Наиболее видные представители направления эклектики в русской архитектуре 19-го века.
Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.
Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике.
Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.
Михаи́л Доримедо́нтович (Дормидонтович) Быко́вский (29 октября (10 ноября) 1801 — 9 (21) ноября 1885) — московский архитектор, реставратор, общественный деятель. Автор усадьбы Марфино, Ивановского монастыря, собора Спасо-Бородинского монастыря и других памятников.
В гражданской архитектуре крупнейшая постройка Быковского — неоготический ансамбль усадьбы Марфино, принадлежавшей Паниным. Быковский приступил к нему не позже 1832 года, когда были выполнены мост и два готических флигеля (разобраны и выстроены заново в 1940-х годах).[7] Работа над главным домом была завершена только в 1846 году.
С 1843 года Быковский, одновременно завершая Марфино и продолжая работу на городские службы, работает на московские и подмосковные монастыри. В течение одного десятилетия он выполнил заказы шести московских монастырей (Алексеевского, Зачатьевского, Ивановского, Никитского, Покровского и Страстного). Надвратная церковь Страстного монастыря в течение восьмидесяти лет определяла облик Страстной (Пушкинской) площади и Тверской улицы. Церковь Алексеевского монастыря близка к тоновским проектам, но однокупольные храмы Ивановского и Зачатьевского монастыря и церкви Троицы на Грязех представляют собой совершенно иную ветвь русского историзма, не порывающего окончательно с классическими корнями и готикой конца XVIII — начала XIX века.
|
Никола́й Лео́нтьевич Бенуа́ (1(13) июля 1813, Санкт-Петербург — 11(23) декабря 1898, Санкт-Петербург) — российский архитектор. 1850 году становится главным архитектором Петергофа. В 1852—1862 годах работал в Лисинском учебном лесничестве. За заслуги по возведению лисинских построек архитектор Н. Л. Бенуа получил второй орден — Св. Станислава 2-й степени.[2]. В 1863—1873 годах — главный архитектор императорских театров. С 1872 года становится во главе строительного отделения Городской управы Санкт-Петербурга[3]. В 1880—1893 годах - председатель Петербургского общества архитекторов.
· Костел Посещения Пресвятой Девы Марии на Выборгском римско-католическом кладбище (1857—1858, 1877—1879)[4]
· Императорские главные конюшни (1848—1855), построенные в стиле английской готики[13]
· Здание вокзала в Петергофе (1855—1857)
Алекса́ндр Па́влович Брюлло́в (29 ноября 1798, Санкт-Петербург — 9 января 1877, Санкт-Петербург) — русский архитектор, художник. Профессор архитектуры Императорской Академии художеств, старший брат художника Карла Павловича Брюллова.
|
Плодотворная архитектурная деятельность Брюллова выразилась в постройке в Санкт-Петербурге и других местах целого ряда капитальных зданий, в числе которых сооружённая по Высочайшему повелению обсерватория на Пулковской горе, которая строилась им одновременно со зданием штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади, в Санкт-Петербурге. Блестящий талант Брюллов выказал в возобновлении жилого помещения Зимнего дворца после пожара 1837 года и в постройке здесь Экзерциргауза.
Помпейская орнаментация, по имени которой галерея и названа, исполнена Брюлловым с большим вкусом.
Вскоре Брюллову поручена была перестройка Мраморного дворца ко дню свадьбы великого князя Константина Николаевича, и вместе с тем шла работа по выведению здания Александровской больницы, с продолжением Надеждинской улицы, до Невского проспекта. Кроме того, в 1831 году Брюллов построил Михайловский театр в Санкт-Петербурге, готическую церковь для графини Палье в Парголове, дом графини Самойловой в Славянке.
В 1832 году составил проект лютеранской церкви Св. Петра и Павла на Невском проспекте, в стиле английской готики, и в этом же году удостоен был звания профессора архитектуры за проект роскошной церкви в столице, в классическом стиле, после чего ему и поручена была постройка Пулковской обсерватории.
Андре́й Ива́нович Штакеншне́йдер (22 февраля [6 марта] 1802, имение близ Гатчины (ныне посёлок Мыза-Ивановка) — 8 [20] августа 1865, Москва) — русский архитектор, спроектировавший ряд дворцов и других зданий в Санкт-Петербурге и Петергофе. С 1848 года — архитектор императорского двора.
|
Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Новгороде, Москве, Таганроге, Крыму.
Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки.
Главное из его созданий — Мариинский дворец (ныне — резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга), построенный в 1839—1844 годах на Исаакиевской площади.
· дворец великого князя Николая Николаевича Старшего (Николаевский дворец на Пл. Труда), 1853-61 гг.
· дворец великого князя Михаила Николаевича (Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной, д.18), 1857—1861 гг. Сейчас здесь располагается Институт восточных рукописей РАН.
· Дворец Белосельских-Белозерских (Невский пр., 41), построенный в 1846—1848 годах в стиле необарокко. В 1884 году дворец перешёл во владение брата Александра III, великого князя Сергея Александровича.
· детская больница
· часовня на Николаевском мосту, освещённая в честь св. Николая Чудотворца (1853—1854 гг).