Использование эффективных методов и приемов.




СОДЕРЖАНИЕ

1. Информационный блок

1.1 Название темы опыта…………………………………………………………3

1.2 Введение……………………………………………………………………….3

1.3 Актуальность опыта …………………………………………………………3

1.4 Цель опыта……………………………………………………………………4

1.5 Задачи опыта………………………………………………………………….4

2. Описание технологии опыта

2.1 Ведущая идея опыта…………………………………………………………..4

2.2 Описание сути опыта………………………………………………………...5

2.3Использование эффективных методов и приемов…………………………8

2.4 Результативность и эффективность опыта………………………………….13

3. Практические рекомендации (заключение)……………………………….…14

4. Список литературы…………………………………………………………….14

Приложения……………………..…………………………………………………15

 

 

Информационный блок

Название темы опыта

Ценности физической культуры направлены на развитие личности. Ее идеалом является физически, нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать себя и приносить пользу людям. Использование эффективных методов и приемов на уроках физической культуры и здоровья и занятиях «Час здоровья и спорта» (волейбол) является средством развития физических качеств учащихся.

Введение

У школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц. Высокий уровень развития координационных способностей – основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. Процесс освоения любых двигательных действий идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей – важный компонент состояния здоровья.

Актуальность опыта

Из года в год отмечается большое количество простудных заболеваний среди учащихся. Гимназисты по уважительной причине пропускают учебные занятия, а затем освобождаются от уроков физической культуры и здоровья. Анализ ситуации в гимназии показывает, что необходимо найти способы и методы для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Использование эффективных методови приемов на уроках физической культуры и здоровья и занятиях «Час здоровья и спорта» является основой формирования здорового образа жизни учащихся.

1.4Цельопыта педагогической деятельности - использование эффективных методови приемов на уроках физической культуры и здоровья и занятиях «Час здоровья и спорта» (Волейбол) - основа формирования здорового образа жизни учащихся и развития физических качеств учащихся.

1.5Задачи опыта:

- внедрение на основе изучения научно-методической литературы здоровьесберегающей составляющей физического воспитания;

- анализ эффективности уроков и учебных занятий;

- поиск современных и эффективных методов и приемов организации учебных занятий;

- укрепление здоровья учащихся посредством повышения качества образовательного пространства по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».

1.6 Длительность работы над опытом: 2013 – 2017 гг.

Описание технологии опыта

Ведущая идея опыта

Процесс формированиянавыков здорового образа жизни происходит через использование системы спортивно-массовых мероприятий на уроках физической культуры и во внеурочное время.

Использование эффективных методови приемов на уроках физической культуры и здоровья и занятиях «Час здоровья и спорта» является основой формирования здорового образа жизни учащихся и развития физических качеств учащихся.

Моя личная позиция:

- поиск активных форм и методов формирования здорового образа жизни учащихся;

- включение каждого учащегося в активную двигательную деятельность;

- создание на занятии атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

Возникновение моего опыта обусловлено следующими причинами:

- ухудшение здоровья детей;

- снижение мотивации к занятиям физической культуры и спортом;

- достаточная материально-техническая база.

2. 2 Описание сути опыта

Основная задача организации образовательного процесса по физическому воспитанию состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить ребят к регулярным тренировкам, подготовить их к соревновательной деятельности.

В нашей гимназии обучается 120 человек. Из них имеют основную группу здоровья - 84 учащихся (70 %), подготовительную - 12 учащихся (10 %), ЛФК – 19 учащихся (15,8 %), СМГ - 5 учащихся (4,2 %). По результатам медицинских осмотров учащихся наиболее часто встречаются заболевания органов дыхания (7%), костно–мышечной системы (сколиозы, нарушения осанки) (12%), органовзрения (16%), сердечно – сосудистой системы (6%) и др.

Только два часа в неделю физической активности не смогут исправить существующее положение дел. Поэтому и был введен третий учебный час –занятия «Час здоровья и спорта».

Учитывая все вышесказанное, а так же материальную базу и потребности учащихся, я выбрал проведение дополнительного часа по углубленному изучению спортивной игры «Волейбол».

Волейбол – командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий партнера. Это хороший способ воспитания чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления, способности управлять своими эмоциями. Именно эти качества необходимо прививать детям, особенно в среднем звене. Труднее всех приходится пятиклассникам, им морально тяжело адаптироваться в новых для них условиях. Благодаря игре в волейбол на уроках и вне урока они быстрее привыкают к новой роли в гимназии, находят товарищей из более старших классов и налаживают отношения среди своих сверстников.

Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет проходить более успешно.

Спортивная игра, в силу присущей ей психологической особенности, вызывает сильный эмоциональный отклик у учащихся. Поэтому, играя, учащиеся с одной стороны, улучшают свое физическое развитие, а с другой, делают это с удовольствием и без принуждения.

Эта командная игра прочно завоевала симпатию людей различного возраста. Развитие физических качеств, укрепление опорно–двигательного аппарата, повышение работоспособности организма, эмоциональный заряд, сохранение бодрости – вот далеко не полный перечень его достоинств. И, наконец, я сам играю в волейбол.

За годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.

Осознание этого помогло мне в свое время сделать для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.

Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения по площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных сочетаниях. Физическая подготовленность слагается из общей и специальной, между которыми существует тесная связь. Эта спортивная игра требует от игроков таких качеств как сконцентрированность, сила удара, ловкость, координация и быстрота движений.

Достоинства волейбола – в его простоте, эмоциональности и зрелищности. Популярность волейбола делает его могучим средством пропаганды физической культуры и спорта. Новичок, заинтересовавшись волейболом и познав горечь первых поражений, быстро убеждается в том, что для успешной игры ему не хватает умения высоко прыгать, выносливости, точности удара. Осознав это, он делает правильный вывод и начинает заниматься прыжками, бегом, общими развивающими упражнениями. Так волейбол открывает доступ к регулярным занятиям физкультурой и спортом.

Как составная часть программы по физической культуре в школе волейбол является одним из средств решения основных задач физического воспитания.

Решая сложнейшую задачу по развитию физических качеств у гимназистов, учителю нельзя забывать об индивидуальных особенностях каждого ученика. Индивидуальные особенности организма (максимальное потребление кислорода, высокая подвижность нервных процессов, быстрота мышления или длина туловища) отражаются на процессуальной и результативной стороне деятельности.

Особенности физического развития программируются на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей. Наследственная программа передается из поколения в поколение.

Это необходимо использовать для реализации дифференцированного подхода к физическому воспитанию гимназистов.

Особенно надо быть внимательными к учащимся с повышенной массой тела: даже небольшое превышение нормальной массы усложняет обучению некоторым элементам.

В секциях волейбола проходит тщательный отбор занимающихся (тремя этапами). И те учащиеся, развитие которых происходит медленнее остаются за «кормой». Нет, их не выгоняют, но они сами чувствуют себя неуверенно на фоне более успешных товарищей. Их не берут на соревнования областного уровня. И для них волейбол остается недосягаемой мечтой. А на дополнительном часе физкультурыобучается каждый в меру своих способностей. Огромное удовольствие приносят учащимся турнир по волейболу на призы гимназии г. Клецка.

Использование эффективных методов и приемов.

В настоящее время важна проблема повышения эффективности образовательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя эффективные методы и приемы физического воспитания.

Урок – основная форма обучения. Но кроме этого я использую внеурочные формы. Это соревнования - гимназические и районные.

На уроках и и занятиях «Час здоровья и спорта» применяю самый эффективный метод - соревновательно – игровой. Соревновательно– игровой метод – это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает радость, способствует движению вперед.

Во время урока можно использовать фронтальный метод, когда задание дается для всего класса во время выполнения беговой разминки; групповой при ОРУ; фронтальный, когда персональное задание получает каждый при работе с мячами. Использую разные типы уроков – ознакомление с новым материалом, закрепление, контрольный, вводный, комбинированный, соревнование, сюжетный, круговая тренировка.

Успех учащихся зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, одни из которых направлены на развитие физических способностей, необходимых для игры в волейбол, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приема. Например, челночный бег развивает координацию движений, бросок теннисного мяча через сетку учит технике нападающего удара.

Специальные упражнения, если их систематически применять, являются хорошим средством для улучшения физической подготовленности, технической и тактической подготовки учащихся при игре в волейбол.

Лучшие игроки из каждого класса принимают участие в гимназических соревнованиях между классами, причем выбирают сами учащиеся. Самые достойные становятся участниками районных соревнований. А выбор таковых происходит под моим руководством, учитывая умения играть и умения взаимодействовать с другими игроками.

Занятия волейболом каждую неделю не стоят обособленно от остальных уроков. Они является дополнением в общую систему уроков, так как решают одну из основных задач физического воспитания в гимназии.

Для оценки уровня физических качеств и осуществления контроля за двигательной подготовленностью учащихся широко применяю тесты и нормативы, обозначенные в учебной программе по физической культуре для определения координации или ловкости, гибкости, выносливости, быстроты и так далее. Тесты дают возможность получить объективные данные об уровне развития двигательных способностей учащихся различного возраста.

Для определения уровня физической подготовленности школьников я использую следующие тесты:

- бег 30 метров (скорость),

- челночный бег 4*9 метров (координационные способности),

- подтягивание на перекладине у мальчиков и поднимание туловища из положения лежа у девочек (сила),

- 1000 метров (выносливость),

- наклон вперед из положения сидя на полу (гибкость).

Эффективность освоения перемещений во многом зависит от уровня скоординированности учащихся, сокращения времени на выполнение отведенных действий, быстроты, ловкости и скорости передвижения. Для развития этих качеств даю задания: передача мяча партнеру с различной высотой полета, траекторией, направлением, одним словом, усложняя их. Также включаю подвижные игры, эстафеты с элементами волейбола.

Для технического освоения приемов мяча сверху и снизу двумя руками даю задания таким образом: у каждого учащегося в руках баскетбольный мяч, который дети используют вместо волейбольного мяча, выполняем передачу мяча над собой двумя руками сверху от 50 раз в общем количестве, которое постепенно увеличивается до 300 раз. За время выполнения этого упражнения есть возможность подойти к каждому ученику, исправить ошибки, похвалить, подбодрить. Та же самая работа используется на освоение техники нижнего приема, но только уже с волейбольным мячом. Благодаря методу многократных повторений дети быстрее обучаются технике приемов и передач.

Для закрепления навыка передачи мяча сверху выполняем работу во встречных колоннах. Учащиеся располагаются на обеих сторонах площадки во встречных колоннах по 3-4 человека. При этом нужно стремиться, чтобы дети точно адресовали мяч встречному игроку, акцентировать их внимание на своевременный выход под летящий мяч и сохранение в момент передачи устойчивого равновесия. После того, как учащиеся осваивают передачи мяча во встречных колоннах, упражняясь на одной стороне площадки, переходим к совершенствованию этого упражнения через сетку. Здесь даю задание, чтобы при передаче мяча через сетку сохраняли высокую траекторию полета мяча (мяч не должен касаться сетки). Перемещения учащиеся выполняют в заданных направлениях. Такие упражнения позволяют эффективнее усвоить технику выполнения приемов и передач мяча сверху 2-мя руками.

Для обучения подачам использую следующий подход. Во-первых, обучаю детей выполнять только верхнюю прямую подачу и происходит это таким образом: в 5-х классах – подача сначала с 3-метровой линии с одного шага выполняется бросок мяча как в пионерболе одной рукой сверху в соответствии с техникой волейбольной подачи, затем по мере овладения подачей с 3-х метровой линии расстояние до сетки постепенно увеличивается и достигает лицевой линии. Ко II полугодию переходим непосредственно к верхней подаче, но уже по всем требованиям в волейболе. Изучаем подачу с одного шага. Мяч в левой руке на уровне глаз, правая рука поднята над головой примерно на 10 см, кисть - открыта, правая нога впереди. С одновременным подбрасыванием мяча вверх – вперед, делаем 1 шаг вперед левой ногой и ударяем прямо по мячу открытой кистью правой руки (для левши – наоборот). Сначала подачу выполняем с 3-х метровой, а затем, для каждого ученика индивидуально, если получилось, мяч достиг цели, делаем 1 шаг к лицевой линии и т.д.

Для закрепления навыков подач предлагаю подвижные игры «Охотники и утки», «Перестрелка», пионербол и др.

По мере освоения технических приемов, передач и подач, конечно же, очередь доходит и до двусторонней учебной игры по упрощенным правилам. Во-первых мы играем в пионербол с элементами волейбола. Игра происходит по следующим правилам: игрок подачу подает если пионербольную, то, конечно, из-за лицевой линии, но если волейбольную – за 6 метров от сетки.

Мяч, перелетевший сеть, ловим двумя руками, как и в пионерболе, затем выполняем верхнюю передачу в зону 3 (зоны на площадке размечаю мелом), игрок, находящийся в зоне 3, принимает мяч двумя руками сверху и передает его в зону 2 или 4 для выполнения нападающего удара. Здесь тоже есть варианты: если игрок не уверен, что он выполнит нападающий удар с прыжка как в волейболе, ему разрешается поймать мяч и выполнить удар с разбега 3-х шагов, как в пионерболе. Очко, выигранное после таких действий, засчитывается. По мере освоения техники и тактики игры, условия ее меняю. Например: мяч в нападении обязательно ударяем ладошкой, независимо от того в какой он точке находится или первый мяч после подачи обязательно принимаем на нижний прием и передаем в зону 3 (через разводящего). Игру постоянно комментирую, останавливаю ее, чтобы указать учащимся на явные ошибки. Иногда сам встаю на площадку проигравшей команды в зону 3, показываю, как игрок данной зоны должен выйти к мячу и передать его в заданном направлении.

В тему «Волейбол» включаю сдачу контрольных нормативов по технике владения мячом. Выставление отметок по контрольным нормативам провожу по мере освоения технических приемов, не отводя для этого специальных уроков.

Для развития физических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость) применяю методы круговой тренировки.

На каждом уроке дети выполняют различные прыжковые упражнения со скакалкой и без нее. Режим работы со скакалкой разный: либо количество прыжков, либо по времени.На уроках показываю различные виды прыжков со скакалкой. Особенно детям нравятся двойные прыжки, и они стараются их выполнить. Прыжки со скакалкой входят в обязательное домашнее задание. Выполняем прыжки в длину с места, тройной прыжок, прыжки через скамейку, выпрыгивания и т.д.Очень часто выполняем упражнения на шведской стенке для укрепления мышц брюшного пресса, рук, ног и др.

Для развития быстроты и координации выполняем челночный бег методом повторных упражнений, т.е. 3-5 подходов.

Бег выполняем в разных сочетаниях, например, 1 – бег, 2 – бег спиной вперед, 3 – приставными шагами вправо, 4 – приставными шагами влево и т.д.

Хочу раскрыть еще один очень маленький секрет, используемый мною при обучении волейболу – это обращение к образному мышлению, которое у детей очень хорошо развито. Например, можно много рассказывать о работе пальцев рук при выполнении передач мяча сверху двумя руками, показывать ее. Но всегда найдутся учащиеся, которые будут принимать мяч на ладони. Поэтому при обучении данному приему я предлагаю учащимся мысленно поиграть на пианино или гитаре. Мелодия на данных инструментах возникает только тогда, когда музыкант перебирает клавиши или струны пальцами. Волейбольный мяч тоже любит, когда его мягко касаются пальцами обеих рук. Точная, своевременная, удобная для партнера передача – это ведь тоже своеобразная мелодия. От красивого волейбола поет душа. После таких объяснений учащемуся обычно достаточно напомнить только одно слово о гитаре и он сразу понимает суть своей ошибки.

Большое внимание уделяю внеклассной работе, провожу Дни здоровья, гимназические соревнования и первенства по футболу, волейболу, баскетболу, мини-футболу, лыжным гонкам.

Основными в моей работе были и остаются неизменные категории: доброта, справедливость, требовательность. Помочь каждому ребёнку реализоваться, наметить свою высоту, увидеть даже самый малейший успех.

Жизнь тем и интересна, что не позволяет останавливаться на достигнутом. Нужно совершенствоваться самому постоянно.

Выбрав когда-то этот путь, педагога я нисколько не жалею. Ведь рядом много надёжных друзей, у которых я учусь, и которые учатся у меня. Рядом дети, они тебя ждут и, надеюсь, любят как учителя, как человека, как личность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: