Проблемы взаимоотношения религий




Сколько существуют религии, столько существуют и проблемы их взаимоотношений. Они, как правило, носят отнюдь не мирный характер, перерастая довольно часто в религиозные войны: язычество – монотеизм; католицизм – ислам – православие – протестантизм; сунниты – шииты и т.д.

Россия в этом отношении может служить примером относительно мирного существования конфессий. Веками язычники, православные, иудеи, старообрядцы, мусульмане, протестанты соседствуют друг с другом, сотрудничая во всех сферах, обмениваясь культурой, обычаями, празднествами, скрепляя добрососедские отношения родственными.

Екатерина II в своем знаменитом «Наказе» комиссии по подготовке нового Соборного Уложения писала: «В столь великом государстве, распространяющем свое владение над столь многими народами, весьма бы вредным для спокойствия и безопасности граждан был порок – запрещение или недозволение их различных вер…

Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые зачерствелые сердца и отводит их от заматерелого упорства, утушая споры их, противные тишине государства и соединению граждан».

Россия восприняла от Византии исключительную терпимость и уважение к чужим вероисповеданиям. В православной Византии мирно уживались и взаимообогащались культуры самых различных, иногда даже в прошлом враждебных народов. Болгария, Югославия, Греция, Румыния, Кипр, Молдова не отторгали культуру завоевателя, а перерабатывали ее, соединяли с православными основами духовности.

На огромной территории России нашли защиту и поддержку десятки народов, чей этнос, культура пребывали на грани исчезновения. И если до сих пор человечество знает самобытную культуру эвенков, коряков, чукчей, ненцев, черкесов, даргинцев и многих других народов, то в этом немалая заслуга русского народа, православия с их терпимостью и поистине гуманистическим отношением к иноверию и иной культуре.

В Золотой Орде рядом стояли православные и мусульманские храмы. Кстати говоря, уважение к религиозным храмам было провозглашено еще Чингисханом в его «Великой Ясе», составленной в 1206 г. Он наказывал потомкам «уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному». И хотя военные действия, несомненно, нанесли немалый урон русским церквам, само православие было сохранено. Русские правители ответили на этот знак уважения к вере их народа взаимным уважением. Императрица Екатерина образовала в Уфе Духовное управление мусульман. Каждый мог воспитывать своих детей в своей вере – православный и мусульманин, и это обеспечивало мирное сосуществование двух религий. Интересно, что мусульмане имели свою молитву за православного императора, в которой исповедовали его защитником и покровителем всех российских мусульман. Православный же император выстроил в честь победы над Наполеоном и героизма татарского корпуса Историческую мечеть в Москве. На казенные деньги была построена и Соборная мечеть в Санкт-Петербурге. Наследники Золотой Орды Сибирский, Казанский, Астраханский, Крымский ханы не препятствовали деятельности православного духовенства в своих государствах.

В современной России ислам играет важную роль в жизни народа. Без ислама российское общество вообще немыслимо. В преамбуле закона «О свободе совести и религиозных объединениях» констатируется уважение к исламу как религии, «составляющей неотъемлемую часть исторического наследия народов России».

Принципиально иное отношение к выходцам из мусульманских государств в США и Западной Европе. Для жителей Франции, Германии, Великобритании, Испании и других стран Европы мусульмане – это, прежде всего конкуренты на рынке рабочей силы, приезжие туристы, которые своим поведением досаждают европейцам. Характерно, что в мусульманских странах к приезжему из других стран демонстрируется подчеркнутое гостеприимство, уважение, терпеливое отношение к их привычкам и обычаям. Персонал гостиниц, принимающих иностранных туристов, обучен минимальному знанию многих языков мира, чтобы свободно обращаться к гостям, узнавать их желания, потребности, прихоти. В России мусульмане – наши коренные народы, не знающие иной Родины, кроме России, наши родственники, соседи, друзья.

Православие в России играет роль одной из важнейших скреп, обеспечивающих духовное единение страны. Важнейшее преимущество православия в том, что оно включает в себя элементы как западных, так и восточных верований. Оно близко ко всем древним ветвям христианства, к гуманистическим элементам иудаизма, к мирному и просвещенному исламу, к буддизму, индуизму, другим великим религиям. Православие не стало религией «золотого миллиарда», противопоставившего себя остальному миру, свысока смотрящего на остальной «нищий мир», который потому и стал нищим, что страны «золотого миллиарда» выкачивают из него все национальные богатства, обеспечивая за счет этого значительно более высокий уровень жизни своего населения.

Православие стремится укрепить отношения между всеми православными странами мира, создавая для этого специальные организации: Европейскую межпарламентскую ассамблею православия (ЕМАП), Международный Фонд единства православных народов, Всемирное братство православных молодежных организаций (СИНДЕСМОС), ИМКА, Ассоциацию православных писателей и журналистов, Православную Академию Крита. На сегодняшний день существует более тридцати международных региональных религиозно-общественных и политических организаций православной направленности.

Заметную роль играет ЕМАП. Сейчас в ней активно сотрудничают представители парламентов 23 стран: Австралии, Албании, Армении, Белоруссии, Болгарии, Голландии, Греции, Грузии, Казахстана, Кипра, Латвии, Литвы, Молдовы, Нидерландов, Польши, России, Румынии, Словакии, Уганды, Украины, Швеции, Эстонии, Югославии.

Православный мир в отличие от них никогда не стремился насильно или обманным путем навязать другим народам собственные взгляды, чем сегодня активно занимаются многие западные миссионеры и проповедники. Этим православный мир уже много веков назад явил всему человечеству подлинное лицо религиозной свободы.

Православные народы могут и должны интегрироваться в единую Европу:

- во-первых, как целое, взаимозависимое поствизантийское пространство;

- во-вторых, только при сохранении собственных духовных, культурных, социальных традиций, своего православного менталитета;

- в-третьих, этих целей возможно достичь при развитии собственных традиций наших народов, лучших завоеваний человеческого духа: нравственных начал, социальной справедливости, истинной свободы для всех». Под православием понимается «не только собственно религиозный фактор, но и неразрывно связанные с ним фольклор, обычаи, мораль, эстетика, отношение к хозяйствованию, - иначе говоря, общий уклад народной жизни». Легче всего процесс сближения православных организаций, судя по начавшемуся процессу, пойдет между русской Православной Церковью и Русской Зарубежной Православной Церковью: наладился регулярный переговорный обмен на высшем уровне, первосвятители обеих церквей отслужили совместные молебны, обмениваются взаимными визитами. К объединению этих церквей налицо все духовные предпосылки. А это главное.

Труднее складывается объединение Украинской Патриархии с Московской. Во-первых, украинская сторона начала с откола от Московской Патриархии. Во-вторых, политические руководители Киева тоже стремятся не столько к объединению, сколько к получению от России односторонней выгоды и постоянно шантажируют Россию вхождением в НАТО. Понятно, что церковные иерархи работают с оглядкой на государственное руководство. Из-за политического противостояния возникают трудности и с церквами прибалтийских стран, среднеазиатских, грузинских. Думается, что лучшим стимулятором встречного движения будет время. Оно всем покажет, какой путь для стран в целом и для их руководства будет наиболее выгодным. Уйти из-под российского влияния и попасть под давление американцев или немцев, еще надо подумать, что лучше. Обретенная «свобода» для народов этих стран оказалась отнюдь не раем небесным.

Для Православных Церквей, расположенных в странах СНГ, привлекательным фактом является то, что на территории России практически не было религиозных войн. «Крестовые походы» против ислама, миллионные жертвы инквизиции, 2 миллиона уничтоженных католиками гугенотов – эти факты Западной Церкви отнюдь не являются привлекательными для их объединения. Надо учитывать и то обстоятельство, что силы католиков и православных в Европе фактически равны – по 250 миллионов человек. Демографическая ситуация в европейских странах ничуть не лучше, чем в России.

Важнейшим принципом взаимоотношений православия с инославными конфессиями является его миролюбие и веротерпимость. Об этом во всеуслышание заявил святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На Архиерейском Соборе 29 ноября 1994 года он сказал: «Русская Православная Церковь, осуществляя контакты с инославием территории СНГ, стремится в первую очередь к преодолению таких негативных явлений, как конфессиональная нетерпимость. Хорошо известно, что межконфессиональная рознь порождает напряжение в обществе и может быть причиной серьезных настроений. Мы убеждены, что наш диалог с инославными должен вдохновляться миротворческой идеей и служить гражданскому миру и согласию». Для русского национального характера, составляющего ядро российской духовности, характерна готовность к самопожертвованию во имя блага своего и других народов. Он доказал это всей своей многострадальной историей.

Национальный характер - качественные признаки психологии, поведения народа, складывающиеся веками и несущие в себе черты, отличающие один народ от другого.

Инославная конфессия – религия другого народа или народов, отличающаяся от сравниваемой некоторыми существенными чертами.

Как признано наукой, единое национальное чувство возникло у русских задолго до образования нации. Понятие «русская земля» было близким восточным славянам еще с Х в., когда только формировалось единое Русское государство с центром в Киеве.

Клич «За Родину, за Отечество!» сопровождает всю историю России. С ним бились с южными кочевниками, с ним ходили на хазар, с ним громили тевтонцев на Чудском озере, с ним одержали историческую победу над ордами Мамая на Куликовом поле, с ним нанесли урон наполеоновским войскам на Бородинском поле, после которого он уже не мог оправиться и с позором бежал из России, с ним ломали хребет фашистскому зверю на Прохоровском поле, с ним водрузили знамя победы над поверженным рейхстагом, с ним сегодня защищаем и свою Родину и спасаем весь мир от терроризма. И надо отдать должное русскому православию, что оно много потрудилось, чтобы эта идея вошла в плоть и кровь русского народа и других народов, живших под его рукой. Смысл православной духовности – служение народу, Родине. В этом нравственный идеал православия, выражающего в данном случае коренные чувства простых людей.

Для всех народов, проживающих в современной России, немаловажным является факт, что русский народ и по истории, и по своей численности, и по ратному опыту, и по культурной, духовной роли является государствообразующим народом. Не унижая достоинства других наций и народов, следует ясно понять, что Россия - это русское государство. А отсюда должно коренным образом измениться положение русского народа в стране. До сих пор (и при царизме, и при большевизме) он находился в ущемленном положении: он платил больше всех налогов, и меньше всех получал из государственного бюджета. Вкладывая больше всех сил в развитие народного хозяйства, являясь главным создателем национального богатства, он имел уровень жизни, намного уступающий тем же странам Прибалтики или Закавказья, которые громче всех «стонали» под «гнетом» России. И государственные, и политические, и хозяйственные, и церковные деятели должны понять, что мощь и процветание России, их личное благополучие целиком будет зависеть от благополучия русского народа. Поймут – Россия, действительно, в скором времени (через 15-20 лет) займет достойное положение в мире. Не поймут – будут все глубже и глубже погружаться в пучину отсталости и бедности. Все народы России должны понять, что русский народ был и остается для них единственным щитом и обороной от любой экспансии. Ни один народ не в состоянии взять на себя роль государствообразующего народа. Что значит взять на себя такую роль? Это означает, что народ вносит в экономическую мощь страны наибольший вклад. Это означает, что такой народ способен содержать армию, вооруженную самыми современными средствами обороны. Это значит, что он способен отразить нападение самого грозного агрессора. Это означает, что он располагает таким интеллектуальным потенциалом, который способен обогатить и сохранить культуру любого этноса, проживающего на территории государства. Это означает, что он сам способен воспринимать культуру других народов, способен не только ассимилировать другие народы, но и сам приспосабливаться к обычаям и традициям других народов. Это означает его духовную гибкость, толерантность к иным культурам и иным верам. Пусть каждый народ, проживающий ныне на территории России, задумается и честно сам себе ответит, обладает ли он всеми этими способностями.

Все верующие и неверующие России понимают, что сама по себе духовность не выстоит. За нее надо бороться. И это дело всего народа, так как определяет и его национальный характер, и место во всем мировом сообществе. Ф. Энгельс называл дух, духовность «высшим цветом» материи. Духовность в своей основе едина для любого народа, когда распадается такое единство, разрушается и общность социальных, национальных, государственных, народных основ, - гибнет народ. Культурная, духовная интервенция, осуществляемая ныне иностранными государствами против России, это далеко рассчитанный план уничтожения России как единого целого, расчленения ее на куски, не способные отстоять свою независимость, покончить со свободолюбием ее народов, установления господства и превращения в современных рабов всего ее населения. Это тот же гитлеровский план, только осуществляемый иными, более тонкими средствами. Отсюда и общая задача всемерного укрепления православия, как ведущей конфессии в России, независимо от того, верующий ты или неверующий, православный или инославный.

Важно новым взглядом оценить идею экуменизма христианских конфессий. Эта идея высказывалась не один раз на протяжении всей истории христианства. Ее отстаивали представители раннего Возрождения Марсилино Фичино (1433-1499), кардинал католической церкви, виднейший философ того времени Н. Кузанский (1401-1464), русский видный философ второй половины ХIХ в. В.С. Соловьев и др. Но все зависит от того, на какой основе будет развиваться идея экуменизации, на основе поглощения православия католицизмом или на базе сотрудничества, взаимоуважения, сближения позиций, признания духовного и культурного своеобразия объединяющихся сторон. Пока наблюдается обычный для католицизма экспансионистский путь установления своего влияния. Для православия такой путь неприемлем. Он уже решительно отвергнут Русской Православной Церковью. Но от экуменизма не уйти: процесс глобализации, охвативший весь мир, будет подталкивать и противостоящие церкви к постепенному сближению. Экуменизация – объективная мировая тенденция.

Но в России, кроме православия, имеются и другие конфессии, принадлежащие к мировым религиям, в первую очередь ислам, насчитывающий, по неполным подсчетам, около 20 миллионов человек. В его среде тоже происходят процессы объединения и укрепления. Эти процессы идут как на всемирном уровне, так и на региональном, в частности в России. Они, к сожалению, носят двоякий характер: с одной стороны, противопоставления христианству и другим конфессиям, а, с другой, налаживания деловых, дружественных отношений с ними. Второй путь можно только приветствовать. Думается, что мусульмане России понимают вес и значение России как на международной арене, так и внутри государства. Поэтому начались интенсивные процессы налаживания более тесного взаимодействия, согласования политики между православием и исламом. Создан Совет муфтиев России, который работает в постоянных контактах с Русской Православной Церковью, контакты осуществляются и на региональных уровнях. Исламские организации помогают установлению и укреплению связей народов России, исповедующих ислам, с народами Средней Азии, где основной религией является ислам. Всячески подчеркивается опыт совместных освободительных военных действий мусульманских полков, дивизионов, корпусов в ХIХ веке, героизм воинов-мусульман во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Об этом надо постоянно напоминать, чтобы в сознании подрастающих поколений не стиралась память о военном союзе и братстве русских и мусульманских подразделений в общем благородном деле освобождения народов из-под иноземной оккупации.

Взаимоотношения между религиями складываются двумя основными путями: стихийным и государственно-правовым. Первый путь прокладывает себе дорогу в основном в быту. Второй – прерогатива государства, которое подводит законодательно-правовую базу под религиозные отношения. Такое законодательство есть во многих странах. Летом 1996 г. российский парламент принял закон «О свободе совести и о религиозных организациях». Закон дает основные понятия, регулирующие отношения в духовно-религиозной сфере, в том числе, в отношениях между различными конфессиями; закон направлен на гармонизацию государственно-церковных отношений, достижение межконфессионального мира, взаимопонимания и согласия, предотвращения религиозных конфликтов. Характерно, что в судах за последние годы рассматривается небольшое количество дел, в основе которых лежат религиозные отношения между людьми: по данным Генеральной прокуратуры РФ, по фактам национальной, расовой и религиозной вражды в производстве в 1998 году находилось 25 дел, в 1999 – 44 дела, в 2000 – 37 дел, в 2001 – 39 дел, а для рассмотрения в суды направлено: в 1998 г. – 5 дел, в 1999 – 9 дел, в 2000 – 6 дел. В 2001 – 5 дел.

Россией накоплен уникальный опыт в налаживании мирных отношений между народами, исповедующими разные религии. Это отмечал еще выдающийся русский философ И.А. Ильин: задача состоит в том, писал он, чтобы «…не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь; не задушить иноплеменную и инославную жизнь; а дать всем жизнь, дыхание и великую родину… для всего этого разноголосого человеческого моря; всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему. Трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство. Но для этого мы должны были – прежде всего – сами расти, молиться, творить и петь. И вот Россия подъяла и бремя своих народностей. Подъяла и понесла его - единственное в мире явление».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: