НАЛОГОВАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВ В XVII в.




 

Успехи в развитии хозяйства страны во многом определяются той политикой, которую проводит правительство в сфере экономики. Чем же характеризовалась политика первых Романовых в этой области?

После чрезвычайных мер, предпринятых в первые годы после Смуты, начинают оформляться основы налогово-финансовой и вообще экономической политики, которую цари из династии Романовых будут проводить в течение XVII в.

Уже в начале XVII в. начинает осуществляться переход от посошной системы обложения к подворной, который в целом завершится лишь после проведения генеральной подворной переписи 1678-1679 гг. Окончательно от посошного обложения государство отойдет лишь в XVIII в.

XVII в. вообще характеризуется усилением централизации и финансового управления, и налогового обложения в частности. Параллельно с процессом централизации шло упрощение налоговой системы: большое количество мелких сборов заменялось меньшим числом крупных новых налогов путем объединения старых повинностей.

Введение подворного обложения с самого начала резко расширяло налоговую базу государства за счет увеличения числа налогоплательщиков. Прежде всего, это касалось посадского населения. На это же были направлены и ряд положений Соборного уложения 1649 г., по которым ликвидировались "белые слободы", жители которых теперь включались в государево тягло. Так, только в Москве по этим законам к посаду было приписано 10095 дворов с населением 21036 душ мужского пола. В то время налоги взимались только с мужской части населения. Таким образом, податная база только в столице была расширена на одну треть.

Еще больше увеличилось количество налогоплательщиков при распространении подворного обложения на сельское население. По новой системе налоги стали платить и непашенные бобыли, которые при посошном письме не учитывались.

Ремесленно-торговое население посадов кроме выполнения государева тягла, куда входили ямская, полоняничная, стрелецкая деньги и другие подати были обязаны, особенно со второй половины XVII в., платить различные чрезвычайные налоги (т.н. пятая, десятая, пятнадцатая деньги с дохода), а также "запросные" деньги, или целевые сборы.

Во второй половине XVII в. из-за войны с Польшей "запросные" деньги иногда разверстывались не только на посадское, но и на все тягловое население. Например, с 1654 по 1680 гг. 2 раза собиралась пятая деньга, 5 раз - десятая, 1 раз - пятнадцатая.

Купцы-промышленники платили также налоги с прибыли предприятий и, кроме того, за эксплуатацию рудных месторождений и лесных угодий, если они находились на государственных землях.

Существенную часть поступлений в казну давали таможенные и кабацкие сборы. Так, за 1680 г. они дали свыше 650 тыс. рублей. Для того чтобы определить много это или мало, достаточно отметить, что в том же году расходы на армию составили 700 тыс. рублей.

Определенный доход казне давала продажа излишков натуральных платежей. В конце XVI в. она составляла примерно 230 тыс. рублей ежегодно. Однако в XVII в. сумма эта начинает уменьшаться из-за перевода налогов в денежное выражение. Правда, процесс этот шел все столетие и завершился только в XVIII в., и то часть поступлений сохраняла натуральный характер.

Например, только с 1672 г. стрелецкий и сибирский хлебные налоги горожане стали оплачивать деньгами, а крестьяне еще семь лет продолжали платить натурой, пока не были введены новые денежные подати.

В конце XVII в. вводятся первые государственные торговые монополии на ряд товаров. Это также давало казне определенный доход. Система государственных торговых монополий получит свое распространение несколько позже, в первой четверти XVIII в., когда потребности государства в деньгах будут крайне острыми.

В дополнение к государственным податям не только феодально-зависимые крестьяне, феодально-зависимое население посадов платило ренту феодалам.

Различными по форме были налоговые обложения нерусских народов Поволжья, Приуралья и Сибири. Главным видом подати был сбор ясака, прежде всего пушного. Иногда ясак собирали местные князья, которые от него освобождались. Размер ясака менялся на протяжении столетия. Известно, что довольно длительный период он составлял 5 соболей с человека поголовно. Лишь во второй половине XVIII в. натуральные выплаты ясака было разрешено заменить деньгами.

Весь XVII в. характеризуется постоянным ростом налогового бремени. Это относится как к прямым, так и к косвенным налогам. Увеличение последних часто наталкивалось на сопротивление налогоплательщиков. Примером может служить известный "соляной" бунт 1646 г., который был вызван попыткой правительства поднять пошлину на соль на 2 гривны с пуда.

Для XVII в. было характерно примерное равенство доходов, которые государство получало от прямых и от косвенных налогов. Например, при общей величине доходов, которые государство получило в 1680 г. от прямых и косвенных налогов в размере 1,5 млн. рублей на деньги XVII в., доля доходов от косвенных налогов составила 45% или 650 тыс. рублей.

Потребность государства в денежных средствах заставляла правительство постоянно изыскивать новые поступления. Одним из таких путей была порча монеты. В 1620 г. вводится "новый чекан" более легкой монеты. Он был легче примерно на одну четверть. Рубль новой чеканки равнялся теперь не 14, а 10 английским шиллингам.

В середине XVII в. финансовое состояние Московского государства под влиянием многолетних войн стало тяжелым. Важнейшим же источником получения драгоценных металлов по-прежнему служила лишь внешняя торговля. Вырученные в ходе ее "ефимки" перечеканивались на Московском монетном дворе в русские монеты. Они содержали серебра меньше чем те, из которых делались. Это давало правительству весьма существенный доход. Покупая "ефимки" за 49-50 копеек, монетный двор чеканил из них денег на 64 копейки, а с 1654 г. - на 1 рубль.

Кроме того, с 1654 г. начали выпускать полуполтины (одна четвертая часть рубля или 25 копеек), которые чеканили на секторах разрубленных начетверо талеров. Одновременно была начата пробная чеканка "медных ефимков" - крупных полтинников (50 копеек).

Стремление государства к дополнительным денежным поступлениям иногда толкало правительство на непродуманные шаги. Так, в 1656 г. по проекту, который приписывается боярину Ф.М. Ртищеву, прибегли к выпуску медных денег по форме и величине равных серебряным, за которыми была искусственно признана номинальная стоимость серебряных денег. Фактически это была своеобразная кредитная операция на внутреннем рынке, правда, ничем не обеспеченная. Однако поначалу все шло хорошо.

Само правительство вскоре стало требовать при уплате казенных сборов серебро, расплачиваясь при этом медью. Кроме того, правительство взяло принудительные займы у монастырей и церкви и понизило долю серебра в монетах. Естественно, что серебро стало быстро "уходить в кубышки" и исчезать из оборота.

Увеличение выпуска медной монеты, развитие подделки денег, описанная выше политика правительства - все это привело к тому, что резко подскочили цены на товары, и упала фактическая цена медных денег. В 1663 г. за 12 - 15 рублей медью давали, да и то весьма неохотно 1 рубль серебром.

Это привело к тому, что весной 1662 г. в Москве вспыхнул "медный бунт", который хотя и был подавлен, заставил правительство Алексея Михайловича принять решение о запрете обращения медных денег. Сами медные деньги принимались государством по цене 2 серебряных деньги за медный рубль, т.е. за одну двадцатую нарицательной стоимости.

Все это, конечно же, разорило многих людей, довольно ощутимо подорвало не только финансовую систему, но и экономику в целом.

Однако, несмотря на такие просчеты в экономической политике правительства, экономика Московского государства в целом продолжала свое последовательное развитие, Развивались, хотя и недостаточно быстро, производительные силы страны, росло общественное разделение труда и, следовательно, товарное обращение как внутри страны, так и с внешним миром. Постепенно в недрах феодального общества вызревали рыночные, буржуазные отношения, которые подтачивали его изнутри, и создавали предпосылки для последующих кардинальных изменений в хозяйственной жизни. Однако сдвиги эти были далеко не достаточны для того, чтобы вывести Россию в число передовых держав. Нужен был качественный скачок. Страна стояла перед необходимостью решительных реформ, неизбежность и желательность которых все более явственно ощущалась в обществе.

В этих условиях важнейшее значение приобретали такие проблемы как соотношение объективного и субъективного фактора в экономике, выбор пути и методов реформирования хозяйственной жизни и общества в целом.

Как будет дальше идти развитие и реформирование? Поступательно "снизу", по мере вызревания экономических и социальных предпосылок, или в виде "рывка", который будет осуществляться "сверху" административно-бюрократическими методами со всеми вытекающими отсюда последствиями? Выбор той или иной альтернативы должен был надолго определить главный вектор экономического развития. Ответы на эти вопросы должен был дать наступающий XVIII век.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: