Причины и виды нервозов дошкольников. Психокоррекция и психотерапия нервозов у детей дошкольного возраста.




1. Невроз страха - приступы страха и тревоги, возникающие без особых на то причин и продолжающиеся от 10 минут до получаса (особенно часто эти приступы совпадают с моментом засыпания ребенка, в некоторых случаях сопровождаются галлюцинациями).

2. Невроз навязчивых состояний - представляет собой две разновидности невроза: обессивный невроз (характеризующийся навязчивыми действиями, такими как шмыгание носом, потирание губ или переносицы, подергивание плечами, частая кривая улыбка и т.д.) и фобический невроз (боязнь замкнутых пространств, загрязнений, режущих предметови т.д.).

3. Депрессивный невроз - невроз, выражающийся низкой самооценкой, плаксивостью, при неврозе такого типа голос ребенка становится тихим, движения замедленными, мимика скудной, а также наблюдается ухудшение аппетита, появление бессоницы.

4. Истерический невроз - является неврозом, который выражается падением на пол с криками и плачем, ударами о землю, в некоторых случаях сопровождается респираторными приступами.

5. Астенический невроз (неврастения) - невроз, характеризующийся несдержанностью ребенка, его повышенной раздражительностью, плаксивостью, а также не переносимостью психического напряжения, к тому же у ребенка в этом случае нередко наблюдаются расстройства сна и аппетита.

6. Ипохондрический невроз - невроз, при котором ребенок чрезмерно заботится о собственном здоровье и все время необоснованно боится заболеть.

7. Невротическое заикание - форма невроза, причиной которого, как правило, является психическая травма ребенка, например, сильный испуг или долгая разлука с родителями, также невротическое заикание может возникнуть в результате слишком настойчивых попыток родителей форсировать интеллектуальное и речевое развитие ребенка.

8. Невротические тики - вид невроза, который развивается вследствие различных психических травм, кроме того, причиной расстройства может быть какое-либо местное раздражение, например, конъюктивит, который на протяжении долгого времени мучает ребенка и способствует образованию привычки потирать глаз, при невротических тиках ребенок постоянно ощущает скованность, желание совершить привычное навязчивое действие.

9. Невротические расстройства сна - выражаются беспокойным сном, а также проблемами при засыпании, у детей наблюдается лунатизм, частые и яркие ночными кошмарами.

10. Анорексия (невротические расстройства аппетита) - форма невроза, которая характеризуется пониженным настроением во время еды, частыми срыгиваниями (вплоть до рвоты), данный невроз, как правило, тесно связан с агрессивными попытками взрослых насильно накормить ребенка, также анорексию может вызвать любое негативное событие (ссора, испуг), которое совпало с принятием пищи.

11. Невротический энурез - вид невроза, при котором у ребенка наблюдается бессознательное упускание мочи (обычно в ночное время), как правило, эта форма невроза обостряется после физического наказания и различных травмирующих ситуаций.

12. Невротический энкопрез - особая форма невроза, при котором у ребенка происходит неконтролируемое выделение определенного количества испражнений (обычно у мальчиков, которые страдают от слишком строгого воспитания), встречается гораздо реже, чем невротический энурез.

13. Патологические привычные действия - вид детского невроза, при котором ребенок совершает такие действия, как обкусывание ногтей, сосание пальцев, жевание, а также выдергивание волос, бровей, ресниц (а у детей до 2 лет - раскачивание всем туловищем в процессе засыпания).

14. Школьный невроз - форма невроза, характеризующаяся неадекватным способом реагирования ребенка на те или иные проблемы в школе.

15. Депрессия у подростков - представляет собой невроз, при котором у ребенка кардинально изменяется поведение и образ мыслей, и, как правило, ребенок изолируется от общества.

16. Логоневроз - является одним из невротических расстройств, возникающим в результате испуга или нервного напряжения и которое довольно сложно вылечить.

17. Мутизм (мутацизм) - вид невроза, при котором у ребенка наблюдается отсутствие речевого общения, отказ от речи (при сохранности речевого аппарата).Многие психологи и психиатры утверждают, что основная причина неврозов детей - это неправильное воспитание. К примеру, если ребенку повторять каждый день, что он лентяй, оболтус, "непроходимый болван и тупица" - то постепенно он сам начинает в это верить. Правда сначала ребенок пытается доказать своим близким, что он совсем не такой плохой, но взрослые этого не замечают, стараясь "загнать" ребенка в свои рамки. И из-за того, что ребенок не может приспособиться под требования взрослых, начинает сопротивляться, возникает множество конфликтов с родителями. Все это приводит к повышенному нервному напряжению, а если родители так и будут придерживаться своей воспитательной политики и не захотят видеть в своем ребенке личность - у ребенка неизбежно возникнет детский невроз. Таким образом, причины неврозов у детей представляют собой острые или хронические психические травмы. Часто причинами детских неврозов являются испуг, наказание, неправильное отношение со стороны родителей и учителей, разлука с матерью или отцом, помещение в детский коллектив, развод родителей, переезд на другое место жительства, перевод в новую школу.Также существуют внутрисемейные причины развития невроза у ребенка (способствующие формированию невротической личности), например, недовольство родителей полом своего ребенка (в этом случае у ребенка наблюдается высокий уровень тревожности, ведь ему присваивают качества, которые ему не должны быть свойственны) или семейные конфликты (очень часто в конфликтных семьях недовольство между супругами выливается на ребенка, ребенок чувствует вину за эти конфликты, боится оказаться их причиной; причем в семьях, где папа более активен, чем мама, у ребенка неврозы развиваются гораздо реже - и, напротив, в семьях, где активная мама, все наоборот). Также причиной развития детского невроза может быть неполная семья, ведь ребенку, как мальчику, так и девочке, не хватает образца поведения представителя мужского пола и отсутствие стереотипа в данном случае влечет за собой развитие невроза. На появление неврозов у детей также большое влияние оказывают издержки воспитания, такие как традиционализм в семье, эмоциональный шантаж и предчувствия, открытые посылы и прямые угрозы, нескромность родителей, отсутствие привязанности внутри семьи, отдаленность родителей, негативное отношение к престарелым. Ребенок все это видит, впитывает, его хрупкая детская психика не может с этим справиться - в результате развивается невроз. Еще одной причиной детского невроза является переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье. Нередко родители сами не могут распределить внимание на обоих детей, но во всем несправедливо упрекают старшего ребенка - ведь он старший, на нем больше ответственности. Такая ситуация вызывает у детей ревность, нервные срывы, тики, а в худших случаях может возникнуть неприкрытая агрессия к младшему брату или сестре. Вследствие всего этого и происходит развитие детского невроза. Таким образом, основной причиной всех видов невроза у детей является психическая травма, однако не всегда все так прямо и не всегда есть возможность связать возникший невроз с той или иной жизненной ситуацией. Большое значение при возникновении детского невроза имеет также и наследственная предрасположенность. Перечислять причины детских неврозов можно долго, но хочется отметить, что основа у них всех одна - ошибки воспитания, несостоятельность взрослых как родителей. Многие родители обращаются к врачу только тогда, когда сталкиваются с такими симптомами детского невроза как энурез, невротическое заикание, нарушение сна. Причем часто в таких случаях рассказываются истории о том, что заикание началось из-за какого-то испуга (например, резко просигналила машина или залаяла собака), но мало кто знает, что в этом случае испуг только спровоцировал выход невроза "на поверхность", что на самом деле ребенок уже болен неврозом и винить в этом, опять таки, следует родителей.

ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ НЕВРОЗОВ

Психотерапия как система специально организованных методов лечебного воздействия применяется к лицам, уже заболевшим неврозом. В аспекте интересующей нас проблемы детских неврозов речь идет о применении широкого спектра психотерапевтических методов – групповых, индивидуальных, семейных, рациональных и суггестивных – наряду с медикаментозными и другими лечебными процедурами на этапе уже сформированной отчетливой клинической картины невроза. Когда речь идет о детях «еще не больных, но уже не здоровых», о начинающих складываться формах невротического реагирования и дезадаптированного поведения, т. е. когда речь идет о профилактике неврозов, на первый план выступают методы и приемы психокоррекции.

Такое подразделение имеет и еще одно, организационное, обоснование. Дело в том, что при современной организации медицинского психиатрического обслуживания населения контингент детей в преневротических состояниях оказывается нередко без квалифицированной помощи. Такие дети не получают помощи у детского психоневролога (их состояние еще не дает оснований к проведению лечения), а в системе обычного воспитательного воздействия устранить формы дезадаптации и первые признаки невротических симптомов не удается. Кроме того, многие родители в силу бытующих предубеждений отказываются от услуг детских психоневрологов и психиатров, предпочитая обращаться в психологическую консультацию. Именно здесь таким детям и родителям может и должна быть оказана квалифицированная психопрофилактическая помощь. С другой стороны, психотерапевтическая работа, как уже не раз подчеркивали наши ведущие психотерапевты (например, В. Е. Рожнов, 1965), должна постепенно выходить за пределы стационаров и охватывать более широкие контингенты риска. Организационно эта работа оформляется и осуществляется в различных учреждениях консультативного типа: дневных стационарах, отделениях профилактики, медико-психологических консультациях, консультациях «Брак и семья».

Таким образом, психотерапия и психокоррекция детских неврозов – это два взаимодополняющих друг друга метода психологического воздействия, каждый из которых имеет свои зоны приложения. Психотерапия – метод лечения, а психологическая коррекция – метод профилактики. В психокоррекционных воздействиях нуждаются дети из особого, повышенно уязвимого в отношении неврозов контингента. Поэтому для оказания им помощи необходимо всесторонне изучить психологические составляющие этой уязвимости, иными словами, психологически исследовать группу риска по детским неврозам и описать психологическое содержание факторов повышенного риска в отношении неврозов у детей. Эта работа и была проделана в настоящем исследовании. Задача психологической коррекции в целях профилактики неврозов у детей рассматривается как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, и на воссоздание гармоничных отношений ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: