Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним). | |
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. | |
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого. | |
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально). | |
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу. | |
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. |
Коррекционно-развивающие сопровождение по формированию социально-бытовых навыков у ребёнка с ОВЗ строится с опорой на уровень развития конкретного ребенка (зона актуального развития), с учётом его индивидуальных особенностей, и направлено на зону его возможного ближайшего развития.
Уровни развития социально-бытовым сферы:
Уровень 1 – Отсутствие элементарного самообслуживания. Ребёнок выделяет себя из окружающей среды. Двигательная активность на уровне элементарных ощущений. Действие сам не выполняет, выполняется полностью взрослым (пассивен полностью, но позволяет что-либо делать с ним).
Уровень 2 – Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. Ребёнок допускает другого человека в свое пространство. Двигательная активность на уровне восприятия.
Уровень 3 – Способность к элементарному самообслуживанию. Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого. Требуется последовательная инструкция (изображения или вербально). Становление социального взаимодействия. Двигательная активность на уровне пространственного поля.
Уровень 4 - Обретение самостоятельности в бытовых ситуациях. Действие выполняется ребенком по инструкции (изображения или вербально), по образцу или подражанию. Способность конструктивно влиять на окружающую среду. Двигательная активность на уровне предметных действий.
|
Уровень 5 - Умение регулярно самостоятельно обслуживать себя в быту. Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. Способность к социальному поведению. Двигательная активность на уровне деятельности.
*Задачи на 1 уровне сформированности навыков (Отсутствие элементарного самообслуживания):
1. Формировать самые доступные жизненно-практические умения (например, допуск другого человека в своё пространство), овладение которыми необходимо для проявления самостоятельности в бытовых ситуациях;
2. Обучать первичным умениям (например, брать и держать отдельные предметы: ложку, чашку).
Рассмотрим содержание формирования конкретных бытовых навыков на 1 уровне:
Формирование навыка самостоятельно есть:
· Приучать занимать определенное место во время приема пищи
· Формировать умение пользоваться ложкой во время еды.
· Формировать умение пить из чашки.
Формирование навыков опрятности и гигиены:
· Формировать умение выражать просьбы по необходимости посещения туалета (жесты, звуки, речевые реакции).
· Учить мыть руки с помощью взрослого (подставляет руки под воду, дает вытирать руки полотенцем).
· Формировать умение соглашаться на купание, умывание.
Формирование навыков самостоятельного надевания:
· Формировать позитивное отношение к процессу одевания, раздевания.
· Учить надевать и снимать носки, брюки.
Формирование трудовых навыков:
|
· Учить поднимать и класть на место игрушку («рука в руке»).
*Задачи на 2 уровне сформированности навыков (Действие выполняется со значительной помощью взрослого):
1. Учить выполнять отдельные действия внутри определенной процедуры самообслуживания.
2. Формировать умение принимать помощь взрослого
Рассмотрим содержание формирования конкретных бытовых навыков на 2 уровне: Формирование навыка самостоятельно есть: · Приучать занимать определенное место за столом во время приема пищи. · Совершенствовать умение пользоваться ложкой во время еды · Совершенствовать умение пить из чашки · Учить аккуратно разворачивать простые обертки (конфеты, печенье, шоколад) и открывать коробки, банки, контейнеры и т.д.
Формирование навыков опрятности и гигиены: · Совершенствовать умение выражать просьбы по необходимости посещения туалета (жесты, звуки, речевые реакции). · Учить снимать предметы одежды перед взиманием потребности. · Учить надевать отдельные предметы одежды после справления нужды. · Формировать умение мыть руки после посещения туалета. · Формировать умение мыть руки с определенной последовательностью: взять мыло, смочить руки и мило, намылить ладони, положить мыло в мыльнице, смыть мыло водой, вытереть руки полотенцем). · Формировать умение пользоваться личным полотенцем. · Учить чистить зубы, выполнять совместные действия с взрослым в процессе чистки зубов. · Формировать умение умываться, купаться, мыть волосы с помощью взрослого.
· Формировать умение расчесывать волосы с помощью взрослого, наблюдая за расчесыванием перед зеркалом. · Формировать умение определять свое место в пространственном среду (стул, кровать, шкаф и т.д.).
Формирование навыков самостоятельного раздевания: · Формировать умение снимать простые предметы одежды и обуви без застежек. · Учить помогать взрослому своими действиями в процессе раздевания и одевания. · Учить пользоваться застежками типа «липучка», «молния».
Формирование трудовых навыков: · Учить убирать игрушки в определенное место. · Учить ставить обувь в определенное место. · Формировать понятие о месте хранения одежды. · Формировать умение понимать и выполнять доступные поручения (дай, принеси, возьми, положи).
*Задачи на 3 уровне сформированности навыков (Способность к элементарному самообслуживанию): Содержание формирования конкретных бытовых навыков на 3 уровне:
*Задачи на 4 уровне сформированности навыков (Обретение самостоятельности в бытовых ситуациях): Содержание формирования конкретных бытовых навыков на 4 уровне:
*Задачи на 5 уровне сформированности навыков (Умение регулярно самостоятельно выполнять навыки самообслуживания): 1. Формировать умения регулярно самостоятельно выполнять основные части процедур самообслуживания и хозяйственно-бытовых работ, поручений. 2. Повышать самостоятельность детей в типичных бытовых ситуациях путем закрепления ранее сформированных и обучать новым практическим умениям; 3. Формировать умение принимать участие в изготовлении изделий ручного труда, выполнять отдельные операции по подражанию, по речевой инструкции и с дополнительной помощью взрослого; 4. Формировать умение выполнять поручения по уходу за растениями и домашними животными с помощью взрослого.
Содержание формирования конкретных бытовых навыков на 5 уровне:
Для оценки степени дифференцирования отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуем пользоваться следующей градацией и условными обозначениями: - действие (операция) сформировано – «ДА»; - действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»; - действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО» -действие пока не доступно для выполнения – «НЕТ»
(См. приложение). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение Карта «Определение уровня сформированности социально-бытовых навыков ребёнка с ОВЗ Ф.И. ребёнка ______________________________дата рождения_________________ Группа __________________________дата поступления________________________ Градация с условными обозначениями | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- действие (операция) сформировано – «ДА»; - действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»; - действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»
-действие пока не доступно для выполнения – «НЕТ».
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации (сообщение 1 и 2) //Дефектология. 1997. N° 2, 3.
2. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. М., 1991.
3. Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М., 1989.
4. Либлинг М. М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка //Дефектология. 1996. № 3.
5. Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватере. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Мн., 1997.