки (или предметы), настолько увлекаются их рассматриванием, что уходят от основного содержания беседы. Использование беседы в воспитательном процессе детского сада оказывает большое влияние на развитие дето дошкольного возраста. Систематическое проведение бесед положительно влияет на уточнение детских представлений, на развитие речи, навыков эффективного общения, на воспитание устойчивого внимания и развитие памяти, мышления. Беседы влияют также на выработку у детей определенного отношения к окружающей действительности.