Еще в студенческие годы после педагогической практики, я решила что никогда не буду учителем. И какую-то взрослую часть жизни доказывала себе это.
Я была книжным графиком в Таджикистане, писала картины, участвовала в выставках и работала в Художественном фонде.
Но судьба распорядилась так, что переехав в Глазов, я начала работать в Художественной школе и преподавать рисунок, живопись и композицию в выпускных классах, оттачивая мастерство выпускников для поступления в ВУЗы.
Я никогда не начинала учить детей с «нуля». И часто, встречаясь с родителями учеников, я слышала фразу: «Я бы тоже хотела рисовать, в детстве я это любила…»
И когда накопилось достаточное количество таких пожеланий, я решила организовать группу для взрослых в Центре ремесел. И вот уже десяток лет мы еженедельно встречаемся и творим.
За все эти годы участниками клуба – «клубничками» было создано много работ, выполненных в различных изобразительных техниках. И ежегодно проводились отчетные выставки клуба.
Одна из самых значимых выставок состоялась на территории выставочного зала Художественной школы в 2011 году, на которой стало понятно, что художники-любители выросли до самостоятельной творческой жизни.
А в апреле 2015 года они «сдадут экзамен» на республиканском уровне – в Ижевске. Всегда наступает время, когда заканчивается учеба и начинается самостоятельная творческая жизнь.
И я желаю клубу «Открой в себе художника» успеха в дальнейшей творческой жизни.
Николай Петров. Глазами художника
«Когда, восхищаясь картиной, мы забываем о художнике, то для него это самая изощрённая похвала». Фразу немецкого поэта и философа Фридриха Шиллера я вспомнил недавно, глядя на картины Николая Петрова. Выставка его работ вызывает немалый интерес не только у меня, но и у многих глазовчан.
|
Посетители выставки спорили – кто он, автор этих оптимистичных пейзажей? Поклонник реализма? Живописец с самобытным стилем? Певец русского леса? «Изумрудный лес» - полон стискивающей силы природы под малахитовой луной. «Охота на уток» - седое утро, сквозь которое проступают силуэты охотников и призрачные кроны деревьев. Его работы не имеют четких линий, контрастов, один оттенок следует за другим. Возможно, происхождение «стиля Петрова» нужно искать в его отношении к жизни?
Видеть сквозь воздух
Николаю Дмитриевичу девяносто два. Каждый его день расписан по минутам. Почтенная старость - это выражение не про него. Встретиться со мной ему стоило «нескольких важных дел». Но и встретившись, он поминутно вставал, куда-то уходил, приносил картины, советовался. Густые массивы Подмосковья, строевой лес Предкавказья. Множеством пейзажей увешаны стены квартиры, они заслоняют сервант, они в столах, под кроватями – всюду.
- А уж сколько этюдов и набросков было, - вспоминает автор, – не счесть. Каждый раз при переезде на новую квартиру приходилось сжигать их во дворе.
Наброски было не жалко. Видеть натуру и писать её не обязательно. Накопленный опыт и богатое воображение помогали создавать то, что многие годы так восхищает поклонников творчества Николая Петрова.
- Недавно видел по телевизору, как охотятся на волков, - делится впечатлениями художник. – Подумал, почему бы не написать картину. Или вот еще: в голове засела строчка из песни «Малиновый звон». Напишу. Правда, каким он будет, этот звон, – ещё не знаю.
|
Николай Петров дает мне маленький совет, как надо смотреть на его картины, чтобы разглядеть в них суть:
- Видеть сквозь воздух. Всегда помнить, что свет не даёт чёткого изображения, падая под углом, он искажает его.
Военное детство
Николай Петров родился в 1926 году в одном из живописных городов Владимирской области Александрове. Его красоты он откроет для себя заново много позже.
В юности он и не думал становиться художником. Едва закончил шесть классов – началась война. В школе расположился госпиталь, занятия прекратились. Николай поступил в железнодорожное училище. Выучился на монтёра, обслуживал железнодорожное оборудование. По собственному признанию, эта работа не доставляла удовольствия – не было настоящего простора для творчества, для работы рук.
Попросился в мастерскую: токарем, сварщиком. Полученные в мастерской навыки много раз потом выручали в жизни. Почти всё, что есть в квартире сегодня, сделано его руками. Рамы для картин, мольберты, оборудование – Николай Дмитриевич привык делать сам. А кисть в первый раз взял в руки в студии редколлегии училища – писал лозунги. Это и было знакомством с художественным творчеством.
От футбола к кисти
В армию Николая забрали уже после войны. Отправили в Черкассы на строительство моста через Днепр. Здесь-то, в воинской части, и понадобилось умение держать в руках кисть. Николая Петрова взяли в редколлегию воинской части.
- Поначалу и кистей-то не было, - смеётся он. - Командиры говорили: возьми конский волос, вставляй в патрон. Так и обходился.
|
Во время службы Николай увлекся еще футболом. В составе полковой команды объездил Джанкой, Симферополь, Киев. В редколлегии писал лозунги, в команде тренировался. И в какой-то момент понял, что этого мало. Начал учиться писать маслом и акварелью. Срисовывал карандашом портреты товарищей – тут пригодились фотографии, делал копии с репродукций картин известных художников. Однажды товарищ из редколлегии сказал:
- Брось, Коля, заниматься футболом, займись делом. У тебя талант. Тебе надо в художественное училище.
