Характеристика современного этапа канадского медиаобразования (90-е годы XX века – начало XX века)




Территориально Канада подразделяется по следующему принципу: Западная Канада (Британская Колумбия, Альберто, Саскачеван, Манитоба, Юкон, Нунавут и северные территории). Центральная Канада включает Онтарио и Квебек, являясь наиболее заселённой территорией, где проживает больше 60% населения страны. Атлантическая Канада включает в себя следующие провинции: Новая Шотландия, Лабрадор, Нью-Фаундленд, Нью-Брансуик, остров принца Эдуарда.

Из нынешних 10 провинций и 3 территорий каждая имеет своё правительство, законодательные органы и собственные образовательные структуры. Образование находиться в юрисдикции провинциального правительства. Конституционно государство имеет два официальных языка - английский, на котором говорит 71% населения, и французский, широко распространённый лишь в Квебеке. Согласно конституции 1982 года, жителям Канадского государства гарантировано право на получение школьного образования на языке меньшинства (то есть на английском языке в Квебеке или на французском за пределами Квебека. [Келли, Данко, Корзинский, 2000, с. 94].

Отсутствие Федерального Министерства образования в определённой мере затрудняет процесс курирования и предъявления единых требований к провинциальным образовательным структурам. Хотя образовательные структуры имеют много общего, тем не менее, присутствует большое количество различий, отражающих особенности каждой провинции и её культуры.

Развитие системы образования в каждом из канадских провинций является прерогативой самих провинций. Хотя в Канаде каждая из десяти провинций и трёх территорий имеют свою образовательную систему, сотрудничество в области базового образования по разработке учебных программ по основным предметам на западе страны (на основе Западного Канадского Протокола WCP: The Western Canadian Protocol for Collaboration in Basic Education, и Фонда Образования Атлантических провинций APEF: the Atlantic Provinces Education Foundation) на востоке, во многом способствовало приданию медиаобразованию официального статуса на территории всей страны. Как отмечается в официальных документах WCP, «понимание устного, печатного и других форм медиатекста является фундаментальным для жизни условием демократии; исследуя устный, печатный и другие виды медиатекстов, учащиеся приобретают опыт в различных ситуациях, узнают о разных культурах, людях и самих себе, учащиеся взаимодействуют с текстами анализируя, размышляя, синтезируя, оценивая и создавая их» [https://www.media-awareness.ca].

С 1993 Департамент образования Британской Колумбии, Альберты, Саскачевана, Манитобы, Юкона, Нунавута и Северных территорий стали активно сотрудничать в рамках WSP с целью развития общих учебных планов. В течение многих лет канадские педагоги используют на занятиях по медиакультуре фильмы из фондов Национального Совета Канады по Кинематографии [NFB].

Что касается провинций, принадлежащих фонду образования (APEF), то ключевыми компонентами в курсе английского языка и искусств выделяют: медиаграмотность (media literacy), критическая грамотность (critical literacy) и визуальная грамотность (visual literacy). Визуальные тексты и мультимедиа рассматриваются в качестве одних из основных способов повышения медиаграмотности.

Разнообразный и сложный характер канадской системы образования отражён и в специфике медиаобразовательного процесса. Например, Онтарио (относящаяся к центральной Канаде), стала первой канадской провинцией, где в 1987 году было введено изучение медиа для учащихся с 1 по 12 классы. В курсе медиаобразования здесь выделяется устная и визуальная коммуникация и фокусируется на приобретении знаний (классификация жанров медиа, определение элементов медиапродукции и работ, связанных с ней) и навыков.

Специфической чертой канадского медиаобразования является широкий спектр многочисленных ассоциаций и организаций медиапедагогического направления, функционирующих практически в каждой провинции. Б.Дункан [Duncan, 2005] отмечает, что канадское медиаобразование придерживается «серединной» позиции по отношению к вредному воздействию медиа - не игнорируя возможные отрицательные влияния, но и не ставя данную проблему во главу угла. Таким образом, медиаобразование видится канадским медиапедагогам как альтернатива цензуре. Время дебатов по поводу «низкой культуры» и «высокой культуры» прошло. Будь то романы Диккенса, Бронте, реалити-шоу или песня Бритни Спирс - любой медиатекст достоин серьезного анализа, так как являются частью современной культуры, рассказывают о желаниях, страхах и стремлениях людей.

