ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОПРОСА




ПОЛУЧЕННЫЙ материал становится частью цифрового архива воспоминаний, объединенных темой антоновщины, который может быть использован в социальных и образовательных практиках.

ДЛЯ КАЖДОЙ ГРУППЫреспондентов разработаны программы опросов, при подготовке которых сотрудники Общества опирались на опыт и знания профессиональных историков, занятых в проекте.

ВЫСОКУЮ социокультурную значимость собранного материала подчеркнет подготовка выставок по тематике проекта. Выставки позволят переориентировать фокус восприятия антоновщины на проблемы человека «внутри» востания, а также открыть публичный доступ к тем материалам, которые находятся вне поля зрения исследователей и широкой публики (и, возможно, «отразить» их на ментальной карте современных поколений).

СОЗДАННЫЕ коллекции воспоминаний будут переданы в фонды Музейно-выставочного комплекса ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», ТОГБУ «Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области».

МЕТОДИКИ для сбора данных специально разработаны членами проекта и отразят весь комплекс уходящей памяти о Крестьянском восстании 1920–1921 гг.

ЗАПИСЬ подробных интервью позволит сохранить важнейшие страницы семейной истории и увидеть ее в контексте истории страны.

ПРИ ЗАПИСИ воспоминаний предстоит выполнить ряд условий:

· главным в опросах станет «домашность», задушевность разговора, понимание со стороны интервьюера;

· перед началом съемки обязательно предупредить респондента, что он может не отвечать на вопросы, которые его смущают, а также о том, что после завершения интервью он вправе оговорить в соглашении те темы, которые он не хотел бы публиковать;

· большое внимание в проекте должно быть уделено визуальной составляющей. Желательно, чтобы рассказ строился вокруг фотографии или предмета, связанного с историей респондента.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОПРОСА

 

Общие сведения (как предисловие к опросу, как первый развернутый вопрос):

1. ФИО – для женщин девичья фамилия и в замужестве.

2. Дата рождения (год, месяц, число) и место рождения (населенный пункт, район, область).

3. Место жительство семьи к началу крестьянского восстания – населенный пункт, уезд, губерния.

4. Состав семьи:

отец – фамилия, имя, отчество, год и место рождения, род занятий, участие в Первой мировой войне, Гражданской войне, коллективизации, служба в армии;

мать – фамилия (девичья), имя, отчество, год и место рождения, род занятий, год замужества (с указанием повторных браков родителей);

братья и сестры – годы рождения (если респондент не помнит возраста, перечислить «старших или «младших» братье или сестер);

другие члены семьи, жившие вместе – дедушки, бабушки, племянники, их возраст, происхождение, род занятий).

5. Политические воззрения членов семьи:

Были ли в вашей семье какие-то сомнения относительно правильности господствующей идеологии, конкретной социальной, экономической, культурной политики и справедливости существующей системы? С каким событием (событиями) это было связано? Давали ли при вас родители оценку событиям, происходящим в стране, политической ситуации, партийным и государственным руководителям? Если да, то какую – позитивную, негативную, смешанную (что-то нравилось, а что-то – нет)?

 

ИСТОРИЯ восстания и семейная память

1. Как вы узнали об участии членов вашей семьи в крестьянском восстании? Что отец/мама, другие родственники или соседи рассказывали об антоновщине, какие темы не хотели затрагивать? На чьей стороне они были?

2. Какие свидетельства в вашей семье (вещи, письма) напоминают или связаны с историей антоновщины?

3. Как жили и чем занимались ваши родственники до Революции. Как они жили накануне восстания – материальное положение, степень присутствия советской власти в селе, отношение к экономической политике власти, продразверстке? Что-то предвещало приближающуюся беду?

4. Расскажите о бытовых трудностях (быт, питание, состояние здоровья, и т.п.)? Как вы их преодолевали? Как менялось материально-бытовое положение вашей семьи по ходу восстания?

5. Что члены вашей семьи рассказывали о взаимоотношениях местного населения и антоновцев? Опишите самые яркие рассказы? Какие категории сельчан примыкали к восстанию, какие активно боролись с ним (старые-молодые, богатые-бедные, трудяги-тунеядцы и т.п.)?

6. Как относились сельчане к людям, которые ушли в отряды (банду) Антонова? На что надеялись ушедшие? Верили ли в победу восстания? Как относились к красноармейцам?

7. Что изменилось в вашем селе после гражданской войны (быт, экономика, социальная сфера)?

8. Какие настроения были в районах проживания вашей семьи? (свидетельства советского, «не советского» поведения людей, слухи, надежды)?

9. Опишите последствия участия в восстании для вашей семьи. Были ли аресты, обыски? Были ли какие-то попытки скрыть свое участие в восстании?

10. Знаете ли вы в вашем селе какие-нибудь места, с которыми были связаны истории, легенды об антоновщине? Что слышали от стариков? Что помните с детства? Если собеседник знает ответ на этот вопрос, просите уточнить это место для внесения на карту.

11. Какие, на ваш взгляд, книги, фильмы, спектакли, музейные экспозиции наиболее полно отражают то, что вы помните и знаете о крестьянском восстании?

12. Как память о восстании и его подавлении увековечена на вашей родине (памятники, мемориальные комплексы, специальные уроки в школе)? Пытались ли вы лично найти сведения об участии ваших родственников в антоновщине?

13. Как относятся ваши дети и внуки к истории антоновщины? Что вы им рассказываете, что предпочитаете скрывать?

14. Что вам еще хочется рассказать, добавить ко всему сказанному?

 

 

ПРОВЕДЕНИЕ полевых экспедиций, архивная работа позволят сделать доступными новые сведения о Крестьянском восстании 1920–1921 гг., что будет способствовать сохранению исторической памяти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: