ТЕМА 5 ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА




РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ОСНОВАМ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

 

 

Для студентов, обучающихся по неэкономическим специальностям

 

 

Благовещенск – 2018


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Перед Вами рабочая тетрадь по экономике. Предназначена она для организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по неэкономическим специальностям.

Рабочая тетрадь составлена на основе примерной программы дисциплины «Основы экономических знаний»

Рабочая тетрадь составлена таким образом, что по каждой из шестнадцати тем курса имеются четыре вида заданий:

1. Дать определение основным понятиям;

2. Раскрыть узловые вопросы темы;

3. Проанализировать все ответы на каждый из тестов и выбрать только один правильный ответ;

4. Решить задачи или выполнить задания иного типа

Выполнение этих заданий поможет студентам систематизировать полученные знания, самостоятельно работать с экономической литературой и активно участвовать в семинарских занятиях.

Использование рабочей тетради по «Основам экономических знаний» поможет студентам не только усвоить материал той или иной темы, но и развить в студентах экономическое мышление, умение анализировать явления окружающей действительности и делать грамотные выводы.


РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

 

ТЕМА 1. Предмет и методы исследования

 

1. Дайте определения понятиям

 

1. Экономическая теория_____________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2. Микроэкономика __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Макроэкономика

 

4. Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, научная абстракция, нормативный анализ, позитивный анализ)

 

2. Узловые вопросы

1. Экономическая мысль в древние времена и средневековье

 

 

2. Меркантилизм

 

 

3. Физиократия

 

 

4. Классическая школа

 

5. Марксизм

 

6. Маржинализм

 

7. Неоклассическая школа

 

 

8. Кейнсианство

 

 

9. Неокейнсианство

 

10. Институционализм

 

 

11. Монетаризм

 

 

3. Тесты

Тест
1. Экономическая теория: это наука: а) о том, как улучшить личное экономическое положение; б) о регулировании государством национальной экономики; в) о средствах удовлетворения человеческих потребностей; г) о том, как общество решает вопросы "что, как и для кого" производить; д) о законах функционирования рыночной экономики.
2. Фундаментальную проблему экономической теории отражает следующая пара понятий: а) спрос и предложение; б) эффективность и справедливость; в) предпринимательство и прибыль; г) ограниченность и выбор; д) производство и потребление.
3. Редкость (ограниченность) ресурсов — это проблема, которая: а) существует только в бедных странах; б) связана с определенными типами цивилизаций; в) типична для социализма (экономика дефицита); г) никогда не возникает в богатых странах; д) существует при всех экономических системах независимо от степени богатства.
4. Экономическая модель призвана решать все перечисленные ниже проблемы, кроме: а) объяснения законов функционирования реальной экономики; б) демонстрации обобщенного представления о том или ином фрагменте экономической деятельности; в) содержания сведений о свойствах изображаемой модели; г) отражения всех деталей экономического развития общества; д) подтверждения или опровержения выдвигаемых гипотез.
5. Если экономика изучается как целостная система, то это анализ: а) макроэкономический; б) нормативный; в) описательный; г) микроэкономический; д) позитивный.
6. Микроэкономику можно определить как раздел экономической теории, который изучает: а) как обществу достигнуть полной занятости; б) экономическое поведение потребителей, фирм и собственников ресурсов; в) проблемы ускорения экономического роста; г) вопросы экономической безопасности; д) организацию деятельности отдельных фирм.
7. К характеристикам экономических благ относится все, кроме: а) способности удовлетворять потребности; б) ценности; в) редкости; г) могут быть в неограниченном количестве; д) могут быть взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми.

 

 

Тема 2

ОСНОВЫОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

1. Дайте определения понятиям

 

1. Потребности (+ примеры)

 

 

2. Блага (+ примеры)

 

 

3. Ресурсы

 

4. Факторы производства

 

 

5. Кривая производственных возможностей

 

 

 

2. Узловые вопросы

1. Почему экономисты утверждают, что экономические потребности общества безграничны?

 

2. Чем естественная ограниченность ресурсов отличается от экономической редкости?

 

3. Назовите 3 главных вопроса экономики

 

 

 

3. Задачи

 

Задача 1

Построить кривую производственных возможностей фермера на основе следующих данных, представляющих возможности фермера при полном и наилучшем использовании ресурсов. Обозначьте оси графика.

 

 

Таблица 1

Морковь, ц.                
Картофель, ц.                

Найдите точки на графике, что они показывают?

А – 30 моркови и 100 картофеля, Б – 60 моркови и 70 картофеля

 

Задача 2 В деревне проживает 50 жителей. Они занимаются сбором кедровых шишек и лесных ягод. В день каждый собирает либо 20 кг шишек, либо 10 кг ягод.

1.Начертите кривую производственных возможностей экономики деревни.

2.Если предположить, что жители деревни изобрели приспособление, с помощью которого они смогут собирать по 25 кг шишек, то как изменится положение кривой производственных возможностей? Изобразите это на графике.

 

ТЕМА 3. СОБСТВЕННОСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

 

1 Дайте определения понятиям

 

1. Трансакционные издержки

 

2. Спецификация

 

 

3. Перечень Оноре (раскрыть каждое правомочие)

 

4.Приватизация

 

5. Национализация

 

 

2 Узловые вопросы

1. Какие цели преследовала приватизация в России?

 

2. Этапы приватизации в России.

 

 

 

3 ТЕСТЫ

 

1. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика

а) административно-командная

б) смешанная

в) рыночная

г) традиционная

 

2. Для традиционной экономической системы характерно

а) экономика базируется на отсталой технологии

б) применение ручного труда

в) разделение труда и специализация

г) открытость экономики

 

3. Какая форма хозяйственного порядка – рынок или иерархия – характерны для перечисленных ниже пунктов?

а) производство автомобилей в рамках корпорации «Дженерал Моторс»

б) выполнение домашних обязанностей внутри семьи

в) производство автомобилей в масштабах национальной экономики Японии

г) производство стали на заводах бывшего СССР

д) функционирование кафедры экономической теории в АмГУ

 

4. Какие из перечисленных издержек трансакционные:

а) издержки на заработную плату наемным работникам мебельной фабрики

б) издержки связанные с ежемесячной выплатой торговой фирмой дани так называемой «крыше»

в) издержки на сбор сведений о финансовом положении предполагаемого участника контракта

г) издержки оплаты услуг нотариуса, завершившего заключение сделки

 

 

 

ТЕМА 4. Общая характеристика рыночной экономики

 

1 Узловые вопросы

 

1. Цена и функции цены

 

 

2. Раскройте функции денег

 

3. Бартер, его недостатки.

 

 

4. При каких условиях возможно использование бартера на современном этапе.

 

 

5. Инфраструктура рынка.

 

 

 

МИКРОЭКОНОМИКА

ТЕМА 5 ОСНОВЫРЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

Дайте определение

1. Кривая спроса

 

2. Кривая предложения

 

 

3. Устойчивость равновесия

 

 

4. Закон спроса

 

 

5. Закон предложения

 

 

2. Узловые вопросы

1. Модель равновесия по Вальрасу

 

2. Модель равновесия по Маршаллу

 

 

3. Факторы влияющие на эластичность

 

4. Излишки потребителя и производителя

 

 

5. Функции равновесной цены

 

 

3 Тесты

 

1. Закон спроса утверждает, что:

а)покупатели готовы купить меньше товаров при росте цены;

б) покупатели готовы купить больше товаров при росте доходов;

в) покупатели готовы купить меньше товаров при снижении цены;

г) превышение величины спроса над величиной предложения ведёт к товарному излишку.

 

2. Если спрос на товар эластичен по цене, то:

а) при увеличении цены возрастёт выручка от продажи;

б) при снижении цены выручка от продажи не изменится;

в) при снижении цены выручка от продажи возрастёт;

г) при снижении цены на 10% выручка от продажи увеличится на 7%.

 

3. При прочих равных условиях рост предложения приводит к:

а) росту равновесной цены и количества;

б) снижению цены равновесия и равновесного объёма;

в) росту цены и снижению количества;

г) снижению равновесной цены и росту равновесного объёма.

 

4. Что случится на конкурентном рынке, если величина предложения превысит величину спроса:

а) спрос возрастёт;

б) производители увеличат выпуск товара;

в) рыночная цена поднимется;

г) рыночная цена снизится.

 

5. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет:

а) падение спроса на второй товар;

б) рост спроса на второй товар;

в) рост величины спроса на второй товар

г)падение величины спроса на второй товар

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: