Понятие деловой культуры и культуры в целом
Профессия государственного служащего – профессия в системе «человек – человек»,
где общение из фактора, сопровождающего деятельность, превращается в профессионально значимую категорию.
Приоритетные профессиональные качества государственного служащего:
профессионализм, ответственность, преданность, | компетентность, честность, толерантность, | общительность, коммуникабельность, соответствующий уровень культуры делового общения. |
Государственный служащий должен
знать:
- основы правового статуса человека в обществе, основные права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации;
- освоить правовые и этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
- тенденции развития информационно-документационного обеспечения с применением новых технологий;
- критерии и принципы оценки ценности документов и порядок определения сроков их хранения;
- основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;
- механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов;
- правовые основы и психологические аспекты работы с обращениями граждан.
владеть навыками:
- подготовки текстовых документов в управленческой деятельности.
В административной среде осуществляется взаимовлияние культур разного уровня: организационной, профессиональной, административной, корпоративной.
Государственный служащий осваивает различные виды культуры:
Политическую, управленческую, правовую, федералистскую, рыночную и другие.
Они предопределены культурой общества со всеми ее материальными, духовными, социальными и иными особенностями.
Понятие культуры
Среди ученых нет единого взгляда на понятие деловой культуры, и культуры в целом.
Под культурой понимается - все то, что создано человечеством благодаря физическому и умственному труду ( в широком смысле),
– это нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями его жизни и выражаемое в быту, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы (в узком смысле). (В.С. Грехнев).
Термин «культура» употребляют:
- для выражения совокупности достижений общества в различных областях духовной жизни, умений их использовать (одни авторы);
- применяют при оценке конкретных проявлений культуры в значении степени совершенства, достигнутого в овладении той или иной отраслью знаний или деятельности (другие авторы);
- определение «культура» рассматривают как соблюдение норм и правил в общественных местах, в личной жизни, во взаимоотношениях с другими людьми (третьи авторы).
Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой - в экстремальной ситуации. (Л.Д. Столяренко)
Распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:
- Жизненные ценности
- Нормы поведения
- Артефакты (материальные произведения)
Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия- основа культуры.
Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях.
Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.
Корпоративная культура
государственных служащих возникла в связи с тенденцией превращения социальной общности государственных служащих в корпорацию социальных менеджеров.
Корпоративные интересы - устойчивые, сущностные интересы группы служащих, которых связывают совместная реализация своих потребностей с государственной службой.
Корпоративную культуру нельзя отождествлять с проявлениями негативного корпоративизма, когда отдельные государственные служащие, защищая ложно понимаемую «честь мундира», демонстрируют «круговую поруку»
Правовая культура
Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа.
Правовая культура есть процесс и результат творчества человекав сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей», — пишет один из ведущих исследователей в области правовой культуры в России М. Б. Смоленский, и это определение в полной мере отражает суть правой культуры.
Задачи правовой культуры — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.
Понятие «правовая культура» употребляется в двух основных значениях:
§ правовая культура общества;
§ правовая культура личности.
Правовая культура личности - субъективно выработанный индивидом уровня овладения правом в своей деятельности, а так же в правосознании индивида - совокупности представлений, взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву.
Деловую культуру - Конец формы
многие авторы рассматривают как профессиональную.
Профессиональная культура – это личностная характеристика специалиста, выражающая меру развития потребностей и способностей индивидов (Г.Н. Соколова).
Определенный вклад в развитие профессиональной культуры внесли А.А. Баталов, П.М. Батура, Г.Н. Соколова, Е.А. Энхельсберг и др.
Деловая культура
выступает самостоятельным универсальным элементом профессиональной этики, важнейшим элементом высокой культуры деловых отношений.
В её структуру входят:
Деловое общение
Деловой этикет
Деловой речевой этикет.
Деловая культура в широком смысле– это совокупность этических принципов и норм, которыми должны руководствоваться организации и её члены в сфере управления и предпринимательства. Основу её составляет професиональная этика., предписывающая опредленный профессиональный тип взаимотношений деловых людей с подчиненными, партнерами, конкурентами, клиентами, исключающий противопоставление одних дркгим.
Н.А. Павелко: «любая человеческая деятельность осуществляется с помощью тех или иных средств (приемов, способов, инструментов). Таким средством человеческого общения является слово, выражение лица, костюм… Именно эти специфические способы поведения, которые обеспечивают протекание процесса общения между людьми, мы и будем называть культурой общения».
Организационная культура
Поведение государственного служащего определяется организационной культурой, включающей доминирующие нормы и ценности, принятый кодекс поведения, устоявшиеся ритуалы, профессиональный язык, определенную социальную память.