Инфляционное таргетирование




 

Инфляционное таргетирование направлено на снижение и поддержание на низком уровне цен, отражаемых общим или специально сконструированным индексом инфляции при высокой степени транспарентности и отчетности в формулировании и осуществлении монетарной политики. Цели по инфляции могут устанавливаться определенной величиной или как интервал в форме наклонного или горизонтального коридора.

В зависимости от жесткости обязательств центрального банка по достижению ориентиров по инфляции и наличия дополнительных целевых ориентиров монетарной политики различают три основных режима инфляционного таргетирования: полноценное, смешанное или облегченный его вариант.

Полноценное инфляционное таргетирование (ПИТ) предполагает высокую степень доверия к центральному банку, жесткую ориентацию монетарной политики только на показатель инфляции, полную прозрачность политики центрального банка и его подотчетность.

Смешанное инфляционное таргетирование (СИТ) позволяет центральному банку наряду с инфляцией принимать ориентиры по другим показателям (как правило, по росту ВВП, а в отдельных случаях по снижению безработицы). Наличие одновременно двух (и более) целей монетарной политики предполагает меньшую степень ее прозрачности.

Облегченный вариант инфляционного таргетирования (ОИТ) используется преимущественно странами, подверженными экономическим шокам, не обладающими финансовой и макроэкономической стабильностью, развитыми финансовыми рынками. Политика центрального банка в таких странах, как правило, не обладает высокой степенью доверия. В этих условиях ориентир по инфляции не может являться единственной целью политики центрального банка. Как правило, эта разновидность инфляционного таргетирования используется для подготовки к переходу на одну из вышеназванных разновидностей таргетирования инфляции. В ходе применения ОИТ проводятся структурные реформы, направленные на развитие финансового сектора страны, обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности.

Страны, использующие ПИТ и СИТ, имеют значительно более высокий коэффициент монетизации (являющийся обобщающим показателем развития финансовой системы страны), более высокую капитализацию рынка ценных бумаг и более низкие процентные ставки, чем страны, применяющие ОИТ. Высокий уровень развития финансовых рынков помогает проводить монетарную политику посредством косвенных инструментов с использованием краткосрочных процентных ставок в качестве операционных ориентиров.

Введение и использование полноценного режима инфляционного таргетирования предполагает наличие или создание определенных макроэкономических и институциональных условий, в качестве которых обычно указываются:

- законодательно установленная и реально осуществляемая независимость центрального банка;

- соблюдение фискальной дисциплины;

- наличие развитых финансовых рынков и их инфраструктуры, чтобы обеспечить эффективную трансмиссию мер монетарной политики.

В экономической литературе выделяют ряд потенциальных преимуществ инфляционного таргетирования в части ответственности центрального банка за ценовую стабильность, повышения адекватности оценки и прогноза инфляционных процессов, гибкого реагирования центрального банка на изменение ситуации в экономике и финансовой сфере, более высокой транспарентности монетарной политики, сокращения инфляционных ожиданий.

В то же время введение и использование режима инфляционного таргетировния требует решения ряда проблем, включая:

- оценку зрелости всего комплекса экономических, институциональных и правовых предпосылок для введения данного режима;

- необходимость учета и анализа большего числа факторов инфляции – импортных цен, цен производителей, соотношения номинальных и реальных процентных ставок, динамики оплаты труда и доходов;

- формирование более сложного механизма управления инфляционными процессами на основе углубления сотрудничества между центральным банком и другими органами государственного управления.

 

Тема 5. Процентная политика

Национального банка

Республики Беларусь

Процентная политика Национального банка

Республики Беларусь

Процентная политика Национального банка является важнейшей составляющей денежно-кредитной политики и представляет комплекс мер по регулированию цены денег в экономике. Посредством изменения стоимости предоставляемых кредитных ресурсов Национальный банк может влиять на объем и структуру денежной массы, спрос и предложение кредитов, межбанковский рынок, уровень ликвидности банков и др.

При осуществлении процентной политики Национальный банк руководствуется определенными целевыми ориентирами:

- поддержание ставок в реальном выражении на положительном уровне;

- обеспечение преимущественной доходности по срочным инструментам сбережения в белорусских рублях по сравнению с валютными сбережениями;

- формирование ставок по кредитам с учетом расширения их доступности для юридических и физических лиц.

При реализации монетарной политики путем регулирования текущей ликвидности Национальный банк отдает приоритет процентной ставке как ключевому операционному инструменту воздействия на денежную сферу. Основными инструментами осуществления процентной политики являются ставка рефинансирования и ставки по операциям регулирования банковской ликвидности. Ставка рефинансирования Национального банка представляет базовый инструмент по регулированию уровня процентных ставок на денежном рынке и служит сигнальным ориентиром для установления процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банкам.

Национальный банк в зависимости от складывающейся макроэкономической и монетарной ситуации в стране устанавливает процентные ставки по операциям предоставления и изъятия банковской ликвидности: кредитам «овернайт», ломбардным кредитам, инструментам привлечения средств в депозиты Национального банка, сделкам СВОП (прямым и обратным) и РЕПО (продажи с обязательной последующей обратной покупкой и наоборот).

Ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям, а также предельные уровни ставок по операциям на открытом рынке и ставки по иностранной валюте по операциям на открытом рынке устанавливаются Комитетом по монетарной политике Национального банка по предложениям Главного управления монетарных операций (в части ставок по белорусским рублям) и Главного управления международных операций (в части ставок по иностранной валюте). Процентные ставки вводятся в действие распоряжением заместителя Председателя Правления Национального банка, курирующего деятельность соответствующего главного управления.

Цели, принципы процентной политики и прогнозные параметры по основным процентным ставкам денежного рынка определяются в основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Ключевыми факторами при проведении процентной политики являются:

- фактический и прогнозируемый уровень инфляции;

- ситуация на внутреннем валютном рынке;

- состояние торгового, платежного баланса и уровень золотовалютных резервов государства;

- ситуация на кредитном и депозитном рынках;

- динамика обменных курсов белорусского рубля к иностранным валютам;

- мировые тенденции на финансовых рынках с учетом возможных последствий для национальной экономики и финансовой сферы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: