Сообщение из опыта работы




«Роль семьи в воспитании здорового ребенка»

Подготовила педагог

Высшей категории

Кульпина Н.В.

 


Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее суще­ственное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду. Если в семье сложились доброжела­тельные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, со­блюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, ес­ли у него имеется возможность заниматься любимой игрой — все это в совокупности служит основой поступательного развития.

Обобщение материалов исследования, по данным анкетного оп­роса родителей, позволило оценить качество соблюдения режима дня и проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в се­мье. Было отмечено, в частности, что вопрос физического воспита­ния во многих семьях решается достаточно успешно. Однако в ряде случаев для укрепления здоровья и развития детей не созданы все необходимые условия. Так, например, многие родители уделяют недостаточно внимания именно тем разделам работы, которые не всегда обеспечиваются в дошкольном учреждении: нерегулярное пребывание ребенка на воздухе, дефицит ночного сна, малая двига­тельная активность и другие. Именно поэтому проблема укрепления здоровья ребенка в семье должна занимать важнейшее место в числе разнообразных воспитательных мер, которые используют родители. Анализ анкетных данных показал, что вечерняя прогулка детей с родителями осуществляется нерегулярно — около 1/3 всех детей в вечерние часы после детского сада остаются без прогулки даже при благоприятной погоде. Во многих семьях дети не гуляют или мало гуляют в выходные или праздничные дни. Данные анкетного опроса большинства родителей (57,5—68%) свидетельствуют о том, что в праздничные и в выходные дни детей днем не укладывают спать. Это создает предпосылки для перенапряжения нервной си­стемы ребенка, наступающего в результате чрезмерно длительного бодрствования, и затрудняет его засыпание днем в детском саду.

Известно, что систематическое сокращение длительности ноч­ного сна приводит к хроническому недосыпанию, которое может стать причиной нервно-психических расстройств, снижает защит­ные реакции организма ребенка. Анкетный опрос показал также, что среди детей дошкольного возраста (4—7 лет) в отдельные дни недели, а иногда и ежедневно, дефицит ночного сна ребенка в пре­делах 35 минут отмечался в 43,2% случаев; незасыпание в пределах 60 и более минут отмечалось в 12% случаев; в пределах 30—60 минут — в 31%. Нормальная продолжительность ночного сна выявлена лишь в 13,8% случаев.

Различные нарушения сна, в том числе и сокращение его длитель­ности, как показали результаты анкетирования, нередко связаны с не­рациональной организацией бодрствования детей в вечерние часы, предшествующие укладыванию. Многие родители укладывали детей после 21.35 (42,2% случаев); в 10% случаев оно происходило после 22.00. Как выяснилось, причиной позднего засыпания детей чаще всего было злоупотребление просмотром телепередач. Так, 44,4% де­тей смотрят телепередачи ежедневно при средней продолжительно­сти просмотра 35—40 минут (вместо рекомендованных 15—25 минут). Родителям необходимо знать все условия, при которых просмотр ре­бенком телепередач не причинит ему вреда: при размере телеэкрана 59—69 см ребенок может находиться в пределах от 2—3 до 5,5 м от него; освещение комнаты должно быть уменьшено, источник света дол­жен не отражаться в экране телевизора и не быть ярким. Некоторые дети проводят у телевизора до 1,5—2 часов. Подобное времяпрепро­вождение является для детей не отдыхом и не развлечением, а допол­нительной нагрузкой на нервную систему, органы зрения и опорно-двигательный аппарат, и проходит оно, как правило, за счет более целесообразной деятельности — активных движений, прогулки, иг­ры, развлечений.

После просмотра телепередач в вечерние часы нервная система ребенка оказывается перевозбужденной, ему трудно быстро уснуть, а сон часто бывает беспокойным, прерывистым. Следствием всех этих нарушений явилось то, что от 49,6% до 63% детей утром не мо­гут самостоятельно проснуться, их приходится будить. Некоторые родители отмечают, что их дети смотрят не только предназначенные для них телевизионные передачи, но и те, которые им смотреть не рекомендуется.

Как известно, важнейшим условием полноценного развития до­школьника является достаточная двигательная активность в течение дня. Многочисленные исследования свидетельствуют, что нормальное умственное и речевое развитие ребенка в значительной мере обусловлено развитием его моторной сферы. Однако материалы ан­кетного опроса показали, что в условиях семьи недостаток движе­ний, который дети нередко испытывают в дошкольном учреждении, не восполняется дома.

К сожалению, хотя примерные нормы двигательной активности де­тей разного возраста в течение дня представлены в некоторых иссле­довательских работах (А. Г. Сухарев), четкое определение нормативов ее достаточно затруднено главным образом в связи с влиянием на уро­вень двигательной активности разнообразных внешних факторов, обусловленных климатогеографическими и другими условиями раз­ных регионов. Помимо этого на характер двигательной активности ребенка оказывают существенное влияние индивидуальные особенно­сти его психофизиологического развития и состояния здоровья. В се­мье подавляющее большинство родителей основное внимание уделя­ют умственному воспитанию ребенка, обучая его чтению, письму, счету, иностранному языку, рисованию. Из всех опрошенных родите­лей только 2% совместно с детьми совершают загородные прогулки, прогулки в парки, скверы. Во время обычных прогулок недостаточно используются такие важные для развития моторики ребенка спортив­ные упражнения, как катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на ве­лосипеде, катание на роликовых коньках и самокатах. Крайне редко используются на прогулке спортивные игры — баскетбол, бадминтон, настольный теннис. Достаточно серьезные нарушения в семье выяв­лены и в организации питания детей, в частности, некоторые родите­ли устраивают ужин почти перед самым сном, допускают нарушения интервалов между приемами пищи, что приводит к снижению у детей аппетита, а нередко — к дисфункции желудочно-кишечного тракта. К подобным нежелательным осложнениям приводит также примене­ние родителями неправильных приемов во время еды — насильствен­ное кормление детей, уговоры, чтение или рассказывание сказок. Со слов родителей, только у 8% из них дети охотно едят все виды пищи, 37% детей едят выборочные блюда, 35% страдают сниженным аппе­титом, нередко отказываются от еды в установленное время.

Как известно, закаливающие мероприятия могут быть эффек­тивны только тогда, когда они проводятся в комплексе, системати­чески и в дошкольном учреждении, и дома. Однако, как выясни­лось, в семье менее чем в половине случаев дети не регулярно выполняют гигиенические правила — не чистят зубы, не моют еже­дневно ноги, не выполняют простейшие водные процедуры, кото­рые старшие дошкольники могут осуществлять самостоятельно.

Все это требует от работников дошкольного учреждения серьезно­го внимания к работе с родителями. Лучший опыт семей в воспита­нии ребенка заслуживает широкого распространения и поощрения. В частности, об этом следует рассказать на собраниях родителей, на родительских конференциях, педагогических советах с приглашени­ем родителей.

Медицинский персонал и воспитатели должны вести с семьями скрупулезную работу по повышению их гигиенической и педагоги­ческой культуры с тем, чтобы и дома, и в детском саду требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников были согласованными.

 

 

Консультация на тему:

«Взаимодействие с родителями по музейной педагогике»

Подготовила педагог

Высшей категории

Кульпина Н.В.


Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей, именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области музейного воспитания. Педагоги пытаются найти более эффективные способы решения этой проблемы и определяют содержание и формы этого просвещения.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Педагоги всячески пытаются привлечь родителей к сотрудничеству, в данном случае в музейном воспитании. Педагогу необходимо терпение целенаправленный по иск путей решения этой проблемы.

Организация в ДОУ мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного подхода. Любой объект не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то или находится в каком - то специальном месте. При создании мини-музея очень удобно применять такое место, где было бы удобно и доступно всем, детям своей и других групп и родителям. Мини-музей должен быть виден со всех сторон.

Для чего нужны мини-музеи в ДОУ:

• для создания и обогащения развивающей среды ДОУ

• для развития взаимоотношений и сотрудничества педагогов и родителей

• для формирования у дошкольников представления о музее

• для формирования активной жизненной позиции
Народная мудрость гласит: «Кто хочет - тот ищет возможности, кто не хочет - ищет причины» В самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для экспозиции. Даже картонная ширма - раскладушка, расположенная в раздевалке,
поможет выделить место для маленького передвижного музея. У каждого такого музея есть свои плюсы и минусы. Идеальных условий нет ни в одном варианте, кроме того у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея.

Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе и индивидуально со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. Необходимо помнить, что нацеливать на экскурсию в мини-музей надо не только детей, но и родителей. Предложить рассказывать на следующий день о том, что видели, остальным детям. Родители могут прочитать детям правила поведения в мини-музее.

Предлагаем проводить такую работу с родителями:

1. Неделя игр (русские народные игры, игры с мамами и папами)

2. Встреча родителей и детей: «Какие песни пели наши бабушки и дедушки»

3. Консультация для родителей: «Колыбельная для ребенка»

4. Рассказ о плане экскурсии для родителей и детей в мини-музей.

5. Анкетирование родителей: «Что такое нравственность?»

Организация семейного клуба: «Сядем рядком, да поговорим ладком».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: