Взаимосвязь классической науки и философии Нового времени




 

На новой интеллектуальной базе в XVI веке начала выкристаллизовываться философия научного исследования природы. Она была органически связана с эмпиризмом (греч. Empeiria – опыт), таким направлением в теории познания, которое исходило из чувственного опыта. Английский ученый Ф. Бэкон создал принципиально новую интеллектуальную атмосферу эмпирического познания мира. Он, философски осмысливая задачи и функции науки, сформулировал и этику научных исследований, противоположную схоластике, и научные основы техники. Ученый заложил философски-методологический фундамент современной науки. Нынешние интеллектуалы видят в нем оригинального философа-методолога, который первым разработал научно-философский метод познания, заключающийся в единстве жизненного опыта, научного опыта-эксперимента и теоретического обобщения полученных результатов. Согласно Бэкону, существует три фактора познания: память, воображение и разум, или здравый смысл. На память опирается история; на воображение – литература. На уме основываются математика и естественные науки, в том числе медицина [6, c. 18].

Любопытная мысль ученых упорядочивалась научным методом познания мира. С этого начиналось умственное движение в новой науке. Разработка индуктивного метода как движения мысли от изучения единичных фактов к изучению общих положений, позволила и науке сделать революционный рывок в познании причин развития мира. Без индуктивной логики Бэкона наука в ее нынешнем понимании вряд ли бы вообще существовала. Будучи эмпириком, он в научном познании опирался на силу человеческого разума. «Если хотят открытий, и в большем числе, и более полезных, и в меньшие промежутки времени, – писал он, – то их естественно, скорее можно ожидать от ума, от разумной деятельности, от разумного метода». Ему принадлежит знаменитый афоризм: «Знание – сила». В знании как силе, согласно Бэкону, выражается полезность человеческого разума, раскрываются его потенциал и перспективы.

Базовым компонентом учения эмпиризма Нового времени был сенсуализм (лат. Sensus – ощущение, восприятие). Эту часть эмпиризма (принципы сенсуализма) развивали Локк, Гоббс и другие ученые того времени. Они стремились исследовать природные способности человеческого ума и его роль в познании. В их учениях философские принципы легли в основу процесса научного познания, когда эмпиризм стал на равных «спорить» с рационализмом. Дж. Локк – один из авторитетных представителей сенсуализма – глубоко исследовал происхождение разума, его роль в получении достоверного человеческого знания. Его высокий принцип гласит: «Нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях, чувствах». Человеческая душа – это чистый лист бумаги, на котором жизненный опыт пишет свои сведения о мире. Дж. Локк обращает внимание не только на внешний мир, который постигается органами чувств, но и на самого человека [2, c. 231].

Все эти идеи Локка получили своеобразную интерпретацию в философии Джорджа Беркли, который считал, что чувства – это действительно основа познания. Но при этом все качества – это и ощущения, которые существуют в уме. Кстати – это сочетание ощущений с умом. Нам известны только ощущения, которые дает опыт. Отсюда Беркли делает вывод, что существовать – значит быть воспринимаемым. Согласно Беркли, человеческие чувства – «знаки Бога». Вслед за Беркли с учением о познании, которое начинается именно из чувств, выступил Давид Юм. Он также надеялся на первичность впечатлений и чувств, которые и порождают идеи. Юм поддавал сомнению, по сути, все абстрактные категории и понятия. Он отрицал рациональную основу познания мира, что вело к иррационализму и в понимании человека: страсти господствуют над человеком.

В отличие от эмпиризма рационализм (лат. Rationalis – умный) в лице таких ученых как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др. основой познания мира сделал ум. Философы-рационалисты стремились обосновать разумные начала в получении истинного (достоверного) знания. Среди них исключительную роль играл Рене Декарт. Его называли «отцом новой философии». Он философию уподоблял дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – практические науки такие как медицина, механика и этика. В историю философии и науки Декарт вошел как мыслитель, который предложил ученым рациональный метод познания, опирающийся на способности человеческого разума. Он этот метод назвал «светом разума». Философ исходил из того, что разум от природы одинаков у всех людей. Поэтому совершенствование человека связывается не с развитием его ума, а с изобретением метода, который давал бы ему возможность целенаправленно своим умом постигать мир. Главная задача философии – разрабатывать такой метод.

В основу философии Бенедикта (Баруха) Спинозы положено учение о единой субстанции. В отличие от дуалиста Декарта Спиноза считал, что есть только одна субстанция – Бог. Она неизменна, вечна и все определяет как единственную причину всего. Эта единственная субстанция обладает множеством атрибутов, неотъемлемых свойств, из которых главные два: мышление и протяженность. Философское учение Спинозы об атрибутах направлено против дуализма Декарта, согласно которому протяженность и мышление образуют две субстанции. Понимание Бога как атрибута протяженности вело к его отождествлению с природой – пантеизм – на основе принципа совпадения «порядка вещей» и «порядка идей». Отсюда человек – мыслящий автомат, который подчиняется необходимости выполнять законы природы. В отличие от Декарта Спиноза создал монистическую картину мира [10, c. 72].

Немецкий ученый и философ Готфрид Лейбниц, который был недоволен монистическим характером субстанции в учении Спинозы, развил концепцию философского плюрализма. Он, критикуя механистическую картину мира, стремился построить новую «фантастическую онтологию» – монадологию, или учение о монадах (греч. Monas – единица). Лейбниц называет монады духовными субстанциями вещей и явлений. Они бессмертны, тождественны, и их множество. Философ, исходя из принципа плюрализма (множественности) субстанций, все монады связывал с высшей монадой – Богом, которая привносит в мир гармонию. При этом ученый допускал множество всевозможных миров, но мир, в котором мы живем, – лучший из всех возможных миров, потому что такая цель его создателя.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: