Программа.
Ансамбль Национального Танца «ЭНЖЕ».
Актуальность, новизна, концептуальная идея.
«Танец есть дело личного опыта, здесь опыт многих сотен лет. Не торопитесь разрушить все, что создано до сих пор, в угоду времени и запросов, не отвергайте всего, в чем просто не успели еще разобраться», - этими словами Михаила Фокина я хочу начать творческую программу Ансамбля Национального Танца «ЭНЖЕ».
Актуальность обращения к танцу как средству формирования этнокультурной компетентности обусловлена поиском эффективных образовательных форм для успешной социализации детей, подростков подрастающих в условиях полиэтничной культурной среды г.Уфы. Представители разных национальностей России и мира проживают в городе Уфе, и поэтому фактически каждый человек сегодня выступает носителем культурных традиций своего народа. Его включенность в систему межэтнических отношений предполагает наличие этнокультурной компетентности как «свойства личности, выражающегося в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующегося через умения, навыки и модели поведения, способствующего эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию». Формирование этнокультурной компетентности у детей и подростков требует их активной включенности в процесс знакомства с культурой, традициями и обычаями различных народов. В этой связи возникает насущная потребность в использовании в качестве образовательных форм всех видов народного искусства, в частности национального народного танца.
Танец, возникший на основе трудовой деятельности человека, представляет собой подлинную художественную энциклопедию социальной жизни народа. Так, национальный народный танец – один из наиболее распространенных и древних видов танцевального творчества. Он является неотъемлемой частью этнографического наследия народа и занимает важное место в культуре многонациональной России. В образовательном отношении танец – это культурная форма передачи молодому поколению народной картины мира и палитры чувств и эмоций, обладающая мощным педагогическим ресурсом для духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания детейи подростков.
|
Педагогическая целесообразность данной программы видна в сохранении и «воспроизводстве» национального народного танца юным, подрастающим и взрослым поколением. В процессе обучения участники ансамбля знакомятся с танцевальным и музыкальным народным творчеством различных этносов, проживающих в г. Уфе. Содержание программы направлено на формирование у участников увлеченности народным танцем и музыкой, желания выражать свои чувства и отношение к окружающему миру в художественных образах, характерных для конкретной этнической культуры. Формирование этнокультурной компетентности посредством танца позволяет участникам ансамбля не только постичь эстетику движения, но и способствует обогащению их культурного опыта.
Новизна данной программы заключается в:
– вариативности форм организации творческого и учебного процесса, обеспечивающей его непрерывность. Это «погружение» в этнокультурную среду на Всероссийских и Международных фестивалях и конкурсах, где выступления и активный отдых обучающихся интегрируется с танцевальным народным творчеством. В результате этой интеграции закладывается этнографический репертуар ансамбля. Хореографическая работа над ним затем продолжается в учебной и проектной деятельности в рамках аудиторий и сцен г.Уфы.
|
– открытом характере реализации данной программы, выражающийся в выстраивании партнерских отношений ансамбля с Культурными центрами г.Уфы.
Вот десять причин существования Ансамбля Национального Танца «ЭНЖЕ».
· Дети должны знать, в какой стране они живут, люди каких национальностей живут в России и во всем мире. В «ЭНЖЕ» занимаются дети разных национальностей: русские, татары, башкиры и т.д., всех не перечислить. В программе ансамбля это учитывается, она очень богата различными танцами. Дети с большим удовольствием исполняют русские, татарские, башкирские танцы, поэтому они с уважением относятся друг к другу, не обращают внимания на то, что они - представители различных национальностей.
· Познание и сохранение национальных традиций. Народные танцы разнообразны. В основе их лежат глубоко укоренившиеся в народе обычаи и традиции.
· Патриотическое воспитание в «ЭНЖЕ» происходит благодаря таким военным танцам, как «Солдатская пляска», «Матросский танец» и «Казачий пляс», над которыми будет в будущем работа, так же русский танец и национальные танцы России очень популярны на различных форумах и фестивалях.
· Занятия в ансамбле развивают в детях организованность, дисциплину, ответственность, уважение к старшим и, конечно, любовь к народному танцу.
|
· В ансамбле занимаются дети с разными физическими данными, нет такого строгого отбора, как в профессиональные коллективы, ведь «ЭНЖЕ» - любительский коллектив, он дает возможность всем желающим заниматься народным танцем.
· «ЭНЖЕ» не только воспитывает духовно, он даёт физическое оздоровление детям. Для того чтобы научиться красиво танцевать, предлагается специальная гимнастика, направленная на развитие гибкости суставов, улучшение эластичности мышц и связок, повышение силы мышц. Гимнастика также позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить ее, если нарушение уже появилось, оказывает глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
· Изучение основ классического и народного танцев - являются главными предметами хореографии. Каждое занятие ансамбля начинается с классического и народного экзерсиса.
· И самое главное – дети изучают народно-сценический танец. Идет работа над постановкой танцевальных номеров, ребята очень любят разучивать новые танцы.
· Результатом работы нашего коллектива будущем - это концертные выступления, участие в различных фестивалях, конкурсах.
· И, наконец, вспомним слова Михаила Фокина о том, что «Танец – это средство физического и духовного самосовершенствования человека. Это одна из самых больших радостей, ощущение гармонии, красоты в своем собственном теле и, прекраснейшее средство общения между людьми».