Содержание
Вступление. 3
Криволинейное движение. Перемещение, скорость и ускорение при криволинейном движении.. 3
Движение по окружности. Линейная и угловая скорости при равномерном движении по окружности.. 4
Ускорение при равномерном движении тела (точки) по окружности.. 5
Заключение. 7
Литература. 8
Вступление
Формирование понятий вращательного движения в средней школе соответствует изучению раздела криволинейного движения, где учащиеся получают лишь общие представления о криволинейном движении и более подробно изучают равномерное движение тела (точки) по окружности. Основными новыми физическими понятиями, которые рассматриваются в данной теме, являются угловая и линейная скорости, радиан, центростремительное ускорение. Формированию их учитель должен уделить серьезное внимание. В то же время при изучении криволинейного движения мгновенная скорость, о которой учащиеся знают из предыдущей темы, приобретает особое значение. В данной теме основная задача механики решается для случая равномерного движения тела (точки) по окружности. Этой темой завершается раздел «Кинематика». Поэтому в ней должно быть сделано обобщение знаний о кинематических понятиях, которые широко будут применяться в дальнейшем. Следовательно, в конце темы целесообразно провести урок обобщающего повторения.
На изучение темы «Криволинейное движение» программой отводится 6 ч. Рекомендуем следующее примерное планирование материала темы:
1. Криволинейное движение. Перемещение, скорость и ускорение при криволинейном движении.
2. Движение по окружности. Угол поворота, радиан. Решение задач.
3. Угловая и линейная скорости при равномерном движении по окружности. Решение задач.
|
4. Ускорение при равномерном движении тела по окружности.
5. Об относительности движения тела при вращении системы отсчета.
6. Обобщающее повторение. Решение задач.
Криволинейное движение. Перемещение, скорость и ускорение при криволинейном движении
Из курса физики VI класса учащиеся знают, что движение, траекторией которого является кривая линия, называется криволинейным движением. В VIII классе эти знания дополняются и углубляются.
Приводим примеры криволинейного движения (движение тела, брошенного под углом к горизонту; вращение Земли вокруг солнца, движение искусственных спутников вокруг Земли, движение заряда, вылетевшего из орудия и др.)
Демонстрируем некоторые опыты: выстрел из баллистического столета, движение шарика на центробежной дороге, изменение направления движения стального шарика под действием магнита.
Учащиеся знают, что в случае прямолинейного движения траектория — прямая линия и поэтому положение любой точки траектории определяется одной координатой. В случае криволинейного движения, происходящего на плоскости, изменяются две координаты х и у.
После этого выясняем, как изменяется скорость в криволинейном движении, даем понятие о направлении скорости и перемещения в криволинейном движении. Важно объяснение этого материала иллюстрировать опытом, показывающим, что вектор скорости точки направлен по касательной к траектории движения. Рекомендуем на уроке показать следующую демонстрацию.
Рис. 1 |
На центробежной машине укрепляется вертикально фанерный круг диаметром 18—20 см. Нижняя его часть (сегмент) погружается в сосуд с подкрашенной водой (можно использовать сосуд от прибора по теплоемкости) (Рис. 1). При вращении круга центробежной машины струи воды летят по направлениям касательных к кругу.
|
Эти опыты помогают учащимся сделать вывод: направление скорости криволинейного движения определяется направлением касательной в той точке траектории, в которой находится в данный момент вращения движущаяся материальная точка. Абсолютное значение скорости в криволинейном движении измеряется отношением пути, пройденного материальной точкой за известный промежуток времени, к значению этого промежутка времени. Длина пути в этом случае отсчитывается по дуге, вдоль траектории движения. (Для учителя напомним, что при изучении криволинейного движения точки в механике пользуются понятиями тангенциального и нормального ускорения и полного ускорения.)
Так как направление касательной к траектории в разных точках различно, то это означает, что в криволинейном движении в общем случае скорость изменяется по направлению.
При изучении криволинейного движения особое значение приобретает мгновенная скорость. Обращаем внимание и на следующий факт. В криволинейном движении вектор скорости не совпадает по направлению с вектором перемещения, а составляет с ним некоторый угол. В прямолинейном же движении направления этих векторов совпадают или противоположны.