Типы методик в работе с молодежью




При определении методик необходимо учитывать общую трактовку социальных методик, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности, а также особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов социальной работы как системы.

В отечественной литературе методики рассматриваются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для решения социальных проблем, достижения поставленных целей. Методики в основываются на особенностях конкретного социума, практическом опыте работы, достижениях социальных наук: социологии, менеджмента, валеологии и др.

Классификация методик весьма разнообразна. Это обусловлено спецификой работы.

Классификация методик

Методики различаются по своему уровню:

· простые, доступные неспециалистам;

· сложные, требующие квалификации одного специалиста;

· сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях.

Различают социальные методики и по сложности субъекта работы, в частности социальные службы различных уровней и направлений.

Возможна типологизация социальных методик и по другим критериям.

В частности, можно выделить "внешние" по отношению к клиенту социальные методики

· государственное вмешательство,

· помощь общественных и других организаций,

· помощь, частных лиц.

Главное их содержание - создать такие условия, чтобы человек (группа) сам решал свои проблемы. Примером этого может служить создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов. От "внешних" методик отличаются социальные методики, осуществляемые самими клиентами (например, организация собственного дела).

Кроме того, различают методики, применяемые в работе

· с проживающими на территории страны,

· с населением, группами, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (русские в государствах СНГ),

· социальные методики, применяемые в России и за рубежом, что обусловлено разными условиями жизни, уровнем экономического развития, культурными традициями и другими особенностями.

Социальная диагностика позволяет изучить природу и сущность, характер, тенденции социальных явлений и процессов. Социальная диагностика – это комплексный процесс научного выявления и изучения многоплановых причинно–следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально–экономическое, культурно – правовое, нравственно–психологическое, медико–биологическое и санитарно – экологическое состояние.

Социальная диагностика осуществляется посредством использования таких приемов и методов научного исследования социальных процессов, которые позволяют проникнуть в их глубину, обнаружить их подлинные причины и внутренние взаимосвязи, обусловившие то или иное состояние или действие общества, отдельных его социальных групп, установить последовательность и возможные направления их дальнейшего развития. Результаты социальной диагностики составляют социальный диагноз.

Этапы процесса социальной диагностики:

· предварительное ознакомление с объектом;

· проведение общей диагностики;

· выделение основных проблем сферы;

· проведение специальной диагностики;

· выявление причины возникновения проблем по сферам;

· выработка решений;

· внедрение выработанных решений;

· определения форм и методов внедрения решений;

· конечная оценка результатов социальной диагностики.

Социальная диагностика взаимоотношений в обществе основывается на определенных научных положениях, принципах социальной диагностики:

1) основной принцип социальной диагностики - принцип объективности, т.е. непредвзятое отношение к социальным явлениям, исключение искажения социальной действительности;

2) важное значение имеет всеобщий принцип научного познания. Наличие всеобщей причинно – следственной связи позволяет выявлять закономерности развития и функционирования социума;

3) принцип комплексного подхода к изучению и исследованию социальных процессов, явлений, событий.

Рассмотренные принципы социальной диагностики также находятся во всеобщих связях и отношениях. Они реализуются посредством применения различных методов работы.

Методику исследования необходимо рассматривать как совокупность приемов и способов исследования, определяющих порядок их применения и интерпретацию, полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработан­ных методов, общего уровня методов и общей квалификации исследовате­ля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: