Объективные ограничители развития двусторонних отношений




 

Наши страны имеют перспективы дальнейшего обогащения содержания двусторонних отношений, но у этого процесса есть и объективные ограничители. Достаточно обратить внимание на следующие факторы:

В России сохраняется политичес-кая и социальная напряженность. Большую роль играет незавершенность государственного строительства. В России сохраняется экономическая стагнация с неясной перспективой роста производства и его технико-технологичес-кого обновления. В России сохраняется существенная неравномерность развития социально-эко-номического развития регионов, особенно отставание Восточной Сибири и Дальнего Востока. Россия, располагая Транссибом и незавершенным БАМом, имеет возмож-ность эффективно соединить АТР с Евро-пой, стать территорией прохождения “Второго трансконтинентального моста” (Ляньюньган – Роттердам). Россия располагает сырьевыми ресурсами. Задача состоит в переходе от торговли ими к торговле конечными продуктами их переработки. Россия располагает новейшими тех-нологиями в ряде отраслей и крупными заделами в фундаментальных исследова-ниях, базой для капиталоемких и науко-емких производств, являющихся важней-шим фактором ее будущего развития.   В КНР сохраняется политическая и социальная напряженность. В стране на-чался переход от централизованного к федеративному государству. Первая его фаза на основе принципа “одна страна - две системы” связана с воссоединением Сян-гана и КНР. В КНР продолжается рост произ-водства, однако перспективы его не вполне ясны. У страны огромный потен-циал экстенсивного роста при больших социально-экономических ограничителях интенсивного развития. В КНР углубляется неравномерность социально - экономического развития, по-родившая политические противоречия. КНР располагает богатейшими трудо-выми ресурсами. КНР завершила на своей территории строительство “Второго трансконтинен-тального моста” (Лянью-ньган- Казахстан). КНР ощущает недостаток природных ресурсов. Размеры пахотных площадей, запасы пресной воды и многих полезных ископаемых составляют в расчете на душу населения 30-50 % их среднемирового уровня. Страна уже превратилась в чисто-го импортера нефтепродуктов.

 

Перечисленные факторы позволяют сделать по меньшей мере два важных вывода. Ограничители в развитии экономических отношений наших двух стран существуют, и они весьма существенны. Вместе с тем складывается впечат-ление, что перспективы во внешнеэкономических отношениях Китая и России не так уж и широки. Сотрудничество КНР и России может сложиться и развиться до определенной степени только в сферах энергетики и политики.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В официальных призывах к скорейшему развитию внешнеэкономических связей нет недостатка. Представители и Китая, и России предложили немало конкретных экономических проектов. Подписана масса протоколов о намере-ниях в самых разных внешнеэкономических областях. Но абсолютное боль-шинство из них остались нереализованными. Не удалось достигнуть и взаи-много объема внешнеторгового оборота в 20 млрд долларов, намеченного на 2000 год.

В итоге пять лет усилий двух правительств, местных властей закон-чились минимальным ростом официальной взаимной торговли. Стало ясно, что развитие экономического сотрудничества до 2000 года не являлось системо-образующим фактором в политике как Москвы, так и Пекина.

Процессы глобализации привели к тому, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе стало производиться две трети мирового ВВП. Позиции России в Северо-Восточной, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии предельно слабы. Они, по сути, сотканы из высокопарных деклараций и подкрепляются только военно-техническим сотрудничеством с рядом стран. При сохранении такой ситуации России грозит участь экономического карлика со всеми вытекающими отсюда последствиями. Настала пора сказать: Восточная Сибирь и Дальний Восток стали самым слабым звеном в экономической безопасности России!

На совещании в Благовещенске в 2000 году высшее руководство страны впервые ясно заявило о своей озабоченности положением дел в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, о стратегии развития, ориентированной на подъем этого региона. Возник, естественно, вопрос: намерена и может ли Россия стать экономически значимой державой в АТР? Если она к этому стремится, то что именно и когда намечено сделать? Ответы на эти вопросы к середине 2001 года, увы, не сформулированы.

Внешнеэкономическое наступление КНР затронет Россию особенно сильно, так как она является сопредельной страной, располагающей крайне необходимыми Китаю сырьевыми ресурсами и достаточно емким рынком сбыта китайской продукции. С другой стороны, уже в обозримой перспективе Китаю не составит большого труда обеспечить всем необходимым все население России, равное численности населения лишь двух-трех не самых больших китайских провинций.

Трудно сказать, насколько успешной окажется реализация китайской стратегии экспортной ориентации. Несомненно одно: ее осуществление в любом случае вызовет обострение конкуренции на мировом рынке и интенсифицирует процессы глобализации. Наибольшие сложности ожидают страны, не обладающие прочными позициями на мировых финансовых, сырьевых, товарных рынках. России необходимо как можно скорее и в полном объеме осознать изменение международной экономической ситуации на восточных рубежах: Китай стал не просто крупной экономической державой с серьезными экономическими амбициями, а страной, осуществляющей конкрет-ные планы внешнеэкономического расширения.

Возвращаясь к началу….. На рубеже 90-х годов много государств ходом истории (развал СССР, Варшавского Договора) было поставлено перед выбором своего дальнейшего пути. Ни одно государство не вернулось, например, к монархии, не выбрало диктатуру кого-либо. Все выбрали демократию и приступили к переходу к рыночным отношениям. Но при этом каждый пошел своим путем. И на примере Китая и России можно сделать вывод: у одних получается лучше, а у других… – как всегда. Остается надеяться, что хронические ошибки в области экономики, так характерные для эпохи Ельцина, там, в этой эпохе и остались. Остается надеяться, что и в России осознают, что экономикой должны руководить и преобразовывать ее не просто лично преданные люди, а специалисты высочайшего уровня подготовки и опыта, честные и ответственные. Остается надеяться, что:

- не только Германия под руководством Аденауэра может в короткие исторические сроки восстановиться из послевоенного пепла и стать одной из ведущих государств мира,

- не только Китай под руководством Цзян Цзэминя может в короткие исторические сроки достичь таких темпов развития экономики,

но и Россия под руководством Путина станет процветающим, экономически развитым государством.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 1999. – 734с.

2. Сергеев И. Российско–китайские совместные проекты // Эксперт. - 2000.- № 27. – с. 12-18

3. Чужачан Т. Императивы развития китайско-российских торгово-экономических отношений // РЭЖ. - 1998.- № 4.- с. 5-18

4. Гельбрас В. Куда идет Китай// МЭ и МО.- 2000.- № 4. – с.112-118

5. Попов Г. Узловые проблемы российской экономики и пути их реализации // Проблемы теории и практики управления. - 2001.- №6. – с. 24-28

6. Львов Д. Экономика России: прорыв в XXI век // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - № 4. – с. 32-42

7. Алексеев А.Д. Россия и Китай не союзники, но партнеры // Огонек. – 2001. - № 33.- с. 20

8. Гаврилов Е. К. Надо ли России опасаться Китая? // Азия и Африка. – 2000. - № 10. – с. 11-19

9. Рогачев И. Россия – Китай: перспективы сотрудничества // МЭ и МО. – 1999. - № 12. – с. 110-126

 

 


1 Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №4. – с 32-42

2 Азия и Африка сегодня. – 2000 - №10.-с. 11-19

3 Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №4. – с 32-42



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: