ГИПОТЕЗЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ




Учёные многие столетия пытаются объяснить происхождение жизни на Земле. В настоящее время обсуждаются следующие гипотезы: креационизм – возникновение жизни в результате божественного творения; гипотеза самозарождения, авторами которой можно считать Аристотеля, Ван Гельмонта и ряд других учёных, предполагавших возможность неоднократного зарождения жизни из неживого: гнилого мяса, грязного белья, воздуха, почвы и т.д. Ещё одна гипотеза – абиогенеза – развивала идею возникновения организмов из неорганического вещества в течение длительной физико-химической эволюции материи. Эта гипотеза была выдвинута академиком А.И. Опариным и английским биологом Дж. Холдейном. Современная теория – биопоэза – сформулирована английским учёным Дж. Берналом. Его гипотеза заключается в следующих идеях:

1) сначала из неорганических веществ возникли простые органические соединения – аминокислоты, углеводы и т.д.;

2) затем образовались биологические полимеры;

3) следующим этапом было образование первичных организмов, ограниченных от окружающей среды мембранами.

Задолго до возникновения жизни на Земле были очень высокие температуры, значения которых достигали нескольких тысяч градусов.
В процессе охлаждения Земли в её поверхностных слоях концентрировались такие элементы, как Н, О, С, N, необходимые для возникновения жизни. Затем возникли такие химические соединения, как углекислый газ, метан, аммиак, давшие начало органическим соединениям. При температуре поверхности Земли ниже 100 °С происходило сгущение водяных паров, шли ливни, образовались большие водоёмы. Из углерода и тугоплавких металлов образовалась земная кора. В результате вулканической деятельности образовались углеводороды, а затем и простейшие органические соединения. Постепенно в водах первичного океана из растворённых в воде неорганических веществ абиогенным путём возникли простые органические соединения (сахара, аминокислоты, азотистые основания и др.). Постепенно в атмосфере Земли стал накапливаться кислород в результате разложения воды под действием света. С этого момента создались предпосылки к развитию жизни на Земле.

Используя текст «Гипотезы возникновения жизни на Земле» и имеющиеся у Вас знания, ответьте на следующие вопросы. 1. Какая из теорий возникновения жизни на Земле наиболее доказательна? 2. Какие абиотические факторы способствовали возникновению жизни на Земле? Назовите не менее двух факторов. 3. Может ли, с точки зрения современной науки, процесс возникновения жизни происходить на Земле в настоящее время? Ответ поясните.

 

 

3.Какое общее свойство объединяет два изображённых анатомических образования? Оба они являются
  1) аналогичными органами
  2) гомологичными органами
  3) атавизмами
  4) рудиментами

4.В связи с выходом первых растений на сушу у них появились

1) вегетативные органы

2) семена

3) споры

4) гаметы

5.Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) обособление головного мозга

2) образование внутреннего скелета

3) появление теплокровности

4) появление двух слоёв клеток тела

5) развитие кишечника с ротовым и анальным отверстиями

 

6.Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) возникновение лучевой симметрии тела

2) возникновение нервной системы узлового типа

3) появление выделительных канальцев

4) образование наружного скелета

5) образование костного внутреннего скелета

7.Какой признак свидетельствует о родстве археоптерикса с современными птицами?

1) пальцы с когтями на передних конечностях

2) цевка в задних конечностях

3) мелкие зубы в челюстях

4) хвостовой отдел в позвоночнике

8.К направляющей движущей силе эволюции Ч. Дарвин относил

1) наследственную изменчивость

2) внутривидовую борьбу

3) межвидовую борьбу

4) естественный отбор

9.На рисунке представлены светлые и тёмные бабочки берёзовой пяденицы на стволе берёзы. В рамках эксперимента в изолированный участок берёзового леса были выпущены светлые и тёмные бабочки в соотношении 1:1. Как изменится соотношение численности светлых и чёрных бабочек в течение нескольких лет, если условия обитания насекомых остались неизменными?
  1) возрастёт число светлых бабочек
  2) возрастёт число тёмных бабочек
  3) число светлых и тёмных бабочек останется неизменным
  4) тёмные бабочки исчезнут полностью

10.Основная заслуга Ч. Дарвина перед наукой заключается в

1) научном объяснении происхождения жизни

2) создании рефлекторной теории

3) усовершенствовании методов селекции

4) объяснении причин приспособленности организмов

11.Установите последовательность усложнения организации организмов в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) возникновение фотосинтеза

2) развитие семян в шишках

3) возникновение двойного оплодотворения

4) возникновение гетеротрофных организмов

5) участие кислорода в обменных процессах в клетках

12.Прогрессивным признаком плоских червей по отношению к кишечнополостным является

1) многоклеточное строение

2) трёхслойное строение тела

3) лучевая симметрия тела

4) свободноживущий образ жизни

13.Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление коры в больших полушариях

2) формирование хитинового покрова

3) возникновение лучевой симметрии тела

4) развитие кишечника с ротовым и анальным отверстиями

5) появление в черепе челюстей

14.Сохранение в природе животных и растений с полезными для них признаками происходит в процессе

1) изменчивости

2) изоляции

3) борьбы за существование

4) естественного отбора

15.Что из перечисленного относят к результатам эволюции?

1) естественный отбор

2) борьбу за существование

3) наследственную изменчивость

4) приспособленность организмов к среде обитания

16.Заслуга Ч. Дарвина заключается в том, что он

1) признал изменяемость видов

2) разработал современную классификацию животных и растений

3) доказал, что приобретённые признаки наследуются

4) создал учение о естественном отборе

 

17.Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие изображённых пород домашних кур?
  1) борьбе с неблагоприятными условиями внешней среды
  2) межвидовой борьбе
  3) естественному отбору
  4) искусственному отбору

18.К движущим силам эволюции относится

1) приспособленность организмов к окружающей среде

2) многообразие организмов

3) борьба за существование

4) образование новых видов

19.Установите последовательность усложнения организации животных в процессе историчес

ого развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление пищеварительной системы

2) возникновение кровеносной системы

3) появление трахей и дыхалец

4) развитие одноклеточных гетеротрофны

организмов

5) появление в организме двух слоёв клеток

20.Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие изображённых пород голубей?
  1) борьбе с неблагоприятными условиями внешней среды
  2) естественному отбору
  3) искусственному отбору
  4) внутривидовой борьбе

21.Образование новых видов в природе происходит в результа

 

1) регулярных сезонных изменений в природе

2) возрастных физиологических изменений особей

3) взаимодействия движущих сил (факторов) эволюции

4) природоохранной деятельности человека

22.Установите последовательность усложнения организации организмов в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление ризоидов

2) образование семян в плодах

3) возникновение фотосинтеза

4) образование семян в шишках

5) формирование корневых систем

23.Какая группа животных возникла в процессе эволюции позже остальных?

1) моллюски

2) кишечнополостные

3) круглые черви

4) плоские черви

24.Установите последовательность появления на

Земле основных групп растений в процессе эволюции. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) псилофиты

2) одноклеточные зелёные водоросли

3) многоклеточные зелёные водоросли

4) папоротникообразные

5) голосеменные

25.Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие изображённых сортов капусты?

 

1) борьбе с неблагоприятными условиями внешней среды

2) естественному отбору

3) искусственному отбору

4) внутривидовой конкуренции

26. Появление каких признаков служит примером приспособленности организмов к определённым условиям среды? Выберите три верных ответа из шести и запиш

те цифры, под которыми они указаны.

1) хорды у бесчерепных

2) цветка у покрытосеменных

3) острых клыков у волков

4) млечных желез у млекопитающих

5) опыления цветков шиповника насекомыми

6) длинного главного корня у верлюжьей колючки

27.Млекопитающие произошли от древних

1) динозавров

2) зверозубых ящеров

3) кистепёрых рыб

4) хвостатых земноводных

28.Установите последовательность систематического положения вида зайца-беляка, начиная с наименьшей группы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) отряд Зайцеобразные

2) класс Млекопитающие

3) семейство Заячьи

4) род Зайцы

5) тип Хордовые

28.К. Линней в своей системе живой природы ошибочно причислял изображённое животное к рыбам, однако правильно его следует отнести к классу  
  1) млекопитающих
  2) земноводных
  3) головоногих
  4) пресмыкающихся

29.Что из перечисленного появилось в процессе эволюции у плоских червей в сравнении

с кишечнополостными?

1) кишечная полость

2) энтодерма

3) кровеносная система

4) третий зародышевый листок

30.ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ В ПАЛЕОЗОЙСКУЮ ЭРУ

Палеозойская эра началась 570 млн лет назад и продолжалась около 340 млн лет. Суша, представляющая в конце протерозоя единый суперконтинент, раскололась на отдельные материки, сгруппированные около экватора. Это привело к созданию большого числа мелких прибрежных районов, пригодных для расселения живых организмов.

Дальнейшее преобразование суши и формирование озонового экрана привело около 400 млн лет назад к происхождению от зелёных водорослей первых наземных растений – риниофитов и мхов. Они, в отличие от водорослей, обладали покровными, проводящими и механическими тканями, позволявшими существовать в условиях суши. От первых наземных растений произошли древние споровые растения – хвощи, плауны и папоротники, сформировавшие первые леса Земли.

В конце палеозоя климат стал более холодным и сухим. От семенных папоротников произошли первые голосеменные растения. Для оплодотворения им не нужна была вода, они размножались с помощью семян. Это позволяло им, в отличие от споровых, выживать в более суровых условиях.

В начале эры появились и первые позвоночные животные – панцирные рыбы. Они обладали внутренним скелетом. От панцирных впоследствии произошли древние хрящевые и костные рыбы. Среди костных выделились кистепёрые, от которых около 300 млн лет назад произошли первые наземные земноводные.

В конце палеозоя древние земноводные вымерли, появились первые пресмыкающиеся – котилозавры. Впоследствии котилозавры дали начало современным пресмыкающимся, имеющим сухую, лишённую желёз кожу с роговыми чешуями, более совершенные лёгкие и откладывающим яйца с защитными оболочками.

Итак, наиболее существенным этапом развития жизни в палеозое является завоевание суши многоклеточными растениями и животными.

Используя содержание текста «Эволюция жизни в палеозойскую эру» и знания курса, ответьте на следующие вопросы.

1. Какие геологические процессы способствовали ускорению эволюции в палеозойскую эру?

2. Какие эволюционные изменения в строении приобрели первые голосеменные растения в сравнении с древними водорослями? Назовите не менее трёх.

3. Каков порядок появления древних

озвоночных животных в процессе эволюции?

31.Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие изображённых пород собак?
  1) борьбе с неблагоприятными условиями внешней среды
  2) естественному отбору
  3) искусственному отбору
  4) внутривидовой борьбе

32. Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) семейство Крестоцветные

2) отдел Покрытосеменные

3) род Редька

4) класс Двудольные

5) царство Растения

33.Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития орг

нического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление головного и спинного мозга

2) возникновение лучевой симметрии тела

3) возникновение кровеносной системы

4) участие кислорода в обменных процессах

клетках

5) развитие кишечника с ротовым и анальным отверстиями

34.Установите последовательность усложнения организмов в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) образование в клетках хл

рофилла

2) возникновение ризоидов

3) образование плодов

4) появление корней, стеблей, листьев

5) возникновение одноклеточных гетеротрофных организмов

35.Что относят к результатам эволюции?

1) изоляцию организмов

2) борьбу за существование между организмами

3) наследственность и изменчивость у организмов

4) образование нового вида

36.Яркие пахучие цветки у покрытосеменных растений появились в процессе эволюции как приспособление к

1) запасанию питательных веществ

2) распространению семян и плодов

3) наземному обитанию

4) привлечению насекомых

37.Установите последовательность усложнения организации организмов в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) возникновение семян

2) появление цветка

3) возникновение фотосинтеза

4) появление растительных тканей

5) формирование корневых систем

38.Кора головного мозга, имеющая борозды и извилины, впервые появилась у

1) земноводных

2) пресмыкающихся

3) птиц

4) млекопитающих

39.Какая группа животных среди перечисленных возникла в процессе эволюции позже остальных?

1) круглые черви

2) моллюски

3) кишечнополостные

4) плоские черви

40.Какая система органов возникла у кольчатых червей в процессе эволюции?

1) пищеварительная

2) половая

3) нервная

4) кровеносная

41. БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

Под названием борьбы за существование Ч. Дарвин ввёл в биологию сборное понятие, объединяющее различные формы взаимодействия организма со средой, которые ведут к естественному отбору организмов. Основная причина борьбы за существование – это недостаточная приспособленность отдельных особей к использованию ресурсов среды, например пищи, воды и света. Учёный выделял три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с физическими условиями среды.

Внутривидовая борьба за существование – борьба между особями одного вида. Эта борьба наиболее ожесточённая и особенно упорная. Она сопровождается угнетением и вытеснением менее приспособленных особей данного вида. Например, так происходит конкуренция между соснами в сосновом лесу за свет или самцами в борьбе за самку. В процессе борьбы организмы одного вида постоянно конкурируют за жизненное пространство, пищу, убежища, место для размножения. Внутривидовая борьба за существование усиливается с увеличением численности популяции и усилением специализации вида.

Каждый вид растений, животных, грибов, бактерий в экосистеме вступает в определённые отношения с другими членами биоценоза. Межвидовая борьба за существование – борьба между особями различных видов. Её можно наблюдать во взаимоотношениях между хищниками и их жертвами, паразитами и хозяевами. Особенно упорная борьба за существование существует между организмами, которые принадлежат к близким видам: серая крыса вытесняет чёрную, дрозд деряба вызывает уменьшение численности певчего дрозда, а таракан пруссак (рыжий таракан) – чёрного таракана.

Отношения между видами сложные, так как все виды в природных сообществах взаимосвязаны. Взаимосвязь может быть антагонистической и симбиотической. Так, растения не могут существовать без сожительства с некоторыми видами грибов, бактерий и животных.

Борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды проявляется в различных отрицательных воздействиях неживой природы на организмы. Так, на произрастающие в пустынях растения влияет недостаток влаги, питательных веществ в почве и высокая температура воздуха.

Для эволюции значение различных форм борьбы за существование неравноценно. Межвидовая борьба за существование ведёт к совершенствованию одних видов по сравнению с другими. В результате такой борьбы победившие виды сохраняются, а проигравшие вымирают. Внутривидовая борьба за существование вызывает увеличение разнообразия у особей внутривидовых признаков, снижает напряжённость конкуренции за одинаковые ресурсы среды.

Используя содержание текста «Борьба за существование» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) В чём особенность межвидовой борьбы за существование?

2) Что является результатом внутривидовой борьбы за существование?

3) Какой пример иллюстрирует межвидовую борьбу за существование?

42.Что относят к результатам эволюции?

1) приспособленность организмов

2) естественный отбор

3) борьбу за существование

4) наследственность и изменчивость

Что лежало в основе эволюции растений?

1) естественный отбор

2) наследственная изменчивость

3) борьба за

существование

4) естественная изоляция между видами

43.Если в процессе эволюции у животного сформировались кожные покровы, изображённые на рисунке, то его кровеносная система должна иметь
  1) двухкамерное сердце и один круг кровообращения
  2) трёхкамерное сердце и один круг кровообращения
  3) трёхкамерное сердце и два круга кровообращения
  4) четырёхкамерное сердце и два круга кровообращения

 

44.Если в процессе эволюции у животного сформировались кожные покровы, изображённые на рисунке, то его кровеносная система должна иметь
  1) двухкамерное сердце и один круг кровообращения
  2) трёхкамерное сердце и один круг кровообращения
  3) трёхкамерное сердце и два круга кровообращения
  4) четырёхкамерное сердце и два круга кровообращения

 

45.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ
И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.

Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.

Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.

Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.

 

Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительный характер» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание. 1) Что, по Ламарку, является причиной появления длинной шеи у жирафа? 2) Результаты какой человеческой деятельности подтвердили правильность взглядов Ч. Дарвина на действие естественного отбора? 3) В каком случае целесообразность белой окраски шерсти зайца-беляка будет относительной? Приведите пример.

46. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.

Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.

Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.

Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.

 

Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительность» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Что является причиной появления длинной шеи у жирафа, по Ч. Дарвину?

2) Что, по Ламарку, происходит с полезными признаками?

3) В каком случае крылья стрижа, обеспечивающие ему очень быстрый и манёвренный полет, будут относительно целесообразны? Приведите пример.

48. Естественный отбор, в отличие от искусственного отбора,
  1) способствует формированию полезных для человека признаков
  2) проводится для создания новых сортов растений
  3) используется для улучшения пород животных
  4) происходит в живой природе постоянно

49.Какая из движущих сил эволюции человека имеет биологическую природу?

1) членораздельная речь

2) способность к орудийной деятельности

3) наследственность

4) абстрактное мышление

50.Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК КРИТЕРИЙ ВИДА

А) личинка развивается в воде

Б) раковина образована двумя створками

В) тело покрыто мантией

Г) питается водными организмами

Д) кровеносная система незамкнутая

Е) взрослое животное обитает в пресных водоёмах

1) морфологический

2) экологический

51.Кольчатые черви произошли от древних

1) кишечнополостных

2) паразитических плоских червей

3) свободноживущих плоских червей

4) свободноживущих круглых червей

52.Причиной образования новых видов по Дарвину является

1) прямое наследование приобретённых признаков

2) постепенное расхождение в признаках между особями одного вида

3) стремление организмов к прогрессу

4) прямое влияние условий среды

53.Какой критерий является ведущим для установления принадлежности животного к определённому виду?

1) географический

2) морфологический

3) генетический

4) экологический

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: