Феномен разноскоростной интеграции




В Содружестве сформировался феномен разноскоростного интеграционного процесса. В результате такой трансформации на территории СНГ сложился ряд субрегиональных объединений с различными принципами взаимодействия. Это Союзное государство Белоруссии и России (“двойка”), Таможенный союз (“пятерка”), который реорганизуется в Евразийское экономическое сообщество, а также Центральноазиатский и Экономический союзы. Просматриваются и другие группировки.

Оценивая эти явления, можно констатировать, что на экономическом пространстве СНГ складывается принципиально новая модель интеграционного процесса, которая трудно поддается однозначному определению. С одной стороны, можно допустить, что узкие группировки государств могут облегчить и ускорить решение практических вопросов взаимодействия, усилить притягательность более продвинутых форм интеграции. Но в то же время может появиться угроза разобщения внутри СНГ, разрыва целостности всей системы, обособления участников региональных объединений от остальных стран.

В этих условиях возникает проблема совмещения более жестких и более мягких форм интеграции с учетом различной готовности отдельных стран к углублению экономического взаимодействия в рамках общей системы. Ее решение потребует серьезной корректировки всей интеграционной политики. Она, видимо, должна проходить по нескольким направлениям, из которых главным должно оставаться всемерное расширение и углубление рыночных основ интеграции, повышение роли предпринимательских структур в хозяйственном взаимодействии стран. Это та основа, на которой можно, с одной стороны, реально активизировать интеграционные процессы внутри отдельных группировок, а с другой – сохранить экономические связи между всеми странами, входящими в Содружество. Надо ясно осознать, что трансформация прежней системы территориального разделения труда в рамках единого народнохозяйственного комплекса в качественно новую систему международного разделения труда может осуществиться лишь рыночными методами и механизмами. Это не исключает участия в этих процессах государственных и властных структур. Но оно должно сводиться в основном к созданию экономических и правовых норм, которыми должны руководствоваться субъекты рынка, а не к подмене их действий.

I. Современные тенденции и перспективы развития экономической интеграции стран СНГ

2.1. Проблемные зоны экономического сотрудничества стран Содружества

Экономическая интеграция - это сложный и долговременный процесс международного объединения экономики стран и государств в один, общий рынок. Главной предпосылкой реальной интеграции стран является примерно одинаковый, совместимость хозяйственных механизмов, социально-экономическая и правовая однородность. Что касается стран ЕврАзЭС и ЕАЭС, то для них характерно лишь частичное соблюдение этих условий. Для стран, входящих в эти Сообщества характерны существенный различия в величине территории, населения и уровне развития экономик. На Россию приходится 83,8 % площади, 80 % населения и 89,2% общего ВВП. К России по ряду показателей примыкают Белоруссия и Казахстан. Экономика Белоруссии за 2009-2014 гг. демонстрировала неплохой экономический рост- в 2009 г. 5,2% ВВП на душу населения, а в 2014г.- 8,2 %. Структура экономики Беларуси значительно отличается от большинства стран ЕАЭС, которые крайне сложно пережили кризис 2009 г., приведший к серьёзному сокращению промышленного производства. Основные отрасли промышленности Беларуси – машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, легкая и пищевая промышленность, деревообрабатывающая промышленность. Наряду с успехами в промышленности Белоруссия демонстрирует высокую эффективность развития сельского хозяйства – важная отрасль экономики страны, обеспечивающая 5,1% ВВП страны. Российская Федерация является основным импортёром сельской продукции Беларуси (2013г. - 68,9 %). Важно отметить, что устройство экономики Белоруссии имеет ярко выраженные черты плановой экономики, с достаточно большой долей государственной собственности и системой контроля государства над деятельностью частных предприятий.

Казахстан - аграрно-индустриальная страна. Как и ряд других экономик стран СНГ, страна демонстрировала хорошие темпы восстановительного роста после кризиса 2009 г. Структура экономики отличается высокой долей сфер торговли и услуг (55,5% ВВП). Обрабатывающая промышленность – 10,4% ВВП, горнодобывающая- 15,3%, строительство – 5,9 %, сельское хозяйство – 4,3%. Доминирующим сектором экономики является отрасль торговли и услуг. Основу национальной промышленности составляет добыча и переработка нефти и металлов. Казахстанская экономика является противоположностью белорусской: страна ориентирована на производство и экспорт сырья и производных с невысоким уровнем переработки.

Что касается Кыргыстана и Таджикистана, то эти страны значительно отличаются по уровню экономического развития от выше названных стран. Кыргыстан имеет крайне негативный опыт экономической интеграции, связанный с вступлением в ВТО в 1998 г., за которым последовал период экономических сложностей: резкое падение роста ВВП до одной из самых низких отметок в регионе, сокращение внешней торговли и проблемы с инфляцией национальной валюты. Кыргызстан является бедной, горной страной с доминирующим сельскохозяйственным сектором. Хлопок, табак, шерсть, и мясо — основные виды сельскохозяйственной продукции. Основной проблемой экономики Киргизии является ее индустриализация. Помимо восстановления промышленности необходимо проводить ее модернизацию, закупку нового оборудования, а также переподготовку специалистов для работы на нем. Экономика Киргизии уязвима к шокам на мировых рынках, особенно на продовольственных и сырьевых и в основном зависит от изменений экономической ситуации в России, Казахстане и Китае – основных торговых партнерах.

Таджикистан является членом ЕврАзЭС, но не входит в ЕАЭС. Однако, рассматривается в качестве наиболее реального кандидата на вступление в ЕАЭС. Здесь сказывается и членство страны в ЗСТ и тесное партнерство с Россией и Казахстаном. Население страны достаточно позитивно относятся к возможному вступлению в союз, «за» выступают 72% населения. Таджикистан относится к числу наиболее бедных стран мира, однако он имеет не малый экономический потенциал. Экономика Таджикистана зависит от сельского хозяйства и разведения скота. Две трети населения занято в натуральном сельском хозяйстве, и примерно половина всей рабочей силы работает на территории России или других иностранных государств; денежные переводы жителей Таджикистана, работающих за границей, составляют значительную часть (от 40% до 50%) от ВВП страны. Более половины населения страны живет за чертой бедности, так же значительной проблемой для экономики Таджикистана является коррупция на государственном уровне.

Таким образом можно сделать вывод о том, что страны Союза имеют большие контрасты по уровню развития, можно разделить страны на 2 группы: индустриальные – Россия, Казахстан, Белоруссия и аграрные - Киргизия и Таджикистан. Причем в России наблюдаются некоторые признаки постиндустриальности – развитие сферы услуг, современных видов телекоммуникации, информационных технологий. Это неизбежно ведёт к сложностям во взаимной торговле, формировании конкурентной среды и единого таможенного пространства. За годы независимого существования в странах сложилось заметно различающееся налоговое, бюджетное, валютно-финансовое и иное законодательство, формирующее правовые основы предпринимательской деятельности. В странах резко различаются уровни цен, реализуются разные модели реформирования экономики. Наиболее преуспел в проведении рыночных реформ Казахстан.

В итоге можно констатировать, что постсоветское пространство становится всё менее однородным, существуют серьёзные различия в темпах и самих подходов к проведению экономических реформ. Наиболее успешной интеграции пока достигли только три страны – это Россия, Белоруссия, Казахстан (необходимо заметить, что именно эти страны учувствуют во всех евразийских интеграционных проектах: ЕврАзЭС, ЕЭП, ЗСТ, ТС, ЕАЭС, ОДКБ). Интересно, что Казахстан предпринимал все попытки для сохранения целостности СССР, и в 1994г. именно Казахстан выступил с инициативой по формированию на постсоветском пространстве Евразийского союза.

К проблемам интеграционных процессов целесообразно отнести противоречивость векторов развития некоторых стран СНГ. К примеру, Армения очень долго не могла определиться с вектором экономической интеграции. Несмотря на участие в ЗСТ, Армения вела активные переговоры об ассоциации с ЕС, в 2009 г. присоединилась к программе ЕС «Восточное партнёрство», а в 2012-2013 гг. вела переговоры по созданию ЗСТ с ЕС и заявила о готовности подписать соглашение. Только к концу 2013г. Армения смогла определиться с выбором между двумя торговыми объединениями, когда стало очевидным невозможность совмещения тарифной политики и двух объединений. Ереван остановил свой выбор на евразийском экономическом проекте. Но несмотря на то, что Армения вступила в ЕАЭС, она сохраняет контакты с ЕС, причем даже обсуждается вопрос о подписании политической (чисто декларативной) части соглашения об ассоциации.

Противоречивой тенденцией также является создание в 1997 г. Грузией, Украиной, Узбекистаном, Азербайджаном и Молдавией организации ГУУАМ. В 2005 г. Узбекистан покинул данную организацию, и она стала именоваться ГУАМ. Данная организация прежде всего ориентируется на европейские и международные структуры. Непосредственной целью союза было ослабление экономической, прежде всего энергетической зависимости государств от России и развитие транзита энергоносителей по маршруту Азия(Каспий)-Кавказ-Европа в обход территории России. Политическая направленность данного союза стала более заметна после выхода в 1999г. Грузии, Азербайджана и Узбекистана из ОДКБ. В 2017 г. прошёл саммит стран ГУАМ в Киеве, в результате которого был подписан ряд документов по внедрению ЗСТ между странами. Запуск полноценной зоны свободной торговли предполагается в 2017 г. Что касается европейского проекта «Восточное партнёрство», то он согласно российской официально позиции «бросает вызов российским интересам в регионе». Ряд российских экспертов говорят о намерении Евросоюза окончательно дезинтегрировать постсоветское пространство с помощью «Восточного партнёрства» и вывести страны СНГ из-под влияния России. 27 июня 2014 г. Грузия, Молдавия и Украина подписали соглашения об ассоциации с ЕС. Соглашения об ассоциации с Молдовой и Грузией были ратифицированы всеми государствами-членами Европейского Союза; 1 июля 2016 года эти соглашения вступили в полную силу. Единственной страной ЕС, не ратифицировавшей соглашение с Украиной, стали Нидерланды. Данный проект направлен на вовлечение бывших советских республик в орбиту экономического и политического влияния ЕС. Этот проект несомненно выступает тормозом на пути дальнейшей интеграции стран СНГ.

Необходимо обратить внимание на то, что некоторые государства СНГ либо вообще не принимали участия в интеграционных процессах, либо покидали их до того, как те подошли к этапу непосредственной реализации. Несомненно, ЗСТ является наиболее успешным проектом на постсоветском пространстве, так как в него входит большинство стран СНГ (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Кыргыстан, Узбекистан, Молдова и Украина). Однако, несмотря на то, что в его разработке принимали участие Азербайджан и Туркменистан, они не сочли возможным ратифицировать соответствующий договор. Как было отмечено выше, ОДКБ в 1999 г. покинули Узбекистан, Грузия и Азербайджан. Следует выделить особую позицию Узбекистана, который несколько раз менял свой вектор развития: в 2006 г. республика вступила в ЕврАзЭС и вышла из него в 2008 г. Затем после некоторых колебаний, сравнительно поздно она присоединилась к ЗСТ СНГ (в 2013г.), а ряды ОДКБ покидала дважды в 1999 г. и в 2012г. (приостановление членства).

На наш взгляд, это объясняется недостатками самого евразийского проекта, а именно - отсутствием единой стратегии развития экономической интеграции, которая устраивала бы все страны; а также, эти недостатки обусловлены высокой свободой стран в выборе своего вектора развития и их возможностью участия в параллельных структурах и объединениях.

КОНФЛИКТЫ

 

Приднестровский конфликт — конфликт между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, претендующими на контроль над часть левобережья Днестра, население которого составляют молдаване, русские и украинцы (примерно в равной пропорции). Большая часть спорных земель в настоящий момент находится под фактическим контролем Приднестровской Молдавской Республики.

С 1989 г. в этом регионе возрастала напряженность между правительством Молдавии и местным русскоязычным населением, которое заявило о создании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (позднее так же переименованной в Приднестровскую Молдавскую Республику). Конфликт, начавшийся ещё в советское время (1989), после обретения Молдавией независимости, привёл к вооружённому противостоянию и многочисленным жертвам с обеих сторон весной и летом 1992 года. Вооружённые действия удалось прекратить благодаря вмешательству России. Российские войска под командованием генерала Александра Лебедя вмешались в конфликт на стороне Приднестровья, атаковали молдавские части и заставили их отступить, а затем подписать мирное соглашение. Молдавская сторона в свою очередь неоднократно высказывалась за вывод российских войск из региона. В настоящее время безопасность в зоне конфликта обеспечивают Совместные миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровья и военные наблюдатели от Украины. В ходе многочисленных переговоров при посредничестве России, Украины и ОБСЕ достигнуть соглашения по поводу статуса Приднестровья не удалось. Отношения между сторонами конфликта остаются напряжёнными.

Грузино-югоосетинский конфликт — этнополитический конфликт в Грузии между центральным руководством и Республикой Южная Осетия (с конца 1980-х гг. по настоящее время). Обострение осетино-грузинских отношений было вызвано резкой активизацией национальных движений в последние годы существования СССР и стремлением малых народов к повышению своего статуса. Развитию конфликта способствовало ослабление государственной власти и последовавший распад СССР.

За период с 1989 г. напряжённость в регионе, где грузины составляли около трети населения, трижды (1991 — 1992, 2004, 2008) перерастала в масштабные кровопролитные столкновения, сопровождавшиеся многочисленными жертвами и разрушениями. Многие мирные граждане в результате конфликта были вынуждены покинуть свои дома. Новое грузинское руководство (Эдуард Шеварднадзе) весной 1992 года спровоцировало военные действия в Южной Осетии. К середине июня грузинские отряды вплотную подошли к Цхинвали, что создало реальную угрозу захвата города. Под давлением российского руководства, однако, Эдуард Шеварднадзе был вынужден пойти на уступки и начать переговоры о мирном урегулировании. С 1992 г. Южная Осетия существовала как фактически самостоятельное непризнанное государство, большую часть территории которого, однако, контролировало грузинское правительство. Безопасность в регионе были призваны поддерживать Смешанные силы по поддержанию мира (в составе трёх батальонов: российского, грузинского и североосетинского), созданные в соответствии с Дагомысскими соглашениями 1992 г. между Россией и Грузией. Вооружённые столкновения были прекращены с подписанием 24 июня 1992 года Борисом Ельциным и Эдуардом Шеварднадзе Дагомысского соглашения о принципах урегулирования конфликта. Всего в ходе боевых действий безвозвратные потери (убитые и пропавшие без вести) с осетинской стороны составили 1 тыс. человек, ранено свыше 2,5 тыс.

Яндекс.Директ

Получить шенгенскую визуСмоленскПолучи визу на 1-5 лет за несколько дней! Опыт 9 лет. Без отказов. Жми!
Медицинскоеучилище повышенияквалификации. Центр дистанционного обучения персонала. Звоните сейчас!
Приглашения в РФиностранцамОформление приглашения. На Визу в РФ. От 1 000 руб. за 10 мин. онлайн!

Дагомысские соглашения предусматривали создание органа для урегулирования конфликта — Смешанной контрольной комиссии (СКК) из представителей четырёх сторон — Грузии, Южной Осетии, России и Северной Осетии. Противоборствующие стороны обязались прекратить огонь и вывести свои вооружённые формирования из зоны соприкосновения. Россия обязывалась вывести из Южной Осетии дислоцированные там инженерно-сапёрный и вертолётный полки. Применение блокад и экономических санкций объявлялось неприемлемым. Фактически утратили силу после войны в Южной Осетии в августе 2008, в ходе которой были грубо нарушены как Грузией, так и Россией (пункт 2). В Цхинвали была размещена Миссия наблюдателей от ОБСЕ.

Карабахский конфликт — конфликт между руководством Азербайджана и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, претендующими на Нагорный Карабах и прилегающие к нему территории. В 1991-1994 годах привёл к вооружённому конфликту, в котором Нагорно-Карабахская Республика также была поддержана Арменией. Итогом военного противостояния стала победа армянской стороны. Несмотря на численное преимущество, превосходство в боевой технике и живой силе, при несравнимо больших ресурсах Азербайджан потерпел поражение. Боевые потери у армянской стороны составили 5856 человек. За время войны между Азербайджаном и непризнанной НКР, в результате бомбёжек и обстрелов азербайджанской армией гражданского населения НК, погибло 1264 мирных жителей. Потери азербайджанской стороны составили более 25 000 человек. В итоге под контроль армянских формирований перешла почти вся территория Нагорно-Карабахской автономной области, а также окружающая её территория семи районов Азербайджана и азербайджанские анклавы на территории Армении: сёла Верхняя Аскипара и Бархударлы Казахского района и село Кярки Садаракского района. Под контролем Национальной армии Азербайджана находится 750 кв. км. территории непризнанной НКР.

Грузино-абхазский конфликт — этнополитический конфликт между центральной властью Грузии и руководством автономной республики Абхазия. В более широком смысле, является одним из проявлений геополитического конфликта в кавказском регионе, обострившегося в конце XX века в связи с распадом СССР.

Вооружённый конфликт 1992—1993 годов, по обнародованным данным сторон, унёс жизни 4 тыс. грузин и 1 тыс. абхазов. Потери экономики автономии составили 10,7 млрд долларов. На территории республики осталось огромное количество мин, унесших жизни около 700 человек. 14 августа 1992, в самый разгар курортного сезона, отряды Национальной гвардии Грузии численностью до 3000 человек под предлогом преследования отрядов сторонников Звиада Гамсахурдиа, вошли на территорию Абхазии. 27 июля 1993 года, после длительных боёв, в Сочи было подписано соглашение о временном прекращении огня, в котором Россия выступала в роли гаранта. Данное перемирие абхазов заставила подписать Россия (под нажимом авторитета Э. Шеварнадзе), так как в результате боёв абхазами был полностью блокирован город Сухум и войска Госсовета оказались в полном окружении. 14 мая 1994 года при посредничестве России, было заключено Соглашение о прекращении огня и разделении сил.

С 23 июня 1994 года на территории Абхазии находятся миротворческие силы СНГ — фактически это те же российские подразделения ВДВ, дислоцировавшиеся здесь ранее. Вдоль реки Ингури установлена 12-километровая «зона безопасности». Единственным районом Абхазии, который контролировала Грузия, являлось Кодорское ущелье (до августа 2008 года). Неурегулированность отношений между Республикой Абхазия и Грузией, наличие тысяч грузинских беженцев из Абхазии в Грузию является постоянным источником напряжённости в Закавказье.

Первая чеченская война (Чеч. Конф. 1994—1996 годов, Восстановление конституц. порядка в республике Чечня) — боевые действия в Чечне и некоторых населённых пунктах соседних регионов российского Северного Кавказа с целью удержать Чечню в составе России. Часто называется «первой чеченской войной», хотя официально конфликт назывался «мерами по поддержанию конституционного порядка». Конфликт и предшествующие ему события характеризовались большим количеством жертв среди населения, военных и правоохранительных органов, отмечались факты геноцида нечеченского населения в Чечне. Несмотря на определённые военные успехи ВС и МВД России, итогами этого конфликта стали поражение и вывод федеральных войск, массовые разрушения и жертвы, де-факто независимость Чечни до второго чеченского конфликта и волна террора, прокатившаяся по России.

Южная Осетия 2008 – во второй половине 90-х годов грузино-российские отношения осложнялись ситуацией в Панкисском ущелье на грузинской территории. В этом районе традиционно проживали чеченцы-кистинцы, на землях которых боевики разместили свои базы. Грузия под давлением России приняла меры для их удаления из Панкисского ущелья. После свержения Э.А.Шеварнадзе в 2003 г. грузинское правительство стало форсировать сближение с НАТО и активнее добиваться вывода российских баз с грузинской территории. Базы были эвакуированы в 2007 году, но российско-грузинские отношения продолжали ухудшаться на фоне взаимных обвинений и военных приготовлений.

Военное нападение Грузии в августе 2008 г. на столицу Южной Осетии привело к вспышке напряженности в мире. Российские войска осуществили операцию по принуждению Грузии к миру, а российское правительство пошло на признание независимости Абхазии и Южной Осетии. США, которые фактически помогли Грузии подготовиться к нападению на Цхинвал, выступили с обвинениями России в попытке свергнуть грузинский режим. Страны ЕС предприняли частично успешную попытку выступить посредником между Россией и Грузией.

В ночь с 7 на 8 августа 2008 года Грузия попыталась навязать силовое решение конфликта Южной Осетии, находившейся в тот момент в статусе непризнанной республики. Российская Федерация ввела свои войска в Южную Осетию, в результате чего через несколько дней грузинские войска были отброшены из Южной Осетии, также в ходе конфликта вооружённые силы Грузии оставили ранее контролируемую ими верхнюю часть Кодорского ущелья в Абхазии. 26 августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, 9 сентября между государствами были установлены дипломатические отношения.

 

Я СЕБЕ НЕ ПЕЧАТАЛА ЭТОТ КОНФЛИКТ

Конфликт в Таджикистане. После распада СССР независимое таджикское государство возглавил выходец из Ленинабада Рахмон Набиев, однако мощная исламская оппозиция, зародившаяся на волне преобразований в СССР и на фоне давних противоречий между регионами и вдохновлённая падением режима Наджибуллы в Афганистане, предприняла попытку свержения Набиева. 11 мая 1992 года Набиев был вынужден ввести представителей исламской оппозиции в правительство. В июне 1992 года противники исламистов под руководством Сангака Сафарова подняли мятеж в Кулябе. Противостояние вылилось в межэтнический конфликт и гражданскую войну (1992—1997) между Народным фронтом — сторонниками светского государства (кланы Худжанда и Хатлона) и Объединённой таджикской оппозицией — коалицией исламистов (выходцев из районов Гарма) и «демократов» (Горного Бадахшана).

27 сентября 1992 силы Народного фронта заняли Курган-Тюбе при поддержке Узбекистана и России, поскольку возможная исламизация Таджикистана грозила нарушением геополитического баланса и активизацией исламистов внутри этих стран. 24 октября 1992 года — первая попытка штурма Душанбе. Народный фронт возглавил сподвижник Сафарова Эмомали Рахмон. В декабре 1992 года его отряды без боя заняли столицу. Во главе нового правительства стал Эмомали Рахмон. Исламисты были вытеснены на восток страны и в соседний Афганистан. На фоне усиления власти талибов в Афганистане 27 июня 1997 года было заключено перемирие между правительством Рахмонова и Объединённой таджикской оппозицией. Исламисты влились в государственные структуры, включая парламент и армию.

3-10 ноября 1998 года — мятеж одного из бывших руководителей Народного фронта полковника Махмуда Худойбердыева в Худжанде, по мнению властей республики, поддержанный Узбекистаном. 1999 год — попытка прохода отряда узбекской вооружённой оппозиции под предводительством Намангани с территории Таджикистана (Гарм) в Узбекистан через территорию Киргизии, а потом через Северный Таджикистан и Наугарзан.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: