Показатели самостоятельности ребёнка




Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).  
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.  
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого.  
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).  
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу.  
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.  

 

Коррекционно-развивающие сопровождение по формированию социально-бытовых навыков у ребёнка с ОВЗ строится с опорой на уровень развития конкретного ребенка (зона актуального развития), с учётом его индивидуальных особенностей, и направлено на зону его возможного ближайшего развития.

Уровни развития социально-бытовым сферы:

Уровень 1 – Отсутствие элементарного самообслуживания. Ребёнок выделяет себя из окружающей среды. Двигательная активность на уровне элементарных ощущений. Действие сам не выполняет, выполняется полностью взрослым (пассивен полностью, но позволяет что-либо делать с ним).

Уровень 2 – Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. Ребёнок допускает другого человека в свое пространство. Двигательная активность на уровне восприятия.

Уровень 3 – Способность к элементарному самообслуживанию. Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого. Требуется последовательная инструкция (изображения или вербально). Становление социального взаимодействия. Двигательная активность на уровне пространственного поля.

Уровень 4 - Обретение самостоятельности в бытовых ситуациях. Действие выполняется ребенком по инструкции (изображения или вербально), по образцу или подражанию. Способность конструктивно влиять на окружающую среду. Двигательная активность на уровне предметных действий.

Уровень 5 - Умение регулярно самостоятельно обслуживать себя в быту. Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. Способность к социальному поведению. Двигательная активность на уровне деятельности.

*Задачи на 1 уровне сформированности навыков (Отсутствие элементарного самообслуживания):

1. Формировать самые доступные жизненно-практические умения (например, допуск другого человека в своё пространство), овладение которыми необходимо для проявления самостоятельности в бытовых ситуациях;

2. Обучать первичным умениям (например, брать и держать отдельные предметы: ложку, чашку).

 

Рассмотрим содержание формирования конкретных бытовых навыков на 1 уровне:

Формирование навыка самостоятельно есть:

· Приучать занимать определенное место во время приема пищи

· Формировать умение пользоваться ложкой во время еды.

· Формировать умение пить из чашки.

 

Формирование навыков опрятности и гигиены:

· Формировать умение выражать просьбы по необходимости посещения туалета (жесты, звуки, речевые реакции).

· Учить мыть руки с помощью взрослого (подставляет руки под воду, дает вытирать руки полотенцем).

· Формировать умение соглашаться на купание, умывание.

 

Формирование навыков самостоятельного надевания:

· Формировать позитивное отношение к процессу одевания, раздевания.

· Учить надевать и снимать носки, брюки.

 

Формирование трудовых навыков:

· Учить поднимать и класть на место игрушку («рука в руке»).

 

*Задачи на 2 уровне сформированности навыков (Действие выполняется со значительной помощью взрослого):

 

1. Учить выполнять отдельные действия внутри определенной процедуры самообслуживания.

2. Формировать умение принимать помощь взрослого

Рассмотрим содержание формирования конкретных бытовых навыков на 2 уровне:

Формирование навыка самостоятельно есть:

· Приучать занимать определенное место за столом во время приема пищи.
Формировать навык правильного сидения за столом во время еды.

· Совершенствовать умение пользоваться ложкой во время еды

· Совершенствовать умение пить из чашки

· Учить аккуратно разворачивать простые обертки (конфеты, печенье, шоколад) и открывать коробки, банки, контейнеры и т.д.

 

Формирование навыков опрятности и гигиены:

· Совершенствовать умение выражать просьбы по необходимости посещения туалета (жесты, звуки, речевые реакции).

· Учить снимать предметы одежды перед взиманием потребности.

· Учить надевать отдельные предметы одежды после справления нужды.

· Формировать умение мыть руки после посещения туалета.

· Формировать умение мыть руки с определенной последовательностью: взять мыло, смочить руки и мило, намылить ладони, положить мыло в мыльнице, смыть мыло водой, вытереть руки полотенцем).

· Формировать умение пользоваться личным полотенцем.

· Учить чистить зубы, выполнять совместные действия с взрослым в процессе чистки зубов.

· Формировать умение умываться, купаться, мыть волосы с помощью взрослого.

· Формировать умение расчесывать волосы с помощью взрослого, наблюдая за расчесыванием перед зеркалом.

· Формировать умение определять свое место в пространственном среду (стул, кровать, шкаф и т.д.).

 

Формирование навыков самостоятельного раздевания:

· Формировать умение снимать простые предметы одежды и обуви без застежек.

· Учить помогать взрослому своими действиями в процессе раздевания и одевания.

· Учить пользоваться застежками типа «липучка», «молния».

 

Формирование трудовых навыков:

· Учить убирать игрушки в определенное место.

· Учить ставить обувь в определенное место.

· Формировать понятие о месте хранения одежды.

· Формировать умение понимать и выполнять доступные поручения (дай, принеси, возьми, положи).

 

*Задачи на 3 уровне сформированности навыков (Способность к элементарному самообслуживанию):
1. Учить элементарному самообслуживанию, направленном на повышение самостоятельности детей в типичных бытовых ситуациях.
2. Формирование первичных трудовых умений путем самостоятельного выполнения простых поручений.

Содержание формирования конкретных бытовых навыков на 3 уровне:

Навык Уровень навыка Содержание обучения
Формирование навыка самостоятельно есть. - пытается пользоваться вилкой; - умеет правильно сидеть за столом во время еды; - пользоваться салфеткой во время еды; -умеет насыпать и размешивать сахар в чашке; - умеет наливать напиток в чашку из бутылки; - умеет разворачивать и раскрывать обертки, упаковки, коробки с продуктами питания, фрукты очищать от кожуры. 1.Учить пользоваться вилкой. 2.Совершенствовать навык правильного сидения за столом во время еды. 3.Учить пользоваться салфеткой во время еды. 4.Учить насыпать, размешивать сахар в чашке с напитком. 5. Учить наливать напиток в чашку из бутылки. 6. Совершенствовать умение аккуратно разворачивать и раскрывать обертки, упаковки, коробки с продуктами питания (продавливать в пакете с соком специальное отверстие для соломинки, отрывать край упаковки), фрукты очищать от кожуры (бананы, мандарины).
Формирование навыков опрятности и гигиены - пользуется туалетной бумагой и сливает воду в унитаз после справления нужды; - снимает и надевает предметы одежды перед (после) взимания потребности; - моет руки после посещения туалета; - моет руки, лицо с определенной последовательностью;   - чистит зубы по определенной последовательности;     - купается и моет волосы с помощью взрослого; - умеет пользоваться носовым платком при необходимости; -умеет расчесывать волосы перед зеркалом; - знает свое кровать, стул, стол, шкаф 1. Учить пользоваться туалетной бумагой справления нужды. 2. Формировать умение сливать воду в унитазе после справления нужды. 3. Совершенствовать умение снимать и надевать предметы одежды перед (после) взимания потребности. 4. Совершенствовать умение мыть руки после посещения туалета. 5. Формировать умение мыть руки, лицо с определенной последовательностью: подвернуть рукава, открыть кран, взять мыло, мочить руки и мило, намылить ладони, положить мыло в мыльнице, смыть мыло водой, умыть лицо водой, закрыть кран, снять полотенце, вытереть руки полотенцем, повесить полотенце на место. 7. Формировать умение пользоваться личными предметами гигиены. 8. Учить чистить зубы: взять зубную щетку, намочить ее, выдавить зубную пасту на щетку, почистить зубы, пополоскать рот, вымыть щетку. 9. Учить откручивать и закручивать колпачок тюбика зубной пасты. 10. Совершенствовать умение купаться и мыть волосы с помощью взрослого. 11. Формировать умение пользоваться носовым платком по потребности. 12. Формировать умение расчесывать волосы перед зеркалом. 13. Формировать умение определять свое место в пространственной среде (стул, кровать, шкаф и т.п.)
Формирование навыка самостоятельного надевания - умеет снимать и одевать более сложные предметы одежды и обуви; - умеет застёгивать пуговицы и кнопки, пользоваться застежками: «липучка», «молния»; - умеет придерживаться последовательности во время одевания и раздевания с помощью визуального плана действий 1. Формировать умение снимать и одевать более сложные предметы одежды и обуви. 2. Учить застегивать пуговицы и кнопки, пользоваться застежками: «липучка», «молния. 3. Учить придерживаться последовательности во время одевания и раздевания с помощью визуального плана действий. 4. Формировать представление о месте хранения одежды и обуви.
Формирование трудовых навыков - умеет поддерживать элементарный порядок в помещении с помощью визуальных подсказок;   - ставит обувь и складывает одежду в определенное место; - понимает и выполняет доступные поручения. 1. Формировать умение поддерживать элементарный порядок в помещении с помощью визуальных подсказок (класть книги на книжную полку, игрушки в отведенное для хранения место, хлеб в хлебницу и т.д.). 2. Учить ставить обувь и складывать одежду в определенное место. 3. Формировать умение пони-мать и выполнять доступные поручения (отнести после еды тарелку, чашку для мытья; протереть стол; расставить на столе отдельные предметы посуды и столовых приборов; полить цветы и т.д.)

*Задачи на 4 уровне сформированности навыков (Обретение самостоятельности в бытовых ситуациях):
1. Формировать умение выполнять основные части процедур самообслуживания и хозяйственно-бытовых работ, поручений.
2. Повышать самостоятельность детей в типичных бытовых ситуациях путем закрепления ранее сформированных и обучения новым практическим умениям.
3. Формировать у ребенка начальные умения ручного труда.

Содержание формирования конкретных бытовых навыков на 4 уровне:

Навык Уровень умения Содержание обучения
Формирование навыка самостоятельно есть   - умеет пользоваться вилкой; - пользуется неострым ножом для намазывания масла, джема на хлеб; - умеет при необходимости пользоваться салфеткой во время еды; - умеет насыпать, размешивать сахар в чашке с напитком; - умеет наливать напиток в чашку из бутылки, небольшого кувшина. -умеет аккуратно разворачивать, раскрывать различные виды оберток, очищать фрукты от кожуры. 1. Совершенствовать умение пользоваться вилкой. 2. Учить пользоваться неострым ножом для намазывания масла, джема на хлеб. 3. Совершенствовать умение при необходимости пользоваться салфеткой во время еды. 4. Совершенствовать умение насыпать, размешивать сахар в чашке с напитком. 5. Формировать умение наливать напиток в чашку из бутылки, небольшого кувшина. 6. Совершенствовать умение аккуратно разворачивать, раскрывать различные виды оберток, фрукты очищать от кожуры.
Формирование навыков опрятности и гигиены   - умеет пользоваться туалетом с определенной последовательностью;   - умеет мыть руки, лицо с определенной последовательностью;   - умеет пользоваться личными предметами гигиены и убирать их на место; - умеет чистить зубы с определенной последовательностью; - умеет купаться и мыть волосы по определенной последовательности;   - умеет пользоваться носовым платком по необходимости;   - умеет расчесывать волосы перед зеркалом. 1. Закреплять умение пользования туалетом с определенной последовательностью. 2. Совершенствовать умение пользоваться туалетной бумагой после справления нужды и мытье рук после этого. 3. Совершенствовать умение мыть руки, лицо с определенной последовательностью. 4. Закреплять умение пользоваться личными предметами гигиены и убирать их на место. 5. Совершенствовать умения чистить зубы с определенной последовательностью. 6. Совершенствовать умение купаться и мыть волосы по определенной последовательности. 7. Совершенствовать умение пользоваться носовым платком по необходимости. 8. Совершенствовать умение расчесывать волосы перед зеркалом с постепенным повышением самостоятельности, девочкам использовать для прически заколки, резинки для волос, обруч.
Формирование навыка самостоятельного надевания   - умеет снимать и одевать более сложные предметы одежды и обуви; - умеет надевать обувь с выполнением шнуровки с помощью взрослого; -придерживается последовательности во время одевания и раздевания самостоятельно или с помощью визуального плана действий (инструкции). 1. Совершенствовать умение снимать и одевать более сложные предметы одежды и обуви. 2. Формировать умение надевать обувь с выполнением шнуровки с помощью взрослого. 3. Совершенствовать умение придерживаться последовательности во время одевания и раздевания самостоятельно или с помощью визуального плана действий.
Формирование трудовых навыков   - поддерживает элементарный порядок в помещении с помощью визуальных подсказок; - умеет вместе со взрослым расстилать и застилать постель; - пытается помогать взрослому вытирать пыль, подметать пол; - знает, что мусор нужно выбрасывать в отведенное место 1. Совершенствовать умение поддерживать элементарный порядок в помещении с помощью визуальных подсказок. 2. Учить вместе со взрослым расстилать и застилать постель. 3. Учить помогать взрослому вытирать пыль, подметать пол. 4. Формировать понятия о том, что мусор нужно выбрасывать в отведенное место.
Формирование навыков ручного труда.   - помогает взрослому собрать природный материал для поделок;     - принимает участие в изготовлении поделок из природного материала и пластилина; - со взрослым составляет букеты осенних листьев; - умеет сворачивать и складывать бумагу пополам; - умеет отрывать небольшие кусочки бумаги; - умеет обертывать цветной бумагой небольшие предметы; - умеет сминать отходы бумаги и выбрасывать их в место для мусора. 1. Знакомить с понятием «природный материал» (каштаны, веточки, листья, ракушки и т.д.). 2. Учить помогать взрослому собрать природный материал для поделок. 3. Формировать желание участвовать в изготовлении поделок из природного материала и пластилина (грибок, ежик, бабочка и др.). 4. Учить составлять букеты из осенних листьев. 5. Учить сворачивать и складывать бумагу пополам (книжки). 6. Учить отрывать небольшие кусочки бумаги. 7. Учить обертывать цветной бумагой небольшие предметы (конфеты, подарок). 8. Учить сминать отходы бумаги и выбрасывать их в место для мусора.  

 

*Задачи на 5 уровне сформированности навыков (Умение регулярно самостоятельно выполнять навыки самообслуживания):

1. Формировать умения регулярно самостоятельно выполнять основные части процедур самообслуживания и хозяйственно-бытовых работ, поручений.

2. Повышать самостоятельность детей в типичных бытовых ситуациях путем закрепления ранее сформированных и обучать новым практическим умениям;

3. Формировать умение принимать участие в изготовлении изделий ручного труда, выполнять отдельные операции по подражанию, по речевой инструкции и с дополнительной помощью взрослого;

4. Формировать умение выполнять поручения по уходу за растениями и домашними животными с помощью взрослого.

 

Содержание формирования конкретных бытовых навыков на 5 уровне:

Формирование навыка самостоятельно есть   - умеет самостоятельно пользоваться столовыми приборами; - умеет самостоятельно развертывать и раскрывать различные виды оберток, очищать кожуру фруктов. 1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами. 2. Закреплять умение аккуратно разворачивать и раскрывать различные виды оберток, фрукты очищать от кожуры.
Формирование навыков опрятности и гигиены   - самостоятельно пользуется туалетом с определенной последовательностью; - самостоятельно моет руки, лицо с определенной последовательностью; - самостоятельно пользуется личными предметами гигиены и убирает их на место; - самостоятельно чистит зубы по определенной последовательности; - самостоятельно выполняет основную часть процедур купания и мытья волос с определенной последовательностью; - самостоятельно расчесывает волосы перед зеркалом; - самостоятельно пользуется при необходимости влажными салфетками, ватными палочками. 1. Закреплять умение самостоятельно пользования туалетом с определенной последовательностью. 2. Закреплять умение самостоятельно мыть руки, лицо с определенной последовательностью.   3. Закреплять умение самостоятельно пользоваться личными предметами гигиены и убирать их на место.   4. Закреплять умение самостоятельно чистить зубы по определенной последовательности. 5. Закреплять умение самостоятельно выполнять основную часть процедур купания и мытья волос с определенной последовательностью.   6. Закреплять умение самостоятельно расчесывать волосы перед зеркалом, девочкам делать простую прическу. 7. Учить пользоваться по необходимости влажными салфетками, ватными палочками.
Формирование навыков самостоятельного надевания   - самостоятельно одевается и раздевается с определенной последовательностью; - самостоятельно надевает обувь с различными видами застежек; - помогает взрослому подбирать одежду и обувь в соответствии с сезоном, погодой и событиями жизни. 1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться с определенной последовательностью.   2.Закреплять умение надевать обувь с различными видами застежек.   3. Формировать умение помогать взрослому подбирать одежду и обувь по сезону, по погоде и по событию в жизни ребенка.
Формирование трудовых навыков   - поддерживает элементарный порядок в помещении с помощью визуальных подсказок; - вместе со взрослым расстилает и застилает постель; - помогает взрослому вытирать пыль, подметать пол; - выбрасывает мусор в отведенное место; - моет после рисования кисти, стаканчики и другое оборудование; - выполняет поручения по уходу за растениями и домашними животными. 1. Закреплять умение поддерживать элементарный порядок в помещении с помощью визуальных подсказок. 2. Закреплять умение вместе с взрослым расстилать и застилать постель. 3. Закреплять умение помогать вытирать пыль, подметать пол.   4. Закреплять умение выбрасывать мусор в отведенное место.   5. Учить мыть после рисования кисти, стаканчики и другое оборудование. 6. Учить выполнять поручения по уходу за растениями и домашними животными с помощью взрослого.
Формирование навыков ручного труда   - собирает и первично обрабатывает вместе с взрослым природный материал для поделок; - изготавливает с взрослым предложенные виды изделий;     - помогает взрослому готовить простые блюда. 1. Закреплять умение собирать и первично обрабатывать (мыть, сушить и т.п.) вместе со взрослым природный материал для поделок. 2. Учить наклеивать засушенные листья на бумагу. 3. Учить делать елочные украшения из бумаги, природного материала и т.д. 4. Учить делать ожерелье. 5. Учить изготавливать изделия из коробок и пластиковых бутылок. 6.Учить выполнять подготовительные упражнения к вышиванию (по дырочкам в картоне, шнуровать тонким шнурком простые предметные изображения). 7. Учить помогать взрослому готовить простые блюда (натирать овощи, сыр; раскатывать тесто; вырезает печенье с помощью различных форм).

Для оценки степени дифференцирования отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуем пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:

- действие (операция) сформировано – «ДА»; - действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»; - действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»

-действие пока не доступно для выполнения – «НЕТ»

 

(См. приложение).

 
 
 
 
 

 

 

Приложение Карта «Определение уровня сформированности социально-бытовых навыков ребёнка с ОВЗ Ф.И. ребёнка ______________________________дата рождения_________________ Группа __________________________дата поступления________________________ Градация с условными обозначениями
- действие (операция) сформировано – «ДА»; - действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»; - действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО» -действие пока не доступно для выполнения – «НЕТ».  
Навыки Период
Начало 20____г. Конец 20_____г. Начало 20____г. Конец 20____г.
  Сформированность навыка самостоятельной еды          
  Сформированность навыков опрятности, гигиены          
  Сформированность навыка самостоятельного раздевания        
  Сформированность навыка самостоятельного одевания        
  Сформированность трудовых навыков          
  Сформированность навыков ручного труда          



ЛИТЕРАТУРА

1. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации (сообщение 1 и 2) //Дефек­тология. 1997. N° 2, 3.

2. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. М., 1991.

3. Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. Дети с нарушения­ми общения: Ранний детский аутизм. М., 1989.

4. Либлинг М. М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка //Дефектология. 1996. № 3.

5. Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватере. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Мн., 1997.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: