Монреальская декларация
Принята Генеральной ассамблеей
Международного бюро социального туризма
(Bureau International du Tourisme Social, BITS - БИТС)
12 сентября 1996 года
К гуманному и социальному видению туризма
Что означает социальный туризм сегодня? Как понимают свою роль основные участники процесса социального туризма? Каковы их убеждения и устремления?
Каковы в сегодняшнем мире проблемы и перспективы, ожидающие нас на пороге третьего тысячелетия?
25 лет назад в Венской хартии – документе, имеющем актуальное значение и сегодня, БИТС раскрыл социальные, культурные, политические и экономические аспекты туризма.
Что же будет означать социальный туризм в предстоящие годы? Ответ на этот ключевой вопрос и должна дать Монреальская декларация.
Социальный туризм - высокий идеал перед лицом дискриминации и проблем интеграции
Сегодня в мире, в котором научный, информационный и технологический прогресс сопровождается сокращением рабочих мест, в то время как открываются беспрецедентные возможности в социально-культурной области, формируются крупномасштабные экономические союзы, действующие в соответствии со своей собственной логикой свободного рынка, когда в некоторых странах наблюдается быстрый рост, открывающий возможности для внутреннего туризма, а некоторые страны и даже целые континенты повержены в ужасающую нищету, - в этом мире туризм растет стремительными темпами.
Мы являемся свидетелями поразительного увеличения объемов путешествий с деловыми целями и на отдых, открытия границ, диверсификации туристских направлений, новых средств коммуникации и транспорта.
Одновременно с глобальным процессом размывания границ между рабочим временем и временем для отдыха и путешествий мы наблюдаем в некоторых странах недопустимые формы эксплуатации местного населения, как, например, детская проституция.
|
Статья 1
Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что все люди имеют право на отдых, свободное время, ограничение часов работы и оплачиваемый отпуск.
Учитывая, что это право признано далеко не везде, необходимо неустанно бороться за использование отдыха и туризма для удовлетворения человеческих потребностей на основе, уже заложенной социальным туризмом, главной целью которого всегда было обеспечение возможностей для всех путешествовать и отдыхать.
Статья 2
Все инициативы по развитию туризма должны быть нацелены на полную реализацию потенциала каждого человека, как личности, так и гражданина.
Социальный туризм - преимущества в ближайшем будущем
Социальный туризм - "дизайнер общества"
Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая семьи, молодежь и пожилых лиц, обязательно означает участие в борьбе против неравенства и против исключения лиц с иной культурой, с ограниченными средствами или возможностями или живущих в развивающихся странах.
С этой целью следует разработать и осуществить конкретные меры: определить социальную туристскую политику, создать надлежащую инфраструктуру, обеспечить систему поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовить кадры и информационную работу и т.д. Скромные инициативы, являющиеся элементом общей стратегии, могут зачастую быть более эффективными "дизайнерами общества", чем крупномасштабные проекты.
|
Статья 4
Отпуска и путешествия могут предоставить наиболее удачные возможности для повышения культурного уровня благодаря открытию новых мест, культур и цивилизаций; благодаря физическим, художественным, спортивным и рекреационным видам деятельности; благодаря знакомству с людьми других поколений и иного образования; благодаря другим занятиям туристов.
Организаторы социального туризма желают внести свой вклад в совершенствование человеческих отношений благодаря их профессиональной подготовке и культурно-развлекательной деятельности. Социальный туризм является средством социального единения.
Социальный туризм - двигатель экономического развития
Статья 5
Сотни миллионов людей путешествуют и принимаются в мире благодаря социальному туризму, который охватывает все социальные слои и возрастные группы.
Социальный туризм процветает в экономической среде, для которой характерны солидарность и продуманная социальная политика. В свою очередь, социальный туризм во все большей степени предлагает благоприятные экономические возможности.
Туризм для всех является ключом к экономическому процветанию. Благодаря ему генерируется постоянный поток людей и инвестиций, что способствует региональному развитию, формирует национальное и международное богатство, а также стимулирует перенос ресурсов из более богатых в более бедные страны.
Статья 6
Туризм должен приносить выгоды всему обществу. Его выгоды должны содействовать социально-экономическому развитию регионов и граждан в целом. Туристский сектор должен одновременно обеспечивать занятость и гарантировать основные права всех трудящихся.
Статья 7
Все основные участники процесса развития туризма испытывают одинаковые экономические сложности. Все они - предприниматели, директора объектов, туроператоры и гиды, преподаватели и массовики-затейники являются субъектами экономической деятельности, на которых распространяются одинаковые условия конкуренции, профессионального уровня и стандартов.
Решение задач социального развития немыслимо без прекрасного менеджмента и совершенствования результатов.