Психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом. 5

2. Онтогенез развития речи у детей в норме и при детском церебральном параличе 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 24

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Детский церебральный паралич – аномальное двигательное развитие, в основе которого лежат различные причины и механизмы первичного нарушения мышечного тонуса и расстройства координации движений. В следствии чего формируется патологический двигательные стереотипы, часто сопровождающиеся интеллектуально-мнестическими, речевыми, сенсорными и соматическими нарушениями.

По данным Министерства Здравоохранения и Социального Развития Российской Федерации быстрыми темпами растет число детей с заболеванием детский церебральный паралич. Так по сообщению пресс- службы Минздрава в период с 2012 по 2017 год число детей с таким диагнозом увеличилось на 19.8%, что составляет порядком 85000 человек.

В последнее время проблема детского церебрального паралича является объектом пристального внимания специалистов различных областей научного значения: клиницистов (Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, М.Б. Эйдинова), педагогов (Р.Д. Бабенкова, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, И.И. Панченко, Н.В. Симонова), психологов (И.И. Мамайчук, Н.М. Сараева) и является весьма актуальная с точки зрения выбора адекватных путей обучения, воспитания и социальной адаптации обучающихся.

Как отмечает О.Г. Приходько в сложной структуре нарушений у детей с ДЦП значительное место занимают речевые расстройства. У больных с церебральным параличом имеют место сложные вариативные проявления речевого дефекта, разнообразная структура речевой патологии, различные сочетания нарушенных звеньев речевого процесса, что требует целенаправленного коррекционного подхода.

По утверждению Г.М. Мастюковой, И.И Панченко, Л.Б. Халиловой к началу обучения в школе у детей с ДЦП недостаточно сформирована произносительная сторона речи, что обусловлено патологическими процессами различных мозговых структур, вызывающих церебрально- органическую патологию. Наличие таких нарушений препятствует формированию полноценной речевой и учебной деятельности. Эти дети составляют группу риска по успеваемости. Речевые нарушения ограничивают контакт и общение детей со взрослыми и здоровыми сверстниками, снижает мотивацию к речевому общению.


Психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом

В настоящее время нет единого определения термина «детский церебральный паралич (ДЦП)». Но большинство авторов считают диагноз ДЦП собирательным, объединяющим группу нейропсихосоматических синдромов, возникающих в результате недоразвития и/или повреждения мозга в раннем периоде его развития и в дальнейшем проявляющихся, прежде всего, неспособностью сохранять позу и выполнять произвольные движения [10].

На наш взгляд более точное и полное определение детскому церебральному параличу дает В.В. Осокин, который утверждает, что детский церебральный паралич – в первую очередь аномальное двигательное развитие, в основе которого лежат различные причины и механизмы первичного нарушения мышечного тонуса и расстройства координации движений. В следствии чего формируется патологический двигательные стереотипы, часто сопровождающиеся интеллектуально-мнестическими, речевыми, сенсорными и соматическими нарушениями [11].

На сегодняшний день в России используют клиническую классификацию детского церебрального паралича К.А. Семеновой, в которой выделяется 5 форм ДЦП:

1. Спастическая диплегия – самая распространенная форма ДЦП, при которой поражены и руки, и ноги, причем нижние конечности затронуты в большей степени, чем верхние. Основным признаком спастической диплегии является повышение мышечного тонуса в конечностях, ограничение силы и объема движений. Спастическая диплегия – прогностически благоприятная форма заболевания в плане преодоления психических и речевых расстройств и менее благоприятная в отношении становления двигательных функций.

2. Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Основные клинические проявления – преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. Прогноз двигательного, психического и речевого развития неблагоприятный.

3. Гемипаретическая форма характеризуется повреждением конечностей (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный при своевременно начатом и адекватном лечении.

4. Гиперкинетическая форма связана с поражением подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов, которые возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и при попытках к выполнению любого двигательного акта. В покое гиперкинезы уменьшаются и практически полностью исчезают во время сна. Прогноз развития двигательных функций зависит от тяжести поражения нервной системы, от характера и интенсивности гиперкинезов.

5. Атонически-астатическая форма ДЦП возникает при поражении мозжечка, в некоторых случаях сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений) [13].

Изучение детского церебрального паралича осуществляется в разных аспектах. Для нас более актуально рассмотреть психолого-педагогический компонент, выделить те особенности, которые значимы для логопедической и психолого-педагогической диагностики и коррекции нарушений при ДЦП.

Блинков Ю. А., Назарова Н. М. отмечают, что нет четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития (церебрально-органического генеза).

Как отмечает Р.И. Лалаева у обучающихся с ДЦП выражены психоорганические проявления – замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти. Большое число детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается целенаправленная деятельность [8].

Т. А. Фотекова в своих работах отмечает, что для детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастности [14].

У детей с ДЦП в большей степени нарушено абстрактное мышление, у них слабо выражена способность к обобщению, к решению задач с использованием приема аналогии, к созданию абстрактных закономерностей.

Дети с ДЦП обладают по большей части конкретным, инфантильным и стереотипным мышлением. Мыслительная деятельность таких детей, по данным Д. Х. Астрахан, Т. Т. Батышевой, И.Ю. Левченко характеризуется беспорядочностью, импульсивностью, застреванием на несущественных деталях, повторениями, заторможенностью [3].

Анализируя особенности познавательной активности детей с ДЦП Е. М. Мастюкова выделяет трудности в заданиях, требующих словесно- логического мышления, при этом наглядно-действенное мышление нарушено в меньшей мере. Е.Ф. Архипова, Л.А. Данилова выявили у детей с ДЦП трудности поэтапного формирования умственных действий, а также процесса сокращения и обобщения уже сформированного действия [10].

Патология внимания характерна для всех форм церебрального паралича. У детей наблюдаются такие особенности внимания, как нарушение его концентрации вследствие истощения ЦНС, частые колебания внимания, ограничение объема, нарушение переключаемости и распределения внимания. У детей с ДЦП неустойчивость внимания имеет вариативные формы проявлений в каждом конкретном случае. Так, у одних детей наибольший уровень функционирования характеристик внимания обнаруживается в начале реализации задания и неуклонно снижается по мере его продолжения; у других — наибольшая концентрация внимания устанавливается только после некоторого периода деятельности; у третьих - отмечается колебание внимание на протяжении всей деятельности. Данные нарушения внимания у детей с ДЦП негативно воздействуют на развитие и становление познавательной деятельности в целом, понижают результативность усвоения знаний, формирования умений и навыков [10].

Особенности познавательной деятельности детей с ДЦП особенно выражено проявляются в период школьного обучения и являются существенной причиной их школьной неуспеваемости.

Волнообразность в работоспособности и инициативности тесным образом связана с состояниями нервно-психической сферы детей. Эти дети, по мнению И. Ю. Левченко, Е. Н. Правдиной-Винарской, Р.Н. Финн умеют трудиться продуктивно и заинтересованно при определенных условиях, если же условия не соблюдены, то они становятся плохо успевающими [6].

Так, в спокойной обстановке отмечается наиболее высокий уровень работоспособности и инициативности детей, особенно когда дети выполняют задания, которые не требуют длительного напряжения и представляют интерес для ребенка. Но длительность периода неплохой работоспособности, в течение которого дети с ДЦП в состоянии овладеть изучаемым материалом, очень мала. Далее дети начинают отвлекаться вследствие утомления и истощения их нервно-психической сферы. Волнообразность в проявлении продуктивной и непродуктивной деятельности, по данным И. Н. Иваницкой, М. В. Ипполитовой в совокупности со сниженной активностью познавательной сферы ведет к тому, что знания, приобретаемые школьниками с ДЦП, носят обрывочный характер, а всякий неосвоенный ребенком вид работы или необходимость произвести смену технологии действия вызывает затруднения [7]. У детей с ДЦП даже самые простые навыки вырабатываются весьма замедленно, а для того, чтобы их закрепить, необходимы неоднократные установки, упражнения, повторения. Дети с ДЦП переходят от одного вида деятельности к другому с большим трудом, в то же время для них утомительны монотонные действия. Большинство детей с ДЦП, по данным H.В. Финкеля, не могут одномоментно вливаться в какое-либо занятие. Применение позитивной стимуляции способствует сосредоточению детей, ориентирует их на более скорое вхождение в деятельность, активизирует рабочее состояние детей. В отличие от сверстников, имеющих нормальное развитие, дети с ДЦП в ходе получения знаний практически не используют накопленный жизненный опыт и испытывают выраженные трудности при обобщении уже сформированных представлений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: