Вклад Е.А. Флериной в дошкольную педагогику




Министерство Образования Российской Федерации

Муниципальное Образовательное Учреждение

Волжский Институт Экономики Педагогики и Права

Реферат

По дисциплине: «Методика развития детской речи»

На тему: «Вклад Е. А. Флёриной в методику развития речи»

Выполнила: студентка гр. 4Н

Галкина Юлия

Проверила: Магамедова Т. И

Волжский 2012 год

Содержание:

Введение

1. Биография

2. Вклад Е.А. Флериной в дошкольную педагогику

3. Вклад в методику развития речи детей

4. Взгляды Е.А. Флериной на дошкольное воспитание

Заключение

Список литературы

Введение

Принципиальное значение для развития теории и методики дошкольного образования на современном этапе имеет изучение, освещение, обобщение и систематизация научного наследия прошлого, оценка его значимости с позиций современности. Это позволяет выявить имеющиеся продуктивные подходы к решению воспитательных проблем, обратить внимание на те из них, которые оказались невостребованными, но в изменившихся условиях, под влиянием новых идей остаются актуальными.

Значительный вклад в дошкольную педагогику внесла Евгения Александровна Флерина, которая прошла большой творческий путь от воспитателя детского сада до доктора педагогических наук, профессора Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, члена корреспондента АПН РСФСР. Ее научно-педагогическая деятельность неразрывно связана со становлением и развитием общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Она положила начало нескольким направлениям в исследовании дошкольного детства. Была автором программ по курсам «Методика развития речи» и «Выразительное чтение».

Е.А. Флёрина вошла в историю советской дошкольной педагогики как талантливый исследователь, новатор, педагог-энтузиаст.

В данной работе мы еще раз изучим вклад Евгении Александровны Флёриной в методику развития речи детей.

 

 

Биография

Флерина Евгения Александровна (18.12.1889 - 10.11.1952), педагог, специалист в области дошкольного воспитания, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), доктор педагогических наук (1948), профессор (1948). Педагогическую деятельность начала в 1909 после окончания Московского художественного училища им. С.Г. Строганова. Работала воспитателем детских садов, в т. ч. в детском саду общества «Детский труд и отдых», при котором в 1917 окончила педагогические курсы. С 1918 на научной и административной работе в педагогических учреждениях Москвы. С 1924 во 2-м МГУ (с 1930 МГПИ), одновременно работала в АКБ им Н.К. Крупской (1926-34), Московском педагогическом институте им. В.П. Потемкина (1931-41), НИИ теории и истории педагогики (1944-47) [3].

Главной областью исследований Е.А. Флериной являлось детское творчество и эстетическое воспитание дошкольников. В 20-х гг. на основе анализа около 500 тыс. детских рисунков и 15 тыс. образцов детской лепки Флерина разрабатывала критерии изучения душевного мира ребенка, отображенного в его изобразительной деятельности. В 20-30-х гг. изучала проблемы детской книги и восприятия дошкольниками художественного чтения. Ею разработаны методики развития речи и художественного слова, а также оригинальная система обучения дошкольников рисованию [3].

Вклад Е.А. Флериной в дошкольную педагогику

флерина детский речь игра диалог

Е.А. Флерина была выдающимся педагогом, тонким знатоком психологии ребенка и в то же время талантливым художником. Это помогло ей глубоко и разносторонне подойти к изучению детской игры, руководить художниками, работающими над созданием игрушек для наших детей.

Е.А. Флерина большое внимание уделяла созданию новой отечественной игрушки. Ею были разработаны педагогические требования к игрушке, которые она всячески пропагандировала и с позиции этих требований направляла творческую работу Научно-исследовательского института игрушки [3].

Е.А. Флерина создала собственную классификацию игрушек, а также образцы строительного материала для дошкольников, в которых стремилась реализовать принципы развивающего обучения [3]. Е.А. Флериной написан ряд статей, посвященных игре и игрушке, которые сыграли большую роль в создании теории и методики игры.

Она уделяла большое внимание подготовке педагогических кадров для дошкольных учреждений. Под ее редакцией в 1946 вышел первый советский учебник «Дошкольная педагогика». Автор учебных пособий по различным дисциплинам [2]. Е.А. Флерина является автором многих работ, в том числе: Рисунок как материал для изучения ребенка (1923), Детский рисунок (1924), Из опыта исследовательской работы по детской книге (1930), Какая игрушка нужна дошкольнику (1933), Изобразительное творчество детей дошкольного возраста (1956), Эстетическое воспитание дошкольника (1961), Игра и игрушка (1973).

Флериной принадлежит заслуга разработки общих основ эстетического воспитания дошкольников. Эстетическое воспитание рассматривается ею как средство развития творческих сил ребенка, которое должно осуществляться на лучших образцах подлинного искусства; художественном слове, художественной картине, художественной игрушке. Убедительно показывается, что не только реальный, зрительно воспринимаемый, но и словесный художественный образ обладает способностью вызывать зрительные, осязательные реакции, заставляет «видеть». Художественное слово приближает ребенка к реальности, не позволяет искажать его отношение к действительности, учит осознавать за словом эту действительность. Вместе с тем Флерина предостерегала от переоценки роли слова. За словами должны быть конкретные реальные образы. Слова и понятия, не связанные с реальным опытом, сложная по своей форме речь взрослых могут привести к разрыву между словом и представлением. Флерина подчеркивала роль наблюдений и чувственного опыта в развитии речи, выявила важнейшую закономерность использования непосредственного восприятия, слова педагога и активной речи детей [2].

Е.А. Флерина провела исследование восприятия детьми картинки, на основе чего сформулировала требования к отбору картинок, к их эстетическому оформлению. И хотя исследование проводилось с целью «уяснения своеобразных черт психологии детского рисунка и его эстетических тенденций», значение его гораздо шире. Оно помогает пониманию общепсихологических и эстетических особенностей восприятия ребенка, дает много материала для психологов, педагогов, художников - иллюстраторов детской книги [2].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: