«Роль семьи в воспитании здорового ребенка»
Подготовила педагог
Высшей категории
Кульпина Н.В.
Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду. Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность заниматься любимой игрой — все это в совокупности служит основой поступательного развития.
Обобщение материалов исследования, по данным анкетного опроса родителей, позволило оценить качество соблюдения режима дня и проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в семье. Было отмечено, в частности, что вопрос физического воспитания во многих семьях решается достаточно успешно. Однако в ряде случаев для укрепления здоровья и развития детей не созданы все необходимые условия. Так, например, многие родители уделяют недостаточно внимания именно тем разделам работы, которые не всегда обеспечиваются в дошкольном учреждении: нерегулярное пребывание ребенка на воздухе, дефицит ночного сна, малая двигательная активность и другие. Именно поэтому проблема укрепления здоровья ребенка в семье должна занимать важнейшее место в числе разнообразных воспитательных мер, которые используют родители. Анализ анкетных данных показал, что вечерняя прогулка детей с родителями осуществляется нерегулярно — около 1/3 всех детей в вечерние часы после детского сада остаются без прогулки даже при благоприятной погоде. Во многих семьях дети не гуляют или мало гуляют в выходные или праздничные дни. Данные анкетного опроса большинства родителей (57,5—68%) свидетельствуют о том, что в праздничные и в выходные дни детей днем не укладывают спать. Это создает предпосылки для перенапряжения нервной системы ребенка, наступающего в результате чрезмерно длительного бодрствования, и затрудняет его засыпание днем в детском саду.
|
Известно, что систематическое сокращение длительности ночного сна приводит к хроническому недосыпанию, которое может стать причиной нервно-психических расстройств, снижает защитные реакции организма ребенка. Анкетный опрос показал также, что среди детей дошкольного возраста (4—7 лет) в отдельные дни недели, а иногда и ежедневно, дефицит ночного сна ребенка в пределах 35 минут отмечался в 43,2% случаев; незасыпание в пределах 60 и более минут отмечалось в 12% случаев; в пределах 30—60 минут — в 31%. Нормальная продолжительность ночного сна выявлена лишь в 13,8% случаев.
Различные нарушения сна, в том числе и сокращение его длительности, как показали результаты анкетирования, нередко связаны с нерациональной организацией бодрствования детей в вечерние часы, предшествующие укладыванию. Многие родители укладывали детей после 21.35 (42,2% случаев); в 10% случаев оно происходило после 22.00. Как выяснилось, причиной позднего засыпания детей чаще всего было злоупотребление просмотром телепередач. Так, 44,4% детей смотрят телепередачи ежедневно при средней продолжительности просмотра 35—40 минут (вместо рекомендованных 15—25 минут). Родителям необходимо знать все условия, при которых просмотр ребенком телепередач не причинит ему вреда: при размере телеэкрана 59—69 см ребенок может находиться в пределах от 2—3 до 5,5 м от него; освещение комнаты должно быть уменьшено, источник света должен не отражаться в экране телевизора и не быть ярким. Некоторые дети проводят у телевизора до 1,5—2 часов. Подобное времяпрепровождение является для детей не отдыхом и не развлечением, а дополнительной нагрузкой на нервную систему, органы зрения и опорно-двигательный аппарат, и проходит оно, как правило, за счет более целесообразной деятельности — активных движений, прогулки, игры, развлечений.
|
После просмотра телепередач в вечерние часы нервная система ребенка оказывается перевозбужденной, ему трудно быстро уснуть, а сон часто бывает беспокойным, прерывистым. Следствием всех этих нарушений явилось то, что от 49,6% до 63% детей утром не могут самостоятельно проснуться, их приходится будить. Некоторые родители отмечают, что их дети смотрят не только предназначенные для них телевизионные передачи, но и те, которые им смотреть не рекомендуется.
Как известно, важнейшим условием полноценного развития дошкольника является достаточная двигательная активность в течение дня. Многочисленные исследования свидетельствуют, что нормальное умственное и речевое развитие ребенка в значительной мере обусловлено развитием его моторной сферы. Однако материалы анкетного опроса показали, что в условиях семьи недостаток движений, который дети нередко испытывают в дошкольном учреждении, не восполняется дома.
К сожалению, хотя примерные нормы двигательной активности детей разного возраста в течение дня представлены в некоторых исследовательских работах (А. Г. Сухарев), четкое определение нормативов ее достаточно затруднено главным образом в связи с влиянием на уровень двигательной активности разнообразных внешних факторов, обусловленных климатогеографическими и другими условиями разных регионов. Помимо этого на характер двигательной активности ребенка оказывают существенное влияние индивидуальные особенности его психофизиологического развития и состояния здоровья. В семье подавляющее большинство родителей основное внимание уделяют умственному воспитанию ребенка, обучая его чтению, письму, счету, иностранному языку, рисованию. Из всех опрошенных родителей только 2% совместно с детьми совершают загородные прогулки, прогулки в парки, скверы. Во время обычных прогулок недостаточно используются такие важные для развития моторики ребенка спортивные упражнения, как катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, катание на роликовых коньках и самокатах. Крайне редко используются на прогулке спортивные игры — баскетбол, бадминтон, настольный теннис. Достаточно серьезные нарушения в семье выявлены и в организации питания детей, в частности, некоторые родители устраивают ужин почти перед самым сном, допускают нарушения интервалов между приемами пищи, что приводит к снижению у детей аппетита, а нередко — к дисфункции желудочно-кишечного тракта. К подобным нежелательным осложнениям приводит также применение родителями неправильных приемов во время еды — насильственное кормление детей, уговоры, чтение или рассказывание сказок. Со слов родителей, только у 8% из них дети охотно едят все виды пищи, 37% детей едят выборочные блюда, 35% страдают сниженным аппетитом, нередко отказываются от еды в установленное время.
|
Как известно, закаливающие мероприятия могут быть эффективны только тогда, когда они проводятся в комплексе, систематически и в дошкольном учреждении, и дома. Однако, как выяснилось, в семье менее чем в половине случаев дети не регулярно выполняют гигиенические правила — не чистят зубы, не моют ежедневно ноги, не выполняют простейшие водные процедуры, которые старшие дошкольники могут осуществлять самостоятельно.
Все это требует от работников дошкольного учреждения серьезного внимания к работе с родителями. Лучший опыт семей в воспитании ребенка заслуживает широкого распространения и поощрения. В частности, об этом следует рассказать на собраниях родителей, на родительских конференциях, педагогических советах с приглашением родителей.
Медицинский персонал и воспитатели должны вести с семьями скрупулезную работу по повышению их гигиенической и педагогической культуры с тем, чтобы и дома, и в детском саду требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников были согласованными.
Консультация на тему:
«Взаимодействие с родителями по музейной педагогике»
Подготовила педагог
Высшей категории
Кульпина Н.В.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей, именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области музейного воспитания. Педагоги пытаются найти более эффективные способы решения этой проблемы и определяют содержание и формы этого просвещения.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Педагоги всячески пытаются привлечь родителей к сотрудничеству, в данном случае в музейном воспитании. Педагогу необходимо терпение целенаправленный по иск путей решения этой проблемы.
Организация в ДОУ мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного подхода. Любой объект не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то или находится в каком - то специальном месте. При создании мини-музея очень удобно применять такое место, где было бы удобно и доступно всем, детям своей и других групп и родителям. Мини-музей должен быть виден со всех сторон.
Для чего нужны мини-музеи в ДОУ:
• для создания и обогащения развивающей среды ДОУ
• для развития взаимоотношений и сотрудничества педагогов и родителей
• для формирования у дошкольников представления о музее
• для формирования активной жизненной позиции
Народная мудрость гласит: «Кто хочет - тот ищет возможности, кто не хочет - ищет причины» В самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для экспозиции. Даже картонная ширма - раскладушка, расположенная в раздевалке,
поможет выделить место для маленького передвижного музея. У каждого такого музея есть свои плюсы и минусы. Идеальных условий нет ни в одном варианте, кроме того у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея.
Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе и индивидуально со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. Необходимо помнить, что нацеливать на экскурсию в мини-музей надо не только детей, но и родителей. Предложить рассказывать на следующий день о том, что видели, остальным детям. Родители могут прочитать детям правила поведения в мини-музее.
Предлагаем проводить такую работу с родителями:
1. Неделя игр (русские народные игры, игры с мамами и папами)
2. Встреча родителей и детей: «Какие песни пели наши бабушки и дедушки»
3. Консультация для родителей: «Колыбельная для ребенка»
4. Рассказ о плане экскурсии для родителей и детей в мини-музей.
5. Анкетирование родителей: «Что такое нравственность?»
Организация семейного клуба: «Сядем рядком, да поговорим ладком».