Чтобы привлечь внимание читателей, вызвать интерес к определённым статьям, кроме буквенных средств журналы и газеты используют ещё и разнообразные небуквенные графические средства: жирный шрифт, различие букв и слов по цвету, а также курсив разрядку и подчеркивание.
Жирный шрифт, используемый в основном для выделения заголовков, является универсальным средством для всех печатных изданий.
Цветное оформление практикуют журналы (вследствие чего почти не нуждаются в других графических средствах, таких как курсив, подчеркивание и разрядка) и некоторые газеты, например "Комок" и "TEVEВИЗОР".
В журналах шрифт варьируется от очень мелкого до огромного. Шрифт газеты, в основном, не меняется на протяжении всего номера, увеличиваясь только в заголовках. Исключения составляют цветные "TEVEВИЗОР" и "Комок".
Курсив используется для выделения писем читателей, заголовков (вместе с жирным шрифтом), вопросов корреспондентов, подписи фотографий. Больше характерен для газет, чем для журналов и совсем не используется в "COSMOPOLITAN", "Mean’s Health", "Мастер", "Караван историй". Зато много в "АИФ", "ЗОЖ", "Комок".
Иногда используется подчеркивание, в основном для выделения заголовков, выводов статьи.
Разрядка употребляется реже всего. Совсем отсутствует в журналах и иногда встречается в газетах, таких как "Комок".
Заключение. Видо-жанровая характеристика современного текста
В современных периодических изданиях можно выделить несколько классификаций: по виду печатной продукции (журнал, газета, вестник, справочник и др.), по жанру (политика, шоу бизнес, здоровье, спорт и др.).
|
Журналы красочно оформлены: заглавные буквы, цветной шрифт, иллюстрации….50% содержания современного журнала - красочная реклама одежды, парфюмерии, автомобилей и прочих атрибутов "красивой жизни". Остальное пространство заполняют советы по правильному питанию, здоровому образу жизни, подбору стиля в одежде, вплоть до вопросов, касающихся интимной жизни. Среди таких журналов: "Караван историй", "Лиза", "CATALOG" и др. Интересно сравнить женский и мужской популярные журналы, например, "COSMOPOLITAN" и "Men’s Health". И первый, и второй мало, чем отличаются друг от друга: несут в себе минимум информации, рассчитанную на аудиторию от 20 до 35. Вот заголовки некоторых разделов: "О том, как заработать и потратить", "Из чего складывается идеальный брак", "Если тебе одиноко с мужчиной, это означает только то, что мужчину пора поменять", "Азбука фитнесиста", "Мужской разговор", "Гардероб в мужском роде". Есть и историко-географические справки - реклама для туристов. В том же "Men’s Health" сведения о Стокгольме, Вильнюсе и Турине, если Вы собираетесь в недалеком будущем посетить эти города, а если не собирались, то теперь обязательно посетите. Интересная тенденция: в последние годы кулинарные рецепты постепенно переходят из женских журналов в мужские. Неоспоримое подспорье современные журналы составляют для модниц и модников. В таком журнале Вы найдете о моде все: этой теме посвящено 30% из оставшихся 50%. Там же, можно почерпнуть "шокирующие" откровения из жизни звезд шоу бизнеса, сентиментальные сцены.
|
Особый интерес представляют журналы, выпускающиеся за границей для русскоязычного населения. В таких журналах обычно пишут об общих тенденциях развития мировой науки, культуры, экономики, политики, жизни молодёжи. Примером может служить журнал "Deutschland". Это издание выгодно отличается грамотностью составленного текста и подборкой статей научно-познавательного характера. А иностранных слов употребляется не больше, чем в "COSMOPOLITAN", "Men’s Health" и "Караван историй".
Есть и журналы познавательного характера, такие как "Вокруг света". Ни чем не уступая в красочности оформления (хотя бы за счет прекрасной фотографий), превосходит в орфографической грамотности изложения, отсутствия рекламы, жаргонизмов и просторечных слов. Что касается содержания, то здесь представлены различные географические справки, новейшие открытия ученых, любопытные исторические сведения.
Газеты, посвященные политическим и экономическим проблемам оформлены довольно скромно, иллюстрации - изображение "важных персон", о которых идет речь ("Городские новости", "Вечерний Красноярск"). Другие представляет собой почти противоположный материал. Красочные изображения звезд, цветной текст, пикантные подробности из жизни знаменитых людей… ("TEVEВИЗОР"). Газеты о здоровье, как правило, черно-белого типа почти не содержат иллюстраций, только необходимый минимум, в основном схематическое изображение поз для очередной гимнастики ("ЗОЖ").
Есть еще газеты, которые "мешают" жанры, не специализируясь на чем-то одном. В газетах подобного типа соседствуют новости мировой экономики и полезные советы по выведению тараканов, анекдоты, сканворды, подробности жизни богемы и незаменимая телепрограмма на неделю. Оформление этих газет тоже представляет собой смесь жанров: обложка и часть газеты со сканвордами, анекдотами и богемой, как правило, хорошо проиллюстрированы и напечатаны цветным текстом, а политика и советы по домоводству предстают в черно-белом виде с иллюстрациями (фотографиями и коллажами). Примерами таких изданий могут служить "Комок" и "АИФ".
|
Есть еще группа газет и журналов, о которых нельзя не упомянуть - это рекламные проспекты и вестники. Такие издания обычно хорошо проиллюстрированы и красочно оформлены, однако именно в них чаще всего встречаются опечатки, ошибки и другие казусы, особенно если перед вами газета бесплатных объявлений.
В заключение хочу отметить: выбор печатной продукции сейчас настолько велик, что каждый читатель может выбрать для себя интересное и полезное. Читайте и решайте сами!
Список используемой литературы
Основная литература:
1. Бондарчук Г.П. Комков А.М. Об упорядочении правописания географических названий. /Нерешенные вопросы русской орфографии.М., 1974 г.
2. Булохов В.Я. Межполовые различия орфографической грамотности учащихся. Красноярск, 1999 г.
3. Голанова Е.И. Слитное и дефисное написание препозитивных морфем в современном русском языке. /Нерешенные вопросы русской орфографии. М., 1974 г.
4. Граник Г.Г. Бондаренко С. М, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991 г.
5. Григорьев В.П. Графика и орфография у Вознесенского. /Нерешенные вопросы Русского правописания. М., 1974 г.
6. Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979 г.
7. Григорьев В.П. Грамматика идеостиля. М., 1983 г.
8. Григорьева Т М. История русской орфографии: XX век. Красноярск, 1993 г.
9. Григорьева Т.М. Русское письмо: от реформы графики к реформе орфографии. Красноярск, 1996 г.
10. Григорьева Т.М. Русский язык. История и современность. М., 2004 г.
11. Еськова Н.А. О некоторых "каверзах" дефиса. /Нерешенные вопросы русской орфографии. М., 1974 г.
12. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976 г.
13. Миськевич Г.И. Чельцова Л.К. К вопросу об орфографии новых слов. /Нерешенные вопросы русской орфографии. М., 1974 г.
14. Некрасова Е.И. Об орфографии диалектных слов в поэтических текстах. /Нерешенные вопросы русской орфографии. М., 1974 г.
15. Пеньковский А.Б. Области языка, не регламентируемые орфографически. /Нерешенные вопросы русской орфографии. М., 1974 г.
16. Полищук Г.Г. Сиротинина О.Б. Разговорная речь и художественный диалог. /Лингвистика и поэтика. М., 1979 г.
17. Скворцов Л.И. Орфография просторечных и жаргонных слов. /Нерешенные вопросы русской орфографии. М., 1974 г.
18. Старостин Б.А. Некоторые тенденции и перспективы в передаче и орфографии заимствованных собственных имен. /Нерешенные вопросы русской орфографии. М., 1974 г.
19. Шварцкопф Б.С. О факультативных случаях употребления кавычек. /Нерешенные вопросы русской орфографии. М., 1974 г.
Периодические издания:
20. Аргументы и факты (№ 50, 2005 г).
21. CATALOG. Хорошие вещи в Красноярске (01 (009) январь2006 г).
22. COSMOPOLITAN (октябрь 2005 г).
23. Вечерний Красноярск.
24. Вокруг Света (декабрь)
25. Газета скидок (№11, 28 января 2005 г).
26. (№14, 18 февраля 2005 г).
27. Городские новости.
28. Deutschland (RU №3/2005 июнь/июль).
29. Вестник Здоровый Образ Жизни (№25 (301), декабрь 2005 г).
30. Караван историй (октябрь 2005 г)
31. Комок (№23, 10 июня 2003 г).
32. Лиза (№32/2002, 5 августа).
33. Мастер - информационно-развлекательный вестник: (№3, 29 июля 2005 г), (№4, 8 августа 2005 г), (№5, 15 августа 2005 г).
34. Men’s Health (январь 2006 г).
35. TEVEВИЗОР (№01 (250) 4 января 2006 г).
36. ШАНС (№31 (105) 3 сентября 2004 г).