Слова товарища подтвердила и выставка творчества военнослужащих, организованная Таврическим военным округом. Работы Николая Петрова на ней заняли первое место.
Не богемная жизнь
После демобилизации он устроился на радиозавод. Окончил вечернюю школу. До сих пор в коллекции картин художника хранятся натюрморты, сделанные для поступления в Ярославское художественное училище.
- Конкурс был девять человек на место, - делится воспоминаниями Николай Дмитриевич. - Одним из экзаменов была математика. Я забыл, когда учебник по математике в глаза видел, но все же поступил.
А поступив, новоиспеченный студент столкнулся с тем, что придется изучать не только математику, но и химию, физику, немецкий язык. Спасибо учителям-фронтовикам, умели выручать. Даже помогали жульничать с экзаменационными билетами, понимали: главное для художника - талант.
Студенческая жизнь начинающих творцов разительно отличалась от типичных представлений о богеме. Будь ты самым талантливым живописцем, прожить в советское время на своих картинах было невозможно – живопись была не в цене. Николай устроился в кинотеатр писать афиши, ездил по воинским частям, нанимался оформителем. На старших курсах у него появилась семья, ребёнок – надо было жить, платить за съёмное жильё.
После окончания училища пришлось всем семейством перебираться из одного города в другой, так объехали почти всю страну - от тёплого юга до Архангельской области, перебивались случайными заработками. Одно время Николай по просьбе старого друга делал копии с картин. Позже узнал, что тот выдавал картины за свои.
Наконец, жена Николая предложила переехать всей семье в Глазов. Сама она родом из-под Фалёнок, до Глазова недалеко. Терять всё равно было нечего – сорвались с места, отправились в Удмуртию.
Двойки по черчению
- Приехали мы в Глазов в 1957 году, - рассказывает Николай Дмитриевич, - и попали в коммунизм. До этого, когда жили в Архангельской области, ничего на прилавках магазинов не видели, кроме селедки. А тут - колбасы, икра, пирожные. Да и с работой повезло. Директор третьей школы, куда я пришёл, так обрадовался, даже выделил комнату в своей квартире.
Позже семья Петровых переедет на улицу Короленко, в дом по соседству с деревянной церковью.
Николай Петров вёл в школе рисование в пятых-шестых классах и черчение в седьмом.
- Я был требовательным учителем, - рассказывает он, - заставлял делать макеты по чертежам. Однажды они у меня получили двадцать две двойки за один урок. Какой скандал был – родительский бунт. Приезжала комиссия из городского комитета образования смотреть, как я веду уроки. Но от своих двоек я не отказался и с лёгким сердцем написал заявление об уходе.
То, что отдано людям
До середины шестидесятых годов Николай Петров работал на УЗСМ художником. Оформлял заводские праздники, делал лозунги, стенгазету.
Его первый роман с нашим городом закончился 20 декабря 1965 года. В начале следующего, 1966, года он переехал в Лермонтов, где двадцать семь лет проработал в архитектурном отделе проектного института «Промэстет».
Некоторые проекты, придуманные в институте с таким говорящим названием, до сих пор ждут своего часа. Фантастические эскизы! Но многое было сделано. На курортах Краснодарского края, например, осталось немало ярких панно, росписей на стенах, бюстов и скульптурных композиций. Все они сделаны руками Николая Петрова.
- А как же ваши пейзажи, на них оставалось время?
- Я без них уже жить не мог. Был у нас в институте свободный день - четверг - когда можно было шлифовать свое мастерство. Все старались выезжать на пленэры, но я, чаще всего, делал портреты. Зайдёт в наш отдел девушка, я - тут же за кисть или карандаш. Все портреты, конечно, раздаривал.
Последний приют
В конце восьмидесятых, уже на пенсии, Николая Дмитриевича стало подводить здоровье. Да и жена стала проситься поближе к родным краям, и семья вновь перебралась в Глазов.
Чтобы в очередной раз не сжигать кипы своих работ, Николай Петров решил их продать. И только тогда узнал настоящую цену своим картинам. В одном только Кисловодске, по санаториям, он распродал почти всё.
В Глазове Петровы все начинали с нуля. Но пока обустраивали быт, по городу уже разнеслась молва: Петров вернулся! Первая выставка картин в 1991 году – и пришедшая с ней популярность. У художника появились новые поклонники, даже коллекционеры его творчества.
- Пришёл к нам однажды американец, богатый, видно, человек, - рассказывает Николай Дмитриевич. - По-хозяйски выбрал двадцать картин, мол, заверните. Но я тогда отдал их почти за бесценок, за все выручил немногим более тысячи рублей. Ни в тот день, ни много позже у меня не возникло желания писать за деньги.
Вот уже более двадцати лет жизни в Глазове Николай Петров творит для души.
- Слава и деньги не по мне, - бросает взгляд в сторону своих полотен. - Нужно, чтобы в них видели не меня, а сами картины.