Рост авторитета медиаобразования в конце 80-х годов, значительно расширил ряды Ассоциация медиаграмотности (Association for Media Literacy - AML) – число ее членов превысило 1000 человек. Со времени своего основания AML лоббирует внедрение медиаобразования в процесс обучения всех школ Канады. Систематически организуются курсы и семинары для медиапедагогов, проводятся национальные и международные конференции, выпускается методическая литература и т.д.

Постепенно расширялась сфера влияния медиаобразования по всей стране. В 1988 году группа педагогов из провинции Саскачеван основала Ассоциацию медиаграмотности (Media Literacy Saskatchewan – MLS). Основными задачи этой организации: установление и поддержание контактов с канадскими и зарубежными медиапедагогическими организациями, развитие и внедрение медиаобразования в учебные программы, оказание воздействия на политику образовательных структур, обеспечение профессиональной поддержки медиапедагогов. Организацией осуществлялся регулярный выпуск информационного бюллетеня Media View. Так же коллективом MLS для учащихся школ были разработаны три типа программ – Telemedia, Newsmedia, Kindermedia. По твёрдому убеждению членов Ассоциации медиаграмотности (MLS), медиаобразование должно быть интегрировано во все аспекты учебной школьной программы [Pungente, O’Mally, 1999, pp.230-231].

В 1991 году MLS официально вошла в совет Федерации учителей Саскачеван, тем самым получив возможность распространения своих идей через бюллетень Федерации, и финансирования конференций и курсов для педагогов. Министерство образования провинции Саскачеван санкционировало три спецкурса в рамках английского языка и литературы, помимо необходимого минимума часов: изучение СМИ, журналистика и творческое письмо…

Октябрь 1990 года считается официальной датой основания Ассоциации медиаграмотности в провинции Манитоба (The Manitoba Association for Media Literacy – MAML). Как большинство других организаций MAML выдвигает идею обязательного внедрения медиаобразования в курс школьной программы. Среди других направлений деятельности MAML - регулярное проведение семинаров для педагогов, преподающих медиа, выпуск бюллетеня Directions, разработка медиаобразовательных программ.

Преподаватели английского языка и литературы интегрируют медиаобразование в уроки начальных и средних классов, например, анализируя телевизионные рекламные сообщения. Теперь в Манитобе введена новая учебная программа родного языка, включающая обязательные элементы медиаобразования, под названием «визуальная культура» и «репрезентация». Все стандарты от 1 до 12 класса делают ссылки на определенные медиатексты и формулируют развиваемые навыки и умения, необходимые для медиаобразования. Закончен процесс внедрения новых стандартов, а также разработан список медиаресурсов.

Одна из главных задач - подготовка учителей. Университет Манитоба предлагает летние курсы по медиаобразованию под руководством Б.Мерфи, президента Ассоциации Медиаграмотности провинции Манитоба (MAML). Педагогический факультет проводит регулярные медиаобразовательные занятия для школьных учителей.

Медиаобразование в провинции Альберта сначала интересовало лишь несколько «передовых» учителей. Формально, только в 1981 году визуальная грамотность была признана одним из необходимых навыков и умений (наряду с чтением, письмом, говорением и аудированием) программы родного языка и литературы с 1 по 12 класс. Несмотря на то, что была выпущена необходимая литература для преподавателей, внедрение медиаобразование проходило медленно и фрагментарно, во многом из-за недостаточного количества семинаров и обучающих тренингов для учителей. Некоторые школьные округа в Эдмонтоне и Калгари принимали кратковременные меры по внедрению новых стандартов. В целом, большинство учителей не считали визуальную грамотность обязательным компонентом программы.

Однако весной 1993 года, воодушевленные успехом медиаобразовательной конференции 1991 года, группа преподавателей и профессионалов в сфере медиа основали Ассоциацию Медиаграмотности провинции Альберта (AAMA). Ее целями являются поддержка медиаобразовательного движения для детей и взрослых. Помимо прочих видов деятельности, AAMA проводит форумы, дискуссии и акции по медиапроблематике, подготавливает предложения по медийным вопросам на рассмотрение в Министерстве образования, организовывает конференции и семинары для преподавателей, содержит центр учебных пособий, и поддерживает связи с организациями в других провинциях.

С 1993 года AAMA хотя и продолжает свою деятельность, но ее активность значительно снизилась по причине сокращения поддержки и финансирования от местного, регионального и федерального правительства. Главное достижение AAMA состоит в той продолжительной работе, которая велась совместно с Департаментом образования провинции и привела к пересмотру программы английского языка и литературы (начиная с детского сада и по 12 класс школы). В результате медиаобразование получило значительно большее внимание и учебное время, а также впервые в обязательном стандарте был использован термин «медиатекст».

Юкон и Северо-западные территории входят в состав западного консорциума, поэтому они также вовлечены в разработку медиаобразовательных компонентов в рамках программы по родному языку и литературе.

В 1995 Атлантические провинции выступили с инициативой интеграции медиаобразовательных элементов в курс родного языка и литературы, обосновывая это тем, что понятие грамотности вышло за рамки письменной речи и в настоящее время включает в себя способность использовать и понимать визуальные и технологические средства коммуникации. Новая учебная программа была апробирована в 1996 году, а 1997 году претворена в жизнь. Документы провозгласили медиаобразование решающим элементом учебного плана родного языка и литературы. Осенью 1992 года группа учителей, родителей, библиотекарей, медийных профессионалов, и защитников окружающей среды организовали Ассоциацию Медиаграмотности Новой Шотландии (AML-NS). Одна из причин, собравших более ста человек вместе, была необходимость прекратить продажу коммерческих новостей на канале Новости Молодежи (Youth News Network) школам провинции Новая Шотландия. Они преуспели и в создании медиаобразовательной ассоциации, и в закрытии YNN. AML-NS выпускает два выпуска журнала «Медиатор» в год. Один из первых президентов организации, А.Оконнелл пишет ежемесячную колонку по медиаобразованию в Halifax Chronicle Herald, самой многотиражной ежедневной газете провинции. А редактор журнала «Медиатор» Г.Лебридж ведет регулярную рубрику в журнале «Учитель», выпускаемом союзом учителей Новой Шотландии.

Более половины всего населения Канады живет в двух центральных провинциях Онтарио и Квебек. Министерство образования Квебек реформировало учебный план младшей и средней ступени средней школы к 1999 году, реализовав междисциплинарный подход к интеграции медиаобразования. В сентябре 1990 года группа франко- и англоязычных педагогов, университетских профессоров, и других специалистов, заинтересованных в медиаобразовании создали Ассоциацию Медиаобразования в Квебеке (AMEQ), двуязычную массовую организацию, преимущественно состоящую из учителей. Основной целью AMEQ является предоставление информации, планов уроков, идей, консультаций, и профессионального развития по медиаобразованию. AMEQ отстаивает позицию, что медиаобразование должно быть включено в программу начиная с детского сада и по 12 класс, а также на всех педагогических специальностях в вузах. AMEQ также активно продвигает идею о том, что родители тоже должны обучать медиаграмотности своих детей.

AMEQ спонсирует фестивали студенческих и школьных СМИ, конференции по медиаобразованию, семинары для учителей и родителей. Члены ассоциации регулярно проводят практикумы на педагогических и родительских конференциях, выступают с лекциями в университетах Мак-Гил и Бишоп. Члены исполнительского комитета также представили предложения по реформированию учебного плана в Министерстве Образования Квебек и доклад по насилию в СМИ в Комиссию Канадского Радио и Телевещания.

В 1991 году Центр Грамотности в Монреале, который располагает открытой библиотекой с коллекцией ресурсов по каждому аспекту грамотности, начал получать большое количество запросов по ресурсам медиаобразования. Центр усилил медийный компонент своих фондов и начал проводить семинары по медиаграмотности. Подобная ситуация произошла и в Центре Сейнт-Пьер, центру непрерывного образования.

Онтарио, где проживает одна треть населения Канады, стала первой образовательной юрисдикцией Северной Америки, которая сделала медиаобразование обязательной частью учебной программы. В 1987 году Министерство Образования Онтарио опубликовало новые стандарты, которые подчеркивали значение медиаобразования, как части традиционной программы родного языка и литературы. По крайней мере, одна треть курса английского языка в средних и старших классов школы должна быть посвящена изучению медиа. А в седьмом и восьмом классе (т.е. для школьников 12-13 лет) какой-либо форме изучения медиа должно отводиться не менее 10 процентов учебного времени. Кроме того, школьники могут выбрать автономный медиакурс как один из пяти необходимых спецкурсов, в рамках программы английского языка.

В апреле 1995 года Министерство образования Онтарио утвердило два документа: «Учебная программа: концепция и результаты обучения с 1 по 9 класс», в котором четко сформулированы знания и умения, которые должны приобрести школьники и то, когда они должны овладеть ими. Второй документ, «Стандарты провинции Онтарио: Язык и литература, 1-й – 9-й класс» предоставляет объективные и логичные индикаторы для определения успешности обучения школьников. С 1 по 9 класс в курсе английского языка и литературы должны присутствовать следующие направления: аудирование и говорение, чтение, письмо, просмотр и репрезентация.

Ассоциация Медиаграмотности (AML) - организация, благодаря деятельности которой медиаобразование в Онтарио стало развиваться столь интенсивно. Министерство образования Онтарио и Федерация Учителей Онтарио привлекли десять членов Ассоциации Медиаграмотности для написания Media Education Resource Guide для учителей, включающий в себя обучающие стратегии и модели, а также теоретическое обоснование и цели медиаобразования. Учебник был опубликован правительственным изданием, пользовался огромным спросом сначала в англоязычных странах, а позже был переведен на французский, итальянский, японский и испанский язык.

Перед изданием учебника Министерство образования командировало авторов книги провести серию обучающих семинаров для школьных учителей по всей провинции Онтарио. С 1987 года члены ассоциации провели мастер-классы и семинары не только в Канаде, но и в Австралии, Японии, Европе, Латинской Америке и США.

Три раза в год Ассоциация выпускает журнал Медиаграмотность (Mediacy), который снабжает новейшей информацией о событиях в области медиаобразования, о новых публикациях, предстоящих конференциях и семинарах, печатает статьи. Во время учебного года Ассоциация AML спонсирует ежеквартальные семинары и презентации для школьных учителей. В 1990 и 1992 году в Университете Гвельф были проведены международные конференции с более, чем 500 участниками из разных стран. Организуются летние школы для медиапедагогов совместно с Педагогическим факультетом Торонтского университета.

Франкофонная провинция Квебек, расположенная в центральной части Канады, имеет ряд специфических отличий. В связи с проводимой новой школьной реформой, преподавание медиаобразования заложено в большинство основных дисциплин и является одним из ведущих направлений в обучении. Согласно официальному мнению министерства образования Квебека, «медиаобразование – развитие у учащихся критического и этического мышления по отношению к СМИ и предоставления им возможности создавать медиатексты, уважая при этом права личности» [https://www.mediaed.org.uk/posted-documents/word.htm].

В сентябре 1990 года преподаватели университета, школьные педагоги и деятели медиакультуры основали Ассоциацию Медиаобразования Квебека (The Association for Media Education in Quebec – AMEQ). Возглавляет эту солидную двуязычную организацию Л.Розер (L.Rother). Квебекские медиапедагоги считают, что необходимо сделать свободным доступ к информационным ресурсам по медиаобразованию. Членами этой организации регулярно осуществляется профессиональная подготовка медиапедагогов, разрабатываются учебные планы и методические рекомендации. Осуществляется работа по внедрению курса медиа в образовательные структуры: начиная с детского сада и заканчивая учащимися старших классов. Примечательно, что представители AMEQ убеждены в том, что родители являются непосредственными медиапедагогами для своих детей.

В целом, в 90-е годы XX века отмечается плодотворная деятельность медиаобразовательных организаций и значительное увеличение их сторонников.

В 1991 году была основана Ассоциация медиаграмотности в Британской Колумбии (British Columbia Association for Media Literacy – BCAML). С 1996 года Британская Колумбия – первая из западных провинций, внедрившая обязательное изучение медиа в учебный процесс для учащихся в возрасте от 5 до 18 лет. Особое значение на занятиях уделяется работе с медиатекстами, которые рассматриваются в качестве важнейшего языкового компонента.

Летом 1991 года в Ванкувере была учреждена Канадская ассоциация медиаобразования (Canadian Association for Media Education - CAME). В её состав вошли не только педагоги, но также она широко представлена деятелями медиакультуры и представителями СМИ. Достаточно широкий диапазон работы этой организации: организация летних курсов для педагогов, ежегодное проведение форумов на медиаобразовательную тематику, издание учебно-методической литературы, рекомендации для начинающих медиапедагогов и т.д. При непосредственной поддержке САМЕО в 1994 году с Министерством образования Британской Колумбии было подписано соглашение о создании важного документа - Conceptual Framework of Media Education, который во многом ускорил внедрение медиаобразования в школьный курс для провинций членов Западного Канадского Протокола (WCP).

Осенью 1992 года в провинции Новая Шотландия была учреждена Ассоциация медиаграмотности (Association of Media Literacy for Nova Scotia – AML-NS). Цели те же – развитие медиаобразования на территории всей провинции.

В начале XXI века появились ещё две медиапедагогические ассоциации. В 2001 году была учреждена Ассоциация медиаграмотности в провинции Нью-Брансуик (Association for a Media Literacy New Brunswick). В 2002 году список пополнила Ассоциация медиаграмотности провинций Ньюфаундленд и Лабрадор (Association for Media Literacy Newfoundland and Labrador – AML – NL).

Однако, на наш взгляд, особого внимания заслуживает рассмотрение деятельности Канадской ассоциации медиаобразовательных организаций (Canadian Association of Media Education Organizations – CAMEO), созданной в Торонто в 1992 году. Учитывая децентрализацию канадской системы образования, несомненным достижением можно считать появление первой организации, координирующей деятельность медиапедагогов из разных регионов страны. CAMEO во многом ответственна за принятие решений в области медиапедагогики в масштабе всей страны. Как уже отмечалось, основной функцией CAMEO является координация деятельности всех канадских медиапедагогов и продвижение идей медиаобразования во всех учебных заведениях провинциального уровня. Также САМЕО участвует в различных национальных проектах (например, в национальных слушаниях на заседании Канадской комиссии по радио, ТВ и телекоммуникациям (СКЕС), поднимает вопрос о внесении корректировок в закон о защите авторских прав, который существенным образом тормозит работу медиапедагогов. CAMEO оказывает значительную поддержку медиапедагогам из разных регионов страны для выработки национальной концепции.

Однако нами не было выявлено медиаобразовательных организаций в таких провинциях, как Юкон, остров Принца Эдуарда и Северно-Западных Территориях. Можно предположить, что там учителя сотрудничают с медиапедагогами других провинций, обращаются к ресурсам таких авторитетных организаций как САМЕО и САМЕ. Вероятно, они находятся на пути поиска решений создания аналогичных медиаобразовательных ассоциаций.

Подводя итоги вышеизложенному, мы можем утверждать, что все канадские ассоциации и организации способствуют процессу эффективного внедрения медиаобразования в курс школьной программы. Регулярно проводят конференции регионального и международного уровней, организуют работу летних курсов, семинаров, мастер-классов. При их непосредственной поддержке и участии публикуются учебные, методические и научно-методические материалы; выпускаются периодические бюллетени. В связи с интенсивным распространением Интернета, ресурсы которого в Канаде эффективно используют все ведущие медиаобразовательные ассоциации (каждая из них имеет свой веб-сайт), каждый педагог может получить необходимую разнообразную информацию по медиаобразованию непосредственно в сети.

Известно, что наиболее многочисленной зрительской аудиторией всегда была детская. Для подавляющего большинства несовершеннолетней аудитории телевидение является основным источником различного рода информации. Родители и педагоги крайне озабочены чрезмерным (порой, бесконтрольным) увлечением детей телевидением. Исследования, проведённые канадскими учёными, показали, что обычный канадский школьник (ко времени окончания школы) проводит 11000 часов на занятиях в школе. Но 15000 часов уходит на просмотр телевидения. Таким образом, среднестатистический канадец к 65 годам тратит 3000 дней на общение с ТВ, что составляет около 9 лет. [Pungente, 1993, p.15]. Подобная ситуация не была оставлена без внимания канадскими педагогами. Было предпринято своевременное решение о создании творческого союза медиаэкспертов и педагогов. В Канаде никогда не пользовались популярностью идеи «защиты от медиа». Вероятно поэтому, обе стороны достаточно быстро пришли к пониманию важности такого взаимного сотрудничества, осознав его пользу для всего общества в целом. В последние годы интенсивность двусторонних контактов значительно возросла.

Канадское государство на протяжении многих лет испытывает сильное воздействие в культурной сфере со стороны США. Канада обладает одной из самых технологически развитых систем вещания в мире. Так, например, Си-Би-Си (канадская вещательная корпорация) – одна из крупнейших в мире: девять десятых канадцев смотрят её телепрограммы. Большое внимание уделяется детскому телевидению, транслирующему образовательные, некоммерческие, без сцен насилия программы. Особые достижения наблюдаются в области мультипликации.

Канадским медиапедагогам хорошо известна способность телевидения реконструировать события так убедительно, что это может заставить зрителей поверить в то, что такой образ жизни, какой демонстрируется по телевидению, является образцовым. Это мировоззрение, как совершенно справедливо отмечает Б.Дункан, используют рекламщики для создания стереотипа о том, что все должны жить материалистичными мечтами о дорогой одежде, бытовых приборах и экзотических курортах. Повтор такого послания укореняет мысль о том, что путь к счастью покупается за деньги. Телевидение может вдохновлять и обогащать, но может также обеднять и упрощать. ТВ развлекает, выступает няней для детей, моделирует поведение, передает ценности и психологические установки, навязывает потребительские вкусы и модели образа жизни [Duncan, 1989, p.30].

С 1991 года в Торонто популярный молодёжный телеканал начал активно сотрудничать с Ассоциацией медиаграмотности провинции Онтарио. Одной из главных задач был выпуск специальных материалов для программы Street Noise. Так, например, обсуждался такой вопрос: «Как говорить о насилии в новостях, не показывая его при этом на телеэкране?». Мы считаем, что использование данного опыта было бы весьма полезным для российских педагогов, так как проблема показа сцен насилия без всякого возрастного ограничения является довольно актуальной для российского выпуска новостей.

В 1995 большинство канадских программных служб, передающих по системе кабельного телевидения, создали с американской стороной образовательное подразделение Cable in the Classroom (кабельного ТВ на занятиях в классе). На сегодняшний день в Канаде функционирует более 30 кабельных телевещательных станций, предоставляющих широкий спектр образовательных программ для учащихся 12000 школ.

На современном этапе развития медиаобразования в Канаде, на наш взгляд, особый интерес представляет деятельность уникального телевизионного канала CHUM Television («Дружеское телевидение»). CHUM Television с 1989 года осуществляет свои программы по развитию медиаграмотности в тесном сотрудничестве с различными канадскими медиаобразовательными организациями.

Почему этот телеканал заинтересован в медиаобразовании? Представители этой организации считают, что главное - научить молодёжную аудиторию критическому восприятию увиденного на экране. С этой целью был создан ряд медиаобразовательных программ и выпущены учебные пособия для педагогов и учащихся. Продолжительность учебных телепередач от 30 до 60 минут. Педагогам рекомендуется предварительно самим просматривать программы и отбирать согласно возрастным и прочим категориям.

Таким образом, CHUM Television на протяжении ряда лет выступает в качестве главного проводника идей медиаобразования и развития медиаграмотности посредством телевидения. Осуществляется эта работа посредством следующих телепрограмм: Media TV, Movie TV, Fashion Television, Too Much for Much и др. На наш взгляд, получасовая программа Scanning the Movies вызывает особый интерес, так как содержит в себе большой медиаобразовательный потенциал. Инициатором её создания и постоянным ведущим является Дж.Пандженте (J.Pungente) - известный канадский медиапедагог, автор многочисленных учебных пособий по медиакультуре, продюсер учебных видеофильмов.

Рейтинг передачи и сейчас высок, т.к. она собирает вокруг себя достаточно широкую аудиторию: от любителей кино до изучающих и преподающих этот вид искусства. Подобного рода передачи хорошо подготовлены с методической стороны. Началу показа предшествует краткая (2-3 минутная) установка на восприятие, без предварительной оценки. Автор в увлекательной, непринуждённой беседе вводит телевизионную аудиторию в мир кино. Scanning the Movies помогает подросткам иначе взглянуть на окружающий их мир. Это новое критическое осмысление увиденных кинолент.

Несомненно, эффективность всего процесса медиаобразования напрямую зависит от уровня подготовки самих учителей. С декабря 1998 года телеканал начал осуществлять поддержку нового проекта в области медиаобразования по подготовке педагогов по основам медиакультуры. В результате был создан оригинальный аудиовизуальный комплекс, ряд методических разработок и интернет-сайт, призванные обеспечить поддержку курса для профессиональной подготовки педагогов, начинающих медиаобразовательную деятельность.

С 2002 года, благодаря стараниям творческого коллектива телеканала, начал функционировать первый в Северной Америке Центр медиаграмотности на базе библиотеки (CHUM Television Media Literacy Centre). Он предназначен для широкого круга пользователей. К услугам клиентов Центра - обширная подборка печатных и электронных материалов, содержащих полезную информацию по медиаобразованию в Канаде и за рубежом. Все посетители могут найти интересующую их информацию.

Подробно изучив разнообразные источники информации, описывающие работу уникального телеканала CHUM Television, следует отметить, CHUM Televison блестяще справляется с поставленными задачами (повышение уровня медиаграмотности детской аудитории), создавая яркие, разноплановые медиаобразовательные программы.

Подобные передачи способствуют развитию критического мышления, обучают интерпретировать различные медиатексты, прививают эстетический вкус. Во время и после просмотра подобных медиаобразовательных программ учащимся предлагается выполнять следующие задания:

-определить, какое сообщение содержит в себе данная телепередача;

-обозначить роль музыкального сопровождения в ней;

-определить, на какую аудиторию рассчитана телепередача;

-привлечь к просмотру как можно больше друзей, чтобы затем поделиться своими чувствами, мыслями и переживаниями;

-ознакомиться с применением различных кнопок на пульте управления;

-всегда помнить о том, что увиденное на телеэкране не является зеркальным отражением действительности;

-получить сведения о перспективных направлениях в мире медиа, узнать как отличать факт от личного мнения;

-подсказать родителям, как помочь детям справиться с различными тревожными образами.

Еще одним подспорьем канадским преподавателям стал проект «Кабельное телевидение в школах» (Cable in the Classroom), начавшийся в 1995 году и созданный кабельными телевизионными кампаниями с целью обеспечения школ некоторыми программами, которые могли быть использованы в обучающих целях. В рамках этой программы преподаватели могут записывать передачи, не содержащие рекламу, для просмотра во время урока. Многие передачи сопровождаются методическими разработками для учителя (обычно размещаемые в Интернете). Почти все передачи этой серии могут использоваться как медиатексты, но отдельные передачи специально посвящены медиаобразованию. Например, Much Music’s Much Media Lit – серия передач, выходящих раз в месяц и объединяющих проблемы поп-музыки, маркетинга и общества. К примеру, семьи, где есть ВИЧ-инфицированный человек; спонсирование музыкантов и концертов компаниями, производящими сигареты и пиво; сексизм и насилие в музыкальных клипах [Andersen, Duncan, Pungente, 1999, p.152].

Еще один канадский телевизионный канал Bravo! в 1997 году начал выпускать серию передач по медиаобразованию «Анализируя фильмы» (Scanning the Movies). Ежемесячно программа изучает новый фильм и предоставляет учебное руководство на собственном сайте (https://www.bravo.com). Созданное и для родителей, и для учителей, учебное пособие способствует более глубокому пониманию кинофильма, процесса кинопроизводства и проблемных вопросов.

Сравнительно недавно корпорация IBM выпустила компьютер специально созданный для дошкольного образования. Тщательно продуман дизайн: корпус окрашен в яркие цвета, больших размеров дисплей и клавиатура. Следует подчеркнуть, что данная модель предназначена непосредственно для обучения под руководством воспитателя.

Весьма актуален и опыт канадских медиапедагогов по повышению уровня интернет-грамотности. Известно, что канадцы внесли существенный вклад в развитие Интернет. Так, например, Дж.Гослинг (компания Sun Microsystem) является создателем Java. Университетский колледж Сен-Бонифас (провинция Манитоба) стал первым в Канаде учебным заведением, где студенты могут прослушать курс лекций по Интернету и получить диплом об образовании. Канадская компания Softimige известна постановкой спецэффектов, некоторые из которых были использованы в известном фильме «Парк Юрского периода». Кроме того, Канада лидирует в области электронной торговли [Комкова, 2000].

Интернет – средство, обеспечивающее колоссальные возможности для обмена и получения информации, при этом требующее высокого уровня медиаграмотности. Главные преимущества Интернета - интерактивность и свободный доступ к большому объёму разнообразной информации. Среди наиболее негативных аспектов следует отметить отсутствие должного контроля и цензуры. Кроме того, в Сети никто не отвечает за достоверность информации. Школьники, как известно, активные пользователи Интернет, следовательно, повышение уровня медиаграмотности, точнее сказать, интернет-грамотности для них актуально, т.к. наряду с использованием Интернета как источника материалов для образования, надо помочь учащимся перейти от роли пассивных потребителей к роли более активных, творческих личностей, умеющих находить, анализировать и передавать информацию с помощью современных технологий.

В 1997 году канадское правительство поставило перед собой задачу сделать информацию и информационную структуру доступными для всех слоёв населения, превратив Канаду в самую «интернетизированную» страну мира. На современном этапе доступ в Интернет имеют более 60% населения страны. Согласно комплексным показателям Канада занимает второе место в мире по уровню развития Интернета, уступая только США [Р.Симмонс, 2001].

Сравнительно недавно корпорация IBM выпустила компьютер специально созданный для дошкольного образования. Тщательно продуман дизайн: корпус окрашен в яркие цвета, больших размеров дисплей и клавиатура. Следует подчеркнуть, что данная модель предназначена непосредственно для обучения под руководством воспитателя.

Сегодня Канада переживает настоящий интернет-бум. Так, например, на 30 миллионов жителей страны приходится около 5% всех сайтов в мире. Канада лидирует по числу домашних компьютеров и имеет самые низкие тарифы на подсоединение к сети Интернет. Канадцы проводят довольно много времени в Интернете, используя его возможности для развлечения, работы, совершения онлайновых покупок, самообразования. Согласно последним исследованиям, средняя канадская семья проводит в Сети около 32 часов в неделю.

Юные канадцы своим любимым времяпрепровождением назвали: прослушивание и запись музыки (57%); использование электронной почты (e-mail) (56 %); развлечения (50%); игры (48%); срочные (прямые) сообщения (40%); беседы (39%); поиск информации для выполнения домашнего задания (38%). Результаты опроса показали, что канадские подростки достаточно активно используют Интернет – почти 50% из них проводят в Сети от 1 до 3 часов ежедневно. Причём, три четверти из них делают это при помощи домашнего компьютера, остальные, в основном, в школе. Мальчики проводят в Интернете больше времени (около 10 часов в неделю), чем девочки (около 8) [Media Awareness Network, 2001].

Нечего удивительного в таких показателях нет. Современных тинэйджеров в Канаде всё чаще называют интернет-поколением, для которых умение пользоваться компьютером так же естественно, как умение писать и читать. При всём этом, современным канадским школьникам компьютер не заменяет другие радости жизни. Предпочтение отдаётся спортивным играм и общению со сверстниками.

Весьма противоречивой оказалась ситуация с осведомлённостью канадских родителей о том, какие сайты посещают их дети. Так, например, 71% опрошенных родителей утверждали о том, что владеют информацией, 28% знают мало или ничего не знают. Что касается детей, то выяснилось, что только 16 % думают, что их родители осведомлены о посещаемых ими сайтами. 38% респондентов заявили о полном неведении родителей в данном вопросе [Media Awareness Network, 2001].

В Канаде извлекли большую пользу из приведенных выше результатов исследований. Полученные данные способствовали усовершенствованию методики использования Интернета (как на занятиях по медиакультуре, так и другим дисциплинам) в школах. Активно стали использоваться резервы публичных библиотек. Сейчас библиотекари сочетают традиционную роль защитников свободы информации с защитой детей от материалов оскорбительного и потенциально незаконного содержания, которое распространяется в Сети Интернет. Примечательно, что 98% канадских библиотек подключено к системе Интернет. В 1999 году была завершена реализация первой части программы Schoolnet, которая связала 16 тысяч канадских школ и публичных библиотек с сетью Интернет. Обращает внимание на себя тот факт, что последним учебным заведением, подсоединённым к Сети стала школа на острове Пикту (провинция Новая Шотландия), в которой обучаются три школьника…..

Бесспорно, необходимо научить юных пользователей Сети оценивать д



